С какой еще стороны можно посмотреть на взросление подростков? Еще с такой…
Нас заинтересовало описание фильма «Целуй меня, идиот», и мы решили все вместе сходить на его показ с обсуждением в Музей кино на ВДНХ .
Режиссер: Стиан Кристиансен, Норвегия
В центре внимания местные подростки, которым наскучила постановка детских спектаклей и костюмированных ревю, и они решили приложить руку к чему-то более серьёзному и стоящему – пьесе Яна Фоссе «Сон об осени».
Для этого дерзкая 17-летняя девушка Тале, мечтающая стать актрисой, решает призвать на помощь настоящего актера — Ларса, который сбежал из Осло в связи с глубоким личностным кризисом.
Здесь даже брезжит намек на чеховскую «Чайку». Конечно, в современной интерпретации. Взаимоотношения у актера Ларса и главной героини Тале изначально достаточно откровенные, иной раз проскальзывает взаимный интерес, который так и не выстреливает в фильме, как вхолостую висящее на стене ружье…
Под неукротимым напором и энтузиазмом Тале Ларс, в конце концов, соглашается на эту затею, но, по сути, проводит эксперимент с целью пробудить у подростков недетские страсти, вызвать сильные чувства и эмоции, которые внезапно погрузят их в пучину сложных взрослых взаимоотношений между мужчиной и женщиной и заставят неожиданно для самих себя повзрослеть.
Молодые люди пытаются почувствовать свою сексуальность, найти вдохновение, познать границу между актерским мастерством и реальными чувствами, разобраться в возможности или невозможности их применения на сцене, а также понять – к чему это может их привести.
И тут опять аллюзия к Чехову: постановка спектакля внутри фильма. И таких отсылок к Чехову и по сюжету, и по настроению фильма достаточно много.
И, видимо, для того, чтобы как можно ярче проиллюстрировать всю непредсказуемость и многогранность отношений, на главную роль Ларс берет не актёра, а не очень далекого и избалованного футболиста, который попал в театр в качестве компенсации за хулиганство и не испытывает ни малейшего энтузиазма от участия в постановке.
Чтобы наладить отношения между актёрами, Ларс просит Тале поближе познакомиться с новеньким.
Внешняя сторона сюжета довольно банальна: очень разные мальчик и девочка вынуждены быть вместе и пытаться найти общие интересы для общения. Этот вроде бы совершенно не уникальный материал подан в фильме достаточно свежо.
Достигается это за счёт того, что герои изображены без лишнего гротеска. Скорее всего, и в вашем окружении есть похожая молодежь. С одной стороны, это плюс, все становится реальным. Но с другой – Вы уже не можете отмахнуться от происходящего и апеллировать к сказочности истории.
Переживания героини ясны и будут многим близки. Сложно не заинтересоваться человеком, которого ты вынуждена увидеть в романтическом ключе (пусть даже для роли), с которым ты проводишь очень много времени. Но при этом он совсем к тебе равнодушен и не скрывает от тебя близких отношений со своей девушкой. Но Тале очень амбициозна, и такая ситуация только подогревает ее интерес к «неправильному» парню. Она вынуждена терзаться: сомнение, отрицание, желание быть замеченной, невозможность пойти против норм морали и т.д.
Но давайте взглянем правде в глаза. Это, конечно, не настоящие чувства, а искусственно взращенное влечение, которое вряд ли приведет к настоящей любви. Мальчик в совершенной растерянности и недоумении и не знает, что ему теперь делать с открывшимся ему чувством Тале. А изображенный режиссером фильма хэппи-энд – это просто продолжение эмоций на волне успеха состоявшейся постановки пьесы «Сон об осени», которые в ближайшее время обернутся разочарованием в несостоявшемся чувстве, и чем раньше закончится иллюзия, тем менее болезненно пройдет процесс взросления главных героев.
Иначе, как в «Чайке», могут появиться сломанные жизни.
…Или это любовь? Создатели фильма оставляют шанс на такое развитие событий. Конец фильма открытый.
Главная героиня, которую играет Элли Харбоа, очень замкнута, несмотря на ее напор и активную жизненную позицию. Она скрывает свои эмоции, ведет себя хладнокровно, иногда даже пассивно, больше созерцает действия других подростков, чем в них ввязывается. Это наше привычное представление о скандинавской культуре. Фильме не обманывает наших ожиданий. Актрисе вполне достоверно удается воспроизвести характер девушки.
Развитие сюжета фильма легкое, эфирное, неуловимое, невесомое. Эту киноленту надо скорее чувствовать, чем понимать разумом.
«- Как узнать, что это тот самый человек?
— А никак. Ты просто знаешь и всё. »
Стиан Кристиансен, талантливый норвежский режиссер, снял красивую драму о жизни и творчестве подростков.
Она заставляет о многом задуматься, что, наверно, и должна делать неплохая кинокартина.
Фильм оставляет послевкусие и задает загадку: эта работа, действительно, лучше, чем кажется в первый момент?