Ван Гог. На пороге вечности

Наша семья неравнодушна к творчеству Ван Гога. Поэтому вместе: я, муж и дочь – пошли посмотреть фильм «Ван Гог. На пороге вечности» и послушать его обсуждение с журналистом Андреем Гавриловым в кинотеатре «Октябрь».

Это не байопик…

На заставке картина Ван Гога «Вид на Арль с ирисами на переднем плане», 1888.

 

В фильме сделана попытка рассказать о муках творчества художника.

О том, какие переживания находят свое отражение на холсте в картинах Ван Гога.

Каким образом формируются его художественные методы и видение «его» мира.

В киноленте рассматривается небольшой период времени, когда Ван Гог пишет свои работы на юге Франции, в Арле.

kinopoisk.ru

Это фильм художника о художнике. Режиссер фильма  Джулиан Шнабель – художник-неоэкспрессионист. Его картины и скульптуры выставлялись по всему миру и сейчас включены в коллекции Музеев современного искусства в разных странах.

Поэтому в фильме много субъективного представления об источниках вдохновения Ван Гога, преломленных сквозь видение режиссера-художника. Хотя, необходимо отметить, что многое воспроизведенное в фильме имеет и свою документальную основу, упоминаемую в письмах Ван Гога.

Шнабель убедил Уиллема Дефо, исполнителя главной роли, пройти обучение на курсах художников, чтобы в кадре киноленты самому писать картины знаменитого живописца.

gogh-1

Та живопись Ван Гога, которую мы видим в фильме, – это работы «молодого» художника Уиллема Дефо, написанные им в процессе создания кинокартины: это он накладывает знаменитые мазки Ван Гога на холст. И мы любуемся в фильме «шедеврами» – его копиями картин мастера.

Сам по себе прием имеет место быть, но вызывает спорные эмоции у зрителей. При обсуждении фильма об этом не преминула заметить одна зрительница: смущает такое бесцеремонное вторжение в результаты творчества известного художника, хотя в кадре мы, конечно, не чувствуем разницы этих полотен.

А как изнутри «вживую» показать процесс творчества художника без демонстрации самого этого процесса? Поэтому, учитывая специфику тематики киноработы, приходится принимать данный момент, как должное.

Такая широкая палитра выразительных средств предоставляет режиссеру, оператору и самому исполнителю главной роли значительную свободу в передаче творческих приемов Ван Гога, его мироощущения, его отношения к созданию работ. Что они в полной мере и успешно реализовывают в киноленте, показывая волшебный процесс вдохновенного творения художественных полотен.

gogh-4

В фильме большое внимание уделено тому – как видит художник окружающий его мир, каков же он для него, в чем он находит красоту, запечатлеваемую им на картинах.

Это, конечно же, в первую очередь, окружающая его природа: необъятность просторов, буйство красок весны, лета и осени, сдержанность тонов зимы, бескрайность полей, благоухание садов, притягательность ночи и яркость дня, неожиданность взгляда на обычное.

30024_preview

Большая часть фильма показывает прогулки Ван Гога по окрестностям Арля, поиск впечатляющих пейзажей, единение его с природой и самой землей, возможность вдохнуть полной грудью свежий и прозрачный воздух юга Франции.

http://vangogh-vincent.ru
Пейзаж под грозовым небом, 1888
http://vangogh-vincent.ru
Урожай в Ла Кро, и Монмажур на заднем плане, 1888
http://vangogh-vincent.ru
Трава и бабочки, 1889
http://vangogh-vincent.ru
Звездная ночь на Роной, 1888

Благодаря многочисленным созерцательным эпизодам на природе, в которых совсем нет речи актеров, но присутствуют вдохновенная импровизация Уиллема Дефо и изумительный струнно-клавишный музыкальный аккомпанемент Татьяны Лисовской, зритель оказывается настроен на соответствующий одухотворенный лад.

цветущая ветка миндаля в стакане 1888
Цветущая ветка миндаля в стакане, 1888

at-eternitys-gate-cbs-films

Фруктовый сад в цвету 1888
Фруктовый сад в цвету, 1888

Несмотря на значительную разницу в возрасте Ван Гога и Уилемма Дефо (37 и 63), актер мастерски справляется с ролью художника.

Веришь этому взгляду голубых глаз на мир вокруг – Ван Гог мог смотреть и так.Schermata-2018-12-11-alle-18_17_22maxresdefault

По крайней мере, передан трепет художника при виде прекрасного, его беспомощность во взаимоотношениях с людьми, его стремление увидеть и почувствовать родственную душу, его погружение в свой внутренний мир, работу его мысли при попытках сформулировать свои убеждения.

Ярко показаны в фильме трогательные отношения Ван Гога с его братом Тео, а также сложные отношения с другом-соперником Полем Гогеном.

ateternitysgate_462269030021_preview

Портрет мадам Жину 1889
Портрет мадам Жину, 1889

Присутствуют эпизоды и в психиатрической лечебнице. Затронуты факты, касающиеся его вражды с детьми городка, стычек с жителями, пьянства, отрезанного им собственного уха. Но они не смакуются создателями фильма, а предстают перед нами нейтральными, без оценок авторов киноленты, исключительно для того, чтобы показать неординарность и страстность натуры художника, которую невозможно не увидеть, когда смотришь на его полотна.

vjfgbiSICA7ID5

Джулиан Шнабель сказал в одном из интервью, что он хотел показать в фильме постепенный процесс потери художника его связи с действительностью, который имеет под собой фактические основания.

Но надо сказать, что я не увидела в фильме никакой динамики потери рассудка художником. В фильме Ван Гог, действительно, производит ощущение асоциальности, беспомощности, нежелания налаживать взаимоотношения с окружающими, неадекватности реакций на поступки людей. Но всё это в пределах «обычной странности» одаренного человека в контексте современного понимания.

В отличие от меня дочь почувствовала выстраивание этой линии режиссером. Видимо, нюансы визуального ряда эпизодов с художником были довольно тонкими – такими, которые не всем дано почувствовать.

Отдельно необходимо остановиться на замечательной операторской работе Бенуа Деломма.

Чтобы показать зрителю мир глазами Ван Гога, в фильме применяется множество приемов.

Во-первых, конечно же, субъективная камера от лица героя. В некоторых кадрах она не просто идет за ним следом, а сливается с ним в одно целое. Бенуа Деломм провел несколько дней, гуляя по полям с камерой, запечатлевая просторы от лица самого Ван Гога.

Во-вторых, опираясь на воспоминания и письма художника и его восторженные описания цвета, создатели накладывали разные цветовые фильтры на кадры «от первого лица». Часто зритель видит перед собой картины, пресыщенные желтым цветом. Это еще один способ проникнуть в голову великого художника.

И, наконец, смелый прием, который решили применить авторы – намеренная расфокусировка частей кадра. Такое можно встретить сейчас на фотографиях повсеместно, но в кино – это редкий случай.

30025_previewЛюбопытна версия объяснения такого операторского приема, высказанная зрительницей фильма.

Она сравнила такой взгляд на мир с взглядом ребенка, которого журят родители за ошибки в рисунках, на что у маленького художника на глазах выступают слезы, которые размывают нижнюю часть картинки и заставляют его понимать взгляд вверх, к солнцу и свету, которые при таком положении заполняют собой весь мир юного человека.

Нам очень понравилась такая интерпретация частичной расфокусировки кадров и обилия цвета в картинах художника.

http://vangogh-vincent.ru
Стоги сена под дождливым небом, 1890
http://vangogh-vincent.ru
Дома в Овере, 1890
http://vangogh-vincent.ru
Сельская улица в Овере, 1890
http://vangogh-vincent.ru
Сельская улица со ступенями и два человека, 1890

Действительно, Ван Гог – ребенок, у которого в глазах стоят слезы умиления окружающей красотой, а солнечный свет, струящийся сверху, заливает все видимое им пространство.

Дочь была в восторге от операторской работы в фильме.

В финале киноленты показана одна из новых версий смерти Ван Гога, отличающаяся от традиционной – самоубийства. Хотя однозначно точных свидетельств «за» или «против» такой версии нет – она имеет право на существование, как и другие.702x394

http://vangogh-vincent.ru
Портрет доктора Гаше, 1890
http://vangogh-vincent.ru
Молодая крестьянка в соломенной шляпе в пшенице, 1890
Церковь в Овере 1890
Церковь в Овере, 1890

Можно сказать, что «Ван Гог. На пороге вечности» — это удачная попытка странного, неординарного путешествия в мир знаменитого художника, которая подойдет не каждому, но точно не оставит равнодушным.

Этот смелый ход – интересное исключение из общего модного потока незамысловатых байопиков нынешнего времени.

На пороге вечности 1890
На пороге вечности, 1890

 

Интересный факт:

лишь в 2016 году была найдена тетрадь со сказочно замысловатыми рисунками и набросками Ван Гога, которая все это время хранилась на чердаке одного из домов Арля. Так пренебрежительно и свысока относились жители «того» Арля к живущему в их городке знаменитому сейчас на весь мир художнику, что, не посмотрев содержимого тетради, засунули ее тогда на чердак. В ней зарисованы окрестности города такими, какими их увидел знаменитый живописец.

kinopoisk.ru

http://vangogh-vincent.ru
Пара ботинок, 1888

Ван Гог. На пороге вечности: 11 комментариев

Добавьте свой

      1. Поделитесь потом вашими впечатлениями, если не сложно. Интересно узнать разные точки зрения. Хорошего просмотра!

        Нравится 2 людей

  1. Весьма интересен визуальный видеоряд, судя по вашему описанию. В фотографии размытие или нечеткость, или эффект боке, действительно, известный прием. В фильмах же он меня до сих пор почему-то раздражал. Обязательно посмотрю картину, спасибо!

    Нравится 2 людей

      1. Не знаю. Момент был не очень удачный для просмотра))
        Но захотелось побольше узнать о Ван Гоге, сходить еще раз на его выставку, только осознанно. Понять, что же с ним произошло.
        Помните, мы в разговоре на шоколадной фабрике как раз о Ван Гоге рассуждаем. Какие художники сложные люди. Художника каждый обидеть может.

        Нравится 1 человек

      2. Отлично помню, как обсуждали, и помню, что София любит Ван Гога. У меня тоже любит. Над кроватью повесила Звездною ночь, художественная копия маслом.
        В фильме любопытен взгляд на Ван Гога режиссера-художника. Он пытается его понять как художник.
        Спросите у дочки — что ее привлекает в фильме.
        Моей особенно понравилась операторская работа.

        Нравится

Добавить комментарий для 1ubit Отменить ответ

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Ваш собственный блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: