Site icon ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

Файбисович. Отражающий время #1

Когда мы были с дочерью на выставке Ильи Репина, то напротив входа на экспозицию проверенных временем работ мастера увидели вывеску другой выставки «Семен Файбисович. Ретроспектива». Муж нам говорит: «Вот выставка художника, который по настоящий момент живет и здравствует, который жил в разные эпохи, переживаемые нашей страной, и творчество которого не укладывается в рамки ни одного из направлений отечественного искусства последней четверти XX – начала XXI века.

«Ух, ты! – говорит дочка, – хочу посмотреть картины ныне живущего художника, выставленные в Третьяковке».

 

Необходимо отметить, что на родине значимое общественное признание творчества художника пришло к Файбисовичу Семену Натановичу  не так давно. Его поиски новых выразительных приемов не всегда были поддержаны критикой и близкими, что наложило свой след на ощущение самореализованности талантливого живописца и на его отношения с действительностью.

Семен Файбисович. Станция «Сокол». 1985. Из цикла «Московский метрополитен им. Ленина». Холст, масло

Художник вспоминает:

«В данный момент эта картина («Станция Сокол» 1985) висит в Третьяковке, а когда стояла у меня на станке, пришел в гости старенький папа. В тот момент он был военным железнодорожником на пенсии, но всю жизнь при любом случае учил меня то тому, то этому, но в основном живописи. Поинтересовался, чем я занимаюсь, я показал ему эту «советскую икону» (как через пару лет назовет ее Кабаков). Он посмотрел на нее, как всегда скептически, сокрушенно покачал головой и говорит: «Ты бы сходил в Третьяковку, посмотрел, как надо рисовать портреты». На выставке в Третьяковке я повесил портрет своих родителей так, чтоб они смотрели в зал, забитый, можно сказать, портретами — просто «нарисованными» их сыном».

Семен Файбисович. Родители. 1990. Холст, масло
Окончив Московский архитектурный институт в 1972 году, 
Семен Файбисович совмещал деятельность архитектора с занятиями графикой. 
Почувствовав необходимость работы в цвете, самостоятельно обучался живописи. 
Немного позже, взяв в руки фотоаппарат, он начал рассматривать реальность 
через оптику камеры. Это стало отправной точкой его художественного метода: 
образы фиксировались на пленку, а потом «переводились» на монументальные 
холсты, сохраняя сходство с фотографией.

Работы Файбисовича позднесоветского периода завораживают.

Семен Файбисович. Поэт Лев Рубинштейн. 1987. Из цикла «Московский метрополитен им. Ленина». Холст, масло
Семен Файбисович. Станция «Кировская». 1988. Из цикла «Московский метрополитен им. Ленина». Холст, масло
Семен Файбисович. Движение. 1983. Из цикла «Рейсовый автобус». Холст, масло. Водитель автобуса — сам художник
Семен Файбисович. Зимнее солнце. 1986. Из цикла «Подмосковная электричка». Холст, масло

Он – художник-исследователь, художник-новатор – искал и ищет новые пути отображения существующей реальности.

Художественные задачи для Файбисовича всегда затмевают любые другие задачи (гражданские, социальные, политические). Например, его волновала передача на полотне контраста статичной фигуры и уплывающего за окном пейзажа: «наблюдение за наблюдением» (взгляд на героя, смотрящего сквозь стекло на пейзаж), а также передача игры света и рефлексов на металлических, зеркальных или стеклянных поверхностях или отображения эффекта «двойной экспозиции», создающего наложенные прозрачные живописные слои. Он снимал окружающее на слайдпленку, перезаряжал аппарат и снимал на нее же еще раз, принципиально не заботясь о том, что на что и как наложится. Идея возникла после того, как несколько раз накладка произошла по ошибке: ошибка делала картину слоистей, воздушней – и загадочней, абстрактней; слоистость сгущала смыслы и при этом визуально облегчала изображение, сообщая ему одновременно концентрированное, знаковое – и мерцающее, вибрирующее звучание.

Семен Файбисович. Поехали!. 1987. Из цикла «На станции». Холст, масло
Семен Файбисович. Серый день. 1990. Из цикла «Подмосковная электричка». Холст, масло
Семен Файбисович. В соседнем вагоне. 1985. Из цикла «Московский метрополитен им. Ленина». Холст, масло

Работа находится в собрании Третьяковской галереи.

Найденный ход показался Файбисовичу созвучным атмосфере времени, когда советская эпоха на глазах как бы растворялась в воздухе перемен: парадоксальным образом одновременно истончалась, аннигилировалась — и становилась яснее, цельнее по логике того большого, что видится на расстоянии. Почудилась возможность развернуто, символически, концептуально представить «конец эпохи» через призму ее главного ритуального действа…

Этот прием нашел яркое отражение в цикле «Праздничная демонстрация трудящихся».

Семен Файбисович. Последняя демонстрация. 1991 — 1992. Холст, масло. Живописная инсталляция в виде непрерывного изображения на 10 подрамниках (170х240 – 4 шт., 170х250 – 6 шт.). Общий размер 170х2460 см
Семен Файбисович. Люкс. 1987. Из цикла «Праздничная демонстрация». Холст, масло
Семен Файбисович. Добровольные помощники. 1989. Из цикла «Праздничная демонстрация». Холст, масло
Семен Файбисович. Место сбора. 1989. Из цикла «Праздничная демонстрация». Холст, масло

Первым с применением приема «двойной экспозиции» возник цикл «Рейсовый автобус», далее последовали циклы «Московский метрополитен», «На вокзале», «Подмосковная электричка», «На пляже»…

Семен Файбисович. На добрую память. 1987. Из цикла «На пляже». Холст, масло
Семен Файбисович. Очередь за колбасой в день празднования семидесятилетия Октябрьской революции. 1989. Холст, масло
Семен Файбисович. Прощание с академиком Сахаровым. 1991. Холст, масло
Семен Файбисович. Весенняя помойка в соседнем дворе №1 (триптих, часть 1). 1987. Из цикла «На вокзале». Холст, масло
Семен Файбисович. Подружки. 1989. Холст, масло
Семен Файбисович. В тамбуре. 1987. Из цикла «Подмосковная электричка». Холст, масло

Работа находится в собрании Третьяковской галереи.

 

Дальше представлено несколько экспериментов дочери с картинами Файбисовича  — было желание вписаться в них, побыть внутри того времени…

Семен Файбисович. Ожидание. 1989. Из цикла «На вокзале». Холст, масло. Слева дополнила композицию дочка
Семен Файбисович. Ожидание. 1989. Из цикла «На вокзале». Холст, масло. Слева дополнила композицию дочка
Семен Файбисович. Праздник 1986. Холст, масло. Слева дополнила композицию дочка
Семен Файбисович. Праздник 1986. Холст, масло. Слева дополнила композицию дочка
Семен Файбисович. Праздник 1986. Холст, масло

 

Вот как Семен Натанович Файбисович рассказывает про свою работу «Станция Сокол» (прикреплена выше в контексте первого воспоминания Файбисовича в публикации):

«Эта картина из второго моего тематического цикла: «Московский метрополитен имени Ленина». Первая картина, на которой я посмотрел в глаза своему герою. До этого всё были какие-то профили, затылки, а тут я решил изобразить взгляд в глаза зрителю — в упор. И помню свои ощущения: я пишу глаза человека, а он с ненавистью смотрит на меня. И чем дальше я пишу, тем с большей ненавистью он на меня смотрит. Это было очень сильное ощущение – на грани психического расстройства. Дальше привык.

Это было ещё те времена, когда художники друг к другу ходили смотреть новые работы, поскольку особенно больше негде было… Помню, наши общие друзья с  Ильей Кабаковым* —  Эрик Булатов , Лёва Рубинштейн , кто-то еще был — привели его смотреть мои работы. Илья стоял у стены, подперев ее, и молчал. Когда я поставил «Сокол», он оторвался от нее и сказал: «Вот! Наконец я вижу советскую икону». Потом мне Лёва объяснил, что это очень необычная для него реакция. Обычно он, когда  смотрит других художников, страшно их стебает, как сейчас бы сказали.  А тут, похоже, его проняло.

Потом, в течение многих лет после того, как работа была создана и по мере того, как она выставлялась, попадала в какие-то каталоги, мне несколько раз звонили, писали, устно передавали, что это чей-то начальник. Или брат, или, там, сослуживец — все были в этом абсолютно уверены. Такой герой своего времени получался, и тогда я подумал, что нечаянно придумал новый способ создания «обобщённого образа». Существовала такая соцреалистическая теория обобщённого образа, когда рисуешь много-много разных людей, потом их лица как бы обобщаешь и делаешь из них одно — такой плакатный способ, такое превращение частного в общее. А я пошел другим путем – противоположным: берешь совершенно конкретного человека и просто смотришь ему в глаза — внимательно, не отрываясь, и в результате он тоже становится обобщенным образом — все его узнают. Даже немножко загордился.»

Действительно, взгляд героя картины проникает в душу… И проникновение это не из приятных. Хочется оборвать этот взгляд, как в названии другой картины Файбисовича «Чего уставился?».

Семен Файбисович. Чего уставился?. 1990. Из цикла «На вокзале». Холст, масло

 

Начинал Файбисович с обращения к вполне себе материальным объектам нашего мира, исследовал фактуры, свет, цвет…

Семен Файбисович. Нарциссы у зеркала. 1986. Холст, масло
Семен Файбисович. Весенний букет. 1985. Холст, масло
Семен Файбисович. Кухонные фактуры. 1980. Холст, масло
Семен Файбисович. Метаморфозы. 1983. Холст, масло

И согласитесь — тоже проявил себя талантливым и ищущим живописцем.

 

Советское время было «веселое» и даже нам с мужем, жившим в то время, уже с трудом вспоминается советская цензура и «присмотр» соответствующих органов за всем и вся.

Семен Файбисович. Семейный портрет в интерьере. 1982. Диптих. Холст, масло

Художник красочно вспоминает историю своей работы «Семейный портрет в интерьере»:

«Это картина 1982 года (в сортире изображена моя лысина).

Если кто помнит, тогда в кинопрокате была знаменитая картина Висконти с таким русским названием. Она была вся жутко стильная, эстетская, культовая для интеллигенции. И мне захотелось сделать её советскую версию, типа пародию. Ну, или перекличку. Готовился к этому диптиху несколько лет – композицию выстраивал, наброски разные делал, в том числе портрета Хрущёва, который у меня действительно висел в сортире – то ли обкомовского ранга, то ли райкомовского. Делая его наброски, я обнаружил, что нижняя часть лица у него абсолютно не опознаваема — у всех советских руководителей они были одинаковые, и решил этим воспользоваться.

Я тогда выставлялся только на Малой Грузинской**. На очередную выставку я принёс свой диптих. Вдруг звонок с Малой Грузинской от руководителя группы, в которой я некоторое время состоял: «Так, срочно всё бросай и приезжай!». Я приехал — он быстро перешёл на визг: «Вот эти работы немедленно вон! Их никому нельзя показывать! Тут художники ходят, смотрят, и пошли уже слухи! Они тебя все подставляют! Немедленно! Немедля с глаз долой!» — ничего слышать не хотел. В общем, мне ничего не оставалось, я взял диптих подмышки и пошёл на остановку автобуса. Там все начали с очень большим интересом на него смотреть. Тогда, по-моему, уже был Андропов, и все были уверены, что это он — то есть мой расчёт работал. В общем, было большое оживление, которое мне понравилось.

Помню, на платформе какой-то станции метро оказались молодые люди, очень симпатичные (спрятать-то картины я не мог, все их видели – да я уже и не прятал), им это ужасно понравилось, они смеялись, обсуждали. Поезд двинулся и тут с другого конца вагона нетвёрдой походкой двинулся мужик. Подошел, встал рядом и говорит: «У вас на картине в непотребном виде изображен Владимир Ильич Ленин». Спрашиваю: «Где тут Ленин?» «Вот!» – говорит он, – и тычет пальцем в мою лысину. Тут ребята, которые меня по-прежнему окружали, громко расхохотались – просто скорчились от хохота. А мужик настолько растерялся, что весь остаток пути стоял в том же месте, где настигло его фиаско, не произнося больше ни звука.

Как-то меня пригласили участвовать с этим диптихом в однодневной выставке – тогда очень приятно было в так называемых почтовых ящиках (в секретных институтах) устраивать однодневные выставки подпольных художников – такое было время. При этом мне рассказали: когда парторг этого института проводил предварительную цензуру, он подошел к моему произведению, ткнул пальцем в видимую часть генсековского портрета и спросил: «Кто это?». Ему знающие люди говорят: «Хрущёв». Он подумал и говорит: «Волюнтаризм Хрущёва осуждён нашей партией и правительством, и каждый советский человек может думать о нём всё, что угодно, и делать с ним всё, что хочет». Кстати, чуть позже я узнал, что в этом институте тогда работал сын Хрущева.»

Файбисович охарактеризовал свои работы того периода так: «Позднее пришло в голову, что так — на излете советской эпохи — привелось создать ее портрет».

Семен Файбисович. Серый день. 1990. Из цикла «Подмосковная электричка». Холст, масло
* Илья Иосифович Кабаков родился 30 сентября 1933 года в Днепропетровске, УССР, СССР — российский и американский художник, график, автор публичных проектов и инсталляций, теоретик русской культуры, одна из наиболее значительных фигур московского концептуализма, самый «дорогой» из ныне живущих художников России
** Был такой «Горком графиков» в подвале на Малой Грузинской — единственное место, где можно было участвовать в выставках не членам Союза художников; под присмотром КГБ всё происходило, естественно, все это понимали, но ведь вся жизнь в стране шла под тем же присмотром

В следующей публикации расскажу о дальнейшем творчестве Семена Файбисовича.

Exit mobile version