Пионеры американского модернизма. Эзра Столлер. Взгляд дилетанта

Центр фотографии имени братьев Люмьер впервые открывает для российской публики имя выдающегося американского архитектурного фотографа XX века Эзры Столлера.

эзра-столлер портрет

Аэропорт кеннеди лестницы

Выставка проходит с 20 сентября 2018 по 3 февраля 2019.

0C257F39-ACBF-47E4-AD95-E45FA2F607AECFFA6F94-77D2-4A10-87ED-48335680FA1B

FA4345FD-F40A-4466-A1F2-1A10911B6048

Мы семьей посетили выставку – это совершенно необыкновенное пространство. Окунаешься не просто в мир фотографии, а в атмосферу архитектурных объектов, лучших мировых образцов модерна XX века. Как будто погулял по улицам Америки прошлого столетия: увидел наяву эти гармоничные здания, удобные и зачастую необычные дома, новаторские и органично вписанные в ландшафт сооружения специального назначения, интерьеры, поражающие изгибами плавных линий и влекущие взгляд в бесконечность.

C4A08A04-BB74-4B4D-A892-8318151650C5
Музей Соломона Гуггенхайма; Арх. Фрэнк Ллойд Райт; Нью-Йорк, шт. Нью-Йорк, 1959

 

капелла Роншан3
Нотр-Дам-дю-О, капелла Роншан; Арх. Ле Корбюзье; Роншан, Франция, 1955
17DE95B2-02FA-4469-B3C5-D8BE77BE8141
Терминал TWA (аэропорт им. Джона Ф. Кеннеди); Арх. Ээро Сааринен; Нью-Йорк, шт. Нью-Йорк, 1962
FEE60397-B21C-4202-9307-F28475D34BDC
Штаб-квартира компании «Johnson Wax»; Арх. Фрэнк Ллойд Райт; Расин, шт. Висконсин, 1950

Мы первый раз на такой впечатляющей выставке фотографий, черно-белых фотографий.

Некоторые работы Столлера не удалось сфотографировать хорошо в связи с бликами на стекле и отражениями других фотографий напротив и людей, посещающих выставку. Поэтому привожу фотографии из сети Интернет.

Эзра Столлер вошел в историю фотографии как самый успешный, самый популярный и техничный фотограф архитектуры. Многие специалисты утверждают, что фото домов, арок, мостов, авто-стоянок, интерьеров сделанных Столлером, оказали значительное влияние на моду в архитектуре после опубликования этих снимков. Лучшие архитекторы XX столетия считали честью, если их творения снял Столлер.

Эрза Столлер родился в 1915 году.

Во время учебы в техническом училище он влюбился в черчение. Сам он позднее вспоминал: «Меня поразила возможность отобразить объемный мир в двухмерной интерпретации».

Фотографией Эрза занялся уже будучи студентом Архитектурной школы. Окончив факультет индустриального дизайна Нью-Йоркского университета, Столлер начал свою карьеру с фотографирования архитектурных макетов своих сокурсников.

AB2A2FDF-69C8-460A-84DB-99D607F16C28

16E980D5-D90A-4A07-AC17-146655F7AD7C
Дом над водопадом; Арх. Фрэнк Ллойд Райт; юго-запад шт. Пенсильвания, 1971

5F652759-015A-4C6D-AEA0-4B0ACC43EE7D

630BD008-AE1B-4A35-80CB-4D68B34FB309
Магазин «Design Research»; Арх. Бенджамин Томпсон; Кембридж, Массачусетс, 1970
23CCF3F7-63FF-4533-A833-6E3373084558
Штаб-квартира ООН; Арх.: международная группа архитекторов во главе с Уоллесом К. Харрисоном. Нью-Йорк, шт. Нью-Йорк, 1954
97CA640C-29DA-41B2-8D4D-0C62CA0A714F
Здание «Manufacturer’s Trust Company»; Арх. компания SKIDMORE, ОWINGS & MERRIL (SOM); Нью-Йорк, шт. Нью-Йорк, 1954
DC2AF280-2115-4754-8975-743A34F66D03
Стеклянный дом; Арх. Филип Джонсон; Нью-Ханаан, шт. Коннектикут, 1949

Стеклянный дом

EADF72FD-7FAA-481A-9A7A-6462C87D0EC1
Дом Каталано; Арх. Эдуардо Каталано; Роли, шт. Северная Каролина, 1955

Американский архитектурный критик и писатель Пол Голдбергер писал: “его фотографии без сомнения одни из самых часто воспроизводимых. Они сыграли важную роль в формировании восприятия общественностью того, что представляет собой современная архитектура”.

Эзра Столлер стал первым фотографом, который в 1961 году получил золотую медаль Американского института архитектуры, с формулировкой за «формирование нашего восприятия современной архитектуры».


34781234-912F-4223-AAEE-C76811EDBCBE
Технический центр «Jeneral Motors»; Арх. Ээро Сааринен; Уоррен, щт. Мичиган, 1950
AA59B707-CD3F-4C95-90B3-ABB3892EC75E
Дом Старки; Арх. Марсель Брёйер; Дулут, шт. Миннесота, 1956

 

3F23AC50-CE2C-4AD0-89CB-6B900CF2D95B
Музей американского искусства Уитни; Арх Марсель Брёйер; Нью-Йорк, щт. Нью-Йорк, 1966

Музей америк искусства Уитни Брейер 1966

664B5E59-5CCB-49E4-A529-4E6355A7C38C

Библиотека Йельского Университета Гордон Буншафт
Библиотека редких книг и рукописей Бейнеки. Йельский университет; Арх. SKIDMORE, OWINGS & MERRIL (SOM); Нью-Хейвен, шт. Коннектикут, 1963

91F13A8E-C8AF-4300-92A2-6BBBE67E7417

Свою фотосессию здания фотограф обычно начинал с обхода всех помещений, на плане здания устанавливая лучшие точки для съемки. Также отмечал время для лучшего освещения. Столлер говорил, что фотографию создает пространство, свет и текстура, снятые в определенную наносекунду, и эту наносекунду он готов был ждать несколько дней. Современники называли его гением свето-тени. Черно-белые снимки с резкостью по всему кадру, оживленные людьми или деталями на переднем и среднем плане – фирменная печать фотографа Эрзы Столлера. Обратите внимание, что здание сняты так, что на фотографии они создают геометрические линии с перспективой. Фотограф не просто снимал здания и интерьер, а создавал некую графическую картину из груды бетона и кирпича.

EF01821B-EFA9-417C-B5E7-EBCE15584032

Дом Коэна
Дом Коэна. Архитектор: Арх. Пол Рудольф; Сиеста-Ки, шт. Флорида, 1955
512C8405-5CF5-430B-87A9-DDBD8AD71064
Справа: Штаб-квартира компании «American Republic Insurance»; Арх. SKIDMORE, OWINGS & MERRIL (SOM); Де-Мойн, шт. Айова, 1965
Автостоянка
Парковка в Майами; Арх. Роберт Ло Уид и партнеры; Майами, шт. Флорида, 1949

 

6607179B-F2A4-42E4-8C17-EE8DCA2079F9
Сигрем-билдинг, входные двери; Арх. Мис ван дер Роэ; Нью-Йорк, шт. Нью-Йорк, 1965

Сигрем входные двери

Дочери очень понравилась выставка. Она много фотографирует и сделала свои «профессиональные» выводы, посмотрев эти работы.

Находиться на этой выставке – это как быть в центре невероятно гармоничных линий и форм. Это умиротворяет, открывает душу человека проникновению потоков прекрасного и настраивает его организм на правильную тональность.

Кроме всего прочего, это еще и история Американской архитектуры, представленная лучшими снимками зданий и сооружений, домов и интерьеров. Посмотрев такую выставку, еще раз убеждаешься, что и архитектура, и фотография – это несомненно искусства, требующие как знаний и навыков, так и таланта, и вдохновения.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Столлеризировано (Stollerized) – так архитекторы между собой называли архитектуру, попавшую в объектив Эзры. Это как знак качества мастера – печать высшей пробы архитектурного мастерства.

Столлера удостаивали многочисленных наград, а фотографировал он более 50-ти лет. Тем не менее, никогда не считал себя талантом и не «ловил звезд». Он говорил, что просто много работает, потому снимки получаются хорошими. Золотые слова! Как часто в жизни не хватает терпения просто много и хорошо работать.

Фотографии автора хранятся в коллекциях крупнейших музеев США, таких как Музей современного искусства (MOMA), Музей американского искусства Уитни в Нью-Йорке, Музей изящных искусств Хьюстона, Музей современного искусства Сан-Франциско.

 

 

Несколько цитат из Эзры Столлера и о нем.

«Я редактирую фотографии до нажатия на кнопку», — говорил фотограф. Столлер принципиально никогда не занимался постобработкой своих фотографий.

Необыкновенное здание капеллы: Нотр-Дам-дю-О, капелла Роншан; Арх. Ле Корбюзье; Роншан, Франция, 1955 капелла Роншан5капелла Роншан4капелла Роншан7капелла Роншан6капелла Роншан8

 «Фотография — это продукт пространства, света и текстуры. Но самый важный элемент — это время. Та самая наносекунда, когда пространство рисует себя на матовом стекле.»

Здание-корабль, плывущий вперед и ввысь: Музей Соломона Гуггенхайма; Арх. Фрэнк Ллойд Райт; Нью-Йорк, шт. Нью-Йорк, 1959

67C65B6E-B177-43A5-8126-0527DEB29A9BB0DAAF1A-009A-4A9A-83AD-2EC251023487EFE5D67E-820C-44C8-8482-42C24F26E2DCC969E6D3-435A-42E8-8D9C-BF00D605C32041A407FE-3C45-46D8-9142-27851B563D62

«Раньше архитекторы нанимали фотографов, говорили, что и как нужно сфотографировать, а те шли и делали, как было сказано. Со мной архитекторам было трудно. Мало кто из них мог дождаться, пока я сделаю снимок.»

BBD5EDFC-A5E5-47D1-AB7E-05DFF8C0A129

935F64D4-4429-4EC2-B6C6-E83220A5CC28
Сигрем-билдинг, небоскреб 157 метров (38 этажей); Арх. Мис ван дер Роэ; Нью-Йорк, шт. Нью-Йорк, 1981

Сигрем билдинг фотоСигрем билдинг фото1Сигрем билдинг фото2

B9BB4CA8-8416-4433-9558-843926B6D360
Эксон-Билдинг на Шестой авеню; Арх. Харрисон и Абрамовиц; Нью-Йорк, шт. Нью-Йорк, 1974

Эксон билдинг фото

1902001F-5218-49F9-9C31-937FA313932C
Здание компании «Pepsi Cola»; Арх. компания SKIDMORE, OWINGS & MERRIL (SOM); Нью-Йорк, шт. Нью-Йорк, 1960

«У него <Эзры Столлера> было довольно глубокое виденье сильных сторон современной архитектуры: простота, пропорции, баланс. Он посвятил себя изображению зданий в наилучшем возможном виде.»

Сверхгармоничный Терминал TWA (аэропорт им. Джона Ф. Кеннеди); Арх. Ээро Сааринен; Нью-Йорк, шт. Нью-Йорк, 1962

Аэропорт кеннедиАэропорт кеннеди1Аэропорт кеннеди2Аэропорт кеннеди3Аэропорт кеннеди4

FA786080-A719-4C7A-9325-00D70BD27E1C

«Он <Эзра Столлер> будет практически преследовать здание и подкрадываться к нему с разных сторон и делать все эти проекции. Это, в сочетании с природным даром композиции и ясности, позволило ему иметь очень правильную точку зрения.»

33880A82-FD33-4419-ACB1-E6A2840761D0
Финский павильон на Всемирной выставке; Арх. Алвар Аалто; Куинс, шт. Нью-Йорк, 1939
1BB7D5E2-DD29-4799-81BD-AA6A84ACFF32
Эквитабл-билдинг; Пьетро Беллуски; Портленд, шт. Аригона, 1948
Эзра Столлер непонятно
Солнечный телескоп МакМата-Пирса в Национальной обсерватории Китт-Пик; Арх. SKIDMORE, OWINGS & MERRIL (SOM); Пима, шт. Аризона, 1962
Аэропорт им Даллесса Сааранен 1964
Международный аэропорт имени Даллеса; Арх. Ээро Сааранен; Вашингтон, шт. Виргиния, 1964

«Я вижу свою работу подобно музыканту — ему даётся партитура, которую он должен привести в жизнь и сделать это так хорошо, как это только может быть! В то время как я не могу сделать плохое здание хорошим, я могу вытянуть силы из работы, в которой есть сила.»

 

Для тех, кому интересны подробности о зданиях и архитекторах

ТЕРМИНАЛ TWA (АЭРОПОРТ ИМ. ДЖОНА Ф. КЕННЕДИ)

ГОДЫ СТРОИТЕЛЬСТВА-. 1955-1962 РАСПОЛОЖЕНИЕ: НЬЮ-ЙОРК (ШТ. НЬЮ-ЙОРК, США)

Терминал TWA — одно из самых неординарных зданий аэропорта в мире, поражающий своими плавными формами. Здание аэровокзала спроектировал архитектор финского происхождения – Ээро Сааринен. Многие отмечают, что он смог услышать желание заказчика — изобразить дух полета,- отчасти, поэтому крыша терминала отдаленно напоминает размах крыльев белой чайки. Несмотря на «тяжелые» материалы, бетонная конструкция не лишает здание ощущения легкости, а отсутствие прямых стен и наличие плавных переходов олицетворяют постоянное движение. Интерьер терминала TWA также полностью спланировал Ээро Сааринен. который в начале своей карьеры был известен как дизайнер мебели. Аэропорт выделялся и передовым техническим оснащением: там впервые в мире появились багажные ленты, весы. электронное табло и кабельное телевидение. Спустя 50 лет терминал перестал соответствовать современным нормам безопасности и не справлялся с количеством пассажиров. Зданию был присвоен статус памятника архитектуры. В 2013 году его выкупил владелец крупнейшей сети отелей в США — Андрэ Балазс.

К 2019 году, на территории бывшего аэропорта планируется открытие отеля.

 

ЗДАНИЕ «MANUFECTURER’S TRUST COMPANY»

ГОДЫ СТРОИТЕЛЬСТВА 1953-1954 ГГ.

РАСПОЛОЖЕНИЕ: НЬЮ-ЙОРК (ШТ. НЬЮ-ЙОРК, США)

Это первое банковское здание в США, построенное в интернациональном стиле. Финансовое учреждение со стеклянными фасадами было неслыханной дерзостью того времени: еще никогда банкиры, предпочитавшие прятаться за толстыми стенами, не были так открыты для внешнего мира. Путеводитель по Нью-Йорку “AIA Guide to New York City”, составленной Американским институтом архитекторов, называет использование стекла в дизайне здания «метафорой честности и прозрачности банковского дела», а также «символом уверенной в себе эпохи», оказавшим существенное влияние на коммерческую архитектуру в целом. В отличие от других банковских зданий, хранилище «MANUFECTURER’S TRUST COMPANY» располагалось на виду у посетителей. Вход в него преграждала круглая металлическая дверь, видимая с улицы через окна. Именно эта особенность была отмечена в путеводителе по Нью-Йорку “AIA Guide to New York City”, в котором говорится, что здание «MANUFECTURER’S TRUST COMPANY» «вывело банковскую профессию из подвала на улицу».

В 1955 году оригинальный дизайн здания получил золотую медаль архитектурной Лиги Нью-Йорка, а также благодарность от Муниципального Художественного Общества в Нью-Йорке.

 

МУЗЕЙ СОЛОМОНА ГУГГЕНХАЙМА/ GUGGCNHCIM MUSCUM

ГОДЫ СТРОИТЕЛЬСТВО 1943-1959

РАСПОЛОЖЕНИЕ: НЬЮ-ЙОРК (ШТ НЬЮ-ЙОРК, США)

В 1943 году Соломон Гуггенхайм, владелец и основатель Музея современного искусства, поручил проект здания Фрэнку Ллойду Райту. Строительство музея длилось 16 лет, за это время Райт сделал около 700 чертежей и 6 макетов будущего музея. Продолжи­тельность выполнения проекта была вызвана множеством причин, среди которых Вторая мировая война и Корейская война. Музей был открыт 21 октября 1959 году, к сожалению, ни основатель музея, ни архитектор не дожили до этой даты.

Фрэнк Ллойд Райт был представителем органической архитектуры, поэтому спиралевидную центральную башню музея часто сравнивают с наутилусом. Архитектура здания резко выделяется среди строгой сетки  Манхэттена, а непрерывные волны башни до сих пор явля­ются визитной карточкой музея. Внутренняя планировка примечательна навигационной системой ДЛЯ посетителей. Залы расположены так, что сначала нужно подняться на лифте, а затем спускаться по пандусу, рассматривая представленную экспозицию.

Сейчас МУЗЕЙ современного искусства им. СОЛОМОНА ГУГГЕНХАЙМА одна из главных достопримечательностей Нью-Йорка и неразрывно связана с именем архитектора Фрэнка Ллойда Райта.

 

НОТР-ДАМ-ДЮ-О (КАПЕЛЛА РОНШАН)

ГОДЫ СТРОИТЕЛЬСТВА: 1950-1955

РАСПОЛОЖЕНИЕ: РОНШАН, ФРАНЦИЯ

В1950 году Ле Корбюзье получил заказ на проектирование нового ка­толического храма на месте предыдущего, который был разрушен во время Второй мировой войны. Получив полную свободу творческого самовыражения, архитектор создал одно из самых удивительных своих творений — Капеллу в Роншане. Храм является ярким образцом архи­тектуры модернизма, а также знаковым для всей архитектуры 20 века.

Необычная по своей форме капелла идеально вписана в сложный окружающей ландшафт. Криволинейная крыша была навеяна архитектору формой раковины, в которой мастер увидел естественное воплощение идеи крова и защищённости.

Особенностью капеллы являются витражи и окна, представляющие собой прорези в стене различных форм, благодаря которым внутри храма можно наблюдать впечатляющую игру света.

Несмотря на то, что интерьер довольно прост, некоторые элементы придают ему оригинальность – например, неровный пол, провисающий потолок, напоминающий пещерный свод, и исповедальни храма, вырубленные прямо в стене. Храм отличается минимальным наличием религиозной символики. Игрой форм, пространства и света Ле Корбюзье стремился вызвать ощущение единства мироздания без использования привычной церковной атрибутики.

 

СИГРЕМ-БИЛДИНГ/ SCAGRRNV BUILDING

ГОДЫ строительства. 1954-1958;

Расположение: НЬЮ-ЙОРК (ШТ. НЬЮ-ЙОРК, США)

Небоскрёб высотой 157 метров (38 этажей), расположенный а центре Манхэттена, неоднократно называли самым выдающимся зданием тысячелетия. Оно предназначалось для офисов канадской фирмы «Joseph Е. Seagram & Sons», занимавшейся производством спиртных напитков. Посла завершения строительства небоскрёба во всем мире начали массово появляться его копии и реплики.

Сигрем считается одним из классических образцов интернационального стиля. Мис ван дер Роэ полагал, что структурные элементы здания должны быть видимыми снаружи, поэтому при строительстве он использовал железобетонный каркас, на который навешивались стеклянные стены. Он стремился к тому, чтобы снаружи здание выглядело однородно. Чтобы не нарушать эстетическое единство, Мис ван дер Роэ распорядился установить специальные жалюзи, которые находятся всегда в одном из трех положений – полностью открытым, полуоткрытом и полностью закрытым.

Сигрем стал самым дорогим небоскребом своего времени из-за использования высококачественных материалов. По проекту на здание ушло около 1500 тонн бронзы. В 1988 году небоскребу был присвоен статус исторического памятника, охрана которого гарантирована государством США.

 

ЭКСОН-БИЛДИНГ / EXXON BUILDING ON SIXTH AVENUE

ГОДЫ СТРОИТЕЛЬСТВА 1967-1972 РАСПОЛОЖЕНИЕ: НЬЮ-ЙОРК (ШТ. НЬЮ-ЙОРК, CLLJR)

54 этажный небоскреб Эксон-билдинг, расположенный в центре Манхэттена, спроектирован архитектурным бюро «Harrison & Abramovitz». Это второе по высоте из трех зданий, построенных в рамках расширения Рокфеллеровского офисного центра. Комплекс из 3 зданий, идущих друг за другом вдоль Шестой авеню и названных «XYZ Buildings» выдержан в едином стиле и выглядит однородно. Фасады представляют собой ряд узких вертикальных известняковых ребер, пространство между которыми занято сте­клянными панелями.

С 1972 по 1989 в здании располагался главный офис американской нефтяной компании Esso (позднее названной Exxon).

 

Дом с водопадом

ГОДЫ СТРОИТЕЛЬСТВА 1936-1939

РАСПОЛОЖЕНИЕ — ЮГО-ЗАПАД ШТАТА ПЕНСИЛЬВАНИЯ (США)

«Парящий» над скалами и потоками воды загородный дом был построен для предпринимателя Эдгара Кауфмана. (Заявляется классикой архитектуры модернизма и считается одной из самых знаменитых построек XX века. Создавая единение человека и при­роды, дом стал эталоном органической архитектуры.

Здание является продолжением естественного ландшафта, комнаты визуально связаны с окружающей природой, гостиная имеет ступеньки, ведущие прямо к воде. Природа интегрирована во вну­треннее пространство дома через присутствие шума водопада и прекрасные виды из окон. По замыслу архитектора, взаимопроник­новение внутренней и внешней среды создавало гармонию между человеком и природой. Во время строительства Райт строго следил затем, чтобы не было вырублено ни одного дерева, а все природ­ные скалы и выступы оставались нетронутыми.

После завершения строительства американский журнал «Time» назвал Дом над водопадом «самой красивой работой Райта». В 1966 году дом приобрел статус Национального исторического памятника США. В 1991 году члены Американского института архитекторов назвали его «лучшим и непревзойдённым произведением нацио­нальной архитектуры».

 

СТЕКЛЯННЫЙ ДОМ/ GLASS HOUSE

ГОДЫ СТРОИТЕЛЬСТВА: 1945-1949 ГГ.

РАСПОЛОЖЕНИЕ: НЬЮ-KАНААH (ШТ. КОННЕКТИКУТ CША)

Стеклянный дом Филипа Джонсона был открытым парафразом к проекту Стеклянного дома (виллы Фарнсуорт) Миса ван дер Роэ, а также развитием той архитектурной концепции, которая сложи­лась с самых первых построек Джонсона, где часть фасадов была выполнена из стекла.

Дом имеет прямоугольную форму. Построен из стекла и металла. Прозрачные стеклянные стены крепятся к металлическому каркасу, выкрашенному в чёрный цвет. Пол здания немного приподнят над окружающей землей.

Интерьер Стеклянного дома полностью выставлен на обозрение, за исключением цилиндрической кирпичной структуры внутри, в которой с одной стороны располагается вход в ванную комнату, а с другой камин. Пол также выложен красным кирпичом, лежащим узором-елочкой, он поднимается на 25 сантиметров над уровнем земли. Остальные деления в доме кроме ванной заключаются в перегородках в виде шкафов и книжных полок, так что, по сути, внутри только одна большая комната. Это обеспечивает хорошую вентиляцию и достаточное освещение.

Здание имеет длину 17 метров, ширину 9.8 метра и высоту 3.2 метра.

Джонсон бросал вызов архитектурным тради­циям: сознанию общества, принимавшему дом как свою крепость.

 

ЛЕ КОРБЮЗЬЕ 1887-1965

Выдающийся французский архитектор, швейцарского происхождения, дизайнер, градостроитель и художник. Шарль Эдуард Жаннере-Гри, позже взявший псевдоним Ле Корбюзье.

Окончив школу искусств, Ле Корбюзье не получил высшего архитектурного образования, на практике постигая азы профессии.

В 1920-ө годы Ле Корбюзье открыл свою архитектурную студию в Париже и совместно с Амеде Озанфаном начинает издавать журнал L’Esprit Nouveau («Новый дух»), посвя­щенный искусству и архитектуре модернизма. Там же он впервые опубликовал «пять отправных точек архитектуры», которые базировались на применении в строитель­стве железо-бетонного каркаса, освобождающего здание от несущих стен и дающего большую свободу в применении материалов и организации пространства: столбы- опоры вместо фундамента, благодаря которым дом приподнят над землей, освобож­дая место для сада или стоянки; горизонтальные ленточные окна, не следующие внутреннему членению здания; свободный фасад здания; плоская крыша-терраса и свободная внутренняя планировка. Эти принципы легли в основу современного строительства.

 

ФРЭНК ЛЛОЙД РАЙТ 1867-1959

Крупнейший американский архитектор и теоретик, основоположник органической архитектуры, согласно которой здание должно быть продолжением природного ландшафта. Райт сформулировал принцип единства внутреннего пространства в противовес классического функциональному делению. Многие архитекторы впоследствии заимствовали прием «свободного плана», основанный на этой идее.

В 1885 году Райт поступил на инженерный факультет Университета Висконсина, но так и не закончил учебу. Переехав в 1887 году в Чикаго, он начал работать в ателье архитектора Дж. Л. Силсби, а затем в фирме «Адпер и Салливан». В 1893 году Райт открыл собственное архитектурное бюро.

Большинство его построек 1900-1910-х годов ֊ это частные резиденции, так называ­емые «дома прерий», ставшие прообразом американской жилой  архитектуры XX века. Именно в этих зданиях Райт впервые воплощает принципы, которые стали основой его творческого подхода: единство здания и природного окружения. Квин­тэссенцией органической архитектуры стал знаменитый Дом над водопадом (1936).

В 1940-1950-е годы Райт строит общественные здания, среди которых наиболее известна штаб-квартира компании «Johnson Wax» (1939). Кульминацией карьеры Райта стал музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, над которым он работал 16 лет (1943-1959). В 1957 году вместе с женой и группой студентов Райт отправляется в Аризону, где начинает строительство своей новой резиденции Талиесин-Вест. Сейчас здесь расположен Фонд Фрэнка Ллойда Райта, занимающийся сохранением его наследия.

По мнению Американского института архитекторов, Фрэнк Ллойд Райт является самым влиятельным архитектором США.

 

ЛЮДВИГ МИС ВАН ДЕР РОЭ 1886-1969

Выдающийся американский архитектор немецкого происхождения. Он стремился утвердить новый стиль, который отражал бы дух эпохи модернизма. В своих новатор­ских проектах Мис ван дер Роэ следовал главному принципу: «Меньше значит больше». Его стиль заключался в точных пропорциях, минималистичных интерьерах и использовании качественных современных материалов, таких как металл и стекло. Он был одним из первых, кто применил стальной каркас и остекление жилых помеще­ний и офисов.

Работа подмастерьем у одного из лучших специалистов того времени Бруно Пауля (1905), а также в мастерской Петера Беренса (1908-1911) заложила основу форми­рования Миса ван дер Роэ как архитектора. Мировое признание ему принесло одно из самых ярких модернистских сооружений, павильон Германии на международной выставке в Барселоне (1929). В рамках этого проекта он представил собственную коллекцию мебели Barcelona.

С 1930 по 1933 год Мис ван дэр Роэ был директором школы строительства и архитек­туры Баухаус. В 1933 году он эмигрировал в США, где возглавил архитектурный факультет Иллинойского технологического института в Чикаго (1952-1956) Помимо преподавания, он продолжал заниматься архитектурными проектами, утверждая своё собственное направление в строительстве небоскребов, среди которых Сигрем билдинг в Нью-Йорке (1958).

Работы Людвига Миса ван дер Роэ повлияли на формирование «интернационального стиля». Одна из самых престижных архитектурных премий в Европе названа в его честь.

 

Бенджамин ТОМПСОН 1918-2002

Американский архитектор, оказавший значительное влия­ние на городской дизайн второй половины XX века, обла­датель почётных докторских степеней Колби-Колледжа, Университета штата Массачусетс в Амхерсте и Миннеапо- лисского колледжа искусства и дизайна. В 1992 году Томпсон был награждён Золотой медалью Американского института архитекторов (AIA).

В 1941 году он получил степень бакалавра Йельской школы архитектуры. Карьеру архитектора Томпсон начал в 1946 году, открыв совместно с Вальтером Гропиусом и шестью другими архитекторами фирму «The Architects Collaborative, Inc.» (TAC).

В 1953 году он спроектировал здание магазина «Design Research», слоганом которого была фраза: «Продаём со­временную среду обитания». Стеклянная конструкция здания позволяла увидеть интерьеры с инновационной мебелью, товарами для дома и одеждой. Для многих сту­дентов Гарварда и Массачусетского технологического ин­ститута «Design Research» стал отправной точкой в изуче­нии современного дизайна. Американский журнал «Architectural Record» отметил здание Томпсона, заявив, что строительство стеклянных зданий «приведёт к созда нию более тёплого облика города, внесёт свет, цвет и оп­тимизм в жизнь улиц».

В конце 1966 года Томпсон отделился от ТАС и на следую­щий год открыл собственную архитектурную фирму Benjamin Thompson and Associates (ВТА). В 1987 году фирма ВТА получила награду Американского института архитекторов (AIA).

 

ПЬEТРО БЕЛЛУСКИ 1899 -1994

Американский архитектор итальянского происхождения, один из главных представителей модернизма.Беллуски прославился строительством небоскребов, среди которых наиболее известны Эквитабл-билдинг (1948), Метлайф-Билдинг (1969), 555 Калифорния стрит (1969), а также церквей и концертных залов. Пьетро Беллуски получил широкое признание и стал лауреатом нескольких престижных архитектурных наград.

В 1922 году Беллуски окончил Римский университет Ла Сапиенца по специальности гражданская инженерия. В следующем году он уехал по студенческому обмену в США, где, несмотря на полное незнание английского языка, поступил в Корнеллский университет по той же специальности. Большую часть своей жизни Беллуски прожил в Портленде (штат Орегон), где быстро сделал карьеру от простого чертёжника до главного дизайнера в архитектурном бюро Альберта Дойла. К 1943 году фирма уже фактически принадлежала Беллуски, и он сменил её название на собственное. В 1951 году Беллуски стал деканом Школы архитектуры и планирования Массачусетского технологического института и пребывал на этой должности до 1965 года. Перед переездом в Массачусетс он передал свой портлендский офис компании Skidmore, Owings & Merrill (SOM).

В 1972 году Беллуски был награжден Золотой медалью Американского института архитекторов (AIA). В 1991 году он стал обладателем Национальной медали США в области искусств. Беллуски стал вторым архитектором в истории, награждённым этой медалью.

 

ЭЭРО CААРИНЕН 1910-1961

Один из крупнейших архитекторов и дизайнеров мебели XX века, сын знамен финского архитектора Элиэля Сааринена. В 1923 году семья Ээро эмигрировала из Финландии в США. В 1929 году он уезжает учиться в Париж на скульптора, а через год возвращается и поступает на архитектурный факультет Йельского университета.

Поначалу Сааринен привлёк к себе внимание оригинальными решениями в мебель­ном дизайне. Так, дизайн стульев из гнутой фанеры, разработанный совместно с Чарльзом Имзом в 1940 году занял первое место в конкурсе Музея современного искусства (МОМА). Созданное для мебельной компании Knoll в 1946 году кресло Grasshopper («кузнечик») было настолько популярно, что фабрика выпускала эту модель в течение 19 лет. Футуристический стол Tulip из стеклопластика, который можно увидеть в «Солярисе» Тарковского, Knoll выпускает и сегодня. Еще больший успех принесла ему победа в 1948 году в конкурсе на лучший проект сооружения в мемориальном парке Т. Джефферсона (Сент-Луис, шт. Миссури). Гигантская арка из нержавеющей стали «Врата на запад» высотой 192 м стала символом штата и самым высоким памятником США.

Первой крупной работой, принесшей Сааринену широкую известность как архитектору, стал ансамбль зданий технического центра фирмы Первой крупной работой, принесшей Сааринену широкую известность как архитектору, стал ансамбль зданий технического центра фирмы “General Motors” в Уоррене (1955). В архитектурной печати этот комплекс называли «промышленным Версалем». И в области интерьерного дизайна, и в архитектурных проектах Сааринена чувствовался подход скульптора. Экспериментируя с новыми материалами, вдохновляясь природными, органическими формами он создавал футуристическую ни на что не похожую архитектуру.

Среди выдающихся проектов Сааринена 1950-х годов: здание терминала авиакомпании TWA в аэропорту Айдлуайдл (1962), аэропорт им. Даллеса в Вашингтоне (1962) и крытый стадион Йельского университета   (1958).

 

МАРСЕЛЬ БРЁЙЕР 1902-1981

Американский архитектор и дизайнер мебели венгерского происхождения, один из основоположников промышленного проектирования. С 1920 по 1928 годы Брёйер был студентом Вальтера Гропиуса в школе строительства и художественного конструирования Баухаус, где затем был преподавателем. В этот период он сконстру­ировал знаменитый стул из холста и стальных трубок «Василий», названный в честь художника Василия Кандинского и ставший классикой модернизма и «визитной кар­точкой» Баухауса. Он был автором дизайна большей части мебели для нового здания Баухаус в Дессау, куда академия переехала в 1925 году из Веймара.

Архитектурной практикой Брёйер занялся в 1928 году, открыв частную мастерскую в Берлине. После прихода к власти нацистов он эмигрировал в Лондон (1935), а затем в США (1937), куда был приглашен Вальтером Гропиусом для преподавания в Гар­вардской школе архитектуры. Они открыли офис в Кембридже и проработали вместе до 1941 года. В этот период Брёйер разработал новые варианты односемейных домов, которые сыграли заметную роль в дальнейшем развитии жилого строитель­ства США. Примерами таких зданий могут служить собственный дом в Линкольне (Массачусетс, 1939) и коттедж Чемберлен (Массачусетс, 1941). Брёйер оказал суще­ственное влияние на развитие следующей плеяды архитекторов. Среди его учеников были выдающиеся архитекторы: Филип Джонсон, Пол Рудольф и Йео Пей.

В 1941 году Марсель Брёйер начал работать самостоятельно и в 1945 переехал в Нью-Йорк. В 1953 году он получил первый крупный заказ на проектирование ком­плекса ЮНЕСКО в Париже. Построенные в 1950-е и 1960-е годы здания, в том числе Музей американского искусства Уитни (Нью-Йорк, 1966) демонстрируют достижения и возможности современной архитектуры, отличаются пластической выразительно­стью, мастерским использованием конструктивных и художественных возможностей бетона.

 

ЛУИС КАН 1901-1974

Американский архитектор Луис Кан родился в Эстонии. В 1905 году его семья переехала в США и обосновалась в Филадельфии, городе, облик которого во многом изменился благодаря идеям Кана. Окончив колледж искусства и архитектуры Пенсильванского университета и архитектурное отделение Школы изящных искусств, Кан долгие годы оставался лишь соавтором и помощником архитекторов. В 1932 году вместе с Домеником Бернингером он создал Группу архитектурных исследовате­лей (ARG), оказавшую значительное влияние на развитие современной американской архитектуры. Исследуя историю архитектурных стилей и новые подходы к организа­ции пространства, Кан осуществил несколько путешествий по Европе, где был особенно вдохновлен новаторскими идеями Ле Корбюзье. С 1948 года он преподавал архитектуру в Йельском университете, а с 1957 года — в университете Пенсильвании.

Первой самостоятельной работой, сделавшей его знаменитым. Стал проект Художественной галереи Йельского университета 91953). В противовес органической архитектуре Фрэнка Ллойда Райта и легкости стеклянных структур Людвига ван дер Роэ, строения Кана поражают своей монументальностью.

Предпочитая кирпич и железобетон, он создавал брутальные конструкции. Обнажающие грубую фактуру материалов, удивляющие симметрией линий и уравновешенностью объемов. Проводя параллель между музыкой и архитектурой, Кан стремился к гармонии ритма простых и суровых форм и их балансу с открытыми пространствами, позволяющими естественному свету проникать вовнутрь, создавая сложносочиненную светотеневую игру.

Луис Кан является лауреатом многочисленных профессиональных наград, включая Королевскую золотую медаль RIBA(1972) Золотую медаль Американского института архитекторов (AIA) (1974).

 

АЛВАР ААЛТО 1898-1976

Финский дизайнер и архитектор, один из важнейших представителей скандинавского дизайна и «отец» модернизма в Северной Европе. В 1921 году Аалто окончил архи­тектурный факультет Хельсинкского Политехнического института, который в 2010 стал частью Университета Аалто. В 1923 году Аалто открывает собственную архитек­турную мастерскую в Ювяскюля, а переехав в 1933 году в Хельсинки вместе со своей женой Айно Марсио основывает фирму по производству предметов интерьера и мебели собственного дизайна Artek, что означает арт+техника. Алвар Аалто старал­ся гармонично вписывать архитектуру в окружающий ландшафт и использовать нату­ральные материалы, особенно дерево, считая, что природа и архитектура являются единым целым. Он всегда ориентировался на потребности человека и продумывал все детали до мелочей, стре ясь к максимальной комфортности внутренних поме­щений. Всемирное признание Аалто получил благодаря проектам финского павильо­на на международных выставках в Париже (1937) и Нью Йорке (1939). Один из глав ных американских архитекторов того времени, Фрэнк Ллойд Райт, назвал павильон в Нью-Йорке «работой гения».

Алвар Аалто был лауреатом многочисленных наград, в том числе обладателем Золо­той медали Королевского института британских архитекторов (RIBА) (1957) Золотой медали Американского института архитекторов (AIA) (1963). Медаль Алвара Аалто сегодня является одной из самых престижных наград в области архитектуры. Каждый проект Аалто привнес что-то новое в мировое архитектурное мышление XX века Желание организовать практичное и эстетическое пространство, в центре котооого всегда находится человек, до сих пор актуально в строительных и урбанистических проектах.

 

РАЛЬФ ТВИТЧЕЛЛ 1890-1978

Американский архитектор, основатель школы Сарасоты и так называемого «сарасот- ского стиля», характерного для послевоенной архитектуры штата Флорида. Школа объединила архитекторов-модернистов, работавших в городе Сарасота на западном побережье штата. Среди ее представителей были Пол Рудольф, Джек Вест и Виктор Ланди, которые адаптировали идеи модернизма к климатическим условиям Флориды, объединив их с формами региональной южной архитектуры.

Так появился региональный модернизм, основными особенностямя которого были большие стеклянные  стены и окна, открывающие вид на сад и террасу, раздвижные стеклянные двери, большие навесы, служившие защитой от дождя и солнца, естественная система вентиляции. Дома такого типа представляли собой модульные одноэтажные конструкции из природных, простых в обслуживании материалов со свободной планировкой. Благодаря таким решениям архитектура идеально вписывалась в окружающую среду. Здания такого типа строились в период с 1941 по 1966 гг.

 

ПОЛ РУДОЛЬФ 1918-1997

Выдающийся американский архитектор, один из лидеров архитектурного брутализма.

В его постройках синтезированы идеи Ле Корбюзье, Фрэнка Ллойда Раита и Луиса Кана. Проектируемые Рудольфом здания известны своей причудливой геометриче­ской формой.

В 1940 году Пол Рудольф окончил Политехнический институт Алабамы (ныне Оберн- ский университет), в котором изучал архитектуру. Он также учился в Гарвардском университете у Вальтера Гропиуса. Закончив Гарвард, Пол Рудольф стал учеником, а затем — партнёром Ральфа Твитчелла в его архитектурной фирме в Сарасоте. С конца 1940-х и по начало 1950-х годов они занимались проектированием частных домов. В 1952 году Пол Рудольф покидает фирму Твитчелла и уже самостоятельно занимается архитектурным проектированием в Бостоне, Нью-Хейвене и Нью-Йорке. Проекты жилых домов во Флориде (Дом Кауарда, 1952 год; Дом Биггс, 1956 год) при­несли ему известность.

В 1957 году Пол Рудольф возглавил архитектурную школу Йельского университета, где преподавал 6 лет, пока не вернулся к частной практике. В число его учеников входят известные сегодня архитекторы: Норман Фостер, Ричард Роджерс и Чарльз Гватми. Покинув Йель, Пол перебрался в Нью-Йорк. С 1970-х годов, когда брутализм потерял популярность в США, Пол Рудольф работал в основном для заказчиков из Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки. Хотя его и считают представите­лем модернизма, в своих поздних работах Пол Рудольф несколько отходит от его принципов.

 

SKIDMORE, OWINGS & MERRIL (SOM)

Одна из ведущих мировых компаний в сферах архитектуры, градостроительства, инженерии и интерьерного дизайна. Бюро было основано в 1936 году в Чикаго американскими архитекторами Луисом Скидмором и Натаниэлем Оуингсом, а в 1963 году к ним присоединился Джон Огден Меррилл.

С момента основания, фирма осуществила около 10 ООО проектов различного масштаба в более чем 50 странах. С 1950-х годов компаньоны занялись проектированием небоскрёбов, что впоследствии принесло им мировую славу. Среди проектов SOM: высочайший небоскрёб Африки Карлтон-центр в Йоханнесбурге (1973) и нынешний всемирный рекордсмен по высоте – башня Бурдж Халифа в Дубае(2010).

Фирма SOM много сделала для популяризации интернационального стиля Людвига Миса ван дер Роэ, в котором ее основатели  видели своего наставника. Благодаря их верному следованию идеям немецкого архитектора, Фрэнк Ллойд Райт прозвал SOM «Тремя слепыми Мисами». Левер Хаус (1952), офисное здание в Нью-Йорке, стало образцом административным зданий по всему миру.

SOM получило более 1700 наград за качество и инновации, став единственной фирмой дважды получившей награду «Архитектурной фирмы года» Американского института архитекторов.

 

HARRISON & ABRAMOVITZ

Уоллес Киркман Харрисон (1895-1981) — американский архитектор и предпринима­тель, известен как соавтор проектов Рокфеллер-центра, Линкольн-центра, а как руководитель группы архитекторов-проектировщиков штаб-квартиры ООН (1947-1952 гг.). Харрисон учился на инженера-строителя в Вустерском политехниче­ском институте и изучал архитектуру в Бостоне, а также в Школе изящных искусств в Париже. Многие отмечают, что Харрисон обладал отличными организаторскими спо­собностями, умел располагать к себе людей, сотрудничал с губернаторами, частными предпринимателями, градостроителями, договариваясь о реализации проектов. В 1967 г. Харрисон был награжден Золотой медалью Американского института архи­текторов (А|А).

Макс Абрамовиц (1908-2004) — американский архитектор в 1929 году окончивший факультет архитектуры Иллинойского университета и получивший магистерскую сте­пень архитектурной школы Колумбийского университета. Также как и Уоллес Харри­сон он учился в Парижской Школе изящных искусств и после возвращения в США архитекторы стали партнерами, основав компанию «Harrison & Abramovitz». Макс Абрамовиц был заместителем директора по проекту строительства комплекса ООН.

Компания «Harrison & Abramovitz», основанная в 1941 году, стала одним из самых крупных архитектурных бюро в США. Компания занималась строительством в основ­ном в Нью-Йорке и окрестностях и славилась проектами офисных центров.

Особую известность получили: Алкоа-билдинг в Питтсбурге (1953), Сокони-Мобил- билдинг (1956) и Метрополитен-опера в Нью-Йорке (1966), а также Эксон-билдинг на Шестой авеню (1972).

4 thoughts on “Пионеры американского модернизма. Эзра Столлер. Взгляд дилетанта

Add yours

  1. Надо же… Вижу только здания, не фото))
    Интересное у него было видение, и какие все таки ето интересные времена были — шестидесятые)))

    1. Да такие интересные. Там есть начиная с 30-х годов. Например стоянка автомобильная 39 года строения. В России такие первые начали мтроить в конце 90-х. Или еще аэропорт Кеннеди классно смотрится.

Добавить комментарий

Blog at WordPress.com.

Up ↑

Больше на ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading