Жертвоприношение, Тарковский #2

10 мая 2019 года…

Проживаем вместе с остальными зрителями «Жертвоприношение» Тарковского, прошло уже около двух третей киноленты…

Вдруг поверх фильма объявление тревоги и требование покинуть здание кинотеатра: «Ууу-и, ууу-и, ууу-и…» – уж, не война ли началась?..

Все, как сомнамбулы в замедленной съемке, поднимаются и покидают свои места, выходят из здания кинотеатра…, пытаясь понять – что же происходит…

Кадр18

Муж сказал, что первой его мыслью было: «Во, дают прокатчики – эксперименты оживления любого мероприятия интерактивом не оставляют их в покое и в части просмотра кинокартин – докатились до использования в этих целях пожарной тревоги! Что не сделаешь, чтобы только создать иллюзию опасности не только внутри, но и вовне просматриваемого фильма».

Немудрено, что в наше время и такое может прийти человеку в голову.

 

…После небольшого перерыва нам с мужем и дочерью удалось досмотреть фильм до конца.

В продолжение публикации  Жертвоприношение, Тарковский #1 …

Кадр15

Значение имени главного героя фильма Александр – защитник людей.

После того, как в нереальности сна Александр молит Бога о восстановлении мира на земле, пытается защитить людей от смерти и разрушения, неизбежных во время термоядерной войны, начинается череда событий, которые могут происходить с человеком именно в его воображении, в его внутреннем мире, раздираемом на части смятением и паникой.

Прямо на глазах Александра его жена Аделаида («благоухающая» по значению имени), пережив истерику и считая ненужным в ситуации войны скрывать свои настоящие мысли, выражает другу семьи Виктору сожаление о своем замужестве, характеризуя его как брак с нелюбимым человеком. У Аделаиды, которая может позволить себе благоухать в браке с Александром, вдруг наступает прозрение:

«Я всю жизнь любила одного человека, но замуж вышла за другого. Похоже, я это сделала для того, чтобы остаться независимой. Мы не хотим быть зависимы от кого-то другого. Когда двое любят, то делают они это по-разному. Один из них сильный, а другой слабее. И тот, кто слабее, всегда любит безоглядно, без какого-либо расчёта».

Кадр14

В результате этой сцены возникает стойкое ощущение любовной связи Аделаиды и Виктора (как всегда «победителя» в соответствии со значением имени)… Но Александр как будто этого не замечает.

Отто приходит к Александру с совершенно абсурдным предложением о том, что ему следует возлечь со своей служанкой Марией, чтобы предотвратить начало войны и повернуть время вспять. И Александр, понимая, что это сумасшествие, тем не менее, поддается искушению Отто («владеющий», «господствующий» по значению имени), думая, видимо, как утопающий, хватающийся за соломинку: «А вдруг, действительно, это поможет?» Хотя как раз это предложение Александру по логике реальности следовало не заметить и отмести как нелепицу.

Но, возможно, он следует этому предложению еще и, испытывая тщательно скрываемое от себя самого влечение к Марии, – к её странности, неравнодушию к нему, цельности и исходящему от нее добру.

Кадр13

Не верится, что фантасмагория этой ужасной ночи…

…со странными завихрениями мыслей и чувств, которые возможны, когда человек находится в полной растерянности и терзаем всеми возможными противоречиями…

…с происходящими в доме Марии событиями, когда она, жалея «бедного» Александра, начинает его успокаивать…

…с их близостью (если считать её фактом), больше похожей на сцену жалости к растерянному, потрясённому, испуганному мужчине, который пришел за помощью, на принятие женщиной состояния мужчины, подобного тому, какое возникает у плачущего от страха ребенка…

… со свободно повисающими телами, обнявшимися в пространстве над кроватью, приготовленной для акта любви, – принесенной жертвой…

… что эта ночь закончится.

e4ba04f900505b93858f28e524cceecf--the-sacrifice-infinite

Любовь случилась, но та любовь, о которой Тарковский говорил: «Не познавший опыта любви потерпел самое сокрушительное поражение на этой Земле».

Обретение человеком внутреннего источника любви – одна из главных идей фильма «Жертвоприношение».

 

Поклонение волхвов

Для понимания этого нам необходимо вернуться к началу фильма, к самым первым его кадрам, когда на фоне титров камера показывает полотно Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов». Не просто показывает, а, можно сказать, пристально его рассматривает. Очень пристально, отчего создаётся впечатление, что для режиссёра, для сюжета и для зрителя картина Леонардо имеет значение, причём, немаловажное.

На самом деле так и есть. Ведь на холсте изображена Дева Мария с младенцем Иисусом. А Мария представляет для могущества дьявольских сил самую что ни на есть реальную угрозу. И дело здесь не в непорочном зачатии, а в том, что она родила младенца, которому суждено искупить человеческий грех, обернув сердца людей к свету и любви.

Кадр16Поклонение волхвов_фрагмент

Но даже так привлекательно показанный герой фильма – Александр – предстает перед нами человеком, у которого нет внутренней гармонии, который иногда склонен к разрушительным поступкам, который не может справиться со своими демонами, отражением борьбы с которыми является привидевшаяся ему угроза атомной войны.

Он не смог в течение жизни сохранить живым свое дерево – оно высохло…

Кадр19

По дороге к дому Марии Александр падает с навязанного ему искусителем Отто велосипеда, и поэтому он предстаёт перед Марией с грязными руками. «Разве можно жить с такими грязными руками?» — вопрошает женщина и совершает омовение рук Александру.

kinopoisk.ru

Расположенность и сочувствие Марии Александру делает возможным его искренний рассказ о том, как он намеревался привести в порядок сад, росший вокруг дома его больной матери, которым та так любила любоваться. Полагая, что творит благо, Александр лишь позже, взглянув на содеянное глазами своей матери,  осознал, что же такое он на самом деле сотворил, разрушив естественную красоту мира…

 

Мировая катастрофа отвращена, оживают какие-то тени людей в нереальных пространствах и формах сновидения.

aa472

А в доме, оказывается, как будто ничего и не происходило, и лишь Александр в состоянии измененного сознания довершает свое жертвоприношение, сжигая такой дорогой для него дом…

Кадр5Кадр8Кадр17Кадр9

Наш герой не смог сделать так, чтобы высушенное им дерево жизни вновь зацвело. Но у дерева остался его маленький сын, который в финале фильма принимается поливать сухой ствол, а потом, повторяя услышанные от отца слова, мальчик, к которому возвращается дар речи и который отныне будет говорить, впервые за весь фильм неожиданно спрашивает: «В начале было Слово. Почему, папа?».

Кадр7

Разговоры Александра с малышом натолкнули мальчика на мысли о добре и зле.

Кадр10

Сухое дерево приобретает способность к цветению только тогда, когда душа человека наполняется светом любви и полностью очищается от  чёрных пятен сомнения и соблазна. Возможно ли это в нашем мире?

Малышу ещё только предстоит узнать, что слова слепы и зорко одно лишь сердце.

 

Фильм заканчивается посвящением сыну, в котором Андрей Тарковский не теряет надежды на то, что его сыну удастся то, что не удалось ему самому… с любовью и надеждой…

 «Знаешь, порой я говорю сам себе, что если каждый день, 
в одно и то же время делать одно и то же дело – как ритуал: 
неколебимо, систематически, каждый день, точно в одно и то же время, – 
то мир изменится. 
Что-то в нём изменится – 
иначе и быть не может».

 

 

Икона

В киноленте герой с восхищением и сожалением рассматривает 
подаренный альбом по иконописи: 
«Какая мудрость и духовность, и такая чисто детская невинность. 
Это как молитва. И всё это утрачено! Утрачено! 
Теперь мы уже не умеем молиться».

65 thoughts on “Жертвоприношение, Тарковский #2

Add yours

  1. Интересно как вы все тут разложили. Многослойно. Может, так с вами здесь и до Тарковского дорасту

    1. Спасибо. Но я думаю. что уже давно доросли — со школьных лет сколько времени-то прошло. Просто такие фильмы лучше смотреть в кинотеатре. Мы вроде уже это обсуждали. Нельзя отвлекаться — теряется впечатление.
      Если будет возможность и желание посмотреть, то думаю сами увидите. И еще много всего. о чем не писала, и своего тоже. И истин, возможно, много в нем увидите, кто знает…

      1. Не знаю. Вот до Тостого еще не доросла. И до Чехова тоже.

      2. Толстой большой моралист. Чехов едкий пессимист. Тут не мудрено их не особенно то любить. Я тоже не являюсь безоговорочной поклонницей их творчества.
        Вообще, русские делятся на тех, кто любит Толстого и кто любит Достоевского. И эти группы обычно не пересекаются.

      3. Возможно, и не надо. Хочется использовать время на то, что первой необходимости. Не все для всех….

      4. Это точно! У меня и так драмкружок, кружок по фото)))

      5. Это как у Старого моряка в посте. Не будем спешить — то, что мы делаем это уже много, если мы делаем это каждый день и осознанно

  2. Как славно вы пишете! Нахлынуло… Из самых свежих воспоминаний — накануне Евровидения по Израилю опять запускали ракеты. Опять выли сирены. Опять спускались в бомбоубежище. 20 убитых. Такая вот интерактивность. А через 2 дня после возобновления мира был День Памяти, началу которого всегда предшествует сирена. Напуганные предыдущими событиями, очень многие снова побежали в бомбоубежища.
    Как прозорлив Тарковский! Но одна только любовь не спасает, увы

    1. Ой-ееей… Я правильно поняла — вот сейчас 20 убитых?!! Просто кошмар какой-то!.. Или я что-то не так поняла!
      Любовь делает мир лучше. А спасать — вряд ли его именно что-то может спасать. Достоевский говорил, что красота спасет мир.
      В любом случае светлые чувства и добро делают мир лучше. И в этом смысле спасет. Но и я писала, что вряд ли возможно избавиться от темных побуждений человеку. Тогда это юродивый, старец в пустыни и тп. Т.е. человек, который не может нормально выжить в мире, уходит в свой «домик».
      Все равно баланс между темным и светлым — а как еще?

      1. «светлые чувства и добро делают мир лучше» — однозначно!
        Да, сейчас 20 человек, все — мирные граждане. Разрушены дома. Наши отвечают — бомбят пустые объекты,даже не смешно. Потому что ракеты посылают из школ, больниц, которые нельзя трогать.
        Я один раз попала под ракетный обстрел, когда была на улице и негде было спрятаться. До сих пор с ужасом вспоминаю. Это очень страшно, поверьте

      2. Да, соболезную родным погибших. И это вроде бы в мирное время. Когда соприкасаешься с этим, такой ужас обуревает. Понимаешь этого Александра из фильма — с этим невозможно бороться — с этим страхом и паникой.
        У меня бабушка вспоминала бомбардировки и как она стояла под перекрытиями дверей, а зубы сами стучали так, что потом в 30 лет все выпали…
        Мирного неба в этом случае — это далеко не просто пожелание. Как хотелось бы просто обычной жизни и тишины вокруг.

  3. «Все, как сомнамбулы в замедленной съемке» — замечательное описание, подходящее к проживанию жизни некоторыми, а может и многими. Хотя, это им та кажется замедленной, жизнь прокручивается у сомнамбул в ускоренном темпе.

    1. На самом деле мы , когда выходили, многие позабыли свои вещи в зале, я тоже, потом кинулись обратно за вещами. Люди были не очень в себе. Представляю — какая бы началась паника, если бы, действительно, случилось что то страшное…

      1. Ясно. Прониклись. Вошли и трудно было выйти, вернуться к реалиям…

      2. Да, действие такое психоделическое… завораживает отчасти… такая типичная притча.
        Раньше не задумывалась. Но многие известные режиссеры всю жизнь, создавая много фильмов, на самом деле снимали один… Тарковский тоже. Это развитие того же замысла, что и в предыдущих.
        Я недавно была на встрече с молодой женщиной-режиссером авторского кино. Зимой публикация. Она это четко сказала. Снимаешь о том, что тебя лично очень волнует, не дает покоя. Именно это и будет интересно людям.

      3. Похоже, каждый из нас снимает свой собственный фильм собственной жизни. И блог мы пишем о себе и о том, что волнует. И это отзывается в некоторых.

      4. Да, каждый свой фильм. Но для режиссера это работа. Интересно — каждый и в профессиональной деятельности свой фильм снимает? Наверно да…

      5. Снимем каждый свои драмы, мелодрамы, комедии, трагедии, триллеры…мне вот нравится также мистика и фэнтези…))) Кто-то до ужастиков и боевиков добирается.
        Сами и сценаристы, и режиссеры, и актеры.

      6. А в воспоминаниях потом это прокручиваем. Любимые сцены из наших кинофильмов собственной жизни.

      7. Только сразу в прокат идет — нельзя переснять, перемонтировать… можно только следующую серию снять осознаннее, если получится.

      8. Сериал…
        да, мы ж аматёры-любители. Тарковский — профессионал.

      9. актеры? Некоторые серии насыщенные и длинные, а некоторые короткие. Интересно есть тенденция? Со временем серии укорачиваются или удлиняются?

      10. Со временем жанры смешиваются и сглаживаются, плавно в один фильм выкладываются, неспешный и насыщенный. Возможно, не у всех.

      11. Актеры тоже. Это как во снах мы сами архитекторы своих снов и каждый персонаж является проявленной частью нас.

      12. Ох уж эти сны… иной раз такое приснится — что невозможно поверить какой это частью меня может быть.
        Понятие «архитектор» богатое. Если его применять к разным явлениям, то сразу совершенно по другому можно взглянуть на само явление.

      13. Наблюдаемое зависит от наблюдающего. Закон квантфизики.
        А сны — это Тема. Люблю их смотреть.

      14. Вера, вы еще не писали про сны. Наверно, есть интересные. У меня есть один интересный сон из детства, который я видела не раз. И очень хорошо помню его и свои ощущения.
        А сейчас сны меня не очень радуют, так как обычно заканчиваются какими то неразрешимыми, а иногда катастрофичными, ситуациями, от которых просыпаешься и не можешь потом заснуть…

      15. Ну что ж, раскрутим эту тему, Ольга. Нам не впервой)))
        Только вот как бы оградиться от этой психотерапии, а так по домашнему, по-свойски, истолковать….
        Вообще можно написать о снах как таковых, о видениях во снах…. бывали ж и вещие…
        Поделитесь сном из детства?

      16. Если в нескольких словах, то мы еженедельно ездили с папой в метро от бабушки, где я жила в будни (мне было 6 лет). Наша станция метро была конечная и говорили: поезд дальше не идет — просьба освободить вагоны. И вот едем мы с папой вечером, вагон пустой, мы вдвоем, наша станция, выходим, я оглядываюсь — а у меня упала лента из прически на волосах, я выпускаю папину руку, делаю шаг в вагон, поднимаю ленту, а двери в этот момент закрываются… и дальше сон не может продолжаться, так как у меня ужас.
        Кстати перевертыш этого сна у меня был в жизни с сыном, когда ему было 3 года — только на самом деле

      17. А как вы сами этот сон для себя интерпретируете? У меня появился мысленный образ, если хотите, могу поделиться.
        Этот сон долго продолжался? А сейчас?

      18. Ой, Вера, поделитесь. Не знаю как интерпретировать — много разного. Сон продолжался еще когда лет 30 с небольшим было. Сейчас уже не бывает.

      19. Так, моя интерпретация. Не претендую на истину и никоим образом не хочу быть нечуткой.
        Главное тут: выпускаю папину руку.
        Это о том, как боязно отпустить. Как важна рука. Как необходимо долгожданное присутствие и любовь, тепло и поддержка. Как важно не отвлечься, не упустить, сделав что-то не так, ошибиться- можно утратить. Даже страшно подумать, что будет тогда, без этой руки. ❤️

      20. Не волнуйтесь, дорогая Вера. Вы не можете быть нечуткой.
        Думаю, что вы правы. Очень страшно одной. без руки… Ведь если бы дверь закрылась за нами обоими, то было бы не страшно.
        Вы прямо толкователь снов. Здорово.

      21. Да вы сами истолковали, Ольга. Все с ваших слов. Просто наблюдателю со стороны лучше видно))
        У меня повторяющийся сон был, что я открываю окно своего родного дома и выпрыгиваю. И несусь во всю прыть))) и чувство свободы.

        Интересно, почему не в дверь выхожу? Как вы думаете?

      22. Не знаю. наверно. в дверь все равно что нибудь помешает, надо именно так, чтобы ничто и никто не оставновил

      23. Да, точно.
        Окно — свобода, воздух. Через окно не ходят, через него бегут…
        Может, так покинуть дом легче.
        Пришлось претворить сон в реальность. )))

      24. В переносно-буквальном. Любила я этот свой дом так, что в двери спокойно выйти б не смогла, слишком связь большая с местом была. Но я всегда, сколько себя знаю, знала, что уеду. Зов какой-то был. Ну вот, пришлось прыгать и бежать на этот зов. Не идти по проторённой тропе, а скакать вприпрыжку за своим зовом.
        Хотя меня родители не удерживали, респектировали свободу выбора.
        Я сама от себя прежней ускакала. )))

      25. от себя гораздо сложнее убежать, чем от любых материальных или духовных связей.
        вот это настоящая сила и тяга!

      26. «Охота пуще неволи»))) Звонок внутри — пора идти.
        Если не слушаешь зов — шишки набиваешь, пока расслышишь, пока дойдёт.
        Я слушаю. И следую. Но это нелегкий путь. Зато — не топтание на месте под граблями)))

      27. Я далеко не всегда слышу. А почему под граблями?

      28. ))))))
        Ну как там было — чтоб не наступать несколько раз на одни и те же грабли. 😂

      29. В таком смысле. Это скорее над. Но неважно. На некоторые наступаешь всю жизнь…

      30. В принципе, наверно, я. наконец, повзрослела. научилась жить с самостоятельной ответственностью за сына. Я вышла замуж за моего теперешнего мужа.

      31. Ах вот оно что…))
        Мужчины в вашей жизни. Сын и муж. Вот она, эта рука)))
        Вообщем, судя по всему, ваш муж — это тот самый. Для вас.

      32. пока есть надежда, что — да, тот самый. жизнь покажет

      33. То, что сейчас эта жизнь показывает, это важно. А как там будет, так будет. Ей, этой жизни, лучше видно.

      34. Ольга, так забавно, я сегодня утром как раз дочери рассказывала явь: вчера ехала на електричке, возвращалась домой. Не читала гаджетов, не дремала, не была рассеяна, была здесь и сейчас. Собралась выходить, удивилась, что я одна направляюсь к выходу. Дверь открылась — я зависла на ступенях. Смотрю и не узнаю свою станцию. А посколько я заскочила в электричку в последний момент, я на сей раз ехала в хвосте поезда. Обычно если еду на электричке — сажусь во второй вагон. Думаю, не узнаю, лес кругом, наверное так выглядит моя станция с последнего вагона. Вижу человек идёт по перрону, удаляется. Я кричу: скажите что за станция? Не реагирует. Кричу снова. Он никак не реагируя удаляется. Слышу предупреждение, что двери автоматически закрываются. А я ни туда и ни сюда. Вижу мальчик появился вдалеке. Кричу ему. Он молчит, приближается. Снова и снова спрашиваю. Он наконец услышал меня и ответил что за станция — не моя. Я ныряю внутрь, в тамбур, двери закрываются. В тамбуре, оказывается, я не одна, стоит мужчина ко мне спиной. Он все слышал, но не обернулся, не подсказал. Я развеселилась и сказала его спине: ты подумай, еще чуть-чуть и не на той станции выскочила б. Он не обернулся. Я была а недоумении, меня никто не видит и не слышит и я поступаю как-то неадекватно. Я была словно ёжик в тумане. Из-за этого тумана меня никто не замечал. Со мной такого ещё никогда не было. Словно в другую реальность попала. Решила — наверно перегрелась, полнолуние к прочему всему…

      35. Круто. у нас с сыном собственно аналогичный случай в электричке в каком то смысле случился. Когда как то одни мы а вокруг вдруг никого нет…
        А я теперь так частенько проезжаю в метро по 1-2 остановки, когда еду на работу, увлекаюсь перепиской и ничего вокруг как будто нет…

      36. Это включённость в другую — виртуальную реальность. Хотя если призадуматься, все реальности виртуальные в силу нашего восприятия. Органами чувств обусловленные.
        Я была в полном сознании и в этом весь прикол. И ничего вроде в этой ситуации «такого», ну, подумаешь, глюкануло… но я себя не узнавала и чувство сюрреальности было.

      37. А у нас с сыном было так. Мы ездили на дачу к моим родителям, уже после окончания сезона в сентябре, на электричке.
        возвращались в Москву. станция конечная — проехать невозможно. Электричка обычно стоит долго — пока все выйдут.
        Мы в первом вагоне, народу прилично. у меня большая сумка на колесиках. я сыну говорю — пусть все выйдут, чтобы нам удобней было и мы последние.
        И действительно как то моментально все вышли, а мы как будто одни в электричке остались, и на платформе прямо никого, а бредем к выходу из за тяжелой сумки медленно. Выпускаю сына из электрички, держу за руку, разворачиваюсь в тамбур, чтобы взять сумку, а двери закрываются. Наши руки так и сцеленные, у сына ужас в глазах, рядом никого нет — пустота как будто люди вымерли, хотя это вокзал. У меня в голове проносится — вот электричка едет в депо, Сашка на платформе, наверно, плачет, а дальше уже не могу думать — накатывает паника… поворачиваю голову чуть-чуть и ясно вижу перед собой стоп кран, одна рука свободна, дергаю за него и двери открываются, я выскакиваю, электричка сразу уезжает,
        а вокруг нас тут же появляются люди, снуют по платформе по свои делам…

      38. Ой, какая ситуация!
        Если с повторяющимся сном работать, то советуют продолжение в осознанном сновидении прокрутить. А вы это сделали в реалиях. Хотя где она, это грань…

      39. Сделала уже только в перевертыше. Наверно, чтобы понять, что из любой ситуации есть выход. Все это произошло в секунд 5 — не больше, возможно, даже меньше. Это о нелинейности времени.
        Но у нас вся поездка та на дачу с сыном была как бы нереальной. Мы, когда ехали туда, то в сумке было много еще и продуктов, поэтому она была тяжелая. а погода хорошая. От станции километра 2 — минут 20-25 хода. Мы шли целый час. Медленно, с удовольствием, останавливаясь на каждом шагу — что-то все время отвлекало. Народу совершенно никого, солнце теплое и мягкое светит — так было здорово. И мы не чувствовали, что прошло много времени, совсем. Необыкновенно было.

      40. В одних учениях говорится, что в такие моменты мы перелистываем реальности. Словно переходим в другой класс. Вроде та реальность, да не та. С новыми задачками и приключениями. И указывает на это именно ощущение выпадения времени. А ещё всякие странности.
        Мне нравится эта идея.
        Вы поняли не только то, что в любой ситуации есть выход, вы поняли, что вы сильная и можете не только найти этот выход, но и решительно действуя — решить проблему.
        Перевели себя в другой класс. ))

      41. Прямо почувствовала силу и гордость. Умеете вы окрылять, дорогая Вера.
        А я потом еще много раз пробовала себя и свои возможности. Изучала — что могу и чего не могу.

      42. Важно осознать свою силу. Для того такие ситуации. Лучший опыт))

Добавить комментарий

Blog at WordPress.com.

Up ↑

Больше на ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading