Site icon ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

Зеленая книга, 2018

Посмотрели «Зеленую книгу» (режиссер – Питер Фаррелли) с дочерью и мужем еще до присуждения ей главной премии «Оскар».

Делимся своими впечатлениями о фильме, не замутненными этими знаниями.

Смотрится с удовольствием.

Очень профессионально сделанное кино высшей пробы и ныне забытых достоинств. Со сказочным хэппи-эндом, с аккуратно сглаженными углами, внятной, но не очень реальной историей, разыгранной «слишком» удачным дуэтом артистов.

При этом кинолента поднимает достаточно серьезную тему процветания расизма в американском обществе. Действие картины развивается на фоне гастрольной поездки знаменитого чернокожего музыканта доктора Дона Ширли по «глубоко» южным штатам в начале 60-х годов прошлого века с водителем-американцем итальянского происхождения Тони «Болтуном» Валлелонга за рулем бирюзового кадиллака…

 

В названии фильма обыгрывается «Зелёная книга негра-автомобилиста» — ежегодный справочник, публиковавшийся между 1936 и 1966 годами. Период издания пришёлся на эпоху законов Джима Кроу (неофициальное название законов о расовой сегрегации в некоторых штатах в период с 1890 по 1964 гг.), когда в обществе легально получила широкое распространение дискриминация в отношении людей с цветным типом кожи. «Зелёная книга» позволяла путешествующим небелым подыскивать ночлег, сервисы и заправочные станции, которыми они могли воспользоваться.

Сначала зрителей знакомят с Тони Валлелонга (актер – Вигго Мортенсен). Он любящий семьянин, довольствующийся скромной работой вышибалы в солидном ночном клубе.

После того, как клуб закрывается на ремонт, а Тони начинает поиски временной работы, очень кстати приходится предложение Дона Ширли (актер – Махершала Али) о работе его водителем в длительном гастрольном туре музыканта.

Герои отправляются в путешествие, которое сближает их, а для зрителя становится портретом Америки середины двадцатого века.

Но хоть, с нашей неискушенной точки зрения, в фильме замечательно отражается время действия картины, и тема затрагивается на настоящий момент «подходящая», все-таки «Зеленая книга» — в первую очередь, кино больших художественных достоинств, а лишь потом все остальное.

И хотя не то чтобы несложно, а невозможно не догадаться о незамысловатой идее фильма —совместно перенесенные трудности путешествия среди пейзажей южных американских штатов сблизят этих непохожих и сначала не доверяющих друг другу мужчин, и они сильно «обогатят» внутренний мир друг друга — но это как раз тот редкий случай, когда процесс гораздо значимее результата.

Необыкновенно обаятельный Вигго Мортенсен в роли Тони, успевший за свою карьеру сыграть француза, австрийца, датчанина, в конце концов, русского, здесь вовсю лепечет на итальянском или на забавном уличном слэнге, помимо этого смешно ест, строит гангстерские физиономии, «делает» руками по-итальянски, питает слабость к темным костюмам, к «не очень честным» поступкам, снова ест и, вообще, отвечает в картине за юмор. Ему оппонирует персонаж Махершала Али, чьи манеры элегантны, речь безупречна, талант исключителен, а социальная принадлежность «выпирает во все дыры» понятием «высший класс».

Тони, грубоватый, простоватый, с расистскими убеждениями, конечно, станет мягче, толерантнее и впервые сдружится с чернокожим, которых раньше старался обходить стороной и всегда называл «баклажанами». Ширли же, обладатель идеальной осанки и целого багажа принципов, — начнет слушать Литл Ричарда, есть курицу из KFC, играть в джаз-забегаловке для своих, а не только для «белых» представителей обеспеченных слоев общества, и научит итальянского водителя писать письма о любви своей жене.«Зеленой книги» не было бы без Мортенсена и Али, которые, как и нужно здесь, сознательно чуть переигрывают, делают героев более гротескными и справляются с этим превосходно. Мы кожей ощущаем преклонение фильма перед человеческим достоинством и человеческой эмпатией, которыми героям фильма удается «заразить» друг друга.

При этом при проработке темы фильм показался нам более поверхностным, чем мог бы получиться. Иногда в нем обозначаются вопросы, в потенциале способные серьезно углубить историю. Но такие вещи, как склонность Тони к воровству или дармовщине, вопросы расовой идентичности Дона Ширли, намеки на сложный вид борьбы против расовой дискриминации, ожидающий изменения в сознании людей, вызванные силой искусства, – так и остаются лишь вводными, не имеющими продолжения.

Конечно, как сказала дочь, это далеко не авторское кино, такое как, например,    «Ван Гог. На пороге вечности», но не оставляет равнодушным и держит внимание зрителя на протяжении всего повествования.

При этом «Зеленая книга» кажется таким теплым фильмом не только потому, что ее сюжет заканчивается под Рождество. Это кино, которое внушает оптимизм и приводит очень веские аргументы в пользу того, что все когда-нибудь станет хорошо. В современном Голливуде про семейные ценности, дружбу, социальные или политические проблемы так простодушно и пленительно говорить почти разучились.

И несмотря ни на что, добро в конце побеждает, потому что в классическом голливудском кино не может быть иначе. Но если это и агитация, то невероятно человечная и приятная для зрителей.

 

Историческая справка

История фильма опирается на реальные события и персонажей, хотя степень ее реальности остается предметом дискуссий: сын Валлелонги — соавтор сценария, родственники Ширли заявляют, что все было не так.

По версии Валлелонги в начале шестидесятых годов по Америке действительно колесили два чудака — чернокожий пианист и его водитель-итальянец. Пианист, Дон Ширли, учился в Ленинграде, рос в Европе и водил дружбу с элитой Америки, в том числе с самим Кеннеди. А водитель, Фрэнк Валлелонга по прозвищу Тони Болтун взялся сопровождать афроамериканца в турне по южным штатам лишь потому, что сидел без работы, и он, воочию, видел как в местах, где виртуоз Ширли давал концерты, его зачастую не решались сажать за стол в том же зале ресторана, что и его публику. Об отдельных туалетах для чернокожих, наверное, можно и не говорить.

О своих приключениях с Доном Ширли Тони часто рассказывал сыну Нику — и тот, сам став актером, режиссером и сценаристом, однажды пришел к отцу с диктофоном и видеокамерой.

И узнал много интересного про уникальную личность своего отца: сбежав из школы лет в одиннадцать и проведя полжизни, работая вышибалой в ночных клубах, он все-таки исполнил свою мечту и стал частью Голливуда, да еще и передал эту веру в себя сыну Нику. Тони, действительно, оказался непрост и не зря гордился умением вешать лапшу на уши: работу в ночном клубе он конвертировал в полезные знакомства, начал сниматься в кино (много позже показанных в фильме событий) сперва в массовке, а потом и не только, и, в общем, к моменту смерти в 2013 году наработал себе фильмографию покруче, чем у Вигго Мортенсена: от «Крестного отца», «Бешеного быка» и «Славных парней» до «Клана Сопрано», а также мелькал в кино уровня «Донни Браско» и «Собачьего полдня».

Фрэнк Валлелонга

Так что «Зеленая книга» — это история не только о расизме и классовом неравенстве, но и о больших мечтах маленьких людей, которые порой сбываются только спустя полвека после того, как их загадают. Но сбываются же.

 Дональд Ширли

 

Обычное дело для популярных картин, основывающихся на реальных фактах, что родственники не согласны с трактовкой образов героев, но в данном случае обвинения в вольном обращении с фактами звучат не особенно убедительно: речь идет об откровенно сказочном фильме, в котором добро побеждает зло при каждом удобное случае, а под Рождество случаются чудеса.

Поэтому мы понимаем, что история и ее персонажи существенно изменены для поддержки основной линии фильма.

Умерли Дональд Ширли и Фрэнк Валлелонга  в 2013 году.

Exit mobile version