Site icon ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

Малоизвестный Репин

Илья Ефимович Репин – русский знаменитый живописец, одна из ключевых фигур русского реализма.

В Третьяковской галерее, в здании на Крымском валу сейчас экспонируется грандиозная выставка творчества художника:

около 170 живописных и более 130 графических работ. На антресольном этаже в разделе «Исследования» представлены результаты работы технологов, реставраторов и искусствоведов. В связи с особыми условиями хранения произведений на бумаге — ограничением освещенности и максимально допустимым сроком экспонирования — залы графики будут доступны для осмотра до середины июня.

Ретроспектива Ильи Репина в Третьяковской галерее открывает серию выставок, посвященных 175- летию со дня рождения художника, которые пройдут в 2019–2020 году в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в Пти-Пале в Париже и в Художественном музее Атенеум в Хельсинки. Этот международный проект призван не только обратить внимание на значение творчества Репина для отечественной культуры, но и подчеркнуть важность наследия мастера для европейского искусства в целом.

 

Мне представляется, что трудно найти россиянина, который не знал бы с детства знаменитых картин художника: «Бурлаки на Волге», «Запорожцы», «Не ждали», «Царевна Софья», «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года», портреты Л.Н. Толстого, И.С. Тергенева, М.П. Мусоргского, Ц.А. Кюи, П.М. Третьякова, императора Николая II и еще огромное количество замечательных портретов.

В интернете много ресурсов с работами Ильи Репина, например:

Илья Репин

Илья Репин#

Пока мы не побывали на выставке, я не очень-то отдавала себе отчет, что Илья Ефимович – это гениальный портретист.

Даже не самые известные работы можно разглядывать бесконечно долго…

И.Е. Репин. Портрет В.Е. Репина. масло. 1867
И.Е. Репин. Нищая (Франция, Вель). масло. 1874
И.Е. Репин. Портрет дочери генерала М.И. Драгомирова Софьи. масло. 1889

А жанровые его работы – это скорее объединенные одним сюжетом наборы очень выразительных портретов, чем просто сцены из жизни.

Не могу не привести изображение «Запорожцев» – вот где что ни фигура, то характернейший портрет, не говоря уже о лысой голове запорожца, выступающей из картины сантиметров на 15…

И.Е. Репин. Запорожцы. масло. 1880 — 1891

Выставка, с нашей точки зрения, чрезмерно масштабная – посмотреть осмысленно все картины, или даже значительную их часть, за один поход на выставку практически нереально – работ художника представлено слишком много, чтобы органы восприятия обычного человека могли охватить этот объем информации.

При этом они производят ошарашивающее впечатление. Все-таки живописные и графические произведения в оригинале – это событие, по силе воздействия равнозначное набегающей на тебя великой штормовой волне.

Мы попытались посерьезнее рассмотреть основные работы Репина.

Портреты производят сильнейшее впечатление. Стоишь, например, перед портретом И.С. Тургенева – как будто перед тобой на кресле сидит живой писатель – лицо мудреца выражает бесконечную грусть и серьезность.

И.Е. Репин. Портрет И.С. Тургенева. масло. 1874

В глазах и лице Тургенева сосредоточена многовековая мудрость его предков: при поисках внутреннего содержания человеческого лица Репин не оставляет без внимания значимых деталей, отдельные морщины, блики, цвет кожи так же для него важны и характерны, как пристальный или задумчивый взгляд глаз, выражающий то или иное душевное состояние человека.

Так как картины знаменитого живописца мы знаем с детства, а его графику толком никогда не видели, то посмотрели на представленные в этой категории работы повнимательнее. Особенно после просмотра графики  Эдварда Мунка .

Стало понятно, что это отдельный пласт творчества художника. И он нас очень заинтересовал.

Выразительность графики мастера нисколько не уступает выразительности живописи.

Верность репинского глаза и репинской руки, как рисовальщика, поистине феноменальна. Он схватывал пропорции в совершенной визуальной правдивости, притом без малейших усилий. Он проводил штрих твердой рукой, почти не прибегая к его стиранию и даже к корректурам. И при всей твердости штрих его гибок, эластичен и мягок, он нежен, когда нужно, но если это необходимо, то он полон силы.

В более ранних рисунках Репина штрих является основным элементом; он одинаково служит для выяснения общих и частных форм. Штрихом художник пользуется в особо ответственных случаях, когда ему желательно возможно тоньше передать формы: например, выражение лица в малом масштабе, какие-нибудь детали одежд, предметов и тому подобное.

И.Е. Репин. Портрет Т.С. Репиной — матери художника. графитный карандаш. 1879
И.Е. Репин Портрет Е.Г. Мамонтовой. графитный карандаш. 1879
И.Е. Репин Портрет мальчика (Матвеев). сепия. 1881
И.Е. Репин. Портрет М.И. Арцыбушевой. графитный карандаш. 1880

В последующие годы манера репинского рисунка становится резко противоположна ранней. Линия и штрих утрачивают здесь свое главенствующее значение и играют лишь служебную роль при нащупывании форм. Линия делается нервной, ищущей; мастер иногда из целого потока, хаоса линий выделяет одну-две основные, не давая себе особенного труда прорисовать их. Эта вибрация штрихов как бы окутывает формы, связывает их с пространством, с окружающим воздухом. Игра штрихов сопровождается обычно применением растушевки, занимающей в этой манере весьма важное и характерное место. Эта манера, лишь слегка намечающаяся в ранние годы, затем приобретает все более господствующее значение.

И.Е. Репин. Портрет Е.Д. Баташевой. уголь, соус. 1891
И.Е. Репин. У лампы (Портрет Н.Б. Нордман). сангина. 1901
И.Е. Репин. Обнаженная (Н.Б. Нордман). сангина. 1901

Этому нисколько не противоречит существование ряда рисунков, где обе эти манеры «комбинированы; такого рода рисунки, пожалуй, еще ярче подчеркивают их органическое различие и то значение, которое сам художник придает разным приемам для осуществления тех или иных своих намерений. Они являются вершиной совершенства его зрелых работ.

Ниже два портрета дочери художника Веры, которую он много раз рисовал и писал с нее картины в разных ее возрастах. Судя по имеющимся материалам, дочь Вера была самой близкой к отцу.

И.Е. Репин. Портрет В.И. Репиной. акварель, графитный карандаш. 1896
И.Е. Репин. Портрет В.И. Репиной. акварель, графитный карандаш. 1896
И.Е. Репин. Боярин Фёдор Никитич Романов. угольный и итальянский карандаши. 1897
И.Е. Репин. Портрет А.П. Боткиной. пастель, уголь, белила. 1901

Репин работал не только своим излюбленным графитным карандашом, а и итальянским, и сангиной, и цветными карандашами, мокрым соусом*, сепией, акварелью.

Итальянским карандашом Репин работал только на ранних этапах своего творчества, но к сангине он не раз прибегает, особенно охотно начиная с 1901 г., к которому относится, например, целая серия его портретов Н. Б. Нордман ( два рисунка выше). Один из лучших образцов техники цветных пастельных карандашей — портрет А. П. Боткиной (рисунок выше).

Пишет ли Репин портрет, делает ли зарисовку в альбом, компонует ли эскиз для картины – всюду первейшей его задачей является выражение человеческих чувствований и страстей. Эта глубокая психологичность произведений И.Е.Репина иногда сама по себе является их содержанием, иногда же помогает уяснению какой-либо идеи.

Реализм работ И.Е. Репина близок пониманию реализма Ф.М. Достоевским. Писатель утверждал: «Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой», что в графике и живописи провозглашал и Илья Репин.

В его творческой манере нет и намека на простое соединение разрозненных приемов рисовальщика, а глубинная самобытность и выразительность образа поддерживается четким следованием академической школе, индивидуальным мастерством и стремлением к точности реалистической трактовки.

Вот и удается мастеру раскрыть суть современной ему России в философии своих графических образов.

 

*Соус в изобразительном искусстве — это материал для рисования в виде толстых коротких круглых жирных палочек-карандашей, обернутых в фольгу или станиолевую бумагу без оправы. Приготовляют соус из каолина, мела и прессованной газовой сажи с добавлением небольшого количества траганта. Он имеет большую красящую силу и дает красивые тона от очень темных до очень светлых, с большим числом тональных градации между ними.
Соус хорошо растворяется. Поэтому им можно работать и кистью (мокрый способ). В рисунке соусом мокрым способом, как и в живописи, применяются остроконечные и плоские кисти из обезжиренного прокаленного волоса или шерсти различных животных — беличьи, барсучьи, колонковые и т.д. Рисунки, исполненные мокрым соусом, отличаются чистым черным цветом, без всякого рыжеватого оттенка итальянских карандашей; они матовые и не нуждаются в фиксировании.
Exit mobile version