Site icon ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

После бала. Почему так называется рассказ?

Есть такой рассказ у Льва Николаевича Толстого «После бала».

Написан рассказ был только в 19о3 году (опубликован после смерти писателя – в 1911). Но отразились в нем его жизненные впечатления более чем полувековой давности.

Изучают его наши школьники в 8 классе.

Обсуждение этого рассказа идет с подростками туго и сложно.

Ведь вопросы, поднимаемые Толстым в этой истории, обдумывались им всю жизнь, и каждое слово отражает его выстраданную позицию.

Поэтому приближение к пониманию основной проблематики рассказа у подростков, только начинающих свой самостоятельный жизненный путь, происходит медленно и со скрипом.

Толстой раздумывает о личной ответственности за свои поступки и разрушающей роли государства, заставляющей уничтожать все живое в человеке.

Его герой отказался после случившегося в рассказе не только от воинской обязанности, но и от всякой службы, а любовь молодого человека к любимой девушке пошла на убыль и совсем исчезла.

Т. е. планы юноши на жизнь были им кардинально пересмотрены – он отказался для себя от всякой деятельности на благо общества. И личная жизнь его впоследствии также не сложилась.

Не осквернять душу выполнением бесчеловечных приказов начальства – это, в понимании главного героя, значило оставаться честным человеком, думающим о долге, совести и чести.

А на самом деле как необходимо поступить человеку, чтобы остаться в мире самому с собой?

Нужно ли ему бросаться на борьбу с государственной системой, которую он все равно не исправит?

Или нужно быть сторонним наблюдателем, не пятная себя неприглядными действиями по приказу властей?

Где та «золотая» середина, которая даст гармонию существования человеку в обществе?..

У человека всегда есть выбор.

События начала рассказа происходят в 40-е годы XIX века, время царствования Николая I («Николая Палкина», как его прозвали). Крепостное право тогда еще не отменили, в рекруты уходили на 25 лет, в войсках поддерживалась палочная дисциплина. Солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли «сквозь строй»: под барабанную дробь несчастного тащили между рядов солдат и каждый был обязан ударить палкой, ружейным шомполом или шпицрутеном (батогом) по голому телу. Человека нередко забивали насмерть. Наказание 3 000 шпицрутенов считалось равным смертной казни.

В основе рассказа лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того, как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки, он пережил сильное потрясение и перестал бывать в доме Корейша, а затем отказался и от мысли о женитьбе.

Эта история так прочно жила в памяти Льва Николаевича, что много лет спустя, обдумав с высоты прожитых лет эти события, он описал их в этом рассказе.

Писатель раздумывал над его названием. Было несколько вариантов: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец» и другие.

В результате рассказ был назван Толстым «После бала».

 

Сочинение на тему Почему рассказ Л. Н. Толстого назван «После бала»?

Л.Н. Толстой говорит в рассказе о событиях, полностью изменивших жизнь главного героя, «веселого и бойкого» студента. Молодой человек, размышляющий о дальнейшей деятельности после окончания университета, под влиянием одного случая в своей жизни принял решение никогда не служить: «…и не только не служил в военной…» службе, «…но и нигде не служил».

По воспоминаниям уже умудренного опытом главного героя рассказа, Ивана Васильевича, жизнь его в студенческую пору была беззаботна и весела. В тот период молодой человек был влюблен в дочь полковника Б. Вареньку, красотой которой «нельзя было не любоваться».

Однажды, на губернском балу, был и отец девушки, который выглядел как хороший военный и любящий родитель: «Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, … и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах».

Иван Васильевич, все время танцевавший с Варенькой, в минуты отдыха с восхищением смотрел на любящих друг друга отца и дочь, на то, с какой нежностью и заботой они относятся друг к другу, как слаженно и ловко движутся они вместе под мелодию мазурки.

Происходящее на балу кружило главному герою голову: все вызывало у него умиление и наполняло душу счастьем. Особенно его умилили сапоги полковника, «обтянутые штрипками, — хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носками и без каблуков». Иван Васильевич подумал, что полковник не покупает себе хороших потому, что ему надо вывозить в свет дочь. Это было еще одним подтверждением любви отца к Вареньке. А уж, когда полковник передал свое сокровище – дочь – в руки Ивана Васильевича, тот испытал к нему «какое-то восторженно-нежное чувство».

Оказавшись в таком счастливом состоянии с утра около дома своей возлюбленной, молодой человек увидел, что сквозь строй солдат ведут беглого татарина. Это было ужасно: «При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова». Приблизившись, Иван Васильевич расслышал их: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». И вот читатели с ужасом понимают, что наказанием провинившегося руководил не кто иной, как полковник Б.!

Он четко следовал приказам, не позволяя себе вникать в их смысл: душа его была ожесточена и не участвовала в происходящем. Автор недаром заметил ранее, что полковник Б. был «старый служака николаевской выправки».

Молодому человеку было стыдно от того, что командовал этим неприглядным действием отец Вареньки. Только что он был милым и заботливым отцом, а через несколько часов стал бездушным механизмом, который внимательно и бесчувственно следил за исполнением назначенного наказания.

Контраст между первой и второй частью рассказа разителен: вместо праздничной атмосферы уютного, гостеприимного дома – туманное, сырое мартовское утро; вместо беззаботных гостей в вечерних нарядах – много «черных людей»; вместо милой мазурки – «неприятная, визгливая мелодия».

Состояние счастья, умиления, царившее в душе Ивана Васильевича, сменилось доходившей до тошноты тоской. Молодой человек пытался найти оправдание полковнику, но не смог, так как нельзя оправдать бездушие, жестокость, бесчеловечность.

Беззаботная пора кончилась, и жизнь Ивана Васильевича навсегда переменилась. После того злополучного утра он отказался не только от воинской обязанности, но и от всякой службы, а любовь молодого человека к Вареньке пошла на убыль. Не осквернять душу выполнением бесчеловечных приказов начальства – это, в понимании главного героя, значило оставаться честным человеком, думающим о долге, совести и чести.

На примере полковника Б. Л.Н. Толстой поднимает два важных вопроса: личной ответственности за свои поступки и разрушающей роли государства, заставляющей уничтожать все живое в человеке.

В рассказе находят отражение две эпохи: 40-е годы XIX века – время правления Николая и время создания рассказа – 1903 год. Писатель восстанавливает прошлое, чтобы обратить внимание на то, что и в настоящем недостатки государственного устройства страны одерживают верх над нравственными законами. Однако человек вправе сам решать, какой должна быть его судьба, как это происходит с главным героем рассказа «После бала».

Exit mobile version