Немногие знают, что отмечаемый ныне праздник весны и труда имеет предысторию в несколько тысяч лет.
Мы привыкли, что в советские времена было принято в этот день ходить на первомайскую демонстрацию: утренняя прохлада, красные флаги, весеннее настроение, улыбки и смех, шутки коллег родителей, отличный обзор движущейся колонны людей с высоты плеч отца.
В постсоветские времена стали выезжать на дачу с семьей, где можно вдохнуть запах только что оттаявшей земли, вглядываясь в прозрачный колышущийся воздух, вскапывая грядки, обрезая деревья и кустарники, любуясь дымками разведенных костров, наслаждаясь свежеприготовленной на воздухе едой: шашлыки, картошка, овощи, встречаясь с соседями и друзьями, которых не видел с прошлого дачного сезона.
Также хорошо было погулять в городских парках и скверах, просто получая удовольствие от «ничего неделанья» в день мира и труда…
В стародавние времена тоже были «первомайские» радости, но несколько другие…
Древние кельты называли этот месяц Маи, месяцем сексуальной свободы. Празднества в кельтской магии начинались с Первого мая – дня плодородия и плодовитости – Бельтан. Он был посвящен Великой богине Земли, считался главной священной датой и сопровождался тайными церемониями. С этого дня и в течение всего месяца носились зелёные одежды в честь Матери-Земли.
Центральное ритуальное действо заключалось в обряжании «майского дерева», которое устанавливалось на центральной площади. В его украшении принимали участия все жители деревни. Как только «дерево» устанавливали, являлись музыканты, и начинались танцы. Общие майские игры и танцы были также одной из форм знакомства и сближения молодежи. Шуточные «аукционы девушек» и выборы майских короля и королевы часто заканчивались формальным сватовством.
Отмечали майские праздники и в Древнем Риме. В вечном городе существовало празднество майюма в честь богини Майи. Начиналось оно в конце апреля и заканчивалось в начале мая.
В этот праздник римляне обливали друг друга водой и купались в Тибре, куда весталки бросали тростниковые чучела в честь Сатурна. Первого мая с утра римляне – мужчины и женщины – выходили с музыкальными инструментами в поля и собирали под веселые звуки музыки зелёные ветки, которыми украшали двери жилищ своих родственников и друзей.
Аналогичные празднества устраивались и у древних греков.
У финнов первого мая отмечался День ведьмовской Рябины – праздник в честь финской богини Рауни.
В христианские времена в Европе этот языческий праздник плодородия и плодовитости стал восприниматься как массовое гуляние нечистой силы. Ночь с 30 апреля на 1 мая известна как Вальпургиева ночь – время ежегодного шабаша ведьм, которые слетались на метлах и вилах на гору Броккен и собирались с другой нечистью вокруг сатаны. Тем не менее, в народе этот древний праздник был достаточно популярен.
Первым, кто узаконил первое мая в средние века, был Альфред Великий, король западной Саксонии, правивший с 871 по 899 год. Составленный им судебник был первым сборником законов. Используя более ранние «англо-саксонские правды», он установил 40-часовую неделю, дни которой разделялись на 8 часов работы, 8 часов досуга и 8 часов сна.
В свете этого не удивительно, что 1 мая 1886 года бастующие чикагские рабочие, не забыв достойно отметить древний языческий праздник, вышли на демонстрацию, требуя 40-часовой рабочей недели. Однако под воздействием «первомайской эйфории» демонстрация превратилась в бунт, в результате чего многие люди погибли.
В июле 1889 года Парижский конгресс II-го Интернационала принял решение о проведении 1 мая ежегодных демонстраций в память о «чикагских событиях».
Но лишь в 1946 году Первое мая стало международным рабочим праздником главным образом благодаря усилиям генерала де Голля во Франции, Сталина в СССР и Эвиты Перон в Аргентине.
В России обычай отмечать 1 мая как праздник весны и возрождения природы возник ещё при Петре I. В самые юные годы царь-реформатор с удовольствием проводил время в Немецкой слободе Москвы, где уже с XVI в. селились иноземцы. Повзрослев, Петр, сразу же и бесповоротно принял западный мир со всеми его традициями, праздниками и обычаями. Отсюда и пришли на Русь рождественская ёлка и первомайское гулянье. Последнее проходило по обыкновению, в Сокольниках . Петр самолично присутствовал на этом «гульбище», где устраивали свои столы и пировали чужеземцы. А популярны маёвки стали уже после его смерти – в конце XVII и начала XIX веков.
Русский писатель С. П. Жихарев в «Записках современника» рассказывает, как выглядело гулянье 1 мая 1805 г. «Сколько народу, сколько беззаботной разгульной веселости, шуму, гаму, музыки, песен, плясок и прочего, сколько богатых турецких, китайских палаток с накрытыми столами для роскошной трапезы и великолепными оркестрами... Сколько щегольских модных карет и древних прадедовских колымаг и рыдванов, блестящей упряжи и верёвочной сбруи, прекрасных лошадей и претощих кляч, прелестнейших кавалькад и прежалких Дон-Кихотов на прежалких Россинантах...».
Позднее гулянья проводились и под селом Новинским, и Марьиной роще, и на Девичьем поле. Собравшиеся пили, ели, плясали, устраивали веселые розыгрыши.
А в Петербурге на Марсовом поле с начала XIX века 1 мая происходил высочайший смотр и парад гвардейских полков перед выступлением их в летние лагеря. По этому поводу весь день в городе шло гулянье с песнями, плясками и выездами на пикники.
Так что разнообразие вариантов праздника, учитывая опыт разных времен и народов, сегодня для нас велико.
Мирного и ясного неба! Свежих ароматов и чистого воздуха!
А также предлагаю помнить, что 1 мая – день царства ландыша: эмблемы нежности и безмолвного излияния влюбленных сердец…