Site icon ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

Мы пытаемся делиться собственной радостью чтения?

«Чтение — воистину бич детства и почти единственное занятие, которое мы для него находим (…) Ребенку не слишком интересно совершенствовать инструмент, посредством которого его мучают; но если постараться, чтобы этот инструмент служил ему для получения удовольствия, он скоро и без вас им увлечется.

Придают большое значение поиску наилучших методик обучения, изобретают письменные столы особой конструкции, всевозможные таблицы, превращают комнату ребенка в типографскую мастерскую. (…) Как это жалко! Средство, куда более верное, чем все вышеупомянутые, и о котором всегда забывают — это желание научиться. Дайте ребенку это желание, и можете оставить в покое ваши письменные столы (…); любая методика сгодится.

Я бы добавил еще только одно, но это весьма важная максима: обычно всего вернее и быстрее добиваются того, чего вовсе не спешат добиться».

Жан Жак Руссо говорил так в XVIII веке. Взрослая одержимость «умением читать» не вчера родилась. Равно как идиотизм педагогических разработок, отбивающих желание научиться.

А еще (слышите, как хихикает ангел парадокса?) бывает, что плохой отец исповедует превосходные принципы обучения, а хороший педагог — отвратительные.

 

Продолжаю рассказ про книгу Даниэль Пеннак «Как роман», начало по ссылке: Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения

… Между тем у вашего ребенка в школе продолжается процесс обучения. В беспомощном барахтанье его в школьных заданиях прогресса пока не наблюдается, но не будем паниковать, время работает на нас, с тех пор как мы перестали стараться его выиграть.

И перестали заставлять читать.

Мы пытаемся делиться собственной радостью чтения?

«Радостью чтения? А что это такое — радость чтения?

Вопрос и впрямь требующий оглянуться на себя!

И для начала признаться себе в одной истине, которая в корне противоречит догме: большую часть книг, сформировавших нашу личность, мы читали не во имя чего-то, а против чего-то. Мы читали (и читаем), словно бы защищаясь, не соглашаясь, бунтуя. И если выглядим дезертирами, если отгораживаемся от действительности «чарами» нашего чтения, то дезертируем мы в самосозидание, убегаем, чтобы заново родиться.

Всякое чтение — акт противостояния. Противостояния чему? Всем обстоятельствам. Всем…

Хорошо поставленное чтение спасает нас от всего, в том числе от самих себя…»

В книге Даниэль Пеннак много примеров чтения учителем различных произведений своим ученикам-подросткам. Например.

«Читая вслух «Парфюмера», мы познакомились с Зюскиндом: история, да, занимательная история, смешная, причудливая, но и голос тоже — голос Зюскинда (позже в сочинениях они назовут это «стиль»). Да, история о чем-то, но рассказанная кем-то.

«В городах того времени стояла вонь, почти невообразимая для нас, современных людей. Улицы воняли навозом, дворы воняли мочой, лестницы воняли гнилым деревом и крысиным пометом, кухни — скверным углем и бараньим салом; непроветренные гостиные воняли слежавшейся пылью, спальни — грязными простынями, влажными перинами и остросладкими испарениями ночных горшков. Из каминов несло серой, из дубилен — едкими щелочами, со скотобоен — выпущенной кровью. Люди воняли потом и нестираным платьем; изо рта у них пахло сгнившими зубами, из животов — луковым соком, а их тела, когда они старели, начинали пахнуть старым сыром, и кислым молоком, и болезненными опухолями. Воняли реки, воняли площади, воняли церкви, воняло под мостами и во дворцах. Воняли крестьяне и священники, подмастерья и жены мастеров, воняло все дворянское сословие, вонял даже сам король — он вонял, как хищный зверь, а королева — как старая коза, зимой и летом.» (Зюскинд «Парфюмер»)

— Удивительное дело, месье, вот там в начале: «… комнаты воняли… люди воняли, площади воняли, церкви воняли… король вонял…» А нам велят избегать повторов! А ведь получилось красиво, правда? Необычно и красиво, да?»

…Между тем никакого чуда не произошло. И заслуга учителя тут невелика. Просто радость чтения была совсем близко, задавленная у этих ребят давним, глубоко угнездившимся страхом: они боялись, что не поймут.

Они забыли, что такое книга, что она может дать. Забыли, что любой роман — это, прежде всего, рассказанная история… как в детстве.

Не знали, что роман должен читаться, как роман: утолить в первую очередь нашу жажду интересных историй.

Истинная радость от чтения состоит также в открытии необычайной личной связи: автор и я… Одиночество написанного взывает о воскрешении текста моим собственным немым одиноким голосом. А ощущение, что автор пишет именно для тебя, не оставляет читателя в покое.

Учитель тут не более чем сваха. Настало время ему тихонечко, на цыпочках удалиться…

Вопрос, (основной вопрос) — что же подростки, в сущности, «поняли» из уроков учителя литературы в описанном Пеннак примере, не лишен интереса. Поняли текст? Да-да, это само собой… но главное, поняли, что, как только они примирились с чтением, как только текст перестал быть загадкой, вызывающей ступор, их усилия уловить его смысл становятся удовольствием; что, когда преодолен страх «не понять», усилие и удовольствие начинают работать друг на друга: а усилие обеспечивает еще большее удовольствие, а удовольствие понимать увлекает до опьянения в пламенное одиночество усилия.

Видимо, «понять» надо и еще кое-что.

Надо «понять», что книги писались не для того, чтобы наши сыновья, дочери, молодежь их комментировали, но для того, чтобы, если душа лежит, они их читали.

Рассказывать подросткам о том или ином произведении и заставлять их о нем говорить, возможно, очень полезно, но это не главное. Главное — произведение. Книга в их руках. И первое их право в деле чтения — право молчать.

«Легко ли преподавать Словесность, когда чтение так властно требует уединения и безмолвия!

Чтение помогает общаться? Очередная шутка толкователей! Мы молчим о том, что прочитали. Удовольствие от прочитанной книги мы чаще всего ревниво храним в тайне. То ли потому, что, на наш взгляд, это не предмет для обсуждения, то ли потому, что, прежде чем мы сможем сказать хоть слово о прочитанном, нам надо позволить времени проделать тонкую работу перегонки. Наше молчание — гарантия интимности. Книга прочитана, но мы все еще в ней. Одна лишь мимолетная мысль о ней открывает нам путь в убежище, куда можно скрыться. Она ограждает нас от Большого Мира. Она предоставляет нам наблюдательный пункт, расположенный очень высоко над пейзажем обстоятельств. Мы прочли ее — и молчим. Молчим, потому что прочли. Хорошенькое было бы дело, если б на каждом повороте нашего чтения на нас выскакивали из засады с вопросами: «Ну как? Нравится? Ты все понял? Изволь отчитаться!»

К сожалению, «…литература как школьный предмет в идеале ориентирована столько же на стратегию, сколько на понимание текста. А «плохой ученик» — это зачастую (чаще, чем мы думаем) ребенок, трагически бесталанный в тактике. Вот только в своем постоянном страхе ответить не то, чего от него ждут, он скоро начинает путать школьный предмет с культурой вообще. Списанный в брак школой, он не замедлит счесть себя и парией чтения. Ему представляется, что «чтение» — акт по сути своей элитарный, и вот он всю жизнь лишает себя книг из-за того, что не умел говорить о них, когда его спрашивали.»

«По части чтения мы, читатели, признаем за собой все права, начиная с тех, в которых отказываем юному поколению, полагая, что приобщаем его к чтению.

1) Право не читать.

2) Право перескакивать.

3) Право не дочитывать.

4) Право перечитывать.

5) Право читать что попало.

6) Право на боваризм.

7) Право читать, где попало.

8) Право читать вслух.

9) Право втыкаться.

10) Право молчать о прочитанном.»

Право читателя перечитывать

Право читателя при чтении: читаем, где попало
Еще два права читателя при чтении: книг может быть много, и они могут быть сложены в самых, с точки зрения читателя, «подходящих» местах

 

Вот такие первые 10 прав предлагает обязательно предоставлять своим детям Даниэль Пеннак. Себе же мы в этих правах не отказываем. Но если подумать, автор уверена, что можно сформулировать еще много прав читателей в части чтения. Не будем же никого в них ограничивать.

Про право молчать о прочитанном уже говорили выше.

Интересно автор книги говорит о праве перескакивать на примере воспоминаний учителя литературы о своем детском опыте.

«Первый раз я прочел «Войну и мир» лет в двенадцать-тринадцать (скорее в тринадцать, я учился тогда в пятом классе и сверстников не обгонял). С первых дней каникул — больших, летних — я видел своего брата не иначе как уткнувшимся в толстенный роман, и взгляд у него был нездешний, как у путешественника, давно забывшего и думать о родной земле.

— Что, так здорово?

— Не то слово!

— А про что?

— Про одну девушку, она любила одного, а вышла за третьего.

И роман меня не разочаровал, хотя в счете брат ошибся. На самом деле Наташу любили четверо: князь Андрей, подонок Анатоль (но разве это можно назвать любовью?), Пьер Безухов и я. Поскольку у меня ни единого шанса не было, пришлось отождествлять себя с другими.

Я читал про любовь и про сражения и перескакивал все, что про политику и стратегию… Теории Клаузевица мне были не по зубам — ну и ладно, я перескакивал теории Клаузевица… Я следовал за Пьером Безуховым и его женой Элен в их семейных неурядицах и предоставлял Толстому рассуждать в одиночестве, когда речь шла о крестьянских проблемах вечной России… Я перескакивал, да.

И всем детям следовало бы поступать так же.

Пользуясь этой уловкой, они могут, как угодно рано, позволить себе наслаждаться почти всеми сокровищами, которые им якобы не по возрасту.

Если они хотят познакомиться с Иваном, Дмитрием и Алешей Карамазовыми и с их немыслимым отцом, пусть берут и читают «Братьев Карамазовых» Достоевского, эта книга для них, даже если им придется перескакивать беседы старца Зосимы и легенду о Великом Инквизиторе.

А, кроме того, даже когда мы уже «большие», и даже если нам неприятно в этом признаваться, нам все равно случается «перескакивать» — по причинам, которые никого не касаются, кроме нас и книги, которую мы читаем.»

И сколько же иных прав мы еще позволяем себе при чтении…

 

Узнала я об этой неординарной книге из публикации 6-классницы, в которой она составила список увлекательных книг для 10-12 летних, своих ровесников, а также для их родителей.

Вот что она написала.

Я учусь в 6 классе. У нас в классе 30 человек, из которых 25 не читают. И во многом это вина взрослых. Из личного опыта я знаю, что родители дают своим детям (моего возраста) «Три мушкетёра», книги про индейцев, Жюля Верна, и многие другие книжки, которые запомнились им с детства. И возмущаются, что детям это не интересно. Но этими книгами они вряд ли заинтересуют подростков. Извините, но они скучные. Их можно совершенно спокойно отложить до завтра или на недельку, и не так уж важно, что будет дальше. А некоторым просто дают определённое количество страниц в день, и ребёнок побыстрее старается от них избавиться, чтобы усесться за компьютер или к телевизору.

Ещё родители уверены, что современные книги все поверхностные, одноразовые и читать их чуть ли не стыдно. На самом деле они ошибаются. За последние годы появилось очень много книг гораздо более увлекательных и при этом столь же ценных с литературной точки зрения, как и те, что помнят родители из своего детства. И издаются такие книги, которые известны и любимы в мире многие годы, а у нас они появились только сейчас.

Я не буду заумничать, и рекомендовать современные книги, получившие премии критиков и библиотекарей. Я хочу посоветовать книги, за которые ручаюсь. Которые затягивают и не отпускают до последней страницы. Фантастику я в свой список специально не включала, потому что к этому жанру человек придёт сам, но начав с фантастики, он может зациклиться именно на ней, и ничего больше ему не будет интересно.

Итак, список книг, которые имеют больше шансов стать интересными для человека 10-12 лет, чем те, что советует родитель или (к сожалению) районный библиотекарь.

 

В книге смешно рассказывается об одиннадцатилетнем Берте, который описывает в дневнике свои проблемы и переживания

 

Книга о мальчике Джордже и его друзьях, которые с помощью суперкомпьютера познают тайны космоса, в ней написано легко и просто о сложных темах)

 

Элла и её друзья на каждой странице попадают в смешные ситуации, читая её невозможно удержаться от смеха.

 

Маркус — стеснительный подросток, который постоянно влюбляется и попадает в сложные, неловкие ситуации.

 

Более серьёзная книга об отношениях абсолютно непохожих друг на друга людей, которых судьба столкнула вместе, чтобы спасти друг друга в сложном для них периоде жизни.

 

Повесть о трудной девочке, которая внешне драчунья, обманщица, воровка, а внутри — ранимая, добрая, мечтающая о Доме, в котором её будут по-настоящему любить.

 

Главный герой вынужден перейти в новую школу под видом девчонки, где он постоянно попадает в трудные и одновременно смешные ситуации.

 

Её книги жизнеутверждающие, современные, рассказывающие о девочках-подростках, об их проблемах и способах решения.

 

Книга о жизни одиннадцатилетнего Гоши, полной ярких событий.

 

Оля — девочка из будущего попадает в прошлое, Витя — мальчик из прошлого, попадает в её время, поначалу им всё кажется ужасным и непонятным, но они со всем справятся и поймут, что время всегда хорошее.

 

Светлая, смешная книга о мальчике Володе и его друзьях, о радостях, проблемах и приключениях, которые происходят с ними и вокруг них.

 

Очень смешная книга о шестилетних детях, которые размышляют о смысле бытия, о сложении стихов по методу китайских поэтов-монахов и о том, для чего в манную кашу добавляют комки…

 

Очень смешная книга, радует каждой своей страницей. Не рекомендуется читать в метро (возможны вспышки истерического смеха).

Плюс советую родителям почитать несколько замечательных книг, которые им обязательно понравятся (будете ребёнку брать в детской библиотеке, эти возьмите для себя):

 

Его книги о вечных темах – добре и зле, смелости и трусости, надеждах, мечтах, поступках, которые кому-то приносят боль, кому-то счастье, о трудном выборе своего жизненного пути)

 

Весна 1945 года, немецкая семья в Вене, семья, которая ненавидит войну, Гитлера, пытается выжить, когда нацисты бежали и пришли русские…

 

(очень эмоциональная книга о молодой учительнице, которая пытается найти в каждом ученике своего сложного класса всё хорошее, научить детей и взрослых добру, дружбе и терпимости.

 

Скеллиг — харизматичный, уставший ангел. Майкл — подросток, который переезжает с родителями и новорождённой сестрёнкой в новый дом. Мина — его новая, необычная подруга. Их истории сплетаются и они спасают друг друга.

 

В ней как раз вся правда о том, почему подростки не читают.

P.S. Я знаю, что нужно советовать читать классические, проверенные временем книги, но эти советы никому не помогут. Чтобы получить удовольствие от «Дубровского» надо любить читать, а чтобы полюбить читать надо начинать с увлекательных книг, от которых не оторвёшься к компу или телевизору. Потом, когда человек проникнется чтением, он заинтересуется и более глубокой литературой. А заинтересовать в 10-12 лет очень трудно, вот я и выбрала те книги, которые могут помочь в этом.

 

Ни одну из этих книг я не знала.

Задумаешься…

Моя дочь, посмотрев список, сказала, что знает только книгу Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «Время всегда хорошее». Причем, узнала о ней на youtube, начала читать и не могла оторваться.

 

В заключение еще несколько слов из книги Даниэль Пеннак.

«Где найти время читать?

Если бы любовь приходилось рассматривать с точки зрения распределения времени, кто бы на нее отважился? У кого есть время быть влюбленным? А между тем, кто-нибудь когда-нибудь видал влюбленного, у которого не нашлось бы времени любить?

У меня никогда не было времени читать, но ничто никогда не могло помешать мне дочитать полюбившийся роман.

Чтение никак не связано с регламентом жизни общества, оно, как и любовь, просто образ жизни.

Вопрос не в том, есть ли у меня время читать (время, которого, кстати, никто мне не даст), но в том, подарю я себе или нет — счастье быть читателем.»

Exit mobile version