Малоизвестный Репин

Илья Ефимович Репин – русский знаменитый живописец, одна из ключевых фигур русского реализма.

В Третьяковской галерее, в здании на Крымском валу сейчас экспонируется грандиозная выставка творчества художника:

около 170 живописных и более 130 графических работ. На антресольном этаже в разделе «Исследования» представлены результаты работы технологов, реставраторов и искусствоведов. В связи с особыми условиями хранения произведений на бумаге — ограничением освещенности и максимально допустимым сроком экспонирования — залы графики будут доступны для осмотра до середины июня.

Ретроспектива Ильи Репина в Третьяковской галерее открывает серию выставок, посвященных 175- летию со дня рождения художника, которые пройдут в 2019–2020 году в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в Пти-Пале в Париже и в Художественном музее Атенеум в Хельсинки. Этот международный проект призван не только обратить внимание на значение творчества Репина для отечественной культуры, но и подчеркнуть важность наследия мастера для европейского искусства в целом.

 

Мне представляется, что трудно найти россиянина, который не знал бы с детства знаменитых картин художника: «Бурлаки на Волге», «Запорожцы», «Не ждали», «Царевна Софья», «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года», портреты Л.Н. Толстого, И.С. Тергенева, М.П. Мусоргского, Ц.А. Кюи, П.М. Третьякова, императора Николая II и еще огромное количество замечательных портретов.

В интернете много ресурсов с работами Ильи Репина, например:

Илья Репин

Илья Репин#

Пока мы не побывали на выставке, я не очень-то отдавала себе отчет, что Илья Ефимович – это гениальный портретист.

Даже не самые известные работы можно разглядывать бесконечно долго…

45612ACC-F009-42F2-931D-11A15CED63E4
И.Е. Репин. Портрет В.Е. Репина. масло. 1867
2E5E9EFD-F5DA-4B15-8C49-287072E81D85
И.Е. Репин. Нищая (Франция, Вель). масло. 1874
Портрет дочери генерала М И Драгомирова Софья 1889
И.Е. Репин. Портрет дочери генерала М.И. Драгомирова Софьи. масло. 1889

А жанровые его работы – это скорее объединенные одним сюжетом наборы очень выразительных портретов, чем просто сцены из жизни.

Не могу не привести изображение «Запорожцев» – вот где что ни фигура, то характернейший портрет, не говоря уже о лысой голове запорожца, выступающей из картины сантиметров на 15…

C4986B9C-9E13-4DAB-A066-0DB553BFCA5C
И.Е. Репин. Запорожцы. масло. 1880 — 1891

Выставка, с нашей точки зрения, чрезмерно масштабная – посмотреть осмысленно все картины, или даже значительную их часть, за один поход на выставку практически нереально – работ художника представлено слишком много, чтобы органы восприятия обычного человека могли охватить этот объем информации.

При этом они производят ошарашивающее впечатление. Все-таки живописные и графические произведения в оригинале – это событие, по силе воздействия равнозначное набегающей на тебя великой штормовой волне.

Мы попытались посерьезнее рассмотреть основные работы Репина.

Портреты производят сильнейшее впечатление. Стоишь, например, перед портретом И.С. Тургенева – как будто перед тобой на кресле сидит живой писатель – лицо мудреца выражает бесконечную грусть и серьезность.

Портрет Тургенева1
И.Е. Репин. Портрет И.С. Тургенева. масло. 1874

В глазах и лице Тургенева сосредоточена многовековая мудрость его предков: при поисках внутреннего содержания человеческого лица Репин не оставляет без внимания значимых деталей, отдельные морщины, блики, цвет кожи так же для него важны и характерны, как пристальный или задумчивый взгляд глаз, выражающий то или иное душевное состояние человека.

Так как картины знаменитого живописца мы знаем с детства, а его графику толком никогда не видели, то посмотрели на представленные в этой категории работы повнимательнее. Особенно после просмотра графики  Эдварда Мунка .

Стало понятно, что это отдельный пласт творчества художника. И он нас очень заинтересовал.

Выразительность графики мастера нисколько не уступает выразительности живописи.

Верность репинского глаза и репинской руки, как рисовальщика, поистине феноменальна. Он схватывал пропорции в совершенной визуальной правдивости, притом без малейших усилий. Он проводил штрих твердой рукой, почти не прибегая к его стиранию и даже к корректурам. И при всей твердости штрих его гибок, эластичен и мягок, он нежен, когда нужно, но если это необходимо, то он полон силы.

В более ранних рисунках Репина штрих является основным элементом; он одинаково служит для выяснения общих и частных форм. Штрихом художник пользуется в особо ответственных случаях, когда ему желательно возможно тоньше передать формы: например, выражение лица в малом масштабе, какие-нибудь детали одежд, предметов и тому подобное.

Портрет Т С Репиной матери художника 1879
И.Е. Репин. Портрет Т.С. Репиной — матери художника. графитный карандаш. 1879
Портрет Е Г Мамонтовой 1879 карандаш
И.Е. Репин Портрет Е.Г. Мамонтовой. графитный карандаш. 1879
Портрет мальяика Матвеев 1881 сепия
И.Е. Репин Портрет мальчика (Матвеев). сепия. 1881
524497BA-9F5A-48A0-9E82-0D0236980C8D
И.Е. Репин. Портрет М.И. Арцыбушевой. графитный карандаш. 1880

В последующие годы манера репинского рисунка становится резко противоположна ранней. Линия и штрих утрачивают здесь свое главенствующее значение и играют лишь служебную роль при нащупывании форм. Линия делается нервной, ищущей; мастер иногда из целого потока, хаоса линий выделяет одну-две основные, не давая себе особенного труда прорисовать их. Эта вибрация штрихов как бы окутывает формы, связывает их с пространством, с окружающим воздухом. Игра штрихов сопровождается обычно применением растушевки, занимающей в этой манере весьма важное и характерное место. Эта манера, лишь слегка намечающаяся в ранние годы, затем приобретает все более господствующее значение.

0FD268A5-8F99-4976-B8DA-63F39C93AEB9
И.Е. Репин. Портрет Е.Д. Баташевой. уголь, соус. 1891
CBDF106D-A0B5-442C-8FB9-9E6709EDF527
И.Е. Репин. У лампы (Портрет Н.Б. Нордман). сангина. 1901
D4205A47-709F-4B48-A01A-3758DE5B6601
И.Е. Репин. Обнаженная (Н.Б. Нордман). сангина. 1901

Этому нисколько не противоречит существование ряда рисунков, где обе эти манеры «комбинированы; такого рода рисунки, пожалуй, еще ярче подчеркивают их органическое различие и то значение, которое сам художник придает разным приемам для осуществления тех или иных своих намерений. Они являются вершиной совершенства его зрелых работ.

Ниже два портрета дочери художника Веры, которую он много раз рисовал и писал с нее картины в разных ее возрастах. Судя по имеющимся материалам, дочь Вера была самой близкой к отцу.

A0AF1695-3199-41DF-B2B2-13B24FDD11EE
И.Е. Репин. Портрет В.И. Репиной. акварель, графитный карандаш. 1896
3C1FBCB2-E6A0-417F-BBBC-EE37CD4DC5C1
И.Е. Репин. Портрет В.И. Репиной. акварель, графитный карандаш. 1896
B5476238-52FB-4A34-A414-2E1256620CE3
И.Е. Репин. Боярин Фёдор Никитич Романов. угольный и итальянский карандаши. 1897
FD925CBF-78ED-4E0F-81B7-6721D7A273F3
И.Е. Репин. Портрет А.П. Боткиной. пастель, уголь, белила. 1901

Репин работал не только своим излюбленным графитным карандашом, а и итальянским, и сангиной, и цветными карандашами, мокрым соусом*, сепией, акварелью.

Итальянским карандашом Репин работал только на ранних этапах своего творчества, но к сангине он не раз прибегает, особенно охотно начиная с 1901 г., к которому относится, например, целая серия его портретов Н. Б. Нордман ( два рисунка выше). Один из лучших образцов техники цветных пастельных карандашей — портрет А. П. Боткиной (рисунок выше).

Пишет ли Репин портрет, делает ли зарисовку в альбом, компонует ли эскиз для картины – всюду первейшей его задачей является выражение человеческих чувствований и страстей. Эта глубокая психологичность произведений И.Е.Репина иногда сама по себе является их содержанием, иногда же помогает уяснению какой-либо идеи.

Реализм работ И.Е. Репина близок пониманию реализма Ф.М. Достоевским. Писатель утверждал: «Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой», что в графике и живописи провозглашал и Илья Репин.

В его творческой манере нет и намека на простое соединение разрозненных приемов рисовальщика, а глубинная самобытность и выразительность образа поддерживается четким следованием академической школе, индивидуальным мастерством и стремлением к точности реалистической трактовки.

Вот и удается мастеру раскрыть суть современной ему России в философии своих графических образов.

 

*Соус в изобразительном искусстве — это материал для рисования в виде толстых коротких круглых жирных палочек-карандашей, обернутых в фольгу или станиолевую бумагу без оправы. Приготовляют соус из каолина, мела и прессованной газовой сажи с добавлением небольшого количества траганта. Он имеет большую красящую силу и дает красивые тона от очень темных до очень светлых, с большим числом тональных градации между ними.
Соус хорошо растворяется. Поэтому им можно работать и кистью (мокрый способ). В рисунке соусом мокрым способом, как и в живописи, применяются остроконечные и плоские кисти из обезжиренного прокаленного волоса или шерсти различных животных — беличьи, барсучьи, колонковые и т.д. Рисунки, исполненные мокрым соусом, отличаются чистым черным цветом, без всякого рыжеватого оттенка итальянских карандашей; они матовые и не нуждаются в фиксировании.

86 thoughts on “Малоизвестный Репин

Add yours

    1. Да. Раньше в школе Репину много внимания уделяли. У нас был очень хороший учитель рисования и гонял нас на выставки и просто в Третьяковку. Но увидеть картины в оригинале, такие большие как они есть, а не на экране компьютера — это сильное воздействие. А графика его своим совершенством меня поразила.

      1. Могу только позавидовать вам и тем кто увидит 🙂

      2. Можно рвануть в Париж заодно… там в любое время года необыкновенно. Недавно в блоге у Алексея прочитала про Париж и невероятно захотелось, особенно сейчас весной

      3. я — за! о Париже уже писала.. очень люблю !!!

      4. Тем более, мне как москвичке, кажется, что Париж — город больше всего похожий на Москву. Какие то родственные чувства у меня вызывает. Хочется дочь тоже туда свозить.

    1. Сходить неплохо. Только не рассчитывать посмотреть все — иначе это полное ощущение, что накрыла волна и тянет по камням — очень много работ. А в отличие от аналогичных выставок почти все — шедевры. Мы без выхода и сидения в буфете для отдыха не смогли хоть как то обойти весь объем

    1. Нет, не разрешалось. Но об этом нигде не было информации. Там на самой выставке подходят служащие и говорят. Пока мы об этом узнали — несколько фотографий успели сделать.
      Если с рисунками еще может быть понятно в смысле сохранности, то с картинами мне не очень-то понятно.
      Возможно, с точки зрения авторских прав, хотя столько изображений и это же не профессиональные камеры. Вообщем, вот так.

      1. Некоторые используют вспышку, а это вредит краскам, — может, поэтому. Реализм — это моё, люблю Репина

      2. Возможно. Но со вспышкой вроде с телефонов на выставках никто не снимает. Перестраховываются или требование правообладателей.
        У него психологизм зашкаливает. Это такое проникновение в человеческую суть, что мурашки по коже.

  1. Для нас тут он вообще фигура на Самарской Луке в с.Ширяево есть филиал Самарского художественного музея и копия известной картины «Бурлаки на Волге», которую он оказывается тут и писал и в доме крестьянина Алексеева теперь музей небольшой местного крестьянского быта. Так что у нас в деревне еще и культурная жизнь присутствует, пленэры …. ранее биеннале «Между Европой и Азией» проводилась но там больше современные инсталляции

    1. Да, Репин много в Самаре написал и нарисовал. Круто там у вас. Места красивые.
      Я бы тоже писала. Только для себя.
      Вообще, в России столько красивейших мест — не объехать.
      Была в ваших местах десятки лет назад в командировке. Там не развернешься. А вот для удовольствия не пришлось.

      1. Приезжайте ! Да поо красивые места согласна очень много мест в России !👍💖

      2. Надо как то будет собраться. мы уже в разные места поездили — очень нравится. Надо по средней полосе собраться. Волга очень красивая река. и виды там такие родные.

  2. Реализм…Меня привлекает поздняя манера репинского рисунка «игра штрихов с применением растушевки», — противоположная изначальной.
    «Линия делается нервной, ищущей; мастер иногда из целого потока, хаоса линий выделяет одну-две основные, не давая себе особенного труда прорисовать их. Эта вибрация штрихов как бы окутывает формы, связывает их с пространством, с окружающим воздухом» — замечательное описание!

    1. Спасибо. Мне тоже больше нравится поздний. Не зря же Репин совершенствовался — значит, двигался в нужном направлении. Стал мастером.
      Нам вообще последнее время графика нравится больше. Средства выражения лаконичнее, она концентрированнее, а при этом больше простора для воображения. Она и суровее и нежнее одновременно

      1. Суровее и нежнее. И искреннее. Штрихи прямо из души. Душа штрихует — такое впечатление.
        Но Мунк все ещё мне будоражит кровь…))

      2. Да. У Мунка послевкусие и работа души гораздо продолжительнее. Он продолжает работать.
        Хотя почему то именно портрет Тургенева и портрет дочери Веры тоже продолжает что то бередить внутри. Есть в них загадка.

      3. Я тоже всматривалась. Может, из-за имени)) Судя по всему, Репин тоже)) тщательно всматривался в неё, пытаясь заглянуть как можно глубже.
        Это его Мона Вера?..

      4. Такое имя мощное получилось. Интересное лицо у Веры. Это, возможно, свойство всех Вер?

      5. А вот на Тургенева когда смотрю, то Полину Виардо с ним рядом ощущаю. Он с ней. Всегда.

      6. Надо почитать — вроде по памяти Полине Виардо чем то этот портрет не понравился. Может, Тургенев не виделся ей таким умудренным, все уже познавшим?

      7. Слишком он к ней близко был. Так близко — не рассмотреть. А на портрете может увидела то, чего в упор не замечала? Вообще эти отношения выдающиеся. Более сорока лет… кто-то написал: «больше, чем любовь». А я думала, разве что-то больше бывает?

      8. Да их история невероятная. Я такими женщинами, которые могли так держать мужчину, восхищаюсь. Это такая суперженственность, которая была дана единицам.

      9. Думаю, что тут важно ещё встретить такого человека — однолюба. Того, кто способен довольствоваться своей любовью. С ловеласом — не выйдет.

      10. У меня такой слабый опыт по ловеласам. Как то ловеласам я не нравилась, видимо. Я вот читаю Нонины истории и не могу из себе воочию представить — не было. Поэтому не смогу тут предположения строить — а вдруг как раз ловеласа так и можно удержать. У меня другая фишка всю жизнь — страненькие. Если страненький, то обязательно мой😀

      11. Сегодня проснулась с мыслью о Тургеневе (неплохое начало дня!). Подумалось, что ему ее всю не нужно было на самом деле. А как музу, как мечту — не сбывающуюся до конца. И ей тоже он нужен был для восторга и преклонения. В этом ничего дурного, только красота, красота… но секрет истинного притяжения известен только им обоим, если известен.
        А ко мне все больше интроверты, динозавры и рыцари. Подмороженные эмоционально. За солнечным теплом являются))) ох, не надо мне было в детстве Каем и Гердой зачитываться…))) Это хорошая тема, враз не расскажешь.

      12. Надеюсь, что дойдет дело и до этого. Расскажете про Герду и Кая.
        Вот и мне не надо было Достоевским с Гамсуном зачитываться. Надо было все больше на Толстого налегать.

      13. Все равно Толстой он такой основательный, у него все правильно в жизни и стремится он к правильному. И Анна Каренина у него сошла с правильного пути. А Достоевский не стремится к правильному изначально — он стремится к глубинному, к своей сути, которая по определению не может быть правильной. Гамсун также.
        По моему мнению.

      14. Очень хорошо сказано о разнице. Меня напрягает вложенная мораль. Писатели, дайте героям шанс!)) и читателям тоже! дайте самим для себя разобраться. Хотя Каренину люблю. Она из трёх Анн, которые повлияли на выбор имени дочери.
        Однако больше всего люблю недосказанность.

      15. Как раз в Анне Каренине недосказанности у Толстого больше, чем, например, в Войне и мире.
        А какие еще Анны повлияли?

      16. Анна — моя мать. Анна Ахматова. И Анна Каренина. А теперь на свете есть новая Анна, единственная и неповторимая.))❤️
        Должна сказать, что вопрос выбора имени не стоял. Это было ясно всегда, наверное. Мы едва с мужем познакомились студентами, почему-то сразу об именах договорились, хоть и не знали друг друга толком, а уж жениться и в мыслях не было. )) Совпало.

      17. Имя — всегда почему то очень важный вопрос. Мы об имени тоже задолго о рождении дочери договорились. Это несет, видимо, значимую информацию для нас и влияет на последующее формирование человека.

      18. Она, эта Анна, говорит, что рада, что нас родителями выбрала. Наверное, присмотрела себе нас заранее)) а мы, как говорится , «ни сном ни духом». Есть ли он, этот выбор, здесь на земле?))

      19. Может, и нет. Но все всегда об этом заранее говорят. Может тоже себе кандидатуру подбирают…

      20. Обоюдный процесс. Опять это: что раньше, яйцо или курица? Циклично всё…

      21. Временные сдвиги, нелинейность времени… всё туда.

      22. Я во взгляде Тургенева усматриваю принятие. Полное. Своей судьбы. Но мы каждый видим что-то своё. А вы как думаете?

      23. Ощущение, что это как старец Зосима, — всё уже понятно, он не внутри жизни, а со стороны смотрит на нас, примерно как прадед смотрит на своих правнуков. И принятие здесь, конечно, тоже.
        Просто интересно стало какой он человек на самом деле. По произведениям его я не могла бы предположить такого взгляда. Он у меня не ассоциируется с философом. Может, я не права.

      24. Люблю Тургенева. Его восприятие. Особое. Чувственное. Почему-то сейчас пришли на ум слова Анны Ахматовой, дай напишу: «Тихий, тихий и ласки не просит, только тихо глядит на меня, и с улыбкой блаженной выносит страшный бред моего забытья». (За знаки препинания не отвечаю))) Ахматова — моя любимая поэтесса. Теперь, Ольга вы обо мне много знаете: Ахматова, Тургенев, Мунк, сосна…) конечно, это только вершина айсберга)))
        Как насчёт вас?

      25. Да, у Тургенева чувственное. У меня из писателей любимые Достоевский и Гамсун. Первый за психологизм и философию, второй за психологизм и чувственность. про дуб уже писала.
        Художников много. Но, наверно, все таки в настоящее время — Ван Гог. Сейчас мне близок его взгляд на мир. Цвета. эмоции, взгляд. Хотя Мунк поколебал мою уверенность. Но они так похожи по течению жизни, что диву даешься. Так что трудно сейчас остановится на одном.
        Главным поэтом все равно остается Пушкин. Недавно все вместе читали Евгения Онегина — это блеск. Сколько иронии, деталей, образов, мыслей, в которых за легкой формой стоит глубокий смысл. Из современных, наверно, все таки Цветаева. Что-то тянет меня к таким мечущимся. Кстати, ее женская сущность меня очень привлекает. То, что в себе не нахожу — думаю, а вот есть такие женщины, именно женщины.

      26. У меня на первом месте Сент-Экзюпери «Маленький принц», я эту книгу при себе держу и дорогим людям дарю. Родство душ чую! Сколько читаю — столько волнуюсь, непонятно почему. Эта книга меня в прошлом не раз вытягивала из сомнений и тягостных раздумий. )))
        Люблю рассказы. Считаю особым искусством мысль в сжатой форме подать. Для меня мастера рассказа Куприн и Мопассан.
        Булгакова «Мастер и Маргарита» — мое. Очень даже мое. Трудно выбрать некоторых и писать лишь о некоторых.
        Из художников… Раньше были импрессионисты. Специально в музей Орсе рвалась налюбоваться, а мимо Ван Гога и Гогена пробегала не оглядываясь))). Теперь и они. Да ещё Мунк… Эх!))

      27. «Маленький принц» всегда всколыхивает что-то внутри тебя. За что-то цепляет такое зыбкое, за что-то, заставляющее задуматься, за что-то неспокойное, что в тебе есть. Очень всегда щемит сердце, когда читаю или смотрю версии. Как правильно пишете- волнение возбуждает — а почему волнение — сразу и не разберешь.
        Рассказы Куприна читают в школе. Это возраст, когда совершенно невозможно ничего понять в этих рассказах. И только став взрослым начинаешь немного понимать — что же и о чем же в них написано. И мастерски, надо сказать. Мопассан для меня — властелин слова. Такой интуитивный писатель, не мыслитель, но так тонко улавливающий то, что в воздухе носится, что вот здесь и сейчас происходит. улавливает остро и усиливает или приглушает в своих рассказах для того, чтобы высказать суть.
        Да, всех не перечислишь. У Булгакова зачитывалась Мастером и Маргаритой, а сейчас больше интересны его произведения времен революции и гражданской войны.
        Импрессионизм — это детство. В детстве всегда нравятся импрессионисты. Тоже считала необходимым сходить в Орсе, и не жалею. Все календари на год были с иллюстрациями импрессионистов. Когда растешь, то начинаешь понимать более сложное. Предпочтения меняются. Это нормально. Это хорошо, когда они есть и есть их изменчивость — человек растет…

      28. Ольга, как замечательно вы написали!❤️
        Я живу ощущениями и эти ощущения пытаюсь вложить в слова. А у вас эти слова ровно и логично выстраиваются. У меня одно полушарие мозга пошустрее второго. У вас, похоже, относительное равновесие. Если что, это комплимент))
        Куприна в школе -рано. И Каренину. И Мастера и Маргариту. Сказки не разобрали даже…
        И импрессионистов…))

      29. Не хотелось бы выглядеть кукушкой из басни, которая хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку, но по моим представлениям у вас замечательно удается складывать мысли и чувства в слова. Одно древо жизни чего стоит.
        Вот жду, когда по настоящему начну понимать и чувствовать иконопись…

      30. Чего уж тут. Доброе слово и кошке приятно. А мы тут дуб с сосной…кукушка с петухом… ничего, доберёмся и до других прототипов))
        Кстати, Вам что больше нравится: озеро, река, море, океан, айсберг….
        У нас беседа очень даже интересная получается, именно этим различием и в тоже время схожестью восприятия.
        Наше древо жизни — ну прям шедевр комментариев… о древе жизни)))
        Иконопись… наслоение «красок» пишущего и взирающего. Не портретисты, это точно. Не реалисты. Кто они???😱

      31. Если одно выбирать, то, наверно, все таки море. Именно в нем для меня свобода и мятежность, сила и могучесть, оно просто живет и всё… оно ни о чем и ни о ком не думает — просто живет. Почему не океан — не знаю. Но не хочется. Может, слишком велик для меня?
        Меня про иконы сразил один сюжет, уже не помню в каком фильме, девочка-подросток видит как-то старинные иконы (времена революционные) и рассматривает их, долго; а девочка со странностями небольшими (как я люблю) и говорит, что это гениально написано, рассказывает об этом взрослым, а потом оказывается что она художественно одаренный человек. А я в подростковом возрасте иконы вообще не воспринимала. И этот фрагмент оставил во мне такую память, что я до сих пор вижу это как живое. И подумала, что вот бывают же одаренные люди, не боятся, что их не так поймут, предвзятых мнений, говорят что думают и чувствуют. И поняла что если ты одаренный, то видишь шедевр сразу, а если просто человек, то познаешь постепенно, небольшими порциями до тебя доходит.
        У меня так с классической музыкой было. Вот прямо так. Очень постепенно…

      32. Не знаю. Кто как свою одаренность проявляет. Я как-то спросила одного местного мудреца: а может ли так быть, что у человека талант, а он об этом не ведает, может так прожить и не узнать? А он засмеялся и ответил: если талант, то пробьётся, раньше или позже. Я так понимаю это — «охота пуще неволи». Эх, люблю я эти поговорки!
        Меня в своё время поразила и восхитила история жизни моей землячки — художницы Нади Ходасевич (Наде́жда Петро́вна Ходасе́вич-Леже́), статья называлась «Иду в Париж», так вот, эту деревенскую девочку уже в детстве так «пёрло» (прости, Надя!), что она от упрямства стол грызла. И ещё ее пёрло в Париж, с поезда снимали…
        Как говорит моя мама: «своей судьбы конём не объедешь»))
        Живу у моря. Всегда знала, что буду жить у моря. Я им любуюсь и с ним говорю. Хотя говорю и с деревьями, и с птицами, и с камнями… Это у меня от мамы. Она у меня как индианка — не делит мир на живое и неживое. Мне с ней повезло))))
        О написании икон читала и об иконописцах. Как они к этому готовились и приступали. Чистыми. Духовно чистыми. И телесно. Это совершенно иной вид искусства. Мне так это понимается.

      33. Да. Иконопись — это отдельное состояние души и духа. И сейчас этому в религиозных учебных заведениях учат. Я, наверно, сумбурно написала про ту девочку из фильма. Она из невероятной глубинки, никогда до этого живописи не видела — а тут сразу поняла что иконы — это чудо, что это искусство и прекрасное. У меня такого озарения в жизни не было — все очень постепенно. Иконы с удовольствием и благоговением разглядывала всего только лет 5 назад на выставке, правда, пока в этом ничего не понимая. Только чувствуя, что это иное. А до этого они меня не трогали.
        Аналогично с классической музыкой.
        Меня в этой связи удивила история Ярослава с его блога. Интересно про себя молодой человек пишет. Тоже вдруг почувствовал интерес и поперло со страшной силой.
        Мне такие случаи интересны, и ваш тоже, потому что меня так сильно куда то никогда не перло. Все наощупь и постепенно. Пришлю в следующем комменте ссылку на Ярослава — может будет интересно.

      34. Прочла. «…интересно разбираться, понимать и осознавать разные вещи в математике и вне неё.»
        Думаю, математика в Ярослава была заложена, как бомба. Просто в силу обстоятельств та оказалась замедленного действия. Это к прежнему рассуждению, что если талант — то пробьётся. Ну от учителей многое зависит, это да. Но это люди, не «Боги горшки обжигают». Иногда глупые и деспотичные, невротики. Главное, чтоб не садисты моральные, психику детей не травмировали. Но если один «от Бога» попадётся, — спасёт, может не всех, но всё же. Но требовать от всех учителей всего невозможно, ведь наше общество неразвитое, это коллективное бессознательное прихрамывая тащится, а не шагает легким шагом. Родители сами не без изъянов, детей деформируют, а от учителей спрос большой. Я их не защищаю. Нисколько. И не оправдываю. Я о своём опыте писала.
        Учителя тоже чьими-то детьми являются, все это дело рук наших, общих. Но изменив себя, мы сможем немного излечить эту хромоту коллективного бессознательного. Так я это вижу.
        Иконы меня влекли. У меня история об иконах нашего рода. Может, соберусь с духом, напишу. В силу опыта последних лет, общения с некоторыми священниками (с некоторыми подружилась, правда все разных конфессий), также не без влияния моих друзей с атеистическими взглядами, я немного поостыла к иконописи.

      35. Да, я согласна. Неважно почему ему открылось — но просто открылось то, что было в нем.
        А если об учителях, то хочется, конечно, чтобы они помогали открывать, а не наоборот.
        «Но изменив себя, мы сможем немного излечить эту хромоту коллективного бессознательного.» Об этом все время думаю. Никак не могу до конца написать про Жертвоприношение Тарковского — там об этом как раз.
        А иконы — это все равно мудрость и вера прошедших веков, как ни крути. Интересно будет услышать про ваши родовые иконы. у нас нет таких.

      36. Напишу. Нонна подозревает, что я динозавр, поскольку за мемуары взялась (это моя шутливая интерпретация). Почему-то попёрло. Словно все уже позади)))
        Я ответила ей, что судя по всему толчком послужили три последних года моих преобразований. Может, подвожу итоги прошлого периода, как в вечер старого года. )))
        Намоленные иконы сильны.

      37. Каждому занятию свое время. Значит время писать мемуары — почему бы и нет, если есть что вспомнить. систематизировать, осознать, попытаться сделать выводы… Вот Нонна, когда доберется до этого возраста, тогда и посмотрим — что она захочет вытворить. «сюда мы приходим только за опытом, так — как уходим только с тем, чему научились.» — видимо цитата, привел https://celikuspehu.com/2019/05/16/%d1%86%d0%b8%d1%82%d0%b0%d1%82%d0%b0-%d0%ba%d0%b0%d0%ba-%d0%bf%d1%80%d0%b8%d0%bd%d1%8f%d1%82%d1%8c-%d1%81%d0%b8%d1%82%d1%83%d0%b0%d1%86%d0%b8%d1%8e/comment-page-1/#comment-106 блог Цели к успеху, только что привел. Все одно к одному всегда ложится.

      38. Мне нравится мысль, что мы приходим знание пережить на опыте. Это знание есть у нас изначально, но мы его позабыли и вспомнить можем проходя свои жизненные испытания. Мне нравится идея, что мы не учимся, а вспоминаем…

      39. Поэтичная идея о воспоминаниях. Меня только смущает — а если что то не знали в начале, то уже и не узнаем?

      40. Бессознательное все знает. Я об этом)))
        Если вспомним не все в этой жизни, в другой, может, удастся.)

      41. Бессознательное знает… Всего точно не вспомним — мы же люди …🤗

      1. У него есть чему поучиться, но его картины надо смотреть в живую.Тогда эффект будет лучше.

      2. Не то слово. Мы просто были ошеломлены, когда увидели его картины. Репродукции и электронные изображения не передают всех ощущений. Но все таки это дучше, чем не видеть вовсе.

  3. В таких картинах, всегда люблю обращать внимание на выражение лица, нарисованного человека. Это очень тонкая работа и нужно быть действительно ооочень талантливой личностью, чтобы красками передать эмоции!

    1. Думаю. что Репину удавалось это в полной мере. Возможно, как никому другому.

  4. Вот я тоже присоединюсь. Классная статья. И стиль, и стурктура, и общее впечатление. Достойно серьезного журнала. А классиски они на то и классики, чтобы нас потрясать.
    Что то в них должно быть такое, чтоб интерес не угасал десятилетиями и веками.

    1. Спасибо. Рада, что понравилось.
      Так живешь с подсознательным впечатлением, что Репин наше всё. А тут вдруг смотришь и понимаешь — а на самом деле сила и мощь, уже не опираясь на когда-то кем-то сформулированное и заложенное тебе в голову мнение…

Добавить комментарий для exploreITAОтменить ответ

Blog at WordPress.com.

Up ↑

Больше на ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading