Выставка «VIVA LA VIDA. Фрида Кало и Диего Ривера», 2019

«Да здравствует жизнь!»

7D23ABB0-AFCD-4E64-A6D0-536366C39ECA47F4CF09-C92D-4034-8F5C-6267F25AA0CC4E5503AC-D1EF-4C51-BE65-B50A8EDBE95D

Это небольшой экскурс в историю развития живописи, культуру Мексики в целом и богатую сложностями жизнь этой пары уникальных личностей – двух самых известных художников своей страны. К сожалению, подборка работ художников не самая репрезентативная, но дает общее представление об удивительной необъяснимой вселенной одной из самых влиятельных артистических пар двадцатого века.

47E081AC-B789-4357-8D7E-234D151FB5D9

Они прожили жизнь бурную, полную страстей и творческих порывов, эпатажных демонстраций и революционных настроений, латиноамериканского колорита и противоречивых идей.

34BA8E0A-790F-46B2-BD3C-730493A61C0805607544-A22C-49E1-AEA4-93EA08FEDCB73051E535-ED8A-49E9-BDAB-6273F66EC65721C7CEEC-ADE0-45D3-A501-7BF1529CFA92

Фрида так характеризует их отношения с Диего: «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего».

Авария – это трагедия жизни Кало, которой обусловлены физические тяготы ее дальнейшего бытия. Травмы, полученные при этом столкновении, будут не давать ей покоя и останутся неизлечимыми все дни ее существования.

2F7EA0CA-E33D-4EED-983C-C0C5A95B741D
Фрида Кало. Авария. (ретабло) 1926
36713587-5C1D-4FC6-BF8C-92B559440BD8
Фрида Кало. Автобус. 1929

Ее страдания и стойкость к ударам судьбы сподвигнут художницу к осмыслению законов мироздания и поиску форм воплощения ее переживаний в своем творчестве.

FDE529AD-F425-4965-9FEF-3B403E00B58D
Фрида Кало. Портрет Лютера Бёрбанка. 1932

А соединение в ней свободы и жертвенности, желания любви и независимости, силы духа и слабости не могло не привести их взаимоотношения с Риверой к любви-противоборству: глубокому единению и непрекращающемуся сопротивлению, противостоянию и необходимости быть вместе.

Эти отношения невыносимого накала выплескиваются на полотна Фриды Кало в ее более зрелых работах, как и другие трагические события ее жизни.

Если говорить о живописных достоинствах картин Фриды, то более очевидны они в портретах, опирающихся на традиции европейского портретного искусства эпохи Ренессанса, но проникнутых мексиканским духом и красками.

A85FDD51-9E22-4E33-A9D6-7113065F59A6
Фрида Кало. Портрет Вирджинии. 1929
E0F3D0C5-A0AC-4FDB-A554-46A78928805D
Фрида Кало. Портрет Евы Фредерик. 1931
A405398B-B489-4A95-A2F1-F5053BF6DED2
Фрида Кало. Обнаженная Ева Фредерик. 1931
E3F9E3B9-8653-4DEC-8435-DB8B479BA50F
Фрида Кало. Портрет доньи Роситы Морильо. 1944
9B949753-B480-4FCA-847B-0304633292CB
Фрида Кало. Портрет инженера Эдуардо Морильо Сафы. 1944
015C5E3C-C08A-42A7-ADC4-C65BDBDC1BCF
Фрида Кало. Натюрморт с попугаем и флагом. 1951

Наиболее значимыми считаются ее концептуальные работы.

F1EF2C13-E8ED-4BD5-AD40-619EF529D3FD
Фрида Кало. Сломанная колонна. 1944

«Сломанная колонна» (1944) — художественный символ силы женщины. Она изобразила свое тело в разрезе. Позвоночник представлен в виде старинной колонны, давшей трещину (тело стягивают обручи металлического корсета, который ей пришлось носить после перелома позвоночника и многочисленных операций).

На фоне — Педрегальское плоскогорье. Именно там Ривера в 1940-х годах начал строить музей для размещения своей коллекции доколумбовой скульптуры.

Она всегда поддерживала борьбу против ущемления прав и свобод женщин, и, конечно, не могла пропустить в своем творчестве тему насилия над женщиной в семье. «Несколько царапин» (1935)

F72DE71B-FF33-4D3D-966E-E9B641209DEB
Фрида Кало. Несколько царапин. 1935

Фрида Кало стала первым в истории художником, который обратился к теме потери ребенка. «Больница Генри Форда» (1932)

Больница Генри Форда 1932
Фрида Кало. Больница Генри Форда. 1932

Художница рассказала о своей трагедии: 4 июля 1932 года у нее случился выкидыш. Это была уже вторая ее беременность, закончившаяся трагически.

Красными нитями-пуповинами с Фридой на картине связаны потерянный ребенок, магнолия (подарок мужа Диего Риверы), улитка (символ того, как мучительно долго идет время), металлическое устройство (как механическая часть любого тела), анатомический женский муляж и тазовая кость, поврежденная в аварии (причина, по которой Фрида так и не смогла иметь детей).

При создании картины художница обратилась к идее ретабло — в Латинской Америке так называют иллюстрации о том, как человеку помог тот или иной святой. Однако Фрида исключает из своего сюжета главное — самого святого. Таким образом, она подчеркивает свою беспомощность и покинутость.

FEEEF4F3-CAB0-4DDE-B1ED-FF2A692518F7
Фрида Кало. Фрида и аборт (ретабло). 1932

Художница глубоко переживала драматические события своей жизни, что нашло отражение в ее работах: «Моя кормилица и я» (1937), «Маска (безумия)» (1945), «Солнце и жизнь» (1947) и др.

E996DBD0-9D93-428A-B5E3-B2E602DDA3C7
Фрида Кало. Моя кормилица и я. 1937
DA2B1DB3-C642-49B5-8ACD-84F650E74A16
Фрида Кало. Автопортрет, 9 июля 1932 года. 1932
4FDAE7B2-B646-4649-8F35-1630B5777823
Фрида Кало. Фантазия I. 1944
30C65604-21DA-4A76-A56C-4BDC64725B93
Фрида Кало. Солнце и жизнь. 1947
70617E97-58EB-4261-B91C-D8A06F5D361E
Фрида Кало. Маска (безумия). 1945

На картине «Маска» лицо Фриды закрывает маска Малинче — героини народного фольклора, любовницы завоевателя Мексики Эрнана Кортеса. Ее маску всегда изображают красной, ведь этот цвет — символ страсти и крови. Фриде Кало было уже 38 лет, и ей трудно было поддерживать имидж красавицы, свободолюбивой и раскрепощенной женщины – она очень переживала по этому поводу.

8AA85E4C-4FED-42F6-B861-01ABA0ABD2EA
Фрида Кало. Рука. 1930

Все время их союза Фрида пыталась удержать Диего, который был склонен к свободному от обязательств браку. Эта боль не могла не отразиться в ее картинах.

«Я не могу говорить о Диего как о моем муже, потому что это слово по отношению к нему абсурдно. Он никогда не был и не будет чьим-то мужем. Не могу говорить о нем и как о любовнике – потому что наши отношения гораздо больше, чем просто секс. А если я попытаюсь говорить о его душе, мне, в конце концов, придется написать картину о собственных эмоциях», — приоткрывала тайники своей души Фрида.

CC31FF4F-7E39-4CA1-A675-985C82CD1A62
Фрида Кало. Автопортрет с обезьянкой. 1945

В «Автопортрете с обезьянкой» (1945) соединяются несколько образов, которые Кало часто использовала: обезьяна, скульптура доколумбовой эпохи, собака и гвоздь. Обезьяна в представлении художницы — преданный друг, заменяющий ребенка, которого ей не суждено было родить. Гвоздь — обман. Собака ксолоитцкуинтли — священное для ацтеков животное.

Этой картиной Кало пыталась сказать, что перестала верить своему мужу, а помогают ей в преодолении трудностей совсем другие люди и вещи.

C6201E18-57E2-41C8-A8D9-B397B3482764
Фрида Кало. Цыпленок. 1945
18701FE4-0E21-4572-BB5A-A46870177848
Фрида Кало. Диего и я. 1944

В одном из залов экспозиции представлена репродукция утерянного шедевра Фриды Кало «Раненый стол» (1940). Это масштабное полотно было передано Советскому Союзу в 1945 году в составе большого дара от мексиканских художников. Однако затем, в 1955 году, картина была потеряна при перевозке на выставку в Польшу — до сих пор ее местонахождение неизвестно.

3C1AA5F6-0A52-4E19-AA8C-37E506A17D1D
Фрида Кало. Раненый стол (репродукция). 1940

421F6AEA-3753-4B98-A4F4-07260B478FCFCCDC2B56-433E-4B9D-BEA1-CC65B260191C

На выставке можно проследить различные этапы творчества выдающегося мексиканского художника Диего Риверы: от увлечения постимпрессионизмом до реализма. Он считается символом свободной Мексики и основателем школы монументальной живописи.

49442993-B438-4D0A-8549-860446E1F9D8
Диего Ривера. Автопортрет в шляпе. 1907

Диего Ривера написал не так много автопортретов, как Фрида. «Автопортрет в шляпе» (1907) — одна из самых ранних его работ. Он создал его, вдохновляясь полотнами таких мастеров, как Диего Веласкес, Эль Греко, Франсиско Гойя.

Главные темы в творчестве Диего Риверы — фольклорные сюжеты, верования и обычаи народа Мексики, а также революционное движение в стране.

DC76E605-A0BC-4C4A-8974-F3966AD075BD
Диего Ривера. Сельская учительница. 1932
767CF92D-8AF8-4F49-A827-EDB55E181292
Диего Ривера. Плоды земли. 1932
824D72CD-5F6F-482A-A961-6DF65440DA72
Диего Ривера. Ребенок с тако. 1932
E306D92E-8FC9-487C-93AB-E9631E6E62FC
Диего Ривера. Сон (Ночь бедняков). 1932
7793A94A-4CBC-4E15-B79E-4891E11F882C
Диего Ривера. Семья. 1934
8C9C81BD-2D57-48DF-944D-0B4AB1B63BFF
Диего Ривера. Уичоли. 1950

На мой взгляд, картины и рисунки, созданные на основе народных мексиканских культурных традиций, удавались художнику наиболее хорошо и гораздо интереснее для нашего зрителя.

В Советском Союзе Диего был особенно знаменит своими монументальными и социально-ориентированными полотнами.

18E9F8C0-7776-40CB-B2FC-29D8F476E506
Диего Ривера. Славная победа. 1954

«Славная победа» (1954) — политический памфлет, изображающий вторжение американских войск в Гватемалу. Большеформатное полотно — почти три метра в высоту и пять в длину — выставляется в России впервые. Диего написал картину в 1954-м, а спустя два года подарил ее советскому Союзу художников, который передал ее на хранение в ГМИИ имени А.С. Пушкина.

FB97802E-729E-4975-9D5F-00590E4B1E61FEDBB426-BC50-467E-844A-C6EAB41A5729

Диего был всегда неравнодушен к женской красоте и легко относился к близким отношениям со своими возлюбленными и к своим мужским изменам.

54DB8330-20DF-4300-8B52-574B5A2E792B
Диего Ривера. Портрет Ангелины Беловой. 1918
A9761879-5935-48FF-A1FD-0D960200FD18
Диего Ривера. Обнаженная с каллами. 1942
46120BEE-DBD9-4E41-B4A9-36509608B91F
Диего Ривера. Механическое материнство.1933
70C380F9-CCDA-4597-8003-D605F1053998
Диего Ривера. Портрет Долорес Ольмедо. 1930

На протяжении жизни у него было много жен и близких ему женщин, как в период до брака с Фридой, так и после женитьбы на ней.

195C1BF7-D382-4294-8355-673747EB8296
Диего Ривера. Обнаженная Фрида. 1930

Красота Фриды Кало и ее неукротимый нрав, тем не менее, не оставляли его равнодушным все годы его жизни.

8477F6D1-93D9-479B-A718-E21609382402
Диего Ривера. Портрет Фриды Кало. 1955

Фрида ушла навсегда 13 июля 1954 года.

D9EF9F15-4FD7-4D21-BFEA-54377982405A
Фрида Кало. Без надежды. 1945

ADE3D3AB-9E1A-4DA2-B75E-3730A16C24C6

Ривера тяжело перенес смерть жены. Он пил, но алкоголь не приносил облегчения.

Однако Фрида заботилась о муже и после смерти: зная, что Диего не может жить без женской поддержки, незадолго до своей кончины она попросила агента и помощницу в делах Риверы Эмму Уртадо после ее смерти выйти за Диего замуж. Это была необычная просьба, но все вышло так, как того хотела Фрида. Через год Эмма действительно вышла замуж за Риверу и скрасила последние годы его жизни. У Диего развился рак, и в 1957-м его не стало… Умер художник в возрасте 70 лет, всего лишь на три года пережив свою голубку — Фриду.

Последним желанием умирающего Диего Риверы было то, чтобы его прах смешали с прахом той, кого он любил больше жизни – его обожаемой Фридой Кало…

391D1D21-D22E-494F-85DB-255DDB7C8391

Также на выставке представлены рисунки мексиканских художников середины XX века и скульптура доколумбовой Америки из коллекции Диего, переданные им в дар Советскому Союзу.

44A28D7E-F377-4166-9924-3AEC8F03434C
Рамон Сосамонтес. Женщина отоми. 1945
EBACE68D-D17B-459A-829B-4CF552DD1D1B
Луис Ареналь. Индейцы гереро. 1943
E5A75BF8-2F19-4CFC-99C7-369D9A8890ED
Франсиско Досамантес. Интерьер дома в штате Юкатан (две женщины из племени майя). 1945
BEF6D1F0-4311-4BC3-A0EB-307B2D6BCCAB
Фигура жреца с чашей и лопаткой. Культура Веракрус. Побережье Мексиканского залива. 600 — 900 гг. н. э.
8A2FD066-42CA-4C66-9702-153E8E77A423
Фигура сидящей женщины с чашей. Культура Наярит. Западная Мексика. 100 г. до н.э. — 250 г. н. э.
1E3B7D0B-B16F-4F3D-B4E8-FF9BF79476AD
Фигура мужчины. Культура Халиско. Западная Мексика. 300 г. до н.э. — 250 г. н. э.
2C77DF14-AC26-45C3-90F6-3A90B62BC2C8
Сосуд в форме собаки. Культура Халиско. Западная Мексика. 100 г. до н.э. — 250 г. н. э.

Они создают «мексиканское» настроение и просто необыкновенно хороши.

19 thoughts on “Выставка «VIVA LA VIDA. Фрида Кало и Диего Ривера», 2019

Add yours

    1. Да, не цепляет. Ривера просто очень слабо представлен. Да, и конъюнктура уже не та, чтобы эти полотна впечатляли. А Фрида интересна общим художественным складом, а с художественной точки зрения при обилии для просмотра гораздо более серьезных работ и шедевров, конечно, не может достаточно вдохновить искушенного зрителя.
      Прикосновение к Мексике и жизнь вопреки — это, действительно, интересно.

    1. Посмотреть было интересно. Но не все работы одинаково высокохудожественны. Меня больше заинтересовали работы именно мексиканской тематики. У них есть своеобразие и уникальность образов. Мне кажется, что для нашего зрителя они более интересны.

  1. У меня картинок не видно, но Фриду обожаю. Знаю, про что там. Ах, классно что побывали на выставке!

    1. Да, глупо было не сходить. Это не столько просто художественная выставка — сколько гигантская инсталляция, посвященная Мексике в целом и жизни этой знаменитой супружеской пары.

  2. Я посетила выставку «Фрида» два года назад в Италии (Болонья). Это одна из женщин, которая своей жизнью и творчеством повлияла на мое восприятие жизни. Фрида — один из самых витальных людей на земле. Моя любимая картина Арбузы (VIVA LА VIDA). Диего стал для неё воплощением ребёнка, которого ей не суждено было родить.

    1. Возможно, я не так погружена в события жизни Фриды, чтобы увидеть для себя что-то кардинально могущее изменить мое отношение к жизни. Высокий градус отношения ко всему мне понятен. Энергия, бьющая через край, могущая завести в непонятные дали и отношения тоже ощущается. Художественность натуры, склонность к декорированию и дизайну, способности к рисованию выпуклы, умение осмысливать жизнь и строить свои миры тоже высокая. Женская суть также нередко через край выпирает. Да, жизнь надо впитывать, пробовать на вкус, ощущать непрерывно и полнокровно.
      С этим нельзя не согласиться. Есть мировоззренческая ценность работ, а есть еще художественная ценность. Я раньше ее творчеством пристально не интересовалась. Но с художественной точки зрения я не могу выражать восторг от ее работ.
      как человеком, способным жить в той ситуации, какая имела место, причем, жить так, что за ушами трещало — я восхищаюсь.

      1. На выставке была кровать с зеркалом, в которой она рисовала лёжа, глядя в зеркало над головой. Испытывая боль физическую и душевную она передавала полотну своё восприятие действительности. Жизнестойкость и жизнерадостность были присущи ей в большей мере. Она любила шутить, смеяться, носить яркие наряды. Любила жизнь. Я не знаток искусства, скорее творчество воспринимаю по наитию. Пытаюсь взглянуть ее глазами.

      2. Да. Я согласна. Она очень любила жизнь и была талантливым и ярким человеком. А жизнь ощущается наиболее яркой и желанной именно в критические моменты жизни, при физических или душевных страданиях. У меня, по крайней мере, именно так происходит. Поэтому я надеюсь, что я ее понимаю.

    2. А кстати на выставке не было этой картины Фриды. Арбузы были только Диеговские

  3. Мне нравится сюрреализм. Особенно творчество Дали и Кало. Фрида очень ярко изображала страдания и боль. Интересно то, что если бы не личная драма, вряд ли ее картины были бы такими, какими мы видим их сейчас.

    1. Да. Это точно. Ее страдания наложили неизгладимый отпечаток на ее творчество.

    2. Я тоже неравнодушна к Дали. И их союз с Галой тоже является примером сложных отношений двух творческих людей .

    1. А мы все тянули до последнего. 13.03.2019 был последний день.
      Выставка такая многогранная, о разном. Но нам, так далеким от Мексики, это очень интересно. Попытка немного приблизиться, узнать.

      1. Да согласна Мексика далеко и хорошо что есть такие возможности 😊

      2. Сама Мексика такая яркая и темпераментная, а тут еще люди с бьющей через край энергетикой. Все это гремучая смесь. Немного нам приоткрыли этот мир.

Добавить комментарий

Blog at WordPress.com.

Up ↑

Больше на ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading