Центр фотографии имени братьев Люмьер впервые представляет российской публике выставку молодого шведского фотохудожника Эрика Йоханссона.
Он известен своими необычными фотоработами, органично сочетающими в себе реальность и фантазию. А его волшебной палочкой для воплощения своих смелых идей является графический редактор.
Как пишут СМИ, с ранних лет Йоханссон беспрестанно рисовал, вдохновляясь работами великих художников-сюрреалистов: Рене Магритта, Сальвадора Дали и Маурица Эшера, пока не обзавелся фотокамерой и не освоил графическую обработку изображений.
В каждой работе Йоханссона непременно присутствует элемент загадочности и волшебства. Слово «магическое» происходит из персидского языка и имеет те же корни, что и немецкое «mögen» – «мочь», «быть способным к чему-то». Магия фотографий мастера сводится к тому, чтобы «родить» невозможное и осуществить это, максимально приблизив к действительности. Изображаемые им предметы свободны от связей, существующих между вещами в мире повседневности – он распоряжается ими по своему усмотрению и повинуясь причудливости своей фантазии.
Процесс создания картин неизменно включает три стадии. Сначала Йоханссон создает рисунки, фиксируя на бумаге свои идеи и образы. Затем он отбирает лучшие и приступает к поиску реальных мест для съемки. Далее фотографии соединяются и обрабатываются на компьютере. Так получается финальное изображение.
Надо сказать, что дочери идеи Эрика Йоханссона показались по большей части тривиальными. Она оценивала их, как человек, много и повседневно занимающийся именно постановочной фотографией, практически как фотохудожник.
То немногое, что дочь почла достойным внимания.
А мне работы мастера были интересны. Взглянуть на мир под другим углом зрения, представить наяву возможность невероятного и домыслить то, к чему это может привести – это показалось мне любопытным.
Сюрреалистические пейзажи фотохудожника расширяют границы человеческого сознания. Правда, туда ли куда необходимо? Это вопрос.
В созданной им реальности пейзаж за окном – это всего лишь фотообои, люди, думая, что плывут в лодке по течению, всего лишь с трудом продвигаются по зеленой густой траве, лестница ведет прямо в небо, где вместо стаи птиц летит косяк рыбы, а светила на небосвод прикрепляет симпатичная женщина в униформе…
Есть и край земли, и плавающие города, а ночь и день, зима и лето уживаются в одной географической точке…
А про возможное представление в своей будущей работе нашей страны сам художник говорит: «Это явно было бы что-то с большими зданиями. Монументальность. И обязательно с какими-то видами института. Там точно будет бюрократия, где делают штампы или нечто подобное…»
Вот так увидел Россию Эрик Йоханссон.