Основные темы творчества Эдварда Мунка

Мунк Эдвард  (1863-1944) – норвежский живописец, театральный художник, график. Учился в Осло в Королевской школе рисования (1881-1886) и в мастерской Кристиана Крога (1882-1883).

В 1880-1890 годах Мунк работал во Франции, а также в Германии и Италии. 
В его творчестве прослеживается влияние таких мастеров, как Поль Гоген, 
Анри де Тулуз-Лотрек, Винсент ван Гог.

Мировоззрение художника в тот период формировалось под воздействием идей 
Йегера, Стриндберга, Гамсуна и других скандинавских писателей-символистов, 
что естественным образом привело Мунка к характерным для символизма “вечным”
 темам одиночества, угасания, смерти, поискам смысла жизни… которые будут 
исследоваться им в течение всей жизни.

С начала 1890-х годов на развитие творчества Мунка влияет формирующаяся 
эпоха стиля модерн, но обнаруживается и ряд самостоятельных черт: жесткий 
вихреобразный контурный рисунок, диссонирующая цветовая гамма, динамичная 
композиция. Эти приемы усиливают в картинах художника трагическое звучание 
образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма – течения в 
европейском искусстве эпохи модернизма.

На художественные поиски Мунка и его неоднозначное изображение мира 
повлияли и время, когда он жил, и то, какой была жизнь художника. Смерть 
близких, травмы в отношениях с женщинами, проблемы с психикой сформировали 
и его самого, и его художественный стиль.

В 1889 году 26-летний художник делает дневниковую запись, вошедшую в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают…». Этим признанием он открывает истинный замысел всего своего творческого пути: создания искусства, затрагивающего глубинные чувства и потаенные тревоги человека.

FECCCCB0-6CE3-4822-9AD9-DD0AEADA0652

Наиболее волнующие Мунка вопросы бытия не оставляют его в покое длительные периоды жизни, а иногда и всю жизнь. Он рассматривает их каждый раз под разными углами зрения, препарирует возникающие эмоции и чувства, пытается донести глубину переживания и прозрения, вычленяет новые возникающие смыслы и  нюансы, изображает сюжеты в цветной и монохромной гамме, давая нам возможность посмотреть на проблематику с разных сторон и попробовать эмоционально познать действительность.

Таким образом, в его творчестве сформировались серии картин по основным прорабатываемым художником темам.

ЖЕНЩИНА

Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. Женщина в его работах предстает в различных ипостасях: как идеализированный образ девушки, как ясновидящая, колдунья, властная мать-смерть.

«Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. 
Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище». 
Эдвард Мунк

Ревность

Ревность – опустошающее чувство, деформирующее личность, да и весь окружающий мир. Мунк анализирует причины, показывает результаты, философствует, но никак не может докопаться до сути, найти лекарство, назвать причины.

Картины с одинаковым названием «Ревность» очень разные. Мастер экспериментирует с цветом, ищет ракурсы, мизансцены, композиции. Неизменным остается одно – присутствие героя, полубезумные глаза которого ярко и выразительно демонстрируют всю сложную структуру ревности, ее губительное влияние на личность.

67E3B71C-EE39-4594-88C9-093A6444BB99
Эдвард Мунк. Ревность I. литография, раскрашенная вручную. 1896
2EC342D3-8D25-4904-B22C-2E2820AA6AFB
Эдвард Мунк. Ревность. масло. 1907 (?)

В картине присутствует и группа, оживляющая и иллюстрирующая сюжет. Скорее всего, автор изображает некие фантазии, навеянные опустошающим чувством. Эротизм и двусмысленность сцены, ее нереальность и надуманность, лучше всего демонстрируют беспочвенность, безосновательность ревности.

Известно, что моделью для многих картин Мунка была жена его друга-писателя Дагни Юль-Пшибышевкая.  Художник был увлечен ею на протяжении долгих лет, еще до ее брака с писателем Станиславом Пшибышевским. Эта женщина вдохновляла мастера, будила его воображение, наталкивала на самые смелые и нестандартные идеи картин.

95D71779-075A-4133-BEC7-A1D6FD16E9EC
Эдвард Мунк. Ревность II. литография. 1896

Черно-белая гамма делает работу лаконичной, стройной и выразительной. Мастер словно не желает отвлекать зрителя от темы работы. Он нарочито концентрирует внимание на самой сути.

Поцелуй

Картина «Поцелуй» вопреки теме производит гнетущее впечатление.

995E9AB2-FD02-4D6E-9081-B8428AB0CB9A
Эдвард Мунк. Поцелуй. масло. 1897

У меня эта серия работ не вызвала приязни, но заинтересовала эмоциями, вызывающими у меня отторжение такого изображения поцелуя.

Двойственное отношение к женщине – как к существу желанному и опасному – явно просматривается в этой серии работ Мунка.

На  «Поцелуе II» 1897 года влюбленные буквально сливаются в черно-белых красках, создавая единую форму и тем самым теряя свои индивидуальности.

285DD36D-A3FB-443F-9CF7-794F7D25F83E
Эдвард Мунк. Поцелуй II. гравюра на дереве. 1897

Один из друзей художника писал: «Это две фигуры, лица которых сливаются. И место это напоминает гигантское безобразное ухо, оглушенное напором пульсирующей крови».

Вампир

Темы страсти и тревоги, страха и отчаяния повторяются в большинстве работ Мунка, особенно в тех, которые связаны с отношениями мужчин и женщин.

Он довольно часто изображает женщин, истязающих мужчин, как на картине «Вампир»: рыжие волосы вампирши словно опутывают и поглощают мужчину. Психоаналитики утверждают, что художник испытывал страх перед сексом и видел в страсти смертельную опасность. На гравюре «Голова мужчины в волосах женщины» мужчина угнетен и подавлен, а волосы женщины, как длинные щупальца, тянутся к нему.

05315959-B2B5-436B-8FF9-7D958C1235E5
Эдвард Мунк. Голова мужчины в волосах женщины. цветная гравюра на дереве. 1896
«Так тоска и отчаяние овладевают душой человека, затягивая ее в свои сети.»
Эдвард Мунк

«Вампир» Мунка представляет женщину, пьющую кровь из мужчины. Женщина наклоняется над мужчиной, который, кажется беспомощным и пассивным, ее рот, возможно, готов укусить. Ее красные волосы длинные и свободные, и выглядят, как кровь, которая капает на них обоих. И хотя нет никаких видимых клыков вампира или традиционно запекшейся крови, Мунк, безусловно, создает впечатление, что любовь может иногда превращаться в ужас.

21D35D02-F535-48E2-96B1-BC62ACC6A646
Эдвард Мунк. Вампир. масло. 1895

От этой картины исходит какой-то сверхъестественный, едва ли не болезненный магнетизм, который неизменно приковывает внимание.

Мунк избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: терзающее человека чувство становится содержанием литографий и картин «Ревность»; жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюрах и картинах «Поцелуй».

В работах Мунка можно найти многие характерные темы и сюжеты модерна, которые приобретают у него яркое своеобразие. Надо понимать, что они были обусловлены как реальными обстоятельствами его жизни, так и мироощущением художника.

ОДИНОЧЕСТВО

Мунк умело изображает одиночество, возможно,  потому, что он и был его истинным воплощением. Чувство одиночества постоянно преследовало художника.

Одинокие

Мрачная северная колористика в сочетании со скандинавским эпосом, которым художник зачитывался в детстве, сформировали натуру замкнутую и болезненную. Эти наклонности усилились в связи с трагическими событиями, которые ему пришлось пережить (ранняя смерть матери, смерть любимой сестры и самоубийство друга). Герои картин Мунка всегда одиноки.

В гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание дальнейшего развития событий. Но по сути, эти два человека очень одиноки, и ничто не может разрушить их вселенское одиночество.

9E7C267E-BFB5-4B95-894B-024396A660FE
Эдвард Мунк. Два человека. Одинокие. Состояние III. цветная гравюра на дереве, подкрашенная вручную 1899
8E4CE5F8-C2F7-478B-BD78-CE227378DB17
Эдвард Мунк. Два человека. Одинокие. Состояние I. цветная гравюра на дереве. 1899

При этом художнику хочется верить в возможность гармонии и совершенства мира, которые спасут человека от тревоги и страха, от муки и терзания.

A25F2C70-CF49-4371-99B4-A43D43A7EBCF
Эдвард Мунк. Два человека. Одинокие. Состояние IV. цветная гравюра на дереве. 1899

Особенно остро тема двух одиночеств представлена в монохромном варианте, когда цветовые пятна не отвлекают нас от глубокого восприятия полотна.

059C5F9B-6D0C-4BA4-B05F-519A55BB4B8A
Эдвард Мунк. Мужчина и женщина на берегу моря. масло. 1907

Но даже находясь рядом, мужчина и женщина бесконечно далеки…

Меланхолия

Меланхолия представлялась в образе грустного лица на фоне морского берега. По собственным словам художника, пейзаж стал для него выразителем настроения.

5DFF04CD-29CF-4D91-BA00-4581424D46B6
Эдвард Мунк. Вечер. Меланхолия I. цветная гравюра на дереве. 1896

Волны, разбивающиеся о скалы, сам берег и море, непостижимы как смерть, вечны как тоска. Извивы береговой линии, очертаний валунов символизировали для него линии судьбы человека, его жизни и смерти.

83AF1316-2262-4B72-BD49-2CBC305622A5
Эдвард Мунк. Меланхолия. масло. 1893

Эта таинственность, недосказанность, иносказательность и притягивает нас к работам серии «Меланхолия», заставляя внимательно разглядывать и много размышлять, рассматривая погруженного в очень печальные думы мужчину.

Я

Одиночество Мунка может быть подчеркнутое, гротескное (как в «Крике») или одиночество тайное, как будто скрываемое (в «Вампире», в «Поцелуе»).

9C2E4CE0-983B-4AAD-BAC4-5F95C097AB3C
Эдвард Мунк. Автопортрет. литография. 1895

Эта тема, сопряженная с сильнейшей болью, проходит через всю жизнь Мунка — и становится главной в его автопортретах, особенно в последнем.

«Я рисую не то, что вижу, а то, что видел», – впоследствии писал он. Но что он чувствовал и во что действительно верил? Подобно тому, как Мунк «писал» свою душу, он и размышлял о ней, пытаясь прийти к единственной истине о жизни и смерти, о любви и одиночестве, о светлых и темных сторонах человеческого «Я».

0ACFE2F4-6361-491E-A915-311F6FEA6074
Эдвард Мунк. автопортрет у стены дома. масло. 1926
A32D4C6B-44B8-4F6F-A336-3007475569F9
Эдвард Мунк. Автопортрет у окна. масло. около 1940

«Автопортрет между часами и кроватью» как будто противостоит цитате Федора Михайловича Достоевского: «…несмотря на все утраты, я люблю жизнь горячо; люблю жизнь для жизни и, серьезно, все еще собираюсь начать мою жизнь. Мне скоро пятьдесят лет, а я все еще никак не могу распознать: оканчиваю ли я мою жизнь или только лишь ее начинаю. Вот главная черта моего характера; может быть, и деятельности».

Живое побеждает смерть. В зрелом возрасте у Мунка постепенно стихают в творчестве мрачные ноты, приглушаются мотивы отчаяния и одиночества, так долго звучавшие в его работах. На смену приходит пафос утверждения жизни. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис.

947EEDE8-E311-49CC-8FDA-44828385E095
Эдвард Мунк. Бессонная ночь. Автопортрет в состоянии смятения. масло. 1920
EAA32DE6-B45A-4438-BA9B-F2979F61DA85
Эдвард Мунк. Полуночник. масло. 1923-1924

В конце жизни к художнику пришла слава, успех, деньги, но это ничто перед лицом смерти и «криком» одиночества, позволяющими проникать в суть вещей и пытаться ответить на вечные вопросы.

B721C75D-D44C-4C52-8AD8-B4DDB35D6BAE
Эдвард Мунк. Автопортрет между часами и кроватью. масло. 1940-1943

В знаменитый «Автопортрет между часами и кроватью» Мунк включает силуэт обнаженной из картины «Кроткая» (1927-1929). Ее название отсылает к повести Достоевского, с которым художника сближает фокусировка зрения на мир. Умение изобразить внешнее пространство как часть внутреннего мира делает созвучными этих мастеров.

Норвежский гений умер в полном одиночестве, разбитый тяжелой болезнью, отграниченный от всего мира в оккупированной стране. Роман Достоевского «Бесы» был последней книгой, которую мастер читал перед смертью…

«Я видел всех людей за их масками – улыбающимися, флегматичными спокойными 
лицами – я смотрел сквозь них и видел страдание во всех без исключения – 
бледные тела – без устали нервно спешащие по этому извилистому пути, что 
ведет к могиле.» 
Эдвард Мунк

 

ПРИРОДА

В зрелом творчестве Мунка начинается период пейзажей. Первая картина в серии пейзажей – «Девушки на мосту» –  наполнена созерцательностью и покоем. Стремительные линии моста, завороженные фигуры молодых женщин, зеркало воды и силуэты деревьев с пышными кронами вплетены в единое полотно. Мост – символ перехода в иной мир. Люди, глядящие на струи воды навевают мысль о том, что все бренно, все проходит. Вечна лишь одна природа.

32D45F2F-4808-440C-BEBB-C97CABB57905
Эдвард Мунк. Белая ночь. Остардстран (Девушки на мосту). масло. 1902-1903

Ему не доставляло радости правдоподобное, точное воспроизведение пейзажа. Линии и краски на его картинах следуют тем находкам, которые рождаются в нем. То, что он пишет, не должно быть похоже. Это должна быть хорошая картина. Поэтому трудно найти те деревья, дома и места, которые он писал. Их нужно было исправлять, чтобы они стали «хорошими картинами».

Мунк наделял природу значительностью, в ней появлялось что-то необычное, завораживающее, возвышающее ее над обыденностью. Подчас этому способствовали сами избранные для пейзажей мотивы.

И в то же время Мунк воспринимал природу как нечто драматичное и опасное: природные явления вызывали у него сильнейшие переживания, как в знаменитом «Крике».

86E0B24A-3F88-4FE6-8D95-12189204E273
Эдвард Мунк. Крик. восковая пастель. 1903

Потрясающая серия таких поздних пейзажей, как «Вязовый лес весной», выглядит противопоставлением «Крику» и продолжением нового этапа утверждения жизни.

60F5F6A8-46E4-45F3-9B28-8B5DA9315E12
Эдвард Мунк. Вязовый лес весной. масло. около 1923
4EA1EFA6-5A61-4E0A-8ED6-F2C690064B60
Эдвард Мунк. Вязовый лес весной. масло. 1923-1925
8FFF7660-2DF6-4B33-A35F-F980BDF42D43
Эдвард Мунк. Вязовый лес весной. масло. 1923-1925
«Природа не только то, что видно глазу – это и внутренний образ души – 
образы на внутренней стороне глаза.» 
Эдвард Мунк

 

По материалам посещения нашей семьей

выставки  «Эдвард Мунк»

в Третьяковской галерее

16.04 — 14.07.2019

P.S. Почему же у Мунка такие необычные картины, написанные маслом, как будто это вовсе и не масляная живопись?

Оказывается потому, что художник непрерывно экспериментировал не только с композицией, цветами и идеями, а еще и с самими масляными красками и их жизнеспособностью.

Рольф Стенерсен, почитатель таланта Мунка и его друг, пишет в своей книге, что картины художник воспринимал как собственных детей: рассердившись, он их наказывал.

Одним из видов наказаний было так называемое лошадиное лечение (hestekur): Мунк выставлял неудавшееся, по его мнению, полотно на улицу, где лил дождь, свистел ветер и было холодно. Из-за этого многие работы художника плохо сохранились и нуждаются в реставрации.

По другой версии, такая «обработка» полотен была связана с желанием художника добиться эффекта выцветшей матовой потертой поверхности, напоминавшей фреску или пастель. Случайно появившиеся подтеки, например, следы птичьего помета, иной раз становились частью картины.

Мунк был неутомимым экспериментатором: он сильно разбавлял масляные краски, добавлял туда мел, использовал яичную темперу, пробовал в качестве связующих веществ казеин и костный клей.

Основные темы творчества Эдварда Мунка: 15 комментариев

Добавьте свой

  1. Работы Мунка получили заслуженную оценку. Мои 5 копеек? Есть мнение, что в беспамятстве рождаются шедевры. Не хочу вызывать огонь на себя, но кроме «Крика» не увидела шедевров. Понравился «Вампир» — я увидела полотне нежность

    Нравится 1 человек

    1. Я бы не сказала что шедевры. Просто они имеют концептуальную составляющую. За их примитивизмом скрываются попытки осмысления. Вот это мне любопытно. И привлекает.
      Напишу про наш поход на выставку Репина. Там невероятное количество полотен. Мощь. Хочется разглядывать и разглядывать. Но нет попытки эксперимента. Все академично и традиционно. И я не знаю — что мне интереснее — не уверена что Репин. И выбирать не очень то хочется

      Нравится 1 человек

    2. Еще хочу дополнительно сказать. Что при этом у Репина половина картин — шедевры. Есть шедевры известные (Софья, Запорожцы, портрет Тургенева и пр.) а есть для меня незнакомые работы, но тоже шедевры. И оторваться тоже невозможно. Но совершенно по другому. Это гениальность реализма, в нем все так как в жизни, но очень тонко подмечено. Но нет загадки, тайны, особого взгляда. Есть только загадка как в самой нашей жизни — жизнь это сплошная загадка.
      Но для попытки приблизиться к разгадке нужно и приближенное к реальному восприятию видение мира, и видение слабо напоминающее реальность, так как это помогает на обычное взглянуть с других, замыленному глазу не видимых сторон.
      Конечно, надо на эту тему более глубоко подумать, но примерно так мыслится.

      Нравится 1 человек

  2. Из вашей статьи я могу сделать вывод, что у вас есть огромная задача с известными картинами и их значением для аудитории, стремящейся созерцать всемирно известные картины. Для меня Эль Грито де Мунк — его шедевр, потому что он считается картиной, уступившей импрессионизму и являющейся иконой в культуре и включенной в популярную культуру. Я не могу дать более обширное мнение о том, что вы собираетесь увидеть, потому что я не знаю больше о художниках выставки. В любом случае, ваше чтение более чем интересно.

    Нравится

    1. Да. Это самая известная его картина. Действительно, ставшая классикой в ряду других столь же известных картин.
      Нам понравилось и другое творчество Мунка. Он сконцентрировался на изображении эмоций и чувств человека — и это ему неплохо удавалось.

      Нравится

  3. Очень интересный пост. Познавательный. Спасибо вам, Ольга, за труд. За то, что поделились увиденным и знаниями. Я смотрела док, фильм про Мунка, на выставкеине не была. Пока.
    Задумалась над цитатами. Просматривая картины следила за скольжением мыслей. Вот некоторые из них:
    «Выворачивает себя наизнанку. Боль внутри и снаружи. Женщина — смерть. Влекущая и губительная.
    Крик изнутри вырвался наружу — теперь он везде. Любить недоступное. Чтобы выжить. Приближение — смерть. Жизнь — одиночество. Кромешное,»
    Меня не пугает его крик, не подавляют его картины. Вызывают смутное волнение и сострадание к боли. И принятие невозможности облегчить эту боль.
    Как-то так.
    Меня особенно завораживает картина — Автопортрет между кроватью и часами. Кажется точнейшим отображением завершения жизненнного цикла. Даже если веет одиночеством, то это спокойное одиночество. Принятие.
    Согласна с вами. Репин — академичный Гений. Мунк — вне границ. Это влечёт, мы все осознанно или неосознанно стремимся к бесконечности. Каждый по-своему и к своей))

    Нравится 1 человек

    1. Я примерно такие же эмоции испытываю от его картин. «Вызывают смутное волнение и сострадание к боли.»
      И тема про одиночество очень близка. С годами человек начинает это понимать. И принимать. И этот автопортрет — вершина этого понимания — совершенно также вижу, как вы.
      Галина Маламант говорит о том, что нет шедевров, в живописном смысле. Но он будит столько, по крайне мере, у меня, мыслей и чувств, что я готова простить ему иную небрежность и неоконченность работы, его эксперименты, так как слой моих переживаний поднимает с глубин такие интересные размышления, что это все окупает.
      Я и про Репина напишу обязательно. Пока еще не обдумала — что, но в процессе. Просто я никогда не задумывалась, что на самом деле Репин — это портретист, гениальный, но именно портретист. И его талант лежал в части проникновения в суть своей модели, такого глубокого, что как будто перед тобой живой человек.
      Интересно, что портреты Мунка тоже необыкновенно цепляют и хочется на них смотреть. Но даже его портреты несут в себе концептуальную нагрузку. Он не может изменить себе и в этом жанре.

      Нравится 1 человек

      1. У нас с вами общее в восприятии Мунка, приятно.
        Полагаю, Мунк вытаскивает из нас то, что сокрыто за семью замками. Вытаскивает своей безмерностью. Оголённостью своих ран. Он кричит и этот крик отзывается в нас эхом.
        Я ему благодарна за это. До меня он «достучался». Передал своё восприятие.
        Наметила на будущее посещение его выставки «вживую».

        Нравится

      2. Да, приятно. Наверно лет 20 назад я бы не смогла его понять. Вот доросла. 😀
        Удачного похода на выставку! Будет интересно узнать впечатления🤨

        Нравится 2 людей

Добавить комментарий для Галина Маламант Отменить ответ

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Ваш собственный блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: