Избранное_Эдвард Мунк. Третьяковка

В буфете инженерного корпуса Третьяковской галереи продавщица кофе делает попытку  каждому счастливому обладателю капуччино вручную нарисовать пенкой знаменитый «Крик», желая сделать покупателю приятное.

Вот они — издержки популярности: примерно так же, как печатать на фантиках конфет одну из мадонн Рафаэля…

Настроение нам этот факт, правда, не испортил, получать удовольствие от знакомства с таким разным Эдвардом Мунком — всемирно известным норвежским художником — не помешал.

Лев Николаевич Толстой начал свой знаменитый роман фразой: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.»

Если перефразировать это высказывание про художников, то может получиться примерно так: «Все художники похожи друг на друга в своем счастье — счастье творчества, а несчастливы каждый по-своему.»

Мунк пишет картины, потому что не может не писать. Его жизнь сложна, полна душевных мук и метаний, его терзает одиночество и думы о смерти, но счастье творчества всегда остается с ним, помогает ему выплеснуть на бумагу или холст свои представления о чувствах и эмоциях, поделиться этим с нами и позволить нам найти то общее, что всех объединяет.

Замечательно, что в России организована такая масштабная выставка мастера, дающая объемное представление о его творчестве.

Значимость наследия творца проверяется временем. Работы Эдварда Мунка с честью прошли такую проверку. Его творчество покоряет глубоким проникновением в духовный мир личности.

О наших впечатлениях о выставке напишу отдельно. В этой публикации приведены наиболее затронувшие наши чувства картины художника.

 

Два варианта всемирно известной картины «Крик»:  в графике и в пастели.

567E80F7-6F7E-4DF1-8E55-FD1B05C55580
Эдвард Мунк. Крик. литография,.1895
86E0B24A-3F88-4FE6-8D95-12189204E273
Эдвард Мунк. Крик. восковая пастель. 1903

 

Личная боль художника после потери родной старшей сестры Софи, ушедшей из жизни от туберкулеза, сподвигла Мунка на создание серии работ о больном ребенке.

046494AA-D78D-4AC0-A0B7-F4203D5535A7
Эдвард Мунк. Больной ребенок (Больная девочка) II. литография, раскрашено вручную. 1896

 

На выставке представлен цикл работ, передающих нам — что ощущает художник при ревности. Ах, что только и в каких только видах не представляет у себя в голове ревнивец!

95D71779-075A-4133-BEC7-A1D6FD16E9EC
Эдвард Мунк. Ревность II. литография. 1896

 

Считается, что литография Мадонны является самой первой стадией, на которой изображено зачатие ребенка. У художника был замысел отразить в своих работах основные этапы жизни женщины: зачатие, воспроизведение потомства и смерть.

Мадонна предстает перед нами с находящимся в ней эмбрионом младенца, которого она потом будет держать на руках и качать в колыбели. Женщина, вынашивающая ребенка, — уже мадонна, по мнению Мунка.

E33E08E8-7EA9-48BC-A669-CBCEFEE6D725
Эдвард Мунк. Мадонна. цветная литография. 1895, 1902

 

Мунк создавал графические портреты знаменитых людей своего времени, с которыми он общался и дружил. Иногда несколькими штрихами художнику удается передать характерные черты своих знаменитых современников.

366B523F-2137-42F1-AAAE-DB13CA72433D
Эдвард Мунк. Хенрик Ибсен в «Гранд Кафе». литография. 1902
77FD50D5-BA36-4907-BFA2-6946DC0F4AD9
Эдвард Мунк. Август Стриндберг. литография. 1896
12629B5A-15E5-4FFC-BCC2-26E855A6949F
Эдвард Мунк. Стефан Малларме. литография. 1896
31A669CA-8E2F-46F7-AFA7-C3309A4BCB86
Эдвард Мунк. Станислав Пшибышевский. литография. 1895 (?)
A262AD3D-1C36-4AD4-B00A-DD2F32AE4972
Эдвард Мунк. Кнут Гамсун. сухая игла. 1896

 

Мунк многократно в своих полотнах обыгрывает тему девушек на мосту.

Они вглядываются в непонятную даль, пытаясь понять, что же их ожидает после взросления, достижения возраста их женского расцвета. Мост, на котором стоят девушки, является соединительным звеном этих трансформаций.

7C946A41-81D2-4F2D-B410-96899D619CCE
Эдвард Мунк. Девушки на мосту. гравюра на дереве, раскрашенная вручную. 1918
32D45F2F-4808-440C-BEBB-C97CABB57905
Эдвард Мунк. Белая ночь. Остардстран (Девушки на мосту). масло. 1902-1903

 

Волнует Мунка тема взаимоотношений мужчины и женщины в нашем мире, в том числе, — их одиночества вдвоем, которое не удается преодолеть.

На выставке представлен цикл работ на эту тему.

A25F2C70-CF49-4371-99B4-A43D43A7EBCF
Эдвард Мунк. Два человека. Одинокие. Состояние IV. цветная гравюра на дереве. 1899

 

Эва Мудоччи (псевдоним) — скрипачка, дочь британского писателя Джеймса Мадокка, возлюбленная Мунка в 1903-1909 годах.

Как она хороша на этом портрете! Прелестна! Одухотворена!

7E807EDA-C86E-408E-A83D-AA7D8E7194FB
Эдвард Мунк. Брошь. Эва Мудоччи. литография. 1903

 

Так любимые художником формулы различных эмоций изображены на его картинах, вызывающих сопереживание даже у людей, которые мало что знают о биографии художника и об обстоятельствах, заставляющих мастера почти всегда окрашивать свои работы в сложные, иногда, на первый взгляд, дисгармонирующие  и мрачные тона.

7414A634-6D72-465B-B52A-8D56DC6697E8
Эдвард Мунк. Убийца. масло. 1910
2C6D4800-0EE2-4423-9E7B-4B1C8D2BFC09
Эдвард Мунк. Удивление. масло. 1907
3E25B4C2-DE30-4845-A348-1226E5FB0AFE
Эдвард Мунк. Амур и Психея. масло. 1907

 

Дагни Юль — пианистка, писательница, переводчик. Одаренная и свободная женщина, образ которой просвечивает у Мунка во многих картинах.

B58880DB-895A-40D3-B64C-52BEC00E15ED
Эдвард Мунк. Дагни Юль-Пшибышевская. масло. 1893

 

Опять эмоции…

D326607D-80E3-4F08-8A71-7B105C758FF1
Эдвард Мунк. Первый снег на аллее. масло. 1906
4715336B-4158-462D-82F4-79C5E9616DC8
Эдвард Мунк. Вечернее настроение. масло. около 1927

 

Вот какой он — образ взросления по Мунку. Похоже по ощущениям на ваш переходный возраст?

B6DD9B5D-889B-439B-B0C8-FF2D55EBEB58
Эдвард Мунк. Созревание (Переходный возраст). масло. 1894

 

На выставке представлено довольно много автопортретов художника. Два из них — произведших на нас самое сильное впечатление.

Мастера раздирают страсти, ему нет покоя, и в тоже время он умеет сосредотачиваться, отрешаться от сиюминутных проблем, думать о вечном…

947EEDE8-E311-49CC-8FDA-44828385E095
Эдвард Мунк. Бессонная ночь. Автопортрет в состоянии смятения. масло. 1920
B721C75D-D44C-4C52-8AD8-B4DDB35D6BAE
Эдвард Мунк. Автопортрет между часами и кроватью. масло. 1940-1943

 

С возрастом Мунк заинтересовался пейзажами. Как и другие его картины, пейзажи не оставляют нас равнодушными.

519B6C23-8F98-4592-9382-CBFBCCBDCD9B
Эдвард Мунк. Берег моря. масло. 1904
8FFF7660-2DF6-4B33-A35F-F980BDF42D43
Эдвард Мунк. Вязовый лес весной. масло. 1923-1925

 

Огромные по силе воздействия портреты… Это совершенно живые персонажи — они просто отвлеклись на минутку от своих забот…

BFE3F470-8E0D-4669-98FE-E3166F18B4E3
Эдвард Мунк. Натурщица у плетеного кресла. масло. 1919-1921
2A02684C-111F-49AC-91EF-8325D88751B8
Эдвард Мунк. Яппе Нильсен. масло. 1909
36009A7F-F013-4E2F-A6BB-67D5D960DB43
Эдвард Мунк. Консул Кристен Сандберг. масло. 1901
E6B46A04-65A2-4E92-B04D-C174342A940D
Эдвард Мунк. Даниэль Якобсон. масло. 1908-1909
F3342AD6-7520-484A-9296-C9B9D55B780E
Эдвард Мунк. Художник и его модель. масло. 1919-1921

 

Опять пейзажи. Всё интереснее и интереснее… Или, как Алиса — всё страньше и страньше…

D4DE4FD4-52D3-4B69-A1A8-2D1F18CF5E71
Эдвард Мунк. Дым поезда. масло. 1900
D0FE6C41-3111-4F45-84D7-54AED24C4FCD
Эдвард Мунк. Звездная ночь. масло. 1922-1924
28E17244-6999-463C-ADEB-E11D8B3B9663
Эдвард Мунк. Волна. масло. 1931
C1A8F5AA-50C3-49E4-A2F8-7E6FAD89682B
Эдвард Мунк. Пейзаж с деревьями и лодками. масло. 1905-1906
CFCF1259-5E30-4D37-BA91-B2FD2696D909
Эдвард Мунк. Солнце. масло. 1910-1913. Картина является одним из эскизов росписи Аулы — актового зала в Университете Кристиании.

 

В конце этой подборки работа из цикла «Жизнь под сенью деревьев», отражающего тесную связь человека с природой. Существует несколько вариантов этой картины, аллегорически воплотивших образы Адама и Евы в райском саду…

FAAC8D4B-EA5F-4EA9-BE98-8E11198F5281
Эдвард Мунк. Под яблоней. масло. 1927-1930

 

Моя пятнадцатилетняя дочь сказала, что, наконец, она даже стала понимать — почему от посещения художественных выставок можно получать удовольствие и зачем, вообще, всё это надо.

В отдельной публикации поговорим о работе Мунка над основными темами его творчества и сериями картин:  Основные темы творчества Эдварда Мунка .

 

Избранное_Эдвард Мунк. Третьяковка: 57 комментариев

Добавьте свой

    1. Вы прямо в точку. Достоевский был его любимым писателем. Вдохновлял его на создание его работ. На выставке один из разделов соотнесен с Достоевским.

      Нравится 2 людей

      1. Да это просто как то само собой напрашивается 😉😊! Это здорово! Мне просто Достоевский очень нравится и работы Мунка тоже понравились !

        Нравится 2 людей

      2. Я тоже очень люблю Достоевского. И Мунк понравился. Похоже.
        Еще такая особенность: это картины написаны маслом. Но в отличие от русских художников, накладывающих этого масла на полотно густо-густо, толстым слоем, у Мунка я даже не сразу поняла, что это работы маслом — живопись такая легкая, воздушная, не тяжелая. Почитаю потом — как он этого добивался.
        Есть с чем сравнить — недавно ходили на выставку Репина (огромное количество работ) — у него живопись весомая, красок на картине толстым слоем наложена, иногда скульптурно.

        Нравится 2 людей

      3. А интересно спасибо я в этом не очень разбираюсь , хотя тут у ребёнка проснулся интерес к живописи и он стал ходить на мастер классы неплохо так получается , там вроде тоже маслом и каковы говорите легко может это какая то современная техника ?

        Нравится 1 человек

      4. Здорово, что заинтересовался и начал заниматься. Конечно, думаю сейчас техника изменилась. А Мунк то был современником, например, Репина. Просто школа какая то другая была у него, чем у наших. Или он сам изобретал свою живопись. Он, вообще, был очень свободен в своем творчестве, вовсе не академичен, не боялся экспериментировать в своих работах. Это очень подкупает в его творчестве.

        Нравится 1 человек

      5. Точно, его творчество похожей природы.
        Только Мунк с ним как поссорился в молодости — так уже на всю жизнь.
        Мунка Гамсун приглашал к себе, чтобы позировать ему для портрета, а Мунку было недосуг, и он не поехал, а сделал портрет Гамсуна не с натуры. У них возник конфликт и так остался до конца.
        Так что больше они не общались.

        Нравится 1 человек

      6. Толстой с Достоевским, например, тоже не находили общего языка. Однако это не помешало им быть значительными личностями и выдающимися писателями. Все живые.

        Нравится

      7. 😊 я еще более скажу, что с возрастом все люди становятся именно теми, какими они родились — непричесанными, своеобразными, странными… только есть те, чьи странности талантливы, а есть обычные странности — как городские сумасшедшие. из этого можно сделать вывод, что если никого не приглаживать и не выстраивать, то все очень-очень разные — со стороны странные и смешные. но это и интересно

        Нравится

      8. Вы как мой муж сказали))
        Мы с ним обсуждали, посему некоторые мужчины преклонного возраста бесстыдно клеятся к замужним женщинам, годящимся в дочки. Молодые как то так бессовестно себя не ведут. «К старости все обостряется», сказал муж))

        Нравится 1 человек

      9. Совершенно согласна с вашим мужем.
        А старящимся мужчинам просто еще очень хочется ощущать себя мужчинами — вот и сносит у них крышу от этих желаний. А на деле то пшик все равно. Их даже жалко бывает.😊

        Нравится 1 человек

      10. Когда очень достают — конечно. Помню у меня была молодая начальница (лет 27-28) — такая умница — как-то их так моментально на место могла поставить, с таким достоинством: я всегда этой ее способностью восхищалась. Потом они ее очень уважали и уже дружили с ней.

        Нравится 1 человек

      11. Лессировка — техника, основанная на нанесении красок друг на друга. Обычно при этом упоминается Фламандский метод живописи, основоположник — Рубенс. Мне эта тема попалась на экзамене — запуталась так, что и сейчас не смогу распутать. Зря тогда преподаватель поставил мне высокую оценку.

        Нравится 1 человек

    1. Я тоже совсем ничего не знала. Очень хорошая выставка, освещающая все творчество. Причем, интересно, что графика Мунка ничем не уступает живописи, а даже иной раз интереснее. И разные его периоды тоже много о нем говорили.

      Нравится 1 человек

    1. Нам тоже понравились его работы. Каждый период отличается от других, и в своем роде интересен. Пожалуй, самые интересные его зрелые работы, ближе к концу публикации.

      Нравится 1 человек

    1. Да. Сходили. Билеты электронные, если покупаешь на конкретный сеанс, то без очереди. А так очередь стоит.
      Очень выставка интересная! Нам понравилась, что можно со всеми периодами его творчества познакомиться. Прямо организаторы молодцы. А то мы совсем Мунка не знали раньше.

      Нравится

      1. 😊 до эксперта как пешком до Китая… Но хочется в некоторых вопросах поразбираться — это точно. Так что почитаю про него — что настоящие эксперты пишут.

        Нравится 1 человек

      2. Да, помню в публикациях. Вот уже и здесь в ВордПрессе появляются воспоминания. Шоколадная фабрика, где висят картины… и не только… и про менее суровый климат, чем в Волгограде…

        Нравится 1 человек

      3. 😊 сейчас, вообще, социальные сети хотят в более жестком режиме использовать — государства волнуются. Хорошо, что есть и такое средство общения.

        Нравится 1 человек

      4. Да, некоторые. Но все таки это тенденция — пытаться всё регламентировать. А в жизни не удастся всё регламентировать — вот и конфликт интересов

        Нравится 1 человек

  1. Знание того, что El Grito выставил на торги за 119 миллионов долларов, означает, что отражение страданий, отчаяния человека дало хорошие экономические выгоды, но до сих пор неизвестно, крик ли человек или слышит крик. Хорошо, что вы смогли насладиться выставкой.

    Нравится 1 человек

    1. Так как человек закрывает уши, то может сложиться впечатление, что он слышит крик. Из цитаты из дневника Мунка, действительно, нельзя сделать однозначного вывода:
      « Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу. »

      Нравится 1 человек

      1. Я взяла на себя смелость и написала свою фантазийную импровизацию на ваше стихотворение ИНОГДА. Интересно — попала ли я в ваш эмоциональный ряд?
        Вот что у меня получилось:
        …Иной раз двигаюсь бесцельно я –
        Вне стен и вне границ…
        Внутри тумана грёз бездомности
        Я в хищнике живу, и волк – моя родня –
        С вершины одинокой гор глядит…
        И там рождаются мои шаги огромности
        Невероятной, … отдаются эхом в тишине,
        Где плоть моих босых ступней блестит…
        И память не теряет бесконечной ёмкости,
        Когда приходится покровы тела мне
        На дне сознанья хоронить…

        Нравится 1 человек

      2. Вы не представляете, как я взволнован вашей версией. у ваших стихов есть такая глубина. Спасибо за создание такой хорошей поэмы и проникновение внутрь. Вы не перестаете меня удивлять. Вы очень особенный человек. Большое объятие.

        Нравится 1 человек

      3. Замечательно, что вам понравилось. Я же попыталась выразить те чувства и эмоции, которые услышала в вашем стихотворении. Спасибо за теплые слова. Будем тогда считать этот вариант вольным переводом вашего стихотворения😀

        Нравится 1 человек

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Ваш собственный блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: