В буфете инженерного корпуса Третьяковской галереи продавщица кофе делает попытку каждому счастливому обладателю капуччино вручную нарисовать пенкой знаменитый «Крик», желая сделать покупателю приятное.
Вот они — издержки популярности: примерно так же, как печатать на фантиках конфет одну из мадонн Рафаэля…
Настроение нам этот факт, правда, не испортил, получать удовольствие от знакомства с таким разным Эдвардом Мунком — всемирно известным норвежским художником — не помешал.
Лев Николаевич Толстой начал свой знаменитый роман фразой: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.»
Если перефразировать это высказывание про художников, то может получиться примерно так: «Все художники похожи друг на друга в своем счастье — счастье творчества, а несчастливы каждый по-своему.»
Мунк пишет картины, потому что не может не писать. Его жизнь сложна, полна душевных мук и метаний, его терзает одиночество и думы о смерти, но счастье творчества всегда остается с ним, помогает ему выплеснуть на бумагу или холст свои представления о чувствах и эмоциях, поделиться этим с нами и позволить нам найти то общее, что всех объединяет.
Замечательно, что в России организована такая масштабная выставка мастера, дающая объемное представление о его творчестве.
Значимость наследия творца проверяется временем. Работы Эдварда Мунка с честью прошли такую проверку. Его творчество покоряет глубоким проникновением в духовный мир личности.
О наших впечатлениях о выставке напишу отдельно. В этой публикации приведены наиболее затронувшие наши чувства картины художника.
Два варианта всемирно известной картины «Крик»: в графике и в пастели.
Личная боль художника после потери родной старшей сестры Софи, ушедшей из жизни от туберкулеза, сподвигла Мунка на создание серии работ о больном ребенке.
На выставке представлен цикл работ, передающих нам — что ощущает художник при ревности. Ах, что только и в каких только видах не представляет у себя в голове ревнивец!
Считается, что литография Мадонны является самой первой стадией, на которой изображено зачатие ребенка. У художника был замысел отразить в своих работах основные этапы жизни женщины: зачатие, воспроизведение потомства и смерть.
Мадонна предстает перед нами с находящимся в ней эмбрионом младенца, которого она потом будет держать на руках и качать в колыбели. Женщина, вынашивающая ребенка, — уже мадонна, по мнению Мунка.
Мунк создавал графические портреты знаменитых людей своего времени, с которыми он общался и дружил. Иногда несколькими штрихами художнику удается передать характерные черты своих знаменитых современников.
Мунк многократно в своих полотнах обыгрывает тему девушек на мосту.
Они вглядываются в непонятную даль, пытаясь понять, что же их ожидает после взросления, достижения возраста их женского расцвета. Мост, на котором стоят девушки, является соединительным звеном этих трансформаций.
Волнует Мунка тема взаимоотношений мужчины и женщины в нашем мире, в том числе, — их одиночества вдвоем, которое не удается преодолеть.
На выставке представлен цикл работ на эту тему.
Эва Мудоччи (псевдоним) — скрипачка, дочь британского писателя Джеймса Мадокка, возлюбленная Мунка в 1903-1909 годах.
Как она хороша на этом портрете! Прелестна! Одухотворена!
Так любимые художником формулы различных эмоций изображены на его картинах, вызывающих сопереживание даже у людей, которые мало что знают о биографии художника и об обстоятельствах, заставляющих мастера почти всегда окрашивать свои работы в сложные, иногда, на первый взгляд, дисгармонирующие и мрачные тона.
Дагни Юль — пианистка, писательница, переводчик. Одаренная и свободная женщина, образ которой просвечивает у Мунка во многих картинах.
Опять эмоции…
Вот какой он — образ взросления по Мунку. Похоже по ощущениям на ваш переходный возраст?
На выставке представлено довольно много автопортретов художника. Два из них — произведших на нас самое сильное впечатление.
Мастера раздирают страсти, ему нет покоя, и в тоже время он умеет сосредотачиваться, отрешаться от сиюминутных проблем, думать о вечном…
С возрастом Мунк заинтересовался пейзажами. Как и другие его картины, пейзажи не оставляют нас равнодушными.
Огромные по силе воздействия портреты… Это совершенно живые персонажи — они просто отвлеклись на минутку от своих забот…
Опять пейзажи. Всё интереснее и интереснее… Или, как Алиса — всё страньше и страньше…
В конце этой подборки работа из цикла «Жизнь под сенью деревьев», отражающего тесную связь человека с природой. Существует несколько вариантов этой картины, аллегорически воплотивших образы Адама и Евы в райском саду…
Моя пятнадцатилетняя дочь сказала, что, наконец, она даже стала понимать — почему от посещения художественных выставок можно получать удовольствие и зачем, вообще, всё это надо.
В отдельной публикации поговорим о работе Мунка над основными темами его творчества и сериями картин: Основные темы творчества Эдварда Мунка .
О спасибо ! Это очень интересно! Мне кажется он бы смог иллюстририроаать Достоевского ….
Вы прямо в точку. Достоевский был его любимым писателем. Вдохновлял его на создание его работ. На выставке один из разделов соотнесен с Достоевским.
Да это просто как то само собой напрашивается 😉😊! Это здорово! Мне просто Достоевский очень нравится и работы Мунка тоже понравились !
Я тоже очень люблю Достоевского. И Мунк понравился. Похоже.
Еще такая особенность: это картины написаны маслом. Но в отличие от русских художников, накладывающих этого масла на полотно густо-густо, толстым слоем, у Мунка я даже не сразу поняла, что это работы маслом — живопись такая легкая, воздушная, не тяжелая. Почитаю потом — как он этого добивался.
Есть с чем сравнить — недавно ходили на выставку Репина (огромное количество работ) — у него живопись весомая, красок на картине толстым слоем наложена, иногда скульптурно.
А интересно спасибо я в этом не очень разбираюсь , хотя тут у ребёнка проснулся интерес к живописи и он стал ходить на мастер классы неплохо так получается , там вроде тоже маслом и каковы говорите легко может это какая то современная техника ?
Здорово, что заинтересовался и начал заниматься. Конечно, думаю сейчас техника изменилась. А Мунк то был современником, например, Репина. Просто школа какая то другая была у него, чем у наших. Или он сам изобретал свою живопись. Он, вообще, был очень свободен в своем творчестве, вовсе не академичен, не боялся экспериментировать в своих работах. Это очень подкупает в его творчестве.
А теперь все поняла! Да когда не боятся экспериментировать это всегда здорово!
🙃🤨
Простите мою необразованность !😊🙃
Так я тоже не разбираюсь. Тут мы два сапога пара. Если разберусь, то расскажу. 😀☺️
🙏😃💕
Там еще Гамсун с ними в компании))
😃😊 теперь буду знать !
😚
Точно, его творчество похожей природы.
Только Мунк с ним как поссорился в молодости — так уже на всю жизнь.
Мунка Гамсун приглашал к себе, чтобы позировать ему для портрета, а Мунку было недосуг, и он не поехал, а сделал портрет Гамсуна не с натуры. У них возник конфликт и так остался до конца.
Так что больше они не общались.
Ну, Гамсун вообще своеобразен был. Что делать — люди искусства)))
Я думаю — он уже считал себя метром, пригласил молодого художника — а тот отказался. такой казус. …обиделся
Ну да. Я не помнюла всей истории, но в вашем тексте очень ясно прочиталось, что происошло.
Толстой с Достоевским, например, тоже не находили общего языка. Однако это не помешало им быть значительными личностями и выдающимися писателями. Все живые.
Именно. Чем страннее, тем великее, я бы сказала)))
😊 я еще более скажу, что с возрастом все люди становятся именно теми, какими они родились — непричесанными, своеобразными, странными… только есть те, чьи странности талантливы, а есть обычные странности — как городские сумасшедшие. из этого можно сделать вывод, что если никого не приглаживать и не выстраивать, то все очень-очень разные — со стороны странные и смешные. но это и интересно
Вы как мой муж сказали))
Мы с ним обсуждали, посему некоторые мужчины преклонного возраста бесстыдно клеятся к замужним женщинам, годящимся в дочки. Молодые как то так бессовестно себя не ведут. «К старости все обостряется», сказал муж))
Совершенно согласна с вашим мужем.
А старящимся мужчинам просто еще очень хочется ощущать себя мужчинами — вот и сносит у них крышу от этих желаний. А на деле то пшик все равно. Их даже жалко бывает.😊
Со стороны может их и жалко, но вообще то в них чем то тяжелым кинуть хочется)))
Когда очень достают — конечно. Помню у меня была молодая начальница (лет 27-28) — такая умница — как-то их так моментально на место могла поставить, с таким достоинством: я всегда этой ее способностью восхищалась. Потом они ее очень уважали и уже дружили с ней.
Да, тут еще учиться и учиться)))
😊
Лессировка — техника, основанная на нанесении красок друг на друга. Обычно при этом упоминается Фламандский метод живописи, основоположник — Рубенс. Мне эта тема попалась на экзамене — запуталась так, что и сейчас не смогу распутать. Зря тогда преподаватель поставил мне высокую оценку.
Спасибо. Надо будет поизучать. Интересно понять — почему такой разный эффект от восприятия живописи маслом.
Знала только «Крик» — яркое воплощение ужаса в душе и сердце. Спасибо за подробное знакомство с другими работами.
Я тоже совсем ничего не знала. Очень хорошая выставка, освещающая все творчество. Причем, интересно, что графика Мунка ничем не уступает живописи, а даже иной раз интереснее. И разные его периоды тоже много о нем говорили.
И я тоже знала только о картине «Крик». Другие работы художника не менее интересны.
Очень понравилось «кричащее» кофе))))
Нам тоже понравились его работы. Каждый период отличается от других, и в своем роде интересен. Пожалуй, самые интересные его зрелые работы, ближе к концу публикации.
Аааа! Вы сходили, Ольга! Здорово!
Рада что сходили на выставку. У нас столько о ней пишут. Легко было попасть или очередь?
Да. Сходили. Билеты электронные, если покупаешь на конкретный сеанс, то без очереди. А так очередь стоит.
Очень выставка интересная! Нам понравилась, что можно со всеми периодами его творчества познакомиться. Прямо организаторы молодцы. А то мы совсем Мунка не знали раньше.
Теперь у нас есть эксперт по Мунку 😊
Приятно, когда так организовано
😊 до эксперта как пешком до Китая… Но хочется в некоторых вопросах поразбираться — это точно. Так что почитаю про него — что настоящие эксперты пишут.
Ну, хоть кто то прослушал от начала до конца))
А то у меня теперь Мунк, как раньше Мать Родина, куда ни пойдешь — везде Мунк)))
Да, помню в публикациях. Вот уже и здесь в ВордПрессе появляются воспоминания. Шоколадная фабрика, где висят картины… и не только… и про менее суровый климат, чем в Волгограде…
Да, мы тут уже создали среду))
К слову, в фб беспокойство, что лента новостей исчезнет. Так что все на WordPress)))
😊 сейчас, вообще, социальные сети хотят в более жестком режиме использовать — государства волнуются. Хорошо, что есть и такое средство общения.
Некоторые государства, я бы сказала))
Да, некоторые. Но все таки это тенденция — пытаться всё регламентировать. А в жизни не удастся всё регламентировать — вот и конфликт интересов
Где то больше, где-то меньше — да…
Знание того, что El Grito выставил на торги за 119 миллионов долларов, означает, что отражение страданий, отчаяния человека дало хорошие экономические выгоды, но до сих пор неизвестно, крик ли человек или слышит крик. Хорошо, что вы смогли насладиться выставкой.
Так как человек закрывает уши, то может сложиться впечатление, что он слышит крик. Из цитаты из дневника Мунка, действительно, нельзя сделать однозначного вывода:
« Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу. »
Тайна была объяснена. Спасибо большое
Я взяла на себя смелость и написала свою фантазийную импровизацию на ваше стихотворение ИНОГДА. Интересно — попала ли я в ваш эмоциональный ряд?
Вот что у меня получилось:
…Иной раз двигаюсь бесцельно я –
Вне стен и вне границ…
Внутри тумана грёз бездомности
Я в хищнике живу, и волк – моя родня –
С вершины одинокой гор глядит…
И там рождаются мои шаги огромности
Невероятной, … отдаются эхом в тишине,
Где плоть моих босых ступней блестит…
И память не теряет бесконечной ёмкости,
Когда приходится покровы тела мне
На дне сознанья хоронить…
Вы не представляете, как я взволнован вашей версией. у ваших стихов есть такая глубина. Спасибо за создание такой хорошей поэмы и проникновение внутрь. Вы не перестаете меня удивлять. Вы очень особенный человек. Большое объятие.
Замечательно, что вам понравилось. Я же попыталась выразить те чувства и эмоции, которые услышала в вашем стихотворении. Спасибо за теплые слова. Будем тогда считать этот вариант вольным переводом вашего стихотворения😀
Я думаю, что у меня большой долг в благодарность …
Я это от чистого сердца. Мне понравилось стихотворение и было интересно.
Чашечка кофе поразила! Какие же мы умельцы! Воспроизводить)))
Never crossed my mind to have ‘Scream’ on my coffee. What an idea! 🙂 Bravo to the saleswoman! >-I
There are creative people. She did it by hand and tried very hard. Now «Scream» in coffee… Thanks. that you read my blog.