Site icon ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

Основные темы творчества Эдварда Мунка

Мунк Эдвард  (1863-1944) – норвежский живописец, театральный художник, график. Учился в Осло в Королевской школе рисования (1881-1886) и в мастерской Кристиана Крога (1882-1883).

В 1880-1890 годах Мунк работал во Франции, а также в Германии и Италии. 
В его творчестве прослеживается влияние таких мастеров, как Поль Гоген, 
Анри де Тулуз-Лотрек, Винсент ван Гог.

Мировоззрение художника в тот период формировалось под воздействием идей 
Йегера, Стриндберга, Гамсуна и других скандинавских писателей-символистов, 
что естественным образом привело Мунка к характерным для символизма “вечным”
 темам одиночества, угасания, смерти, поискам смысла жизни… которые будут 
исследоваться им в течение всей жизни.

С начала 1890-х годов на развитие творчества Мунка влияет формирующаяся 
эпоха стиля модерн, но обнаруживается и ряд самостоятельных черт: жесткий 
вихреобразный контурный рисунок, диссонирующая цветовая гамма, динамичная 
композиция. Эти приемы усиливают в картинах художника трагическое звучание 
образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма – течения в 
европейском искусстве эпохи модернизма.

На художественные поиски Мунка и его неоднозначное изображение мира 
повлияли и время, когда он жил, и то, какой была жизнь художника. Смерть 
близких, травмы в отношениях с женщинами, проблемы с психикой сформировали 
и его самого, и его художественный стиль.

В 1889 году 26-летний художник делает дневниковую запись, вошедшую в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают…». Этим признанием он открывает истинный замысел всего своего творческого пути: создания искусства, затрагивающего глубинные чувства и потаенные тревоги человека.

Наиболее волнующие Мунка вопросы бытия не оставляют его в покое длительные периоды жизни, а иногда и всю жизнь. Он рассматривает их каждый раз под разными углами зрения, препарирует возникающие эмоции и чувства, пытается донести глубину переживания и прозрения, вычленяет новые возникающие смыслы и  нюансы, изображает сюжеты в цветной и монохромной гамме, давая нам возможность посмотреть на проблематику с разных сторон и попробовать эмоционально познать действительность.

Таким образом, в его творчестве сформировались серии картин по основным прорабатываемым художником темам.

ЖЕНЩИНА

Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. Женщина в его работах предстает в различных ипостасях: как идеализированный образ девушки, как ясновидящая, колдунья, властная мать-смерть.

«Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. 
Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище». 
Эдвард Мунк

Ревность

Ревность – опустошающее чувство, деформирующее личность, да и весь окружающий мир. Мунк анализирует причины, показывает результаты, философствует, но никак не может докопаться до сути, найти лекарство, назвать причины.

Картины с одинаковым названием «Ревность» очень разные. Мастер экспериментирует с цветом, ищет ракурсы, мизансцены, композиции. Неизменным остается одно – присутствие героя, полубезумные глаза которого ярко и выразительно демонстрируют всю сложную структуру ревности, ее губительное влияние на личность.

Эдвард Мунк. Ревность I. литография, раскрашенная вручную. 1896
Эдвард Мунк. Ревность. масло. 1907 (?)

В картине присутствует и группа, оживляющая и иллюстрирующая сюжет. Скорее всего, автор изображает некие фантазии, навеянные опустошающим чувством. Эротизм и двусмысленность сцены, ее нереальность и надуманность, лучше всего демонстрируют беспочвенность, безосновательность ревности.

Известно, что моделью для многих картин Мунка была жена его друга-писателя Дагни Юль-Пшибышевкая.  Художник был увлечен ею на протяжении долгих лет, еще до ее брака с писателем Станиславом Пшибышевским. Эта женщина вдохновляла мастера, будила его воображение, наталкивала на самые смелые и нестандартные идеи картин.

Эдвард Мунк. Ревность II. литография. 1896

Черно-белая гамма делает работу лаконичной, стройной и выразительной. Мастер словно не желает отвлекать зрителя от темы работы. Он нарочито концентрирует внимание на самой сути.

Поцелуй

Картина «Поцелуй» вопреки теме производит гнетущее впечатление.

Эдвард Мунк. Поцелуй. масло. 1897

У меня эта серия работ не вызвала приязни, но заинтересовала эмоциями, вызывающими у меня отторжение такого изображения поцелуя.

Двойственное отношение к женщине – как к существу желанному и опасному – явно просматривается в этой серии работ Мунка.

На  «Поцелуе II» 1897 года влюбленные буквально сливаются в черно-белых красках, создавая единую форму и тем самым теряя свои индивидуальности.

Эдвард Мунк. Поцелуй II. гравюра на дереве. 1897

Один из друзей художника писал: «Это две фигуры, лица которых сливаются. И место это напоминает гигантское безобразное ухо, оглушенное напором пульсирующей крови».

Вампир

Темы страсти и тревоги, страха и отчаяния повторяются в большинстве работ Мунка, особенно в тех, которые связаны с отношениями мужчин и женщин.

Он довольно часто изображает женщин, истязающих мужчин, как на картине «Вампир»: рыжие волосы вампирши словно опутывают и поглощают мужчину. Психоаналитики утверждают, что художник испытывал страх перед сексом и видел в страсти смертельную опасность. На гравюре «Голова мужчины в волосах женщины» мужчина угнетен и подавлен, а волосы женщины, как длинные щупальца, тянутся к нему.

Эдвард Мунк. Голова мужчины в волосах женщины. цветная гравюра на дереве. 1896
«Так тоска и отчаяние овладевают душой человека, затягивая ее в свои сети.»
Эдвард Мунк

«Вампир» Мунка представляет женщину, пьющую кровь из мужчины. Женщина наклоняется над мужчиной, который, кажется беспомощным и пассивным, ее рот, возможно, готов укусить. Ее красные волосы длинные и свободные, и выглядят, как кровь, которая капает на них обоих. И хотя нет никаких видимых клыков вампира или традиционно запекшейся крови, Мунк, безусловно, создает впечатление, что любовь может иногда превращаться в ужас.

Эдвард Мунк. Вампир. масло. 1895

От этой картины исходит какой-то сверхъестественный, едва ли не болезненный магнетизм, который неизменно приковывает внимание.

Мунк избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: терзающее человека чувство становится содержанием литографий и картин «Ревность»; жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюрах и картинах «Поцелуй».

В работах Мунка можно найти многие характерные темы и сюжеты модерна, которые приобретают у него яркое своеобразие. Надо понимать, что они были обусловлены как реальными обстоятельствами его жизни, так и мироощущением художника.

ОДИНОЧЕСТВО

Мунк умело изображает одиночество, возможно,  потому, что он и был его истинным воплощением. Чувство одиночества постоянно преследовало художника.

Одинокие

Мрачная северная колористика в сочетании со скандинавским эпосом, которым художник зачитывался в детстве, сформировали натуру замкнутую и болезненную. Эти наклонности усилились в связи с трагическими событиями, которые ему пришлось пережить (ранняя смерть матери, смерть любимой сестры и самоубийство друга). Герои картин Мунка всегда одиноки.

В гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание дальнейшего развития событий. Но по сути, эти два человека очень одиноки, и ничто не может разрушить их вселенское одиночество.

Эдвард Мунк. Два человека. Одинокие. Состояние III. цветная гравюра на дереве, подкрашенная вручную 1899
Эдвард Мунк. Два человека. Одинокие. Состояние I. цветная гравюра на дереве. 1899

При этом художнику хочется верить в возможность гармонии и совершенства мира, которые спасут человека от тревоги и страха, от муки и терзания.

Эдвард Мунк. Два человека. Одинокие. Состояние IV. цветная гравюра на дереве. 1899

Особенно остро тема двух одиночеств представлена в монохромном варианте, когда цветовые пятна не отвлекают нас от глубокого восприятия полотна.

Эдвард Мунк. Мужчина и женщина на берегу моря. масло. 1907

Но даже находясь рядом, мужчина и женщина бесконечно далеки…

Меланхолия

Меланхолия представлялась в образе грустного лица на фоне морского берега. По собственным словам художника, пейзаж стал для него выразителем настроения.

Эдвард Мунк. Вечер. Меланхолия I. цветная гравюра на дереве. 1896

Волны, разбивающиеся о скалы, сам берег и море, непостижимы как смерть, вечны как тоска. Извивы береговой линии, очертаний валунов символизировали для него линии судьбы человека, его жизни и смерти.

Эдвард Мунк. Меланхолия. масло. 1893

Эта таинственность, недосказанность, иносказательность и притягивает нас к работам серии «Меланхолия», заставляя внимательно разглядывать и много размышлять, рассматривая погруженного в очень печальные думы мужчину.

Я

Одиночество Мунка может быть подчеркнутое, гротескное (как в «Крике») или одиночество тайное, как будто скрываемое (в «Вампире», в «Поцелуе»).

Эдвард Мунк. Автопортрет. литография. 1895

Эта тема, сопряженная с сильнейшей болью, проходит через всю жизнь Мунка — и становится главной в его автопортретах, особенно в последнем.

«Я рисую не то, что вижу, а то, что видел», – впоследствии писал он. Но что он чувствовал и во что действительно верил? Подобно тому, как Мунк «писал» свою душу, он и размышлял о ней, пытаясь прийти к единственной истине о жизни и смерти, о любви и одиночестве, о светлых и темных сторонах человеческого «Я».

Эдвард Мунк. автопортрет у стены дома. масло. 1926
Эдвард Мунк. Автопортрет у окна. масло. около 1940

«Автопортрет между часами и кроватью» как будто противостоит цитате Федора Михайловича Достоевского: «…несмотря на все утраты, я люблю жизнь горячо; люблю жизнь для жизни и, серьезно, все еще собираюсь начать мою жизнь. Мне скоро пятьдесят лет, а я все еще никак не могу распознать: оканчиваю ли я мою жизнь или только лишь ее начинаю. Вот главная черта моего характера; может быть, и деятельности».

Живое побеждает смерть. В зрелом возрасте у Мунка постепенно стихают в творчестве мрачные ноты, приглушаются мотивы отчаяния и одиночества, так долго звучавшие в его работах. На смену приходит пафос утверждения жизни. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис.

Эдвард Мунк. Бессонная ночь. Автопортрет в состоянии смятения. масло. 1920
Эдвард Мунк. Полуночник. масло. 1923-1924

В конце жизни к художнику пришла слава, успех, деньги, но это ничто перед лицом смерти и «криком» одиночества, позволяющими проникать в суть вещей и пытаться ответить на вечные вопросы.

Эдвард Мунк. Автопортрет между часами и кроватью. масло. 1940-1943

В знаменитый «Автопортрет между часами и кроватью» Мунк включает силуэт обнаженной из картины «Кроткая» (1927-1929). Ее название отсылает к повести Достоевского, с которым художника сближает фокусировка зрения на мир. Умение изобразить внешнее пространство как часть внутреннего мира делает созвучными этих мастеров.

Норвежский гений умер в полном одиночестве, разбитый тяжелой болезнью, отграниченный от всего мира в оккупированной стране. Роман Достоевского «Бесы» был последней книгой, которую мастер читал перед смертью…

«Я видел всех людей за их масками – улыбающимися, флегматичными спокойными 
лицами – я смотрел сквозь них и видел страдание во всех без исключения – 
бледные тела – без устали нервно спешащие по этому извилистому пути, что 
ведет к могиле.» 
Эдвард Мунк

 

ПРИРОДА

В зрелом творчестве Мунка начинается период пейзажей. Первая картина в серии пейзажей – «Девушки на мосту» –  наполнена созерцательностью и покоем. Стремительные линии моста, завороженные фигуры молодых женщин, зеркало воды и силуэты деревьев с пышными кронами вплетены в единое полотно. Мост – символ перехода в иной мир. Люди, глядящие на струи воды навевают мысль о том, что все бренно, все проходит. Вечна лишь одна природа.

Эдвард Мунк. Белая ночь. Остардстран (Девушки на мосту). масло. 1902-1903

Ему не доставляло радости правдоподобное, точное воспроизведение пейзажа. Линии и краски на его картинах следуют тем находкам, которые рождаются в нем. То, что он пишет, не должно быть похоже. Это должна быть хорошая картина. Поэтому трудно найти те деревья, дома и места, которые он писал. Их нужно было исправлять, чтобы они стали «хорошими картинами».

Мунк наделял природу значительностью, в ней появлялось что-то необычное, завораживающее, возвышающее ее над обыденностью. Подчас этому способствовали сами избранные для пейзажей мотивы.

И в то же время Мунк воспринимал природу как нечто драматичное и опасное: природные явления вызывали у него сильнейшие переживания, как в знаменитом «Крике».

Эдвард Мунк. Крик. восковая пастель. 1903

Потрясающая серия таких поздних пейзажей, как «Вязовый лес весной», выглядит противопоставлением «Крику» и продолжением нового этапа утверждения жизни.

Эдвард Мунк. Вязовый лес весной. масло. около 1923
Эдвард Мунк. Вязовый лес весной. масло. 1923-1925
Эдвард Мунк. Вязовый лес весной. масло. 1923-1925
«Природа не только то, что видно глазу – это и внутренний образ души – 
образы на внутренней стороне глаза.» 
Эдвард Мунк

 

По материалам посещения нашей семьей

выставки  «Эдвард Мунк»

в Третьяковской галерее

16.04 — 14.07.2019

P.S. Почему же у Мунка такие необычные картины, написанные маслом, как будто это вовсе и не масляная живопись?

Оказывается потому, что художник непрерывно экспериментировал не только с композицией, цветами и идеями, а еще и с самими масляными красками и их жизнеспособностью.

Рольф Стенерсен, почитатель таланта Мунка и его друг, пишет в своей книге, что картины художник воспринимал как собственных детей: рассердившись, он их наказывал.

Одним из видов наказаний было так называемое лошадиное лечение (hestekur): Мунк выставлял неудавшееся, по его мнению, полотно на улицу, где лил дождь, свистел ветер и было холодно. Из-за этого многие работы художника плохо сохранились и нуждаются в реставрации.

По другой версии, такая «обработка» полотен была связана с желанием художника добиться эффекта выцветшей матовой потертой поверхности, напоминавшей фреску или пастель. Случайно появившиеся подтеки, например, следы птичьего помета, иной раз становились частью картины.

Мунк был неутомимым экспериментатором: он сильно разбавлял масляные краски, добавлял туда мел, использовал яичную темперу, пробовал в качестве связующих веществ казеин и костный клей.

Exit mobile version