Мунк Эдвард (1863-1944) – норвежский живописец, театральный художник, график. Учился в Осло в Королевской школе рисования (1881-1886) и в мастерской Кристиана Крога (1882-1883).
В 1880-1890 годах Мунк работал во Франции, а также в Германии и Италии. В его творчестве прослеживается влияние таких мастеров, как Поль Гоген, Анри де Тулуз-Лотрек, Винсент ван Гог. Мировоззрение художника в тот период формировалось под воздействием идей Йегера, Стриндберга, Гамсуна и других скандинавских писателей-символистов, что естественным образом привело Мунка к характерным для символизма “вечным” темам одиночества, угасания, смерти, поискам смысла жизни… которые будут исследоваться им в течение всей жизни. С начала 1890-х годов на развитие творчества Мунка влияет формирующаяся эпоха стиля модерн, но обнаруживается и ряд самостоятельных черт: жесткий вихреобразный контурный рисунок, диссонирующая цветовая гамма, динамичная композиция. Эти приемы усиливают в картинах художника трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма – течения в европейском искусстве эпохи модернизма. На художественные поиски Мунка и его неоднозначное изображение мира повлияли и время, когда он жил, и то, какой была жизнь художника. Смерть близких, травмы в отношениях с женщинами, проблемы с психикой сформировали и его самого, и его художественный стиль.
В 1889 году 26-летний художник делает дневниковую запись, вошедшую в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают…». Этим признанием он открывает истинный замысел всего своего творческого пути: создания искусства, затрагивающего глубинные чувства и потаенные тревоги человека.
Наиболее волнующие Мунка вопросы бытия не оставляют его в покое длительные периоды жизни, а иногда и всю жизнь. Он рассматривает их каждый раз под разными углами зрения, препарирует возникающие эмоции и чувства, пытается донести глубину переживания и прозрения, вычленяет новые возникающие смыслы и нюансы, изображает сюжеты в цветной и монохромной гамме, давая нам возможность посмотреть на проблематику с разных сторон и попробовать эмоционально познать действительность.
Таким образом, в его творчестве сформировались серии картин по основным прорабатываемым художником темам.
ЖЕНЩИНА
Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. Женщина в его работах предстает в различных ипостасях: как идеализированный образ девушки, как ясновидящая, колдунья, властная мать-смерть.
«Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище». Эдвард Мунк
Ревность
Ревность – опустошающее чувство, деформирующее личность, да и весь окружающий мир. Мунк анализирует причины, показывает результаты, философствует, но никак не может докопаться до сути, найти лекарство, назвать причины.
Картины с одинаковым названием «Ревность» очень разные. Мастер экспериментирует с цветом, ищет ракурсы, мизансцены, композиции. Неизменным остается одно – присутствие героя, полубезумные глаза которого ярко и выразительно демонстрируют всю сложную структуру ревности, ее губительное влияние на личность.
В картине присутствует и группа, оживляющая и иллюстрирующая сюжет. Скорее всего, автор изображает некие фантазии, навеянные опустошающим чувством. Эротизм и двусмысленность сцены, ее нереальность и надуманность, лучше всего демонстрируют беспочвенность, безосновательность ревности.
Известно, что моделью для многих картин Мунка была жена его друга-писателя Дагни Юль-Пшибышевкая. Художник был увлечен ею на протяжении долгих лет, еще до ее брака с писателем Станиславом Пшибышевским. Эта женщина вдохновляла мастера, будила его воображение, наталкивала на самые смелые и нестандартные идеи картин.
Черно-белая гамма делает работу лаконичной, стройной и выразительной. Мастер словно не желает отвлекать зрителя от темы работы. Он нарочито концентрирует внимание на самой сути.
Поцелуй
Картина «Поцелуй» вопреки теме производит гнетущее впечатление.
У меня эта серия работ не вызвала приязни, но заинтересовала эмоциями, вызывающими у меня отторжение такого изображения поцелуя.
Двойственное отношение к женщине – как к существу желанному и опасному – явно просматривается в этой серии работ Мунка.
На «Поцелуе II» 1897 года влюбленные буквально сливаются в черно-белых красках, создавая единую форму и тем самым теряя свои индивидуальности.
Один из друзей художника писал: «Это две фигуры, лица которых сливаются. И место это напоминает гигантское безобразное ухо, оглушенное напором пульсирующей крови».
Вампир
Темы страсти и тревоги, страха и отчаяния повторяются в большинстве работ Мунка, особенно в тех, которые связаны с отношениями мужчин и женщин.
Он довольно часто изображает женщин, истязающих мужчин, как на картине «Вампир»: рыжие волосы вампирши словно опутывают и поглощают мужчину. Психоаналитики утверждают, что художник испытывал страх перед сексом и видел в страсти смертельную опасность. На гравюре «Голова мужчины в волосах женщины» мужчина угнетен и подавлен, а волосы женщины, как длинные щупальца, тянутся к нему.
«Так тоска и отчаяние овладевают душой человека, затягивая ее в свои сети.» Эдвард Мунк
«Вампир» Мунка представляет женщину, пьющую кровь из мужчины. Женщина наклоняется над мужчиной, который, кажется беспомощным и пассивным, ее рот, возможно, готов укусить. Ее красные волосы длинные и свободные, и выглядят, как кровь, которая капает на них обоих. И хотя нет никаких видимых клыков вампира или традиционно запекшейся крови, Мунк, безусловно, создает впечатление, что любовь может иногда превращаться в ужас.
От этой картины исходит какой-то сверхъестественный, едва ли не болезненный магнетизм, который неизменно приковывает внимание.
Мунк избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: терзающее человека чувство становится содержанием литографий и картин «Ревность»; жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюрах и картинах «Поцелуй».
В работах Мунка можно найти многие характерные темы и сюжеты модерна, которые приобретают у него яркое своеобразие. Надо понимать, что они были обусловлены как реальными обстоятельствами его жизни, так и мироощущением художника.
ОДИНОЧЕСТВО
Мунк умело изображает одиночество, возможно, потому, что он и был его истинным воплощением. Чувство одиночества постоянно преследовало художника.
Одинокие
Мрачная северная колористика в сочетании со скандинавским эпосом, которым художник зачитывался в детстве, сформировали натуру замкнутую и болезненную. Эти наклонности усилились в связи с трагическими событиями, которые ему пришлось пережить (ранняя смерть матери, смерть любимой сестры и самоубийство друга). Герои картин Мунка всегда одиноки.
В гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание дальнейшего развития событий. Но по сути, эти два человека очень одиноки, и ничто не может разрушить их вселенское одиночество.
При этом художнику хочется верить в возможность гармонии и совершенства мира, которые спасут человека от тревоги и страха, от муки и терзания.
Особенно остро тема двух одиночеств представлена в монохромном варианте, когда цветовые пятна не отвлекают нас от глубокого восприятия полотна.
Но даже находясь рядом, мужчина и женщина бесконечно далеки…
Меланхолия
Меланхолия представлялась в образе грустного лица на фоне морского берега. По собственным словам художника, пейзаж стал для него выразителем настроения.
Волны, разбивающиеся о скалы, сам берег и море, непостижимы как смерть, вечны как тоска. Извивы береговой линии, очертаний валунов символизировали для него линии судьбы человека, его жизни и смерти.
Эта таинственность, недосказанность, иносказательность и притягивает нас к работам серии «Меланхолия», заставляя внимательно разглядывать и много размышлять, рассматривая погруженного в очень печальные думы мужчину.
Я
Одиночество Мунка может быть подчеркнутое, гротескное (как в «Крике») или одиночество тайное, как будто скрываемое (в «Вампире», в «Поцелуе»).
Эта тема, сопряженная с сильнейшей болью, проходит через всю жизнь Мунка — и становится главной в его автопортретах, особенно в последнем.
«Я рисую не то, что вижу, а то, что видел», – впоследствии писал он. Но что он чувствовал и во что действительно верил? Подобно тому, как Мунк «писал» свою душу, он и размышлял о ней, пытаясь прийти к единственной истине о жизни и смерти, о любви и одиночестве, о светлых и темных сторонах человеческого «Я».
«Автопортрет между часами и кроватью» как будто противостоит цитате Федора Михайловича Достоевского: «…несмотря на все утраты, я люблю жизнь горячо; люблю жизнь для жизни и, серьезно, все еще собираюсь начать мою жизнь. Мне скоро пятьдесят лет, а я все еще никак не могу распознать: оканчиваю ли я мою жизнь или только лишь ее начинаю. Вот главная черта моего характера; может быть, и деятельности».
Живое побеждает смерть. В зрелом возрасте у Мунка постепенно стихают в творчестве мрачные ноты, приглушаются мотивы отчаяния и одиночества, так долго звучавшие в его работах. На смену приходит пафос утверждения жизни. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис.
В конце жизни к художнику пришла слава, успех, деньги, но это ничто перед лицом смерти и «криком» одиночества, позволяющими проникать в суть вещей и пытаться ответить на вечные вопросы.
В знаменитый «Автопортрет между часами и кроватью» Мунк включает силуэт обнаженной из картины «Кроткая» (1927-1929). Ее название отсылает к повести Достоевского, с которым художника сближает фокусировка зрения на мир. Умение изобразить внешнее пространство как часть внутреннего мира делает созвучными этих мастеров.
Норвежский гений умер в полном одиночестве, разбитый тяжелой болезнью, отграниченный от всего мира в оккупированной стране. Роман Достоевского «Бесы» был последней книгой, которую мастер читал перед смертью…
«Я видел всех людей за их масками – улыбающимися, флегматичными спокойными лицами – я смотрел сквозь них и видел страдание во всех без исключения – бледные тела – без устали нервно спешащие по этому извилистому пути, что ведет к могиле.» Эдвард Мунк
ПРИРОДА
В зрелом творчестве Мунка начинается период пейзажей. Первая картина в серии пейзажей – «Девушки на мосту» – наполнена созерцательностью и покоем. Стремительные линии моста, завороженные фигуры молодых женщин, зеркало воды и силуэты деревьев с пышными кронами вплетены в единое полотно. Мост – символ перехода в иной мир. Люди, глядящие на струи воды навевают мысль о том, что все бренно, все проходит. Вечна лишь одна природа.
Ему не доставляло радости правдоподобное, точное воспроизведение пейзажа. Линии и краски на его картинах следуют тем находкам, которые рождаются в нем. То, что он пишет, не должно быть похоже. Это должна быть хорошая картина. Поэтому трудно найти те деревья, дома и места, которые он писал. Их нужно было исправлять, чтобы они стали «хорошими картинами».
Мунк наделял природу значительностью, в ней появлялось что-то необычное, завораживающее, возвышающее ее над обыденностью. Подчас этому способствовали сами избранные для пейзажей мотивы.
И в то же время Мунк воспринимал природу как нечто драматичное и опасное: природные явления вызывали у него сильнейшие переживания, как в знаменитом «Крике».
Потрясающая серия таких поздних пейзажей, как «Вязовый лес весной», выглядит противопоставлением «Крику» и продолжением нового этапа утверждения жизни.
«Природа не только то, что видно глазу – это и внутренний образ души – образы на внутренней стороне глаза.» Эдвард Мунк
По материалам посещения нашей семьей
выставки «Эдвард Мунк»
в Третьяковской галерее
16.04 — 14.07.2019
P.S. Почему же у Мунка такие необычные картины, написанные маслом, как будто это вовсе и не масляная живопись?
Оказывается потому, что художник непрерывно экспериментировал не только с композицией, цветами и идеями, а еще и с самими масляными красками и их жизнеспособностью.
Рольф Стенерсен, почитатель таланта Мунка и его друг, пишет в своей книге, что картины художник воспринимал как собственных детей: рассердившись, он их наказывал.
Одним из видов наказаний было так называемое лошадиное лечение (hestekur): Мунк выставлял неудавшееся, по его мнению, полотно на улицу, где лил дождь, свистел ветер и было холодно. Из-за этого многие работы художника плохо сохранились и нуждаются в реставрации.
По другой версии, такая «обработка» полотен была связана с желанием художника добиться эффекта выцветшей матовой потертой поверхности, напоминавшей фреску или пастель. Случайно появившиеся подтеки, например, следы птичьего помета, иной раз становились частью картины.
Мунк был неутомимым экспериментатором: он сильно разбавлял масляные краски, добавлял туда мел, использовал яичную темперу, пробовал в качестве связующих веществ казеин и костный клей.
Работы Мунка получили заслуженную оценку. Мои 5 копеек? Есть мнение, что в беспамятстве рождаются шедевры. Не хочу вызывать огонь на себя, но кроме «Крика» не увидела шедевров. Понравился «Вампир» — я увидела полотне нежность
Я бы не сказала что шедевры. Просто они имеют концептуальную составляющую. За их примитивизмом скрываются попытки осмысления. Вот это мне любопытно. И привлекает.
Напишу про наш поход на выставку Репина. Там невероятное количество полотен. Мощь. Хочется разглядывать и разглядывать. Но нет попытки эксперимента. Все академично и традиционно. И я не знаю — что мне интереснее — не уверена что Репин. И выбирать не очень то хочется
Мунка! — не могла исправить
Исправила. 😀
Еще хочу дополнительно сказать. Что при этом у Репина половина картин — шедевры. Есть шедевры известные (Софья, Запорожцы, портрет Тургенева и пр.) а есть для меня незнакомые работы, но тоже шедевры. И оторваться тоже невозможно. Но совершенно по другому. Это гениальность реализма, в нем все так как в жизни, но очень тонко подмечено. Но нет загадки, тайны, особого взгляда. Есть только загадка как в самой нашей жизни — жизнь это сплошная загадка.
Но для попытки приблизиться к разгадке нужно и приближенное к реальному восприятию видение мира, и видение слабо напоминающее реальность, так как это помогает на обычное взглянуть с других, замыленному глазу не видимых сторон.
Конечно, надо на эту тему более глубоко подумать, но примерно так мыслится.
Из вашей статьи я могу сделать вывод, что у вас есть огромная задача с известными картинами и их значением для аудитории, стремящейся созерцать всемирно известные картины. Для меня Эль Грито де Мунк — его шедевр, потому что он считается картиной, уступившей импрессионизму и являющейся иконой в культуре и включенной в популярную культуру. Я не могу дать более обширное мнение о том, что вы собираетесь увидеть, потому что я не знаю больше о художниках выставки. В любом случае, ваше чтение более чем интересно.
Да. Это самая известная его картина. Действительно, ставшая классикой в ряду других столь же известных картин.
Нам понравилось и другое творчество Мунка. Он сконцентрировался на изображении эмоций и чувств человека — и это ему неплохо удавалось.
Очень интересный пост. Познавательный. Спасибо вам, Ольга, за труд. За то, что поделились увиденным и знаниями. Я смотрела док, фильм про Мунка, на выставкеине не была. Пока.
Задумалась над цитатами. Просматривая картины следила за скольжением мыслей. Вот некоторые из них:
«Выворачивает себя наизнанку. Боль внутри и снаружи. Женщина — смерть. Влекущая и губительная.
Крик изнутри вырвался наружу — теперь он везде. Любить недоступное. Чтобы выжить. Приближение — смерть. Жизнь — одиночество. Кромешное,»
Меня не пугает его крик, не подавляют его картины. Вызывают смутное волнение и сострадание к боли. И принятие невозможности облегчить эту боль.
Как-то так.
Меня особенно завораживает картина — Автопортрет между кроватью и часами. Кажется точнейшим отображением завершения жизненнного цикла. Даже если веет одиночеством, то это спокойное одиночество. Принятие.
Согласна с вами. Репин — академичный Гений. Мунк — вне границ. Это влечёт, мы все осознанно или неосознанно стремимся к бесконечности. Каждый по-своему и к своей))
Я примерно такие же эмоции испытываю от его картин. «Вызывают смутное волнение и сострадание к боли.»
И тема про одиночество очень близка. С годами человек начинает это понимать. И принимать. И этот автопортрет — вершина этого понимания — совершенно также вижу, как вы.
Галина Маламант говорит о том, что нет шедевров, в живописном смысле. Но он будит столько, по крайне мере, у меня, мыслей и чувств, что я готова простить ему иную небрежность и неоконченность работы, его эксперименты, так как слой моих переживаний поднимает с глубин такие интересные размышления, что это все окупает.
Я и про Репина напишу обязательно. Пока еще не обдумала — что, но в процессе. Просто я никогда не задумывалась, что на самом деле Репин — это портретист, гениальный, но именно портретист. И его талант лежал в части проникновения в суть своей модели, такого глубокого, что как будто перед тобой живой человек.
Интересно, что портреты Мунка тоже необыкновенно цепляют и хочется на них смотреть. Но даже его портреты несут в себе концептуальную нагрузку. Он не может изменить себе и в этом жанре.
У нас с вами общее в восприятии Мунка, приятно.
Полагаю, Мунк вытаскивает из нас то, что сокрыто за семью замками. Вытаскивает своей безмерностью. Оголённостью своих ран. Он кричит и этот крик отзывается в нас эхом.
Я ему благодарна за это. До меня он «достучался». Передал своё восприятие.
Наметила на будущее посещение его выставки «вживую».
Да, приятно. Наверно лет 20 назад я бы не смогла его понять. Вот доросла. 😀
Удачного похода на выставку! Будет интересно узнать впечатления🤨
Лет двадцать назад эта картина меня бы подавляла. Хорошо, что я увидела ее позже))
Да. Всему свое время.