Site icon ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

Мировая киноклассика. Актуально?

Год назад мы решили проводить регулярные семейные просмотры выдающихся фильмов современности. Кто-то из родителей рассказывал о фильме перед его началом, а после просмотра мы устраивали его обсуждение.

Этакий семейный кинолекторий.

Фильмы подбирали с учетом моих интересов, восприятия и понимания. Родители вспоминали уже имеющийся опыт просмотра кинофильмов с моим братом и свои собственные предпочтения и пристрастия.

Список фильмов был следующий:

  1. Форест Гамп (1994) Роберт Земекис
  2. Сияние (1980) Стэнли Кубрик
  3. Кабаре (1972) Боб Фосс
  4. Солярис (1972) Андрей Тарковский
  5. Утомленные солнцем (1994) Никита Михалков
  6. Осенняя соната (1978) Ингмар Бергман

Из этого списка удалось посмотреть первые три фильма. Не густо…

Что же рассказать о впечатлениях?

Я не представляю с чего начать. Сразу вспомнилось, что просмотр «Кабаре» давался тяжело. Я не знаю – почему тяжело. Было скучно. Не запомнилось практически ничего.

В отличие от «Сияния», которое смотрелось с интересом. Завлекало, не отпускало, завораживало…

Первый раз за свою жизнь я задумалась о том, как снят фильм. Необычная технология съемки, не так, как в фильмах, виденных мною ранее. Я обратила внимание, что в сцене, где много людей, камера берет в кадр и приближает только одного человека, а остальные участники сцены остаются за кадром, причем, даже говорящий может оставаться за кадром. И это смотрится органично, поддерживает общую линию фильма.

Снято менее динамично, чем современные фильмы. Сначала кажется, медленновато, но когда втягиваешься, то смотрится отлично, не то, что не вызывает отторжения, а даже возникает ощущение, что иначе нельзя сделать – было бы хуже.

Содержание сейчас помню слабо. Смотреть было не страшно. Хочется это сказать. И говорю.

Считается, что симметрия может использоваться для распространения вокруг себя ужаса, так как строгой симметрии в природе не существует. В «Сиянии» симметрия есть, а ужаса нет.

Также для устрашения может использоваться минимализм обстановки, интерьеров, несущественное количество предметов в кадре. Этот прием здесь тоже применяется. Приемы длительного хождения, например, по лабиринту, езды мальчика на машинке по длинным коридорам, сопровождаемые звуками и музыкой, могут гипнотизировать зрителя и вызывать повышенное волнение. Все эти технологии применяются Кубриком, но возникает не ужас, а вопрос, что же все это значит? Это как будто игра, квест, который требует разгадки.

Говорят, что у Кубрика была короткометражка с идущим человеком: нет сюжета – человек шел, а люди замирали в ужасе во время просмотра – они без всяких просьб не могли пошевелиться. А почему они не могли пошевелиться? Я, например, не могла сдвинуться с места при просмотре «Сияния» не от ужаса, а от невозможности не следить за действием фильма.

После долгих обсуждений мы так и не пришли к единому мнению о содержании фильма, о его главной мысли. Мы долго думали и,… наконец, не придумали: слишком много неувязок сюжета, которые трудно объяснить одной логичной версией. И фильм до сих пор здесь, с нами, также как его главный герой: «Джони здесь!».

Иное впечатление произвел «Форрест Гамп».

После просмотра фильма у меня осталось ощущение, что он мне понравился. А при воспоминании оказывается, что не очень.

Я не отдавала себе отчета в том, что главный герой простачок, у которого имеются отклонения в развитии. Не почувствовала этого. Год назад Форрест мне показался вполне обычным человеком, а фильм – просто подробная история его жизни.

И только сейчас, вспоминая фильм, я понимаю эту особенность, которая и определила дальнейшую судьбу главного героя. Но таких чудаков в жизни немало, а эта история трогает душу. Почему?

Наверно, потому что у Форреста очень цельная натура. А при отсутствии у него гибкости такие неоценимые человеческие качества, как доверчивость, преданность, уважение к людям, доброта, неискоренимая вера в лучшее, он не скрывает от окружающих, а наивно открывает тем, кто оказывается рядом с ним.

И главное, чему «истинный мудрец» Форрест Гамп может научить нас – это не бояться. Посмотрев фильм, я еще раз осознала, что бояться ничего не надо – не надо бояться любить, быть честным, вежливым со всеми, не надо бояться открывать людям свои чувства, не бояться пробовать что-то новое, не бояться неудач, не бояться настоящей дружбы, не бояться заниматься любимым делом, не бояться выглядеть не очень нормальным, не бояться ценить мелочи и делиться счастьем, не бояться иногда просто сделать, а уж потом разбираться, не бояться менять свою жизнь.

Простые слова о том, что нужно прежде подумать, а уж потом сказать, у Гампа звучат как откровение.

Но многое во мне сопротивляется основным мыслям фильма. Я не уверена, что готова полностью согласиться с теми уроками, которые нам преподает это кино. Все-таки жизнь богаче этой простой модели.

Непростое впечатление от «Форреста Гампа» усугубляется еще и тем, что с середины фильм смотрелся скучновато. Я думаю – сейчас неплохо было бы его еще раз посмотреть, чтобы услышать и подумать о его крылатых фразах:

«— Форрест, ты уже выбрал, кем станешь, когда вырастешь?

 — Кем буду я?

 — Да.

 — А разве я не буду самим собой?»

 

 «Беги, Форрест, беги…»

 

«Я бежал, потому что надо было бежать. Я не думал о том, куда это меня 
приведёт.»

«Жизнь – как коробка шоколадных конфет. Никогда не знаешь, что внутри.»

 

P.S. от мамы

Советы профессионала:

 от Антона Долина  —  фильмы, которые стоит посмотреть с детьми: https://mel.fm/chto_posmotret/1058469-film

от Павла Руминова —  русские фильмы, которые стоит посмотреть: https://mel.fm/otryvok/7165493-anton-dolin

 

 

 

 

Exit mobile version