Site icon ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

Звонок, 2002

Небезывестный психологический хоррор «Звонок»(2002, режиссер – Гор Вербински) продолжает смущать умы подрастающего поколения.

Это римейк одноименного японского фильма 1998 года (режиссер – Хидэо Наката) по роману Кодзи Судзуки.

Наши девочки посмотрели его самостоятельно летом на даче.

Но, как оказалось, не совсем поняли нюансы сюжетной линии и хитросплетений событий. И дочка попросила нас посмотреть его еще раз вместе. Что мы и сделали.

И думаю не зря.

Это не просто признанный в мире фильм ужасов, что само по себе заслуживает внимания, но и кинолента, поднимающая в интересной для подростков форме значительное количество вопросов, которые юные зрители пытаются для себя решить в этот нелегкий период взросления.

Немного о сюжете.

У журналистки Рейчел при загадочных обстоятельствах скоропостижно умирает родственница, девочка-подросток и ее столь же юный друг. Что могло их объединять?

Смутно упоминается некая кассета, после просмотра которой человек, услышав, таинственный звонок по телефону обречен на смерть через семь дней после этого события.

Журналистка Рейчел начинает вести расследование: здесь замешаны и личные, и профессиональные причины.

Она едет в заброшенный деревянный домик, где погибшие подростки случайно просмотрели кассету.

И просматривает ее…

Раздаётся звонок…

…начинается обратный отсчёт семи дней.

К расследованию обстоятельств Рэйчел привлекает бывшего мужа Ноа, видеоинженера, поверившего в предание далеко не сразу.

Однажды ночью их общий сын Эйдан также находит злополучную запись, просматривает её, и теперь три жизни подвержены проклятью полувековой давности, когда на ферме семейства Морган в уединённом городке на тихоокеанском побережье разыгралась трагедия…

Итак, Рейчел дано семь дней на то, чтобы завершить все в жизни, зная о скором уходе, или попытаться разобраться, совершить невероятное, невозможное, докопаться до истины. И вместе с Рейчел каждый зритель теперь заинтересован в необходимости во всем разобраться.

Далее фильм смотрится на одном дыхании…

Это, с нашей точки зрения, скорее мистический детектив, чем фильм ужасов.

 

В первую очередь в фильме затронута тема детства, подросткового периода, поэтому он и ориентирован в большей степени на подростков.

Фильм помогает детям лучше разобраться в своем внутреннем мире на пути к своему «я».

Один из уроков фильма – запрет лучше не нарушать. И дело не только в кассете. Это символ.

Нельзя делать необдуманные поступки, которые не знаешь – к какому результату могут тебя привести.

И если в детстве, когда ребенок пробует на прочность наказы близких (не трогать горячее, не дразнить собаку и т.п.), он имеет последствиями небольшие неудобства и недовольство окружающих, то в период взросления такое пренебрежение к возможным опасностям мира может иметь гораздо более высокую цену – вплоть до собственной жизни.

Девочка-подросток Самара – дочь Анны и Ричарда Морганов, первая становится жертвой своего пренебрежения законами бытия и чувствами других людей. Она погибает от рук матери.

По окончании просмотра фильма так и остается до конца непонятным: Самара – родная дочь Морганов или приемная? Но это не влияет существенно на дальнейшее развитие событий фильма.

В любом случае с хрупкой девочкой Самарой что-то не так: она обладает супер-способностями – внушать страшные мысли людям, и не только людям, но и животным, например, лошадям, которые от ужаса бросаются с обрыва в море.

Нежелание (или мистическая невозможность) Самары остановить трансляцию людям «жутких» образов, разрушающих их психику и нервную систему, приводит ее к физической гибели.

И вот здесь в полную силу разворачивается мистическая составляющая фильма: призрак умершей Самары продолжает свое дело – нести в мир страх, смятение, разрушение и смерть.

Но теперь, после смерти девочки, одной из причин такого развития действия выступает чудовищность поступка по отношению к ней ее матери: Самара видит, как мать, столкнувшая ее в каменный колодец, закрывает отверстие сверху крышкой…

А ведь это тоже аллегорическое высказывание автора романа о том, до каких невероятных мук может дойти конфликт родителей и подростков, когда с обеих сторон нет желания – понять и услышать друг друга. Это может привести к «нечеловеческим» поступкам, противным нашей природе. А зло будет продолжать копиться в мире и не находить выхода…

В фильме носителем такого зла выступает Самара.

…И, о, чудеса, – девочка-носительница смерти распространяет свое влияние посредством самого массового телекоммуникационного устройства того времени – телевизора, вызывая жуткие ощущения зрителя своей невозможностью в реальной жизни.

 

Тем не менее, образ Рейчел, показывающей нам возможность обращения к детям и подросткам с добротой, любовью, пониманием, а не с жестокостью, грубостью, тиранией, дает нам надежду на «хороший» конец фильма.

Только через любовь, понимание и всепрощение можно общаться с младшими, как с равными.

Так – как ведет себя Рейчел по отношению к своему непростому сыну: замкнутому, странному, чудаковатому интроверту, зацикленному на своем мире.

Так – как она  пытается понять причины поведения Самары Морган – до такой глубины, до которой никто не пытался понять.

Возможно, при таком отношении взрослых не было бы обиды и мести Самары Могран, не было бы и не будет непонятости детей, одаренных изначально от природы огромным пониманием мира, которое можно задушить, уничтожить, не обращая внимания на личность юного человека. Не будет и дальнейших жертв, которые вынуждены платить своей жизнью за несовершенство мира…

А родители Самары, к сожалению, не смогли построить душевные отношения с дочерью, не смогли разрешить тяжелый, затяжной конфликт с ней.  Вот и плачевный итог…

 

Но что приятно, фильм, всем повествованием подталкивающий нас к такому выводу, оказывается совершенно не так прост…

 

Рейчел, «зараженная» просмотренной видеокассетой, не умирает. Но причина этого становится ей понятной в самый последний момент фильма.

Чтобы уберечь себя от «проклятья», нужно сделать копию кассеты и дать ее посмотреть другому.

Отчасти у зрителя наступает разочарование: оказывается всепонимающей Рейчел вовсе не удалось успокоить душу умершей Самары, а просто она сделала копию кассеты и ее посмотрели.

И опять люди будут продолжать слушать и слышать Самару, а угроза смерти нависнет над следующей жертвой. Значит, все усилия Рейчел искоренить зло, осветить мир добром не увенчались успехом?..

Именно так?..

Если так, то история оказывается закольцованной.

Кстати, в фильме частенько возникает образ кольца.

В английском названии фильма «Ring» прослеживается два значения: не только «звонок», но и «круг». Создателями удачно использована двусмысленность английского слова.

Так что «хорошего» конца фильма зритель не получает…

История оставляет ощущение бесконечной.

 

Такой же бесконечной, как выстраивание отношений между людьми…

 

Такой же бесконечной, как один из ключевых вопросов человечества, затронутый и в этом фильме: вопрос жизни и смерти.

Когда некто по телефону говорит: «Семь дней», и человек понимает, что ему осталось прожить только эти дни, то особенно остро встают вопросы о том, как их прожить, зачем их проживать, как я жил до этого момента, что я делал раньше и что должен сделать сейчас, а в чем же смысл жизни?

И это уже касается каждого.

Каков же этот смысл: перед лицом смерти семья (Рейчел, Ноа и Эйдан) словно снова объединилась – они все втроем снова вместе, снова рядом и пытаются разгадать загадку жизни и смерти.

И ценой смерти Ноа Рейчел удается проникнуть в мистическую возможность их с сыном дальнейшего существования. Но ответов о смысле их последующей жизни фильм не дает.

Единственное, что становится безоговорочно понятно участникам событий в эти семь дней это – семья и гармония в ней – одна из главных ценностей, а миром правит любовь.

В процессе просмотра киноленты происходит глубокое осмысление своего внутреннего мира.

И понимаешь, что одна из главных ценностей человека – найти гармонию со своим «я», своей душой, и миром других.

И, значит, все усилия семьи Рейчел были не напрасны.

А это и есть «хороший» конец истории…

Exit mobile version