Site icon ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

Выставка «VIVA LA VIDA. Фрида Кало и Диего Ривера», 2019

«Да здравствует жизнь!»

Это небольшой экскурс в историю развития живописи, культуру Мексики в целом и богатую сложностями жизнь этой пары уникальных личностей – двух самых известных художников своей страны. К сожалению, подборка работ художников не самая репрезентативная, но дает общее представление об удивительной необъяснимой вселенной одной из самых влиятельных артистических пар двадцатого века.

Они прожили жизнь бурную, полную страстей и творческих порывов, эпатажных демонстраций и революционных настроений, латиноамериканского колорита и противоречивых идей.

Фрида так характеризует их отношения с Диего: «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего».

Авария – это трагедия жизни Кало, которой обусловлены физические тяготы ее дальнейшего бытия. Травмы, полученные при этом столкновении, будут не давать ей покоя и останутся неизлечимыми все дни ее существования.

Фрида Кало. Авария. (ретабло) 1926
Фрида Кало. Автобус. 1929

Ее страдания и стойкость к ударам судьбы сподвигнут художницу к осмыслению законов мироздания и поиску форм воплощения ее переживаний в своем творчестве.

Фрида Кало. Портрет Лютера Бёрбанка. 1932

А соединение в ней свободы и жертвенности, желания любви и независимости, силы духа и слабости не могло не привести их взаимоотношения с Риверой к любви-противоборству: глубокому единению и непрекращающемуся сопротивлению, противостоянию и необходимости быть вместе.

Эти отношения невыносимого накала выплескиваются на полотна Фриды Кало в ее более зрелых работах, как и другие трагические события ее жизни.

Если говорить о живописных достоинствах картин Фриды, то более очевидны они в портретах, опирающихся на традиции европейского портретного искусства эпохи Ренессанса, но проникнутых мексиканским духом и красками.

Фрида Кало. Портрет Вирджинии. 1929
Фрида Кало. Портрет Евы Фредерик. 1931
Фрида Кало. Обнаженная Ева Фредерик. 1931
Фрида Кало. Портрет доньи Роситы Морильо. 1944
Фрида Кало. Портрет инженера Эдуардо Морильо Сафы. 1944
Фрида Кало. Натюрморт с попугаем и флагом. 1951

Наиболее значимыми считаются ее концептуальные работы.

Фрида Кало. Сломанная колонна. 1944

«Сломанная колонна» (1944) — художественный символ силы женщины. Она изобразила свое тело в разрезе. Позвоночник представлен в виде старинной колонны, давшей трещину (тело стягивают обручи металлического корсета, который ей пришлось носить после перелома позвоночника и многочисленных операций).

На фоне — Педрегальское плоскогорье. Именно там Ривера в 1940-х годах начал строить музей для размещения своей коллекции доколумбовой скульптуры.

Она всегда поддерживала борьбу против ущемления прав и свобод женщин, и, конечно, не могла пропустить в своем творчестве тему насилия над женщиной в семье. «Несколько царапин» (1935)

Фрида Кало. Несколько царапин. 1935

Фрида Кало стала первым в истории художником, который обратился к теме потери ребенка. «Больница Генри Форда» (1932)

Фрида Кало. Больница Генри Форда. 1932

Художница рассказала о своей трагедии: 4 июля 1932 года у нее случился выкидыш. Это была уже вторая ее беременность, закончившаяся трагически.

Красными нитями-пуповинами с Фридой на картине связаны потерянный ребенок, магнолия (подарок мужа Диего Риверы), улитка (символ того, как мучительно долго идет время), металлическое устройство (как механическая часть любого тела), анатомический женский муляж и тазовая кость, поврежденная в аварии (причина, по которой Фрида так и не смогла иметь детей).

При создании картины художница обратилась к идее ретабло — в Латинской Америке так называют иллюстрации о том, как человеку помог тот или иной святой. Однако Фрида исключает из своего сюжета главное — самого святого. Таким образом, она подчеркивает свою беспомощность и покинутость.

Фрида Кало. Фрида и аборт (ретабло). 1932

Художница глубоко переживала драматические события своей жизни, что нашло отражение в ее работах: «Моя кормилица и я» (1937), «Маска (безумия)» (1945), «Солнце и жизнь» (1947) и др.

Фрида Кало. Моя кормилица и я. 1937
Фрида Кало. Автопортрет, 9 июля 1932 года. 1932
Фрида Кало. Фантазия I. 1944
Фрида Кало. Солнце и жизнь. 1947
Фрида Кало. Маска (безумия). 1945

На картине «Маска» лицо Фриды закрывает маска Малинче — героини народного фольклора, любовницы завоевателя Мексики Эрнана Кортеса. Ее маску всегда изображают красной, ведь этот цвет — символ страсти и крови. Фриде Кало было уже 38 лет, и ей трудно было поддерживать имидж красавицы, свободолюбивой и раскрепощенной женщины – она очень переживала по этому поводу.

Фрида Кало. Рука. 1930

Все время их союза Фрида пыталась удержать Диего, который был склонен к свободному от обязательств браку. Эта боль не могла не отразиться в ее картинах.

«Я не могу говорить о Диего как о моем муже, потому что это слово по отношению к нему абсурдно. Он никогда не был и не будет чьим-то мужем. Не могу говорить о нем и как о любовнике – потому что наши отношения гораздо больше, чем просто секс. А если я попытаюсь говорить о его душе, мне, в конце концов, придется написать картину о собственных эмоциях», — приоткрывала тайники своей души Фрида.

Фрида Кало. Автопортрет с обезьянкой. 1945

В «Автопортрете с обезьянкой» (1945) соединяются несколько образов, которые Кало часто использовала: обезьяна, скульптура доколумбовой эпохи, собака и гвоздь. Обезьяна в представлении художницы — преданный друг, заменяющий ребенка, которого ей не суждено было родить. Гвоздь — обман. Собака ксолоитцкуинтли — священное для ацтеков животное.

Этой картиной Кало пыталась сказать, что перестала верить своему мужу, а помогают ей в преодолении трудностей совсем другие люди и вещи.

Фрида Кало. Цыпленок. 1945
Фрида Кало. Диего и я. 1944

В одном из залов экспозиции представлена репродукция утерянного шедевра Фриды Кало «Раненый стол» (1940). Это масштабное полотно было передано Советскому Союзу в 1945 году в составе большого дара от мексиканских художников. Однако затем, в 1955 году, картина была потеряна при перевозке на выставку в Польшу — до сих пор ее местонахождение неизвестно.

Фрида Кало. Раненый стол (репродукция). 1940

На выставке можно проследить различные этапы творчества выдающегося мексиканского художника Диего Риверы: от увлечения постимпрессионизмом до реализма. Он считается символом свободной Мексики и основателем школы монументальной живописи.

Диего Ривера. Автопортрет в шляпе. 1907

Диего Ривера написал не так много автопортретов, как Фрида. «Автопортрет в шляпе» (1907) — одна из самых ранних его работ. Он создал его, вдохновляясь полотнами таких мастеров, как Диего Веласкес, Эль Греко, Франсиско Гойя.

Главные темы в творчестве Диего Риверы — фольклорные сюжеты, верования и обычаи народа Мексики, а также революционное движение в стране.

Диего Ривера. Сельская учительница. 1932
Диего Ривера. Плоды земли. 1932
Диего Ривера. Ребенок с тако. 1932
Диего Ривера. Сон (Ночь бедняков). 1932
Диего Ривера. Семья. 1934
Диего Ривера. Уичоли. 1950

На мой взгляд, картины и рисунки, созданные на основе народных мексиканских культурных традиций, удавались художнику наиболее хорошо и гораздо интереснее для нашего зрителя.

В Советском Союзе Диего был особенно знаменит своими монументальными и социально-ориентированными полотнами.

Диего Ривера. Славная победа. 1954

«Славная победа» (1954) — политический памфлет, изображающий вторжение американских войск в Гватемалу. Большеформатное полотно — почти три метра в высоту и пять в длину — выставляется в России впервые. Диего написал картину в 1954-м, а спустя два года подарил ее советскому Союзу художников, который передал ее на хранение в ГМИИ имени А.С. Пушкина.

Диего был всегда неравнодушен к женской красоте и легко относился к близким отношениям со своими возлюбленными и к своим мужским изменам.

Диего Ривера. Портрет Ангелины Беловой. 1918
Диего Ривера. Обнаженная с каллами. 1942
Диего Ривера. Механическое материнство.1933
Диего Ривера. Портрет Долорес Ольмедо. 1930

На протяжении жизни у него было много жен и близких ему женщин, как в период до брака с Фридой, так и после женитьбы на ней.

Диего Ривера. Обнаженная Фрида. 1930

Красота Фриды Кало и ее неукротимый нрав, тем не менее, не оставляли его равнодушным все годы его жизни.

Диего Ривера. Портрет Фриды Кало. 1955

Фрида ушла навсегда 13 июля 1954 года.

Фрида Кало. Без надежды. 1945

Ривера тяжело перенес смерть жены. Он пил, но алкоголь не приносил облегчения.

Однако Фрида заботилась о муже и после смерти: зная, что Диего не может жить без женской поддержки, незадолго до своей кончины она попросила агента и помощницу в делах Риверы Эмму Уртадо после ее смерти выйти за Диего замуж. Это была необычная просьба, но все вышло так, как того хотела Фрида. Через год Эмма действительно вышла замуж за Риверу и скрасила последние годы его жизни. У Диего развился рак, и в 1957-м его не стало… Умер художник в возрасте 70 лет, всего лишь на три года пережив свою голубку — Фриду.

Последним желанием умирающего Диего Риверы было то, чтобы его прах смешали с прахом той, кого он любил больше жизни – его обожаемой Фридой Кало…

Также на выставке представлены рисунки мексиканских художников середины XX века и скульптура доколумбовой Америки из коллекции Диего, переданные им в дар Советскому Союзу.

Рамон Сосамонтес. Женщина отоми. 1945
Луис Ареналь. Индейцы гереро. 1943
Франсиско Досамантес. Интерьер дома в штате Юкатан (две женщины из племени майя). 1945
Фигура жреца с чашей и лопаткой. Культура Веракрус. Побережье Мексиканского залива. 600 — 900 гг. н. э.
Фигура сидящей женщины с чашей. Культура Наярит. Западная Мексика. 100 г. до н.э. — 250 г. н. э.
Фигура мужчины. Культура Халиско. Западная Мексика. 300 г. до н.э. — 250 г. н. э.
Сосуд в форме собаки. Культура Халиско. Западная Мексика. 100 г. до н.э. — 250 г. н. э.

Они создают «мексиканское» настроение и просто необыкновенно хороши.

Exit mobile version