Мир искусства. Взаимопроникновение?

Произведения искусства предстают перед детьми целым миром, который их окружает: дома, храмы, мосты, фонтаны, памятники, картины, книги, музыка… Чаще всего дети не воспринимают произведения искусства как нечто особенное, отдельное от них, творения мастеров сливаются с естественной средой, становятся ее частью.

Изначально малыш не разделяет и разных видов искусств при соприкосновении с ними.

Он просто впитывает в себя впечатления от песен, сказок, читаемых в лицах, от кукольных постановок, иллюстрированных изданий детских рассказов…

Но мы с завидным упорством обучаем его разным классификациям, в том числе, классификациям мира искусства, что, конечно, необходимо, но при этом зачастую учим этому довольно механистически.

В школе у ребенка есть отдельные предметы: рисование, музыка, литература. Очень редко учителя начальных классов пытаются преподавать эти школьные предметы во взаимосвязи друг с другом.

Я отлично помню – какое раздражение вызвало у нас с мужем задание сыну в начальной школе сочинить сказку, да не просто сказку, а сказку по заданному учителем алгоритму, оформить ее рисунками, соединить в издание. Мы трудились всей семьей и возмущались «школьными заданиями для родителей», не понимая, что это, возможно, неуклюжие, но все-таки попытки обучения пониманию взаимопроникновения искусств.

И вот, добившись разделения в голове ребенка искусств по видам, мы в средней школе начинаем учить его тому, с чего все начиналось – взаимосвязи, синтезу искусств, органичному соединению разных видов искусства в художественное целое, творческим подходам сотворения оригинального художественного явления.

Абстракции4

Это я говорю с большим преувеличением: «начинаем учить». На самом деле это скромные попытки отдельных творчески настроенных учителей – обратить внимание подрастающего поколения на то, что в мире все взаимосвязано.

На практике: учить анализу гораздо легче, чем синтезу.

Однажды дочери задали в пятом классе задание по музыке – написать реферат на тему «Литература и музыка». Учительница объяснила, что надо говорить в своей работе о связи между литературными и музыкальными произведениями. При этом надо было записать на диск фрагменты используемых музыкальных произведений или мелодии целиком, если они небольшие, для прослушивания музыкальных фрагментов во время защиты проекта.

Это задание ей было не очень понятно. О какой связи речь? Что за произведения, связанные друг с другом? Почему они связаны?..

Я была благодарна учительнице музыки, которая своим заданием нечаянно вскрыла проблему непонимания взаимосвязи между литературой и музыкой, а также другими видами искусств у дочери.

При ближайшем рассмотрении оказалось, что балеты и оперы часто написаны на сюжеты известных сказок и других литературных произведений, а многие из них мы смотрели или слушали, но дочь не соотносила их со знаменитыми сказками: например, балет С.С. Прокофьева «Золушка», балет на музыку П.И. Чайковского «Снегурочка» (упоминаю по ссылке ТОП-10 спектаклей Москвы для подростков).

А стихи к многократно слышанной песне «Московские окна» написаны Михаилом Матусовским в связи с вдохновившей его мелодией Тихона Хренникова. И таких примеров мы с ней подобрали великое множество. Они легли в основу ее реферата (слайды к реферату приведены ниже).

Понятно, что общее, связующее звено музыки и литературы это звук. Литература –  это искусство слова, а слова, как известно, состоят из звуков и, конечно же, из звуков создаётся музыка.

Похожи ли эти два вида искусства – литература и музыка? Что у них общего? В чём различие? Как они взаимосвязаны? Безусловно, это достаточно сложный вопрос, тем более не вопрос реферата ученицы пятого класса.

Педагог-новатор В.А. Сухомлинский писал: «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сфере познания чувств». Ведь слушая музыкальные произведения, человек представляет себе картины и образы, а этот зрительный ряд облекается в речевую форму.

В литературе активно используются звукопись, система разнообразных повторов, образы-лейтмотивы и иные понятия, пришедшие из музыки. Образ музыки в литературном произведении помогает сделать образы героев и окружающего мира более «выпуклыми», «живыми», «яркими», к одномерному изображению мира и человека в тексте добавляется еще одно «стерео» изображение.

В истории мировой культуры есть удивительные явления, когда в жизни и творчестве деятелей искусства сочетаются несколько видов образного мышления: Леонардо да Винчи – живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер; Микеланджело – скульптор, живописец, архитектор, поэт; Эрнст Теодор Амадей (Вильгельм) Гофман – композитор, писатель; Рабиндранат Тагор – классик индийской литературы, композитор …

Картина Роже Сюро

Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной и не только художественной деятельности.

При этом важным критерием значимости творения мастера всегда является КРАСОТА.

К искусству нет готового пути.

Будь небосвод и море только сини,

Ты мог бы небо с морем в магазине,

Где краски продают, приобрести.

 

«Музыка должна сыграть по отношению к поэтическому произведению ту же роль,
 какую по отношению к точному рисунку играет яркость красок.»

Кристоф Глюк

 

«Слова, уложенные в форму стиха, уже перестают быть просто словами: 
они омузыкалились.»

П. И. Чайковский

 

На нашем сайте вы найдете практические способы интересного взаимодействия членов семьи разных возрастов, а также возможные формы организации совместного досуга членов семьи, участники которого одинаково заинтересованы в таком времяпрепровождении:  Кусково — жемчужина Европы;  МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК В.Д. ПОЛЕНОВАСпектакль Переходный возрастВыставка Лейденская коллекцияЛитература. Как же ее понять?   .  

Это слайд-шоу требует JavaScript.

 

Проект «Литература и музыка»

1 слайд. Я расскажу о моем проекте на тему «Литература и музыка».

2 слайд. Цель проекта:

Понять связь литературы и музыки, объяснить эту связь на примерах произведений.

3 слайд. Задачи проекта:

  1. Найти литературные и музыкальные произведения, связанные между собой
  2. Подготовить рассказ об истории их создания и взаимосвязи, сделать выводы
  3. Подготовить слайды для рассказа

4 слайд. Сначала я приведу примеры, как композиторы вдохновлялись содержанием сказок на создание балетов и опер.

5 слайд. Сказку Золушка написал французский писатель Шарль Перро.

Сказка рассказывает о бедной, но доброй, красивой и честной девушке, чьи качества были вознаграждены счастливой судьбой, несмотря на все препятствия.

В конце сказки Золушка вышла замуж за полюбившегося ей принца.

6 слайд. Волшебная сказка Шарля Перро много раз вдохновляла композиторов разных времен. На ее основе написаны несколько опер, неоднократно ставились и балеты. Например, веселая опера Джоаккино Россини, опера Жюля Массне, балет Иоганна Штрауса-сына, балет С.С.Прокофьева и прочие.

7 слайд. Прокофьев написал балет Золушка для великой русской балерины Галины Улановой.

Он считал, что Уланова очень хорошо передаст в своем танце основные черты характера главной героини сказки: доброта, трудолюбие, открытость, милосердие.

8 слайд. В балете много замечательных вальсов, красивых музыкальных сцен. Большой вальс – один из самых ярких вальсов балета золушка, пышный и радостный.

9 слайд. Все знают русскую народную сказку Снегурочка о сделанной из снега девочке Снегурке, которая ожила.

В 1873 году А.Н. Островский, под влиянием народной сказки, пишет пьесу «Снегурочка».

В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во имя любви.

10 слайд. П.И.Чайковской пишет музыку к «Снегурочке» А.Н.Островского.

«Весенняя сказка» пленила композитора поэтичностью образов, красотой народных русских обычаев и поверий.

11 слайд. Римскому-Корсакову сначала не понравилась пьеса Островского. Но после второго прочтения он «точно прозрел на ее удивительную красоту». Композитор легко и быстро написал оперу и считал ее своим лучшим произведением.

12 слайд. Музыка оперы проникнута простотой народных песен и весенними тонами расцветающей природы.

13 слайд. На основе музыки П.И.Чайковского к сказке Островского, Симфонии номер один («Зимние грезы»), серенады для фортепианной сонаты и других пьес балетмейстер Владимир Бурмейстер создал балет «Снегурочка».

В 1963 году его поставили на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

14 слайд. В 2001 году постановка балета была обновлена. Были обновлены декорации, костюмы артистов.

15 слайд. Сейчас я приведу примеры, как поэты вдохновлялись музыкальными мелодиями на создание стихотворений.

16 слайд. Городецкий Сергей Митрофанович, русский поэт, жил на рубеже XIX – XX веков. Стихотворения самого известного его сборника «Ярь» (1907) навеяны темами русского фольклора, народной музыки. Эти музыкальные темы наиболее глубоко изучались поэтом вместе с его близким другом выдающимся русским композитором А.К.Лядовым.

17 слайд. Стихотворение Городецкого Голос Москвы:

Лунного облика

отблеск медлительный

близко-далёк.

Снег ослепляющий

белым безмолвием

горы облёк.

Сад не шелохнется.

Стройные тополи

храм возвели.

Ласково стелется

звуком неслышимым

шёпот земли.

Там, за пустынями,

за перевалами,

за тишиной,

Даль беспредельная,

Русь необъятная,

город родной!

18 слайд. Поэт Михаил Матусовский был вдохновлен мелодией Тихона Хренникова. Мелодию пропел Леонид Утесов, и Матусовский написал замечательное стихотворение Московские окна для одноименной песни.

19 слайд. Песня Московские окна:

Вот опять небес темнеет высь,
Вот и окна в сумраке зажглись.

Здесь живут мои друзья.
И, дыханье затая,
В ночные окна вглядываюсь я.

Я люблю под окнами мечтать,
Я могу, как книги, их читать.

И заветный свет храня,
И волнуя, и маня,
Они, как люди, смотрят на меня.

Я, как в годы прежние, опять

Под окном твоим готов стоять.

И на свет его лучей
Я всегда спешу быстрей,
Как на свиданье в юности моей.

Я любуюсь вами по ночам,
Я желаю, окна, счастья вам…

Он мне дорог с давних лет,
И его яснее нет —
Московских окон негасимый свет.

Он мне дорог с давних лет,
И его яснее нет —
Московских окон негасимый свет.

20 слайд. Работая над проектом я поняла, что литература и музыка тесно связаны между собой.

На основе литературных произведений композиторы создавали оперы, балеты, симфонические произведения, песни.

А музыкальные мелодии вдохновляли писателей и поэтов на сочинение стихотворений, поэм, рассказов, повестей.

Чтобы быть успешным творцом, нужно хорошо разбираться и в литературе, и в музыке.

21 слайд. Спасибо за внимание.

 

 

 

 

7 thoughts on “Мир искусства. Взаимопроникновение?

Add yours

  1. очень… прямо очень… не могу подобрать правильное слово, но… я сохраню эту статью у себя и когда появится ребёночек, буду возвращаться

    1. Очень приятно, когда открываешь людям что то новое. Есть от тебя польза. Спасибо за комментарий. Есть в преподавании определенная механистичность — печально, хороших учителей, к сожалению, немного…

  2. Интересный взгляд на разговор об искусстве в современной школе. Думаю, в наше время любой подход приветствуется, лишь бы раскрыть пошире двери школы и впустить красоту в отношения, восприятие жизни и помочь нашим детям приблизиться к прекрасному.

    1. Я думаю, вообще, если бы школьная программа была выстроена более взаимосвязано по различным дисциплинам, то это помогало бы понять мир лучше. В жизни многое определяется взаимосвязями и системностью взгляда. А на это очень мало внимания при учебе обращается, к сожалению.

Добавить комментарий

Blog at WordPress.com.

Up ↑

Больше на ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading