Site icon ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

Богемская рапсодия, 2018

Посмотрели с дочерью и мужем фильм «Богемская рапсодия», 2018 год, режиссер Брайан Сингер.

Это фильм про знаменитую в XX веке британскую музыкальную группу Queen.

Кинолегенда о них оставляет двоякое впечатление.

Это музыка времен нашей с мужем молодости – именно тогда песни Queen звучали из динамиков магнитофонов и на дискотеках. Приятно вспомнить свои юные впечатления, связанные с этой музыкой, навеянные их мелодиями, вызывающими яркие эмоции.

Именно тогда можно было совершать эпатажные поступки, кидаться нам с головой в омут, обуреваемым страстями, кипеть и бурлить в компаниях сверстников.

Можно вспомнить свежесть восприятия, новизну ощущений, бесшабашность порывов…

И все это под музыку. И, конечно, под музыку Queen – неординарную, рвущую стереотипы, завораживающую и вдохновляющую.

Но с другой стороны, эта история все-таки еще и киноискусство, которое оценивается с позиции качества сценария, адекватности изобразительных средств, талантливости игры актеров и других характеристик киноленты.

И в этом отношении все далеко не так гладко, как хотелось бы.

История про группу Queen находилась в производстве около 10 лет. Менялись режиссеры, актеры (Фредди Меркьюри должен был по первоначальной задумке играть Саша Барон Коэн), несколько раз переписывался сценарий. И вот «Богемская рапсодия», спустя долгое время все-таки вышла, и оказалось, что в производственном хаосе за все эти годы не нашлось ни одного человека, который бы до конца понял, как превратить этот фильм в по-настоящему захватывающую ленту о музыке и судьбе.

По основным темам авторы пробегаются поверхностно и кусочно-линейно, не особенно стараясь выстроить цельную картину происходящих событий. История скачет по реперным точкам жизненного пути Фредди Меркьюри и его собратьев по творчеству, к сожалению, не сильно в них углубляясь. Вот Queen впервые собираются вместе, вот — первый концерт, логотип и дебютный альбом; почти сразу группу замечает продюсер EMI… и дальше уже по накатанной, несмотря на все их взбрыки и «приятные» молодежно-максималистские заявления и демонстрации.

При этом надо отдать должное создателям фильма, иногда они все-таки делают небольшие остановки в безостановочной смене картинок жизни музыкантов и обращают внимание на некоторые качества героев, которые являются ключевыми в достижении ими сногсшибательных результатов.

Например, несколько раз в истории обращается внимание на полную уверенность Фредди в последующем безоговорочном успехе его новаторских музыкальных идей, несмотря на сомнения окружающих. Действительно, только так рождаются гениальные творения.

Или тогда, когда показывается необходимость слияния различных точек зрения в единое горнило креативного «замеса» творческого теста с целью родить новое качество и новое  направление в искусстве и музыкальном шоу-бизнесе. И отчасти в фильме удается показать необходимость для этого всех членов группы и относительную равнозначность их вклада в творчество Queen.

Глубоких неоднозначных конфликтов, объяснения их причин, музыкальных подробностей создания произведений нет, точнее они есть, но на максимально упрощенном уровне. Нам пытаются что-то сказать про то, что группа делает музыку «в разных жанрах», еще чуть-чуть — про экстравагантные наряды Фредди и его эпатажное поведение, и все это сдабривают музыкальными сценами. Но пересказать, что там произошло в 70-х, фильму намного интереснее, чем — почему это произошло: ведь история должна бежать сломя голову, не давая зрителю времени опомниться и что-то понять.

Есть в фильме и отдельные вкрапления (например, сюжет с заклеенной стикером кнопкой на концерте Live Aid), которые не связаны с основным ходом событий и оставляют ощущение недосказанности и загадочности и которые, по ощущению, остались из-за постоянных производственных мук, в которых утопал фильм.

Но зрителям от этого не легче: получается, что «Богемскую рапсодию» лучше смотреть с параллельно открытой «Википедией» для более полного погружения в материал.

Повествование киноленты стартует в 1970 году, когда никому неизвестный занзибарец Фарух Бульсара, на досуге сочиняющий песни, знакомится с Брайаном Мэем и Роджером Тейлором, играющими в «средней руки» группе Smile. Меркьюри, обладающий невероятной харизмой, великолепным голосом и необычной внешностью, дает группе новую жизнь и на свет появляются Queen, которые спустя несколько лет станут настоящими звездами.

Авторы фильма не скрывают непростой характер лидера Queen. С самого начала Фредди дерзок, самоуверен и эгоистичен, но эти черты не вызывают безусловного отторжения. Меркьюри здесь — живой, интересный и настоящий, к нему испытываешь сложные чувства: за него переживаешь, его не приемлешь, его ценишь, ненавидишь и обожаешь…

Жизнь коротка, и по-настоящему ценить ее мы начинаем, только находясь на финишной прямой. Понимание этой простой и вроде бы очевидной мысли настигает смертельно больного СПИДом Фредди Меркьюри и участников его группы – «его музыкальной семьи» – на пике их творческого потенциала, что делает трагедию жизни певца такой концентрированной и острой для миллионов поклонников его музыки.

Вокалиста Фредди Меркьюри сыграл Рами Малек. Его игра оставляет самые лучшие впечатления. Каким-то невероятным образом он не просто скопировал манеру поведения Фредди на сцене, но перенял её и творчески переосмыслил. Особенно это заметно во время концерта Live Aid — Малек перемежает дословное повторение определённых движений с собственной их вариацией, которая стилистически безукоризненна.

Единственно, что смущает в его игре – это некоторая наигранность сцен, где Фредди ведет себя вызывающе, в соответствии с мифами об истеричном и неадекватно наглом поведении знаменитых солистов музыкальных групп. Эти особенности поведения Меркьюри пока Малеку не поддались.

Остальной актерский ансамбль подобран безукоризненно, как с точки зрения внешнего попадания в образ, так и с точки зрения внутренней энергетики.  И даже не повсеместно идеальная игра актеров не наносит фильму существенного ущерба.

«Богемская рапсодия» — это примерно 20% блистательной и вечной музыки коллектива, а остальные 80% — последовательный рассказ про становление и славу группы, фильм про Великих Артистов к их юбилею.

По моему ощущению, музыки в кинокартине недостаточно. Но другим членам моей семьи так не показалось.

В любом случае, визуальный ряд фильма полностью соответствует его звучанию. Это пышущая красками реальность даже в самые драматические моменты истории. Сочные цвета, блеск – символы 70-80-х годов – как будто еще более выпуклые и яркие. Изобразительный ряд фильма поддерживает «идеальный» саундтрек, так как это оригинальные записи Queen. А финальные 20 минут – это кульминация всего действия и необыкновенное удовольствие для зрителей. Проскальзывает ощущение, что вся картина создавалась ради этой ювелирной реконструкции выступления Queen на Live Aid в 1985 году.

В эти финальные минуты кажется, что можно простить создателям фильма все огрехи, потому что режиссеру и актерам удалось не просто восстановить последовательность событий, но позаимствовать у реальных участников того памятного концерта их вдохновляющую силу.

Exit mobile version