Site icon ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

СТАЛКЕР. 40 лет спустя

К 85-летию режиссера Андрея Тарковского были отреставрированы четыре его киноленты, в числе которых был и фильм «Сталкер».

С этого момента кинофильмы изредка, не на широком экране, показываются в российских кинотеатрах.

Мы об этом не знали. В один из выходных спонтанно решили пойти в кино. Посмотрев, что идет такого необычного в любимом нами к/т «Октябрь», неожиданно обнаружили подходящий сеанс «Сталкера» в небольшом зале на 8 рядов и решили пойти. До сеанса оставалось 1,5 часа – нужно было купить билеты. И ах! Свободных мест почти не было – пришлось купить 3 крайних места в разных рядах.

Даже порадовало, что все-таки находятся желающие оторваться от дивана и посмотреть фильм на экране кинотеатра.

Я ждала просмотра с нетерпением, практически 40 лет спустя после первого знакомства с произведением. Интересно было почувствовать  – как изменилось мое восприятие киноленты за эти годы.

Сразу надо оговориться, что я трепетно отношусь к творчеству Тарковского, мне близки мучавшие его в жизни вопросы мироздания, я неравнодушна к его эстетике и к тому, какие эмоции и чувства ему удается вытащить из актеров в его фильмах.

 

Действие «Сталкера»  происходит в вымышленном времени и пространстве; у героев нет имён — только прозвища.

Приблизительно за двадцать лет до начала действия фильма было зарегистрировано падение метеорита на землю. В районе падения начали происходить аномальные явления, стали пропадать люди. Место получило название «Зона», и поползли слухи о некоей таинственной комнате, где могут исполняться желания: самые заветные, самые искренние, самые выстраданные. Зону оцепили военными кордонами и обнесли колючей проволокой.

Герой фильма – Сталкер – водит в Зону  заблудшие, несчастные души, чтобы исполнились их сокровенные желания. Он живёт в бедности с женой и больной дочерью.

Но, нарушая закон, он, проводник, сопровождает отчаявшихся людей в комнату счастья… Здесь он ничего не берет и ничего не может получить для себя, таков закон Зоны.

Его наняли проводником Профессор и Писатель. В фильме путешествие этих трех,  не очень благополучных, людей в Зону начинается в чёрно-белой гамме…

оторвавшись от военного патруля, они проникают в Зону, где картина становится цветной.

Цель путников — найти ту самую комнату. Выясняется, что вход в неё расположен в нескольких сотнях метров от начала пути.

Но Сталкер требует, чтобы спутники беспрекословно подчинялись его указаниям, объясняя, что ПРЯМОЙ ПУТЬ В ЗОНЕ НЕ САМЫЙ КОРОТКИЙ. Они пойдут вокруг, чтобы попытаться дойти до цели живыми…

Зона охраняет комнату желаний, расставляя перед «жаждущими счастья» свои ловушки.

Рискуя своей жизнью, они идут за счастьем, как будто, обретя его, они смогут, наконец, ответить на вопрос: «В чем смысл жизни?». Так в чем же этот смысл? Не в том ли, чтобы осознать, что у тебя уже есть в жизни и что ты можешь потерять – и поверить в спасительную горечь тоски, в любовь к тем, кто остался за пределами Зоны, и к тому настоящему, что осталось там.

ПОИСКИ ГЕРОЕВ ФИЛЬМА – ЭТО ПОИСКИ ВЕРЫ.

И Сталкера мучает понимание утраты, атрофии веры у людей. Он и сам готов извериться в необходимости своей профессии. Зачем рисковать собой, жизнью жены и дочери (дочь, Мартышка, итак уже пострадала от Зоны), чтобы, в конце концов, узнать человеческую неблагодарность и испытать разочарование в смысле собственной жизни.

Но то, что безуспешно ищет и Сталкер, и его спутники где-то в Зоне, как бы за пределами человеческой жизни, то, что называют верой в собственное предназначение и в смысл человеческого существования, внутренне чувствует и понимает жена Сталкера, интуитивно способна постичь его дочь.

… Допустим на мгновение, что сбылось бы желание Сталкера: только бы взять с собой в Зону жену и дочь – и остаться там навсегда. ТОЛЬКО ЭТОГО МАЛО.

Зачем тогда нужна Зона, и кем будет герой, если его настоящее предназначение – быть Сталкером. И вести людей в Зону, чтобы они, вернувшись, поняли, что могли потерять в жизни, и могли поверить в действительность волшебной комнаты и обрести веру в то, что она им уже не нужна…

Любовь и прощение жены примиряют Сталкера с самим собой. Человеку нужен человек. И, пожалуй, ключевая сцена «Сталкера» – КРАТКИЙ МИГ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ВЗАИМОПОНИМАНИЯ, возникшего между Сталкером, Писателем и Ученым, когда они, утомлённые спорами, замолкают и смотрят на дождь, идущий прямо в комнате каменного домика.

… Герои фильма, на самом деле, были заняты не поиском «комнаты счастья», а ПОИСКОМ СЕБЯ – и это главное. Но они уходят от чуда, уклоняются от него, потому что осознают мелкость и эгоистичность своих желаний – и возвращаются они из Зоны уже не такими же, какими пришли.

Хочется верить, что их возвращение из Зоны – это обретение веры и, следовательно, ПРИБЛИЖЕНИЕ К СЧАСТЬЮ.

 

Красота картинки фильма у меня вызывает наслаждение.

Какое это мастерство – так живописно и привлекательно изобразить заброшенные промышленные и природные ландшафты, бедные и убогие интерьеры, измученных и отчаявшихся людей!

Каждый кадр фильма, каждый предмет в кадре выстрадан создателями с точки зрения изобразительных средств и с точки зрения наполненности смыслом, посылом к зрителю. Нет необходимости дополнительного объяснения в фильме значения каждого кадра – необходимо понять его самому. Отсюда вытекает ощущение некоторой медлительности разворачивающегося действия и его неторопливости. Тарковский будто бы нарочно растягивает отдельные сцены, останавливает события, чтобы зритель мог вглядеться в эти детали, вдуматься в их смысл, и только потом фильм идет дальше.

При этом скорость подачи информации так гармонична, что почти трехчасовой фильм смотрится на одном дыхании. Невозможно отвлечься ни на секунду.

Симптоматично, что в процессе подготовки съемок, непосредственно в период съемок и монтажа  со «Сталкером» происходили удивительные и ужасные вещи.

Не просто так Тарковский предпочел «Пикник на обочине» Стругацких всем другим своим задумкам, например, экранизации «Идиота» Достоевского, так как в своих дневниках он говорит: «Чем-то мое желание делать «Пикник» похоже на состояние перед «Солярисом». Теперь я уже могу понять причину. Это чувство связано с возможностью легально коснуться трансцендентного».

Готовясь запустить в производство новый фильм, Тарковский довольно плохо представлял, какое именно кино он хочет в итоге получить. Такое с ним бывало и раньше, но в данном случае дошло до крайностей. Известно, что братья Стругацкие по его прихоти переписывали сценарий около десяти раз, и с каждым разом то, что выходило из-под их пера, все меньше и меньше напоминало «Пикник на обочине», взятый за основу. В конце концов, от него остались только два слова – «зона» и «сталкер»; все прочее было иным…

Менялись места натурных съемок (правда, уже по независящим от людей причинам: в Таджикистане, где было выбрано место для съемки, произошло землетрясение); трижды значительно менялся состав съемочной группы; с некоторыми ее членами Тарковский ухитрился сильно поссориться – в наибольшей степени с первым оператором Георгием Рербергом. Но даже те, которые сохранили с Тарковским хорошие отношения, были основательно измотаны его чрезмерной требовательностью, переходившей иногда в мелочную придирчивость…

Второй вариант картины по не совсем понятным причинам (скорее всего, неправильная проявка пленки), вообще, оказался полностью уничтоженным. И только с третьей попытки фильм удалось завершить…

Высказывается мнение, что все закончилось относительно благополучно только благодаря Филиппу Ермашу, тогдашнему председателю государственного комитета по кинематографии, который терпеливо и снисходительно отнесся к творческим метаниям Тарковского, выделив тому дополнительные деньги на повторные съемки, поскольку в подобных обстоятельствах перерасход средств был почти неизбежен…

 

Было интересно – какое впечатление фильм оставит у дочери.

Ей фильм понравился, что меня порадовало. Было несколько удивительно, что фильм эмоционально и содержательно не оставил ее равнодушной, несмотря на то, что она, подобно довольно большому количеству современной молодежи, воспитывается на фильмах-экшенах с незамысловатыми идеями.

Подрастает ребенок…

Необходимо отметить, что актерский состав фильма, как всегда, подобран у Тарковского идеально. То ли он так талантливо видит возможности актеров, то ли всегда в состоянии извлечь из них именно ту органику, которая требуется для трансляции зрителю своих идей. В любом случае третья версия фильма, которую мы и знаем, восхищает безукоризненной игрой актеров, что отметила и дочка.

Мужа кино очень сильно тронуло, до водоворота терзаний в душе. Он поймал волну передачи эмоций, транслируемых фильмом с экрана, и внутреннее смятение не отпускало его до конца просмотра.

В связи с этим у него возник вопрос – а что же такое настоящее искусство? Не тот ли результат творчества, который может наиболее осязаемо и верно передать человеку заложенные в него эмоции?

Сказать, что меня фильм не оставил равнодушной, – это сильно преуменьшить мое впечатление от него. Картина держит в напряжении, не дает даже немного отвлечься от переживаний героев, находит отклик в настоящих событиях собственной жизни.

В результате просмотра фильма возникло понимание, что, видимо, становление притчи в творчестве Андрея Тарковского происходит именно в «Сталкере», сочетающем ясность и простоту формы, свойственные традиционной притче  со сложностью и философской глубиной мысли.

Внешний сюжет – путешествие в Зону, в которой есть волшебная комната, где исполняются все желания (а ведь поиски счастья – устойчивый мотив русской сказки). Причём, может исполниться только то, что человек действительно желает в глубине души, порой даже не подозревая об этом. Но в процессе действия выясняется, что никаких подтверждений действительного исполнения желаний после посещения Комнаты не существует: сам Сталкер не знает, что происходит с его спутниками дальше, после посещения Зоны.

Обретают ли они искомое счастье и удовлетворение, исполняются ли их желания? И, вообще, существует ли волшебная комната на самом деле? А также до конца остается неясным – кто же такой Сталкер? зачем на его шее завязана неряшливая тряпица – как будто скрывающая некий шрам? нет ли в этом указания на то, что так настойчиво упоминаемый Сталкером его учитель Дикобраз, самоубившийся по его версии от разочарования выполнения своих настоящих желаний после посещения Комнаты, и есть выживший после попытки повеситься сам Сталкер? возродившийся к новой жизни с новой миссией своей жизни? а не это ли и было настоящим сокровенным желанием Сталкера, которое помогла понять ему комната желаний? возможно ли это?.. И как интерпретировать последнюю сцену фильма с обнаружившимися у дочери Сталкера способностями телекинеза? не подтверждение ли это того, что в Комнате, действительно, существует связь со Вселенной, которая может влиять на наши судьбы? или это попытка показать нам, что не стоит так далеко ходить в поисках счастья и чудес, так как они рядом с нами, поэтому последние сцены фильма и показываются в цвете?..

Ответ на эти и другие вопросы фильма остается за его пределами. Как и ответы на вопросы, которые возникают у человека после просмотра «Сталкера» к своей жизни.

Секрет этой киноленты в том, что ЭТО ФИЛЬМ ВОПРОСОВ, А НЕ ОТВЕТОВ…

 

Цитаты из фильма:

  1. «Я эту самую истину выкапываю, а в это время с ней что-то такое делается, что выкапывал-то я истину, а выкопал кучу, извините… не скажу чего.»
  2. «— А далеко до этой комнаты? — По прямой — метров 200. Да только тут не бывает прямых.»
  3. «Дикобразу — дикобразово»
Exit mobile version