Считается, что по стилю Особняк Носова напоминает швейцарское шале, что это ранний франко-бельгийский модерн с применением декоративных приемов Ар Нуво в деревянном сооружении, но гораздо менее нарядный и пышный.
А еще по некоторым сведениям говорят, что прообраз особняка — деревянный американский коттедж — Кекушев нашел в журнале «Scientific American».
А на наш отечественный взгляд – это дача (та самая русская dacha, что не переводится ни на один язык). С обширными террасами, балконами, разнообразными лестницами, окнами, фигурными козырьками, деревянными резными обрамлениями и прочими милыми сердцу атрибутами загородного быта, сохраняющего облик уютного домика с оранжереей во дворе.
Дом был разделен на две половины – мужскую и женскую. Внизу жил сам хозяин Василий Дмитриевич Носов и располагалась мужская прислуга, а наверху барышня и женская прислуга.
Входим на территорию особняка с Элетрозаводской улицы.
Ворота в стиле модерн новые, подлинная ограда была утрачена в советское время. Но они воспроизводят прежние мягкие естественные изгибы стиля модерн.
Фасад со стороны главного входа украшен открытой верандой с резным деревянным декором.
Центральная секция веранды изначально не была застеклена. А вот как дом выглядел до революции.
В советское время вся веранда целиком, да ещё и балкон сверху, были застеклены.
Фотографии 1980-х годов.
Кекушев проявил себя в этом особняке мастером работы над деревом. В его интерьерах преобладала отделка разными сортами дуба.
Перед нами главный вход в особняк. Подобные массивные деревянные двери — частое явление в творчестве Льва Николаевича.
Гости, посещавшие Носова, сами оставляли в прихожей верхнюю одежду, никаких швейцаров и камердинеров не было, хотя слуги в доме имелись.
Крючки в стиле модерн сохранились с 1903 года.
На бывшей кухне сохранилась напольная метлахская плитка немецкого производства, фирмы Villeroy & Boch.
Кабинет хозяина: Абрамцевский камин, пальто, в котором Носов ходил последние два года жизни, люстра и настенные бра изначальные, только плафоны уже советские.
Василий Дмитриевич до 1912 года управлял фабрикой и работал в этом кабинете. После революции особняк и фабрики отняли, но первое время Носов состоял в комитете по созданию текстильных фабрик. Дожил он до 1920 года. Бывшая Носовская фабрика с тех пор называлась «Освобождённый труд».
Большой зал — когда-то гостиная Носовых.
Здесь размещен оригинальный буфет-камин, украшенный керамическим декором и латунным экраном. Керамика камина-серванта также выполнена в Абрамцевской мастерской, возможно, при участии Врубеля.
Люстра в гостиной тоже подлинная, как и почти все светильники в доме.
Уклад жизни в доме был русский степенный, но не купеческий. Самовар не стоял весь день на столе, здесь не потчевали до одурения, и не было послеобеденного сна.
Василий Дмитриевич почти никогда не устраивал пышных званных вечеров, зато на святках, на масленице, и в семейные табельные дни у него обязательно бывали семейные обеды. Присутствовали на них все дочери с мужьями, сын с женою и внуки с внучками, вышедшими из младенческого возраста.
На святки сооружалась огромная елка и накупалась масса сладостей и подарков для всего молодого поколения. Представим себе, как она величественно смотрелась в просторных помещениях первого этажа.
Масленичная трапеза могла длиться часами, блины подавались на всякие вкусы: и тонкие, и пышные, и с ветчиной, и со снетками, и с яйцами. Лососина как-то особенно промораживалась, и изготовлялось «носовское» фирменное блюдо — маринованные рыбьи хрящи и еще какие-то своеобразные яства.
На столе рядом с водкой стояла обязательная старка и красное вино принятой главой семейства марки. Чай подавался уже не в официальной столовой, а на втором этаже.
Самовары были красной меди, именные и должны были сменяться молниеносно. Во время чаепития царили полная непринужденность и веселье.
Сегодня в большом зале периодически проходят музыкальные и литературные вечера.
Из гостиной открывается чудный вид на террасу, наводящую на мысль о беззаботных парижских кафе, где так и тянет взгрустнуть на свежем воздухе о романтических свиданиях давно ушедших дней…
Правда, вид на улицу, конечно, недостаточно впечатляет — раньше взгляд очаровывали красивейший сад, речка вдалеке, заливной луг…
Потолок лестничного холла с сиренами и Змеем-Горынычем.
Окна во всех «кекушевских» постройках всегда разные. Большие арочные окна выдержаны в едином с домом стиле – модерн. И впускают много света.
Все оконные рамы подлинные. Несмотря на то, что это 1903 год, расстекловка выглядит очень современно. Некоторые окна больше похожи на окна советских панельных домов, чем на дореволюционные.
Второй этаж — это женская половина дома. Помимо женской прислуги тут жила Августа — младшая дочь Василия Дмитриевича.
Поднявшись по лестнице «замка», мы попадаем как будто в декорацию к «Евгению Онегину» — тут все убранство выполнено в стиле дворянских усадеб.
Комната с очередным Абрамцевским камином — кабинет Августы Носовой.
Также на 2-м этаже представлены картины: (справа) висит копия работы художника Константина Сомова «Портрет Е.П.Носовой», 1911 г, (оригинал хранится в Государственной Третьяковской галерее); слева — портрет Е.П.Носовой работы Александра Яковлевича Головина,1916 год (оригинал хранится в Государственном Историческом музее).
С правой стороны дома располагался служебный корпус — каретный сарай с белокаменной отделкой.
За домом проходит электрозаводская ветка, используемая по сей день. Редкий паровозик возит технику с завода и на завод от самого Черкизово! Возможно это самая длинная подобная ветка в Москве.
За особняком Носова сохранилась деревянная будка стрелочника на железнодорожном переезде – никто не прилагал к этому специальных усилий, но этому сооружению уже больше века!
Вокруг особняка Носова теперь сплошные заводы и фабрики. С одной стороны — бывшая Носовская фабрика, а напротив — Электрозавод. Но, в 1903 году такого не было.
Между особняком и фабрикой Носова умещался сад с гротом, фонтанами и оранжереями. Участок выходил прямо к речке Хапиловке, а на её другом берегу, на месте Электрозавода ещё оставался живописный луг. С балкона было видно Яузу, сквозь невысокие деревянные дома и сады напротив. Больше 10 лет Василий Дмитриевич наслаждался прекрасными видами, но в 1915 году бывшие луга выкупило товарищество «Проводник», резиновое производство которого эвакуировали из Риги, по случаю первой Мировой войны. По проекту Клейна и Евланова был построен огромный заводской комплекс.
Но уже через два года грянула революция, и Носова выселили из собственного дома. В советские годы в здании бывшего «Проводника» разместился Электроламповый завод, к нему в 1926 году провели уже упомянутую первую в Москве электрифицированную ветку железной дороги. Речку Хапиловку окончательно забрали в коллектор только в 1970-е годы, тогда же спустили и одноимённый с ней пруд.
В завершение полюбуемся ещё раз деревянной резьбой авторства Льва Кекушева.
Творческий пик архитектора пришёлся именно на 1900-е годы, на эпоху раннего модерна, а после 1910-го года архитектор почти ничего не строил. Его последнее здание расположено неподалёку от Особняка Носова, на Преображенке, — это старообрядческая Преображенская больница, возведённая в 1912 -1914 годах. Об этом памятнике зодчества начала ХХ века я, возможно, расскажу отдельно.
В 1989 году особняк Носова был передан на баланс Государственной республиканской юношеской библиотеке, а с 1991 года начались полномасштабные работы по реставрации здания, которые успешно завершились в 2009 г.
На сегодняшний день здание является филиалом Российской государственной библиотеки молодежи, в котором расположены Историко-культурный центр «Особняк купца В.Д. Носова», Центр русского модерна и Нотно-музыкальный отдел.
Начало рассказа: Неисчезнувшая Москва. Особняк купца В.Д. Носова. Часть 1
О последнем творении Льва Кекушева читайте в статье Неисчезнувшая Москва. Преображенская больница
Дачу мне напомнил особняк. Из фильма «Небеса обетованные». Где они обнявшись поют «по тундре, по тундре, по железной дороге…»
Да, похоже. Красивых домов в Москве много осталось, если поискать. В этом доме удивило нас, что прямо рядом с нами, а единственный пример деревянного модерна в Москве.
Историю свою знаем недостаточно. Захотелось сразу исследованиями краеведческими заняться.
Помню уже плохо. Начальная школа. Моднявые бриджи. Хорошее было время — меня можно было повести куда угодно, например, в Особняк Носова. Хорошая погода, отличное настроение.
Этакая булочка с корицей — знаю себе цену. Интересно вспомнить…
Не надо обольщаться — уже тогда невозможно было тебя повести куда угодно. А булочка такая мягонькая! Но если удавалось тебя куда-то привезти, то ты смотрела и слушала с удовольствием.
Фотографии есть неплохие, а есть нерезкие совсем. Наверно, фотоаппарат был старый, снимал не очень
Уж если для тебя неплохие, то значит — совсем хорошие. Да, с людьми почему-то не резкие получились.
О-хо-хо. Техника подводит.