Site icon ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

История Первомая из глубины веков

Немногие знают, что отмечаемый ныне праздник весны и труда имеет предысторию в несколько тысяч лет.

Мы привыкли, что в советские времена было принято в этот день ходить на первомайскую демонстрацию: утренняя прохлада, красные флаги, весеннее настроение, улыбки и смех, шутки коллег родителей, отличный обзор движущейся колонны людей с высоты плеч отца.

В постсоветские времена стали выезжать на дачу с семьей, где можно вдохнуть запах только что оттаявшей земли, вглядываясь в прозрачный колышущийся воздух, вскапывая грядки, обрезая деревья и кустарники, любуясь дымками разведенных костров, наслаждаясь свежеприготовленной на воздухе едой: шашлыки, картошка, овощи, встречаясь с соседями и друзьями, которых не видел с прошлого дачного сезона.

В детстве сын большой трудяга…

Также хорошо было погулять в городских парках и скверах, просто получая удовольствие от «ничего неделанья» в день мира и труда…

В стародавние времена тоже были «первомайские» радости, но несколько другие…

Древние кельты называли этот месяц Маи, месяцем сексуальной свободы. Празднества в кельтской магии начинались с Первого мая – дня плодородия и плодовитости – Бельтан. Он был посвящен Великой богине Земли, считался главной священной датой и сопровождался тайными церемониями. С этого дня и в течение всего месяца носились зелёные одежды в честь Матери-Земли.
Центральное ритуальное действо заключалось в обряжании «майского дерева», которое устанавливалось на центральной площади. В его украшении принимали участия все жители деревни. Как только «дерево» устанавливали, являлись музыканты, и начинались танцы. Общие майские игры и танцы были также одной из форм знакомства и сближения молодежи. Шуточные «аукционы девушек» и выборы майских короля и королевы часто заканчивались формальным сватовством.

Отмечали майские праздники и в Древнем Риме. В вечном городе существовало празднество майюма в честь богини Майи. Начиналось оно в конце апреля и заканчивалось в начале мая.

В этот праздник римляне обливали друг друга водой и купались в Тибре, куда весталки бросали тростниковые чучела в честь Сатурна. Первого мая с утра римляне – мужчины и женщины – выходили с музыкальными инструментами в поля и собирали под веселые звуки музыки зелёные ветки, которыми украшали двери жилищ своих родственников и друзей.

Аналогичные празднества устраивались и у древних греков.

У финнов первого мая отмечался День ведьмовской Рябины – праздник в честь финской богини Рауни.

В христианские времена в Европе этот языческий праздник плодородия и плодовитости стал восприниматься как массовое гуляние нечистой силы. Ночь с 30 апреля на 1 мая известна как Вальпургиева ночь – время ежегодного шабаша ведьм, которые слетались на метлах и вилах на гору Броккен и собирались с другой нечистью вокруг сатаны. Тем не менее, в народе этот древний праздник был достаточно популярен.

Первым, кто узаконил первое мая в средние века, был Альфред Великий, король западной Саксонии, правивший с 871 по 899 год. Составленный им судебник был первым сборником законов. Используя более ранние «англо-саксонские правды», он установил 40-часовую неделю, дни которой разделялись на 8 часов работы, 8 часов досуга и 8 часов сна.

В свете этого не удивительно, что 1 мая 1886 года бастующие чикагские рабочие, не забыв достойно отметить древний языческий праздник, вышли на демонстрацию, требуя 40-часовой рабочей недели. Однако под воздействием «первомайской эйфории» демонстрация превратилась в бунт, в результате чего многие люди погибли.

В июле 1889 года Парижский конгресс II-го Интернационала принял решение о проведении 1 мая ежегодных демонстраций в память о «чикагских событиях».

Но лишь в 1946 году Первое мая стало международным рабочим праздником главным образом благодаря усилиям генерала де Голля во Франции, Сталина в СССР и Эвиты Перон в Аргентине.

В России обычай отмечать 1 мая как праздник весны и возрождения природы возник ещё при Петре I. В самые юные годы царь-реформатор с удовольствием проводил время в Немецкой слободе Москвы, где уже с XVI в. селились иноземцы. Повзрослев, Петр, сразу же и бесповоротно принял западный мир со всеми его традициями, праздниками и обычаями. Отсюда и пришли на Русь рождественская ёлка и первомайское гулянье. Последнее проходило по обыкновению, в  Сокольниках . Петр самолично присутствовал на этом «гульбище», где устраивали свои столы и пировали чужеземцы. А популярны маёвки стали уже после его смерти – в конце XVII и начала XIX веков.

Русский писатель С. П. Жихарев в «Записках современника» 
рассказывает, как выглядело гулянье 1 мая 1805 г. 
«Сколько народу, сколько беззаботной разгульной веселости, 
шуму, гаму, музыки, песен, плясок и прочего, сколько 
богатых турецких, китайских палаток с накрытыми столами 
для роскошной трапезы и великолепными оркестрами... 
Сколько щегольских модных карет и древних прадедовских 
колымаг и рыдванов, блестящей упряжи и верёвочной сбруи, 
прекрасных лошадей и претощих кляч, прелестнейших кавалькад и 
прежалких Дон-Кихотов на прежалких Россинантах...».

Позднее гулянья проводились и под селом Новинским, и Марьиной роще, и на Девичьем поле. Собравшиеся пили, ели, плясали, устраивали веселые розыгрыши.

А в Петербурге на Марсовом поле с начала XIX века 1 мая происходил высочайший смотр и парад гвардейских полков перед выступлением их в летние лагеря. По этому поводу весь день в городе шло гулянье с песнями, плясками и выездами на пикники.

 

Так что разнообразие вариантов праздника, учитывая опыт разных времен и народов, сегодня для нас велико.

1 / 13

 

Мирного и ясного неба! Свежих ароматов и чистого воздуха!

А также предлагаю помнить, что 1 мая – день царства ландыша: эмблемы нежности и безмолвного излияния влюбленных сердец…

Exit mobile version