Site icon ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

Девочка, Мама и Демоны. 2016

Режиссер: Сюзанне Остен (Швеция)

Сценарий: Сюзанне Остен и Эрик Удденберг

В ролях: Эстер Куигли, Мария Сундбом, Майя Эмбринк

 

Это цепляющий за душу фильм о сложностях любви детей к родителям и родителей к детям, откровенная история о потребности каждого в доверии, поддержке и любви.

Мать и дочь в фильме играют просто девочка и её мама — Эстер Куигли и актриса Мария Сундбом.

 

Просмотрели эту киноленту вместе с нашими девочками-подростками. Картина не оставила их равнодушными и скорее понравилась, чем нет.

 

Отчасти это автобиографическая история, основанная на книге Сюзанне Остен «Девочка, мама и мусор», которая показывает трудную жизненную ситуацию глазами ребенка.

Девочка Кристина (кратко – Ти) вместе с мамой переезжают в другую квартиру, но их новое жилище начинает стремительно захламляться,.. а в кухонных шкафах вместо еды появляются демоны – представляемые девочкой видения маминой душевной болезни. Мама говорит, что они умеют проходить сквозь стены и закрытые двери, а Ти доверяет словам матери. Ей очень хочется, чтобы демоны поскорее исчезли…

Фильм начинается с того, что главные героини успокаивают зрителей: кинолента будет страшной, и чем дальше, тем страшнее,.. но всё закончится хорошо… если, конечно, можно считать, что травма, нанесенная ребенку проживанием один на один с психически неуравновешенной матерью, не отразится непоправимым образом на его дальнейшей судьбе…

 

Создателям фильма вполне удалось представить картину мира, в которой события и их интерпретация предлагаются зрителю такими, какими их видит Ти.

Мне было бесконечно жалко эту маленькую девочку, которая разрывается между чувством любви к своей психически нездоровой матери и желанием вписаться в ту жизнь, которую ведут ее ровесники и другие герои киноленты. В этом состоянии душевного разлада девочка находится целый год.

Удивительно, что за это время она не теряет надежды, продолжает милосердно, трогательно и доверительно относиться к матери, пытается искать пути выхода из этого ужаса… Хотя в возрасте 7-8 лет дети еще с невероятной животной силой любят своих родителей, любят такими, какие они есть. Тем не менее, демонстрируемый в фильме пример толерантного отношения девочки к маме на фоне неприятия этого состояния женщины другими людьми вызывает восхищение. Откуда в крохотном сердце столь немалые душевные силы? Нам всем крайне не хватает такого принятия в современной жесткой и агрессивной среде ежедневной борьбы за свое место под солнцем.

В фильме выстроена своя эстетика: необыкновенно красивая заваленная мусором квартира, голливудские образы матери и демонов, ангелоподобная девочка с испачканными щеками, в помятом и несвежем платье, ванная комната, как будто украшенная увядшими ветками и страшными масками… Эстетика очаровательного, прелестного запустения и седьмого розового уровня рая, где всё прекрасно…

Захочется ли нам предпочесть живописному, изящному, элегантному миру душевной болезни такую простую и не очень-то красивую реальность недовольных соседей, неприятных одноклассников, всепонимающей, но не очень по-женски привлекательной, учительницы со своим мужем и ребенком, бабушки Ти, отторгающей свою «неправильную» дочь, сотрудницы-полицейского, вроде бы правильно не желающей помогать тёте Ти отыскать свою племянницу…

 

Мир нашей, не очень привлекательной действительности вряд ли способствует желанию кинуться в его объятия. А приходится выныривать из красивой, но опасной «сказки» душевной болезни, выбираться, выкарабкиваться, цепляться за любые выступы, использовать любую помощь и поддержку, не отвергая попытки близких дать почувствовать вкус этой жизни, ее притягательность и неповторимость, ее неотразимость в своих противоречиях и ее порядок в суровом беспорядке и хаосе…

Неплохо было бы увидеть в течение фильма развитие образов главных героинь. Но этого, к сожалению, не происходит. Картинка фильма трагичная, сложная, опасная, но статичная. Разрешение ситуации приходит извне, как и положено в случаях душевной болезни. Терапия и избавление от артефактов безумия довершает формирование у зрителя образа надежды и возрождения к новой жизни…

Надо ли смотреть такие фильмы с детьми? Почему бы и нет?

В моем понимании они могут дать детям почувствовать то, что взрослые – тоже люди со своими слабостями, недостатками, болезнями и страхами. Родители не всегда могут этому противостоять – и ни родители, ни дети в этом не виноваты.

А выходы из кризиса надо, в меру сил, всегда искать вместе, не боясь использовать любые возможности и пробовать любые пути разрешения сложных ситуаций

То, что не убивает нас – делает нас сильнее…

 

Вот что говорят создатели кинокартины: «Для нас важно рассматривать ребенка как отдельный субъект, личность. В нашей работе всегда есть детская перспектива, вне зависимости от того, к какому возрасту обращено само повествование. Возможно ли комбинировать взгляд на экзистенциальное состояние ребенка с позиции власти с пониманием того, что ребенок – это всегда самостоятельная личность?»

Так умно и абстрактно. А на деле просто еще одно напоминание нам – что бы мы ни делали, никогда  не надо забывать о том, что дети – это уже сложившиеся личности, решения и поступки которых требуют уважения. И общаться с детьми надо так же, как с любыми другими людьми. Вот и всё.

 

Важной частью миссии Сюзанне Остен, как кинопосла Шведского института, стало продвижение идеи о приближенном к реальности, «реалистичном» кино – в противовес «нереалистичным» развлекательным фильмам. Сразу вспоминается Ролан Быков с его «Чучелом».

Но вот что настораживает в этом фильме. Почему-то все мало-мальски активные действующие лица – женщины. А занимающие активную жизненную позицию герои мужского пола – это демоны, остальные – на периферии сюжета.

Уж вольно или невольно, но Сюзанне Остен таким образом отражает свое представление о гармоничном окружающем мире – мире без мужчин, этого сосредоточения зла (?). Как только демоны изгнаны, то наступает спокойствие и мир в душе главных героинь картины.

Если проецировать такое видение гармонии Сюзанне Остен на автобиографичность ее произведения, то приходится признать, что детская душевная травма не прошла даром, а ее активное участие в феминистском движении имеет под собой те же корни.

Вот вам и счастливый конец истории…

Что же попытки женщины реализовать себя в мире, где доминирующую роль играют мужчины, заранее обречены на провал?

Так может нет уже никакой доминирующей роли мужчин в обществе, а это просто демоны внутреннего мира режиссера фильма?

Кто знает?

 

Фильм, предоставленный Посольством Швеции в Москве, мы просмотрели и обсудили в Музее кино на ВДНХ  в рамках мероприятия киноклуба «Дрейфующая Скандинавия».

Куратор киноклуба – киновед, исследователь кинематографа Северных стран Кристина Иванникова.

Exit mobile version