Site icon ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

Избранное_Эдвард Мунк. Третьяковка

В буфете инженерного корпуса Третьяковской галереи продавщица кофе делает попытку  каждому счастливому обладателю капуччино вручную нарисовать пенкой знаменитый «Крик», желая сделать покупателю приятное.

Вот они — издержки популярности: примерно так же, как печатать на фантиках конфет одну из мадонн Рафаэля…

Настроение нам этот факт, правда, не испортил, получать удовольствие от знакомства с таким разным Эдвардом Мунком — всемирно известным норвежским художником — не помешал.

Лев Николаевич Толстой начал свой знаменитый роман фразой: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.»

Если перефразировать это высказывание про художников, то может получиться примерно так: «Все художники похожи друг на друга в своем счастье — счастье творчества, а несчастливы каждый по-своему.»

Мунк пишет картины, потому что не может не писать. Его жизнь сложна, полна душевных мук и метаний, его терзает одиночество и думы о смерти, но счастье творчества всегда остается с ним, помогает ему выплеснуть на бумагу или холст свои представления о чувствах и эмоциях, поделиться этим с нами и позволить нам найти то общее, что всех объединяет.

Замечательно, что в России организована такая масштабная выставка мастера, дающая объемное представление о его творчестве.

Значимость наследия творца проверяется временем. Работы Эдварда Мунка с честью прошли такую проверку. Его творчество покоряет глубоким проникновением в духовный мир личности.

О наших впечатлениях о выставке напишу отдельно. В этой публикации приведены наиболее затронувшие наши чувства картины художника.

 

Два варианта всемирно известной картины «Крик»:  в графике и в пастели.

Эдвард Мунк. Крик. литография,.1895
Эдвард Мунк. Крик. восковая пастель. 1903

 

Личная боль художника после потери родной старшей сестры Софи, ушедшей из жизни от туберкулеза, сподвигла Мунка на создание серии работ о больном ребенке.

Эдвард Мунк. Больной ребенок (Больная девочка) II. литография, раскрашено вручную. 1896

 

На выставке представлен цикл работ, передающих нам — что ощущает художник при ревности. Ах, что только и в каких только видах не представляет у себя в голове ревнивец!

Эдвард Мунк. Ревность II. литография. 1896

 

Считается, что литография Мадонны является самой первой стадией, на которой изображено зачатие ребенка. У художника был замысел отразить в своих работах основные этапы жизни женщины: зачатие, воспроизведение потомства и смерть.

Мадонна предстает перед нами с находящимся в ней эмбрионом младенца, которого она потом будет держать на руках и качать в колыбели. Женщина, вынашивающая ребенка, — уже мадонна, по мнению Мунка.

Эдвард Мунк. Мадонна. цветная литография. 1895, 1902

 

Мунк создавал графические портреты знаменитых людей своего времени, с которыми он общался и дружил. Иногда несколькими штрихами художнику удается передать характерные черты своих знаменитых современников.

Эдвард Мунк. Хенрик Ибсен в «Гранд Кафе». литография. 1902
Эдвард Мунк. Август Стриндберг. литография. 1896
Эдвард Мунк. Стефан Малларме. литография. 1896
Эдвард Мунк. Станислав Пшибышевский. литография. 1895 (?)
Эдвард Мунк. Кнут Гамсун. сухая игла. 1896

 

Мунк многократно в своих полотнах обыгрывает тему девушек на мосту.

Они вглядываются в непонятную даль, пытаясь понять, что же их ожидает после взросления, достижения возраста их женского расцвета. Мост, на котором стоят девушки, является соединительным звеном этих трансформаций.

Эдвард Мунк. Девушки на мосту. гравюра на дереве, раскрашенная вручную. 1918
Эдвард Мунк. Белая ночь. Остардстран (Девушки на мосту). масло. 1902-1903

 

Волнует Мунка тема взаимоотношений мужчины и женщины в нашем мире, в том числе, — их одиночества вдвоем, которое не удается преодолеть.

На выставке представлен цикл работ на эту тему.

Эдвард Мунк. Два человека. Одинокие. Состояние IV. цветная гравюра на дереве. 1899

 

Эва Мудоччи (псевдоним) — скрипачка, дочь британского писателя Джеймса Мадокка, возлюбленная Мунка в 1903-1909 годах.

Как она хороша на этом портрете! Прелестна! Одухотворена!

Эдвард Мунк. Брошь. Эва Мудоччи. литография. 1903

 

Так любимые художником формулы различных эмоций изображены на его картинах, вызывающих сопереживание даже у людей, которые мало что знают о биографии художника и об обстоятельствах, заставляющих мастера почти всегда окрашивать свои работы в сложные, иногда, на первый взгляд, дисгармонирующие  и мрачные тона.

Эдвард Мунк. Убийца. масло. 1910
Эдвард Мунк. Удивление. масло. 1907
Эдвард Мунк. Амур и Психея. масло. 1907

 

Дагни Юль — пианистка, писательница, переводчик. Одаренная и свободная женщина, образ которой просвечивает у Мунка во многих картинах.

Эдвард Мунк. Дагни Юль-Пшибышевская. масло. 1893

 

Опять эмоции…

Эдвард Мунк. Первый снег на аллее. масло. 1906
Эдвард Мунк. Вечернее настроение. масло. около 1927

 

Вот какой он — образ взросления по Мунку. Похоже по ощущениям на ваш переходный возраст?

Эдвард Мунк. Созревание (Переходный возраст). масло. 1894

 

На выставке представлено довольно много автопортретов художника. Два из них — произведших на нас самое сильное впечатление.

Мастера раздирают страсти, ему нет покоя, и в тоже время он умеет сосредотачиваться, отрешаться от сиюминутных проблем, думать о вечном…

Эдвард Мунк. Бессонная ночь. Автопортрет в состоянии смятения. масло. 1920
Эдвард Мунк. Автопортрет между часами и кроватью. масло. 1940-1943

 

С возрастом Мунк заинтересовался пейзажами. Как и другие его картины, пейзажи не оставляют нас равнодушными.

Эдвард Мунк. Берег моря. масло. 1904
Эдвард Мунк. Вязовый лес весной. масло. 1923-1925

 

Огромные по силе воздействия портреты… Это совершенно живые персонажи — они просто отвлеклись на минутку от своих забот…

Эдвард Мунк. Натурщица у плетеного кресла. масло. 1919-1921
Эдвард Мунк. Яппе Нильсен. масло. 1909
Эдвард Мунк. Консул Кристен Сандберг. масло. 1901
Эдвард Мунк. Даниэль Якобсон. масло. 1908-1909
Эдвард Мунк. Художник и его модель. масло. 1919-1921

 

Опять пейзажи. Всё интереснее и интереснее… Или, как Алиса — всё страньше и страньше…

Эдвард Мунк. Дым поезда. масло. 1900
Эдвард Мунк. Звездная ночь. масло. 1922-1924
Эдвард Мунк. Волна. масло. 1931
Эдвард Мунк. Пейзаж с деревьями и лодками. масло. 1905-1906
Эдвард Мунк. Солнце. масло. 1910-1913. Картина является одним из эскизов росписи Аулы — актового зала в Университете Кристиании.

 

В конце этой подборки работа из цикла «Жизнь под сенью деревьев», отражающего тесную связь человека с природой. Существует несколько вариантов этой картины, аллегорически воплотивших образы Адама и Евы в райском саду…

Эдвард Мунк. Под яблоней. масло. 1927-1930

 

Моя пятнадцатилетняя дочь сказала, что, наконец, она даже стала понимать — почему от посещения художественных выставок можно получать удовольствие и зачем, вообще, всё это надо.

В отдельной публикации поговорим о работе Мунка над основными темами его творчества и сериями картин:  Основные темы творчества Эдварда Мунка .

 

Exit mobile version