«От первого лица». Герой нашего времени

«От первого лица» — так называется спектакль Нового Московского драматического театра по роману Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Режиссер Вячеслав Долгачев ограничился в постановке  финальной частью произведения – «Княжна Мери».

11106748-C05B-47DC-96DF-62444B2EE6F1

Кстати по результатам прочтения «Героя нашего времени» дочь сказала, что именно эта часть ее зацепила, и она прочла ее одним махом.

От «первого лица» в спектакле выступает Григорий Печорин – изломанный, не вписывающийся в современную реальность, не глупый, но неприятный молодой человек.

238772BC-2752-4F53-8CD7-E55C898F408D

 

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Интересно, что в юные годы не воспринимаешь Печорина, как отталкивающего героя. Ведь к нему так тянутся эти молодые красавицы, думаешь ты, наверно, в нем есть что-то притягательное. Я, к стыду своему, уже не помню – было ли что-то притягательное в Печорине для меня, но, наверно, было, так как прочитала роман я быстро и с любопытством.

Дочь интересно определила – о чем этот спектакль.

Молодому человеку нечем себя занять – и он так развлекается. Каждый развлекается так, как ему нравится.

То есть вполне себе принимает возможность такого развлечения молодого человека, которое несет разочарование, горе и смерть окружающим его людям. Молодость жестока.

xl_20121010142145

Постановка нам понравилась. Простые декорации, которые легко трансформируются в любую требуемую обстановку – будь то комната Печорина или источник минеральных вод.

Серьезное внимание уделено костюмам. Все наряды красивы и элегантны, выполнены в пастельной гамме в основном зеленовато-голубых тонов.

 

Это слайд-шоу требует JavaScript.

21EEBB60-EC53-47E5-86A1-3856D5D36508

Неплохо подобраны актеры. Печорина играл Михаил Калиничев. Он невероятно напоминает самого Лермонтова. И тогда сразу понимаешь, что, по всей вероятности, автор изображал себя и свой личный жизненный опыт.

Не можем сказать, что актер поразил нас великолепной игрой, но старался: изображал персонажа добротно, с энтузиазмом крутил колесо декораций, управляя действием, тщательно проживал на сцене все эпизоды, а также достойно отражал на лице иронию и сарказм, присущие герою.

Принятая в обществе интерпретация романа не требует больших аналитических изысканий и вполне регулярно находит свое отражение и в других литературных произведениях.

Человек творческий, полный амбиций, не глупый, считающий, что видит людей насквозь, ждущий от жизни испытаний на прочность и преодоления сложных препятствий с трудом вписывается в окружающую действительность или не вписывается вовсе. При этом своими действиями топча и сокрушая всё и всех, кто и что попадается на его пути.

… делая это невольно. Он просто живет, а не специально разрушает действительность.

 

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Мери в исполнении Анастасии Цибисовой была невероятно трогательна и беззащитна. Она сломалась как кукла при первых грубых прикосновениях героя нашего времени, который пытался «крутить» с ней роман просто для развлечения. Когда с Мери слетает маска светской красавицы, то не остается ничего притягательного, кроме искренности и непонимания ситуации. Сыграно хорошо – ожидаешь отсутствия реакции на ее слезы у Печорина. Мери веришь, так и должно было случиться.

Из всех персонажей Грушницкий (Александр Зачиняев) наиболее убедителен в данном воплощении. Он преследует свои интересы, при этом достаточно прямодушен, не может грамотно плести интригу – его хватает лишь на один ход, не равнодушен к Мери, но беспомощен. Когда он погибает, то эмоционально зрители полностью на его стороне.

4979_ev_001

Вера Екатерины Демидовой оставляет странное впечатление. С трудом верится в долгую всепожирающую ее страсть к Печорину. Причем, не потому, что она не смогла бы испытывать такой страсти, а потому, что не верится в женщину, готовую к нему испытывать такие чувства.

Поэтому трудно оценить ее игру. Возможно, неплохо. По крайней мере, женщина красивая.

Но это неверие в чувства распространяется и на отношение Печорина к Вере. Невозможно поверить, что герой такой, каким он здесь предстает перед нами, способен на длительную сложную привязанность, пусть непонятно чем подкрепленную, к этой израненной тревожной замужней женщине.

Очень неплох доктор Вернер (Олег Бурыгин). Показан уже поживший Печорин, каким он может стать через 20 лет. Доктор вполне находит общий язык с главным героем. При этом вписался в жизнь. Его юное противостояние миру вылилось в цинизм и неверие в чувства людей. Но даже он в финале постановки не выдерживает намерений своего приятеля и ужасается его действиям. Передано мастерски и с юмором.

9e17f63e1a40e25f10825d09751de02c

Осознав то, что я написала про героев романа и актеров их воплотивших, приходится сделать вывод, что все-таки постановка не дотягивает до нужного уровня именно из-за упрощенной трактовки образа Печорина, несмотря на все хвалебные отзывы.

Личность и душа этого человека до сих пор остаются загадкой, разгадать которую пытаются вот уже почти два века.

Почему молодой, красивый, умный, образованный, богатый и храбрый человек, любимец фортуны, покоритель женщин и предмет зависти мужчин, которому все достается легко и играючи, находится в полнейшем разладе с самим собой и миром? Что заставляет его испытывать судьбу, рискуя не только своей, но и чужой жизнью, пренебрегать человеческими привязанностями, уходя от ответственности за «тех, кого приручили», морально подавлять и терзать окружающих, тем самым разрушая и свою собственную жизнь?

В моем понимании герой романа гораздо сложнее получившегося на сцене персонажа. Он не просто погибает от тоски и развлекается, как поняла моя дочка.

Этот человек все прекрасно про себя знает, борется с собой, но не может выстроить свой стройный внутренний мир. То есть речь в первую очередь идет о внутренней борьбе и неустроенности, отсутствии гармонии, а затем уже – о невозможности найти согласие с внешним миром, о «лишнем человеке», как нам в свое время говорили на уроках литературы. Молодой человек с такими внутренними проблемами, конечно, не может вписаться в окружающий мир, пока эти проблемы не решит.

И он на самом деле не хочет совершать все эти мерзкие поступки, но не знает, что же делать иное, чем руководствоваться в жизни, как отделить плохое от хорошего и где грань допустимого.

И он упорно ищет эти рамки и границы, которые помогут ему найти себя. Только ищет он как переросший подросток, пробуя пересечь пределы дозволенного и впотьмах нащупывая, где грань добра и зла.

А повествование романа – это борьба за нахождение места под солнцем еще не оперившегося тинэйджера, который боится мира и в то же время хочет его покорить.

Посмотрев спектакль «От первого лица», я так почувствовала одну из возможных трактовок образа героя нашего времени на театральной сцене.

В любом случае необходимо отметить, что роман и спектакль вызывают интерес, пусть не необычайный, у современного подрастающего поколения. Что само по себе уже ценно в наше время развенчания всех и вся и сбрасывания с пьедестала непререкаемых классиков прошлых веков.

66986_800

7BABE03D-1783-4523-BA7F-A31AA38D11F6

 

16 thoughts on “«От первого лица». Герой нашего времени

Add yours

  1. Спасибо за вашу статью! После ее прочтение, мне вспомнился один случай. Однажды, мне позвонил знакомый (не могу назвать его другом) и сказал, что хочет быть как Печорин! Нам тогда нравилась одна и та же девушка. А мы были ещё не оперившимися тинейджерами. Все как вы написали!)

    1. Я читала Героя нашего времени только в школе. И сейчас с удивлением прикоснулась опять к этому произведению С удивлением, потому что составилось вполне определенное впечатление об авторе. Он писал, плохо в действительности представляя себе эмоционально-психологическую составляющую взаимоотношений мужчин и женщин. Как писал бы подросток, не имеющий собственного жизненного опыта, на эту тему. По крайней мере, эта часть романа — Княжна Мери. Видимо, такая мотивация — просто для развлечения затевать отношения с людьми — это может быть понятно и не вызывать неприятия только у подростков.

      1. История была очень интересной!) Я долгие годы был влюблён в неё! И 3 моих друга тоже, включая Печорина!) Она была голубоглазой блондинкой маленького роста… Я когда ее видел, даже говорить не мог нормально, получалось только блеять!) Эх, детство, детство. Потом я ее не видел года два. Как-то мы оказались у неё в гостях в Новогоднюю ночь. К моему удивлению, она стала высокой брюнеткой!)) Ещё и закурила!!! У меня шок, возможно даже травма!) Влюбленность прошла!) Вот такая история!)

      2. Как это печально, наверно? Разочарование… но какая девушка была! Еще 3 друга были влюблены! А удалось кому то из влюбленных добиться ее благосклонности? Интересно. Или так и осталась мечтой?

      3. На самом деле стало легче! Это был такое отрезвляющее разочарование!) У других с ней тоже не получилось…

      4. Была в ней, видимо, какая то загадка. А разгадка оказалась разочаровывающей. Все равно жалко. Романтическая молодость. Это так живо и искренне. Этого так потом не хватает иной раз…

      5. Загадка была!) она появилась в нашем классе неожиданно. Гулять ее родители не отпускали. Мы стояли под ее окном и пели ей песни!))

      6. Эффект новенькой. Меня всегда удивляло как иногда некоторые новенькие в классе так и оставались изгоями. А некоторые становились кумирами. Тайна. Хорошо что эта загадка не осталась неразгаданной.

    1. Да, театр неплохой. Смотрим там не первую постановку уже. В нем нет знаменитых звезд, но неплохой уровень режиссуры и актерского состава.

  2. Интересная постановка. Помню в школе когда проходили Печорина, мне он ужасно не нравился, прямо отталкивал. Не знаю почему) после школы не перечитывала,, в отличие от других произведений. А сейчас прочитала ваш текст, захотелось перечитать Героя нашего времени, может, восприятие будет другое во взрослом возрасте

    1. Скорее всего будет другое. У меня точно другое. Сейчас произведение кажется совершенно детским, незрелым. Но может быть, это эффект постановки. Хочется образ Печорина трактовать посложнее.

Добавить комментарий

Blog at WordPress.com.

Up ↑

Больше на ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading