Режиссер: Сюзанне Остен (Швеция)
Сценарий: Сюзанне Остен и Эрик Удденберг
В ролях: Эстер Куигли, Мария Сундбом, Майя Эмбринк
Это цепляющий за душу фильм о сложностях любви детей к родителям и родителей к детям, откровенная история о потребности каждого в доверии, поддержке и любви.
Мать и дочь в фильме играют просто девочка и её мама — Эстер Куигли и актриса Мария Сундбом.
Просмотрели эту киноленту вместе с нашими девочками-подростками. Картина не оставила их равнодушными и скорее понравилась, чем нет.
Отчасти это автобиографическая история, основанная на книге Сюзанне Остен «Девочка, мама и мусор», которая показывает трудную жизненную ситуацию глазами ребенка.
Девочка Кристина (кратко – Ти) вместе с мамой переезжают в другую квартиру, но их новое жилище начинает стремительно захламляться,.. а в кухонных шкафах вместо еды появляются демоны – представляемые девочкой видения маминой душевной болезни. Мама говорит, что они умеют проходить сквозь стены и закрытые двери, а Ти доверяет словам матери. Ей очень хочется, чтобы демоны поскорее исчезли…
Фильм начинается с того, что главные героини успокаивают зрителей: кинолента будет страшной, и чем дальше, тем страшнее,.. но всё закончится хорошо… если, конечно, можно считать, что травма, нанесенная ребенку проживанием один на один с психически неуравновешенной матерью, не отразится непоправимым образом на его дальнейшей судьбе…
Создателям фильма вполне удалось представить картину мира, в которой события и их интерпретация предлагаются зрителю такими, какими их видит Ти.
Мне было бесконечно жалко эту маленькую девочку, которая разрывается между чувством любви к своей психически нездоровой матери и желанием вписаться в ту жизнь, которую ведут ее ровесники и другие герои киноленты. В этом состоянии душевного разлада девочка находится целый год.
Удивительно, что за это время она не теряет надежды, продолжает милосердно, трогательно и доверительно относиться к матери, пытается искать пути выхода из этого ужаса… Хотя в возрасте 7-8 лет дети еще с невероятной животной силой любят своих родителей, любят такими, какие они есть. Тем не менее, демонстрируемый в фильме пример толерантного отношения девочки к маме на фоне неприятия этого состояния женщины другими людьми вызывает восхищение. Откуда в крохотном сердце столь немалые душевные силы? Нам всем крайне не хватает такого принятия в современной жесткой и агрессивной среде ежедневной борьбы за свое место под солнцем.
В фильме выстроена своя эстетика: необыкновенно красивая заваленная мусором квартира, голливудские образы матери и демонов, ангелоподобная девочка с испачканными щеками, в помятом и несвежем платье, ванная комната, как будто украшенная увядшими ветками и страшными масками… Эстетика очаровательного, прелестного запустения и седьмого розового уровня рая, где всё прекрасно…
Захочется ли нам предпочесть живописному, изящному, элегантному миру душевной болезни такую простую и не очень-то красивую реальность недовольных соседей, неприятных одноклассников, всепонимающей, но не очень по-женски привлекательной, учительницы со своим мужем и ребенком, бабушки Ти, отторгающей свою «неправильную» дочь, сотрудницы-полицейского, вроде бы правильно не желающей помогать тёте Ти отыскать свою племянницу…
Мир нашей, не очень привлекательной действительности вряд ли способствует желанию кинуться в его объятия. А приходится выныривать из красивой, но опасной «сказки» душевной болезни, выбираться, выкарабкиваться, цепляться за любые выступы, использовать любую помощь и поддержку, не отвергая попытки близких дать почувствовать вкус этой жизни, ее притягательность и неповторимость, ее неотразимость в своих противоречиях и ее порядок в суровом беспорядке и хаосе…
Неплохо было бы увидеть в течение фильма развитие образов главных героинь. Но этого, к сожалению, не происходит. Картинка фильма трагичная, сложная, опасная, но статичная. Разрешение ситуации приходит извне, как и положено в случаях душевной болезни. Терапия и избавление от артефактов безумия довершает формирование у зрителя образа надежды и возрождения к новой жизни…
Надо ли смотреть такие фильмы с детьми? Почему бы и нет?
В моем понимании они могут дать детям почувствовать то, что взрослые – тоже люди со своими слабостями, недостатками, болезнями и страхами. Родители не всегда могут этому противостоять – и ни родители, ни дети в этом не виноваты.
А выходы из кризиса надо, в меру сил, всегда искать вместе, не боясь использовать любые возможности и пробовать любые пути разрешения сложных ситуаций
То, что не убивает нас – делает нас сильнее…
Вот что говорят создатели кинокартины: «Для нас важно рассматривать ребенка как отдельный субъект, личность. В нашей работе всегда есть детская перспектива, вне зависимости от того, к какому возрасту обращено само повествование. Возможно ли комбинировать взгляд на экзистенциальное состояние ребенка с позиции власти с пониманием того, что ребенок – это всегда самостоятельная личность?»
Так умно и абстрактно. А на деле просто еще одно напоминание нам – что бы мы ни делали, никогда не надо забывать о том, что дети – это уже сложившиеся личности, решения и поступки которых требуют уважения. И общаться с детьми надо так же, как с любыми другими людьми. Вот и всё.
Важной частью миссии Сюзанне Остен, как кинопосла Шведского института, стало продвижение идеи о приближенном к реальности, «реалистичном» кино – в противовес «нереалистичным» развлекательным фильмам. Сразу вспоминается Ролан Быков с его «Чучелом».
Но вот что настораживает в этом фильме. Почему-то все мало-мальски активные действующие лица – женщины. А занимающие активную жизненную позицию герои мужского пола – это демоны, остальные – на периферии сюжета.
Уж вольно или невольно, но Сюзанне Остен таким образом отражает свое представление о гармоничном окружающем мире – мире без мужчин, этого сосредоточения зла (?). Как только демоны изгнаны, то наступает спокойствие и мир в душе главных героинь картины.
Если проецировать такое видение гармонии Сюзанне Остен на автобиографичность ее произведения, то приходится признать, что детская душевная травма не прошла даром, а ее активное участие в феминистском движении имеет под собой те же корни.
Вот вам и счастливый конец истории…
Что же попытки женщины реализовать себя в мире, где доминирующую роль играют мужчины, заранее обречены на провал?
Так может нет уже никакой доминирующей роли мужчин в обществе, а это просто демоны внутреннего мира режиссера фильма?
Кто знает?
Фильм, предоставленный Посольством Швеции в Москве, мы просмотрели и обсудили в Музее кино на ВДНХ в рамках мероприятия киноклуба «Дрейфующая Скандинавия».
Куратор киноклуба – киновед, исследователь кинематографа Северных стран Кристина Иванникова.
«Но вот что настораживает в этом фильме. Почему-то все мало-мальски активные действующие лица – женщины. А занимающие активную жизненную позицию герои мужского пола – это демоны, остальные – на периферии сюжета.»
Наверное, потому что Швеция))
Не потому, что так там все происходит, а потому, что можно об етом открыто сказать.
Про демонов и мужчин — интересная мысль. Я задумалась))
Но как пишет мой директор школы в своих книжках, ето все божественное и дьявольское — ето лишь вариации одной и той же сущности. Как в песне «ты и ангел, ты и бес…» Не надо етого пугаться, я думаю…
Да вроде не пугаюсь. Просто для меня гармоничный мир — это мир, включающий и мужчин и женщин. И если я затеюсь говорить о гармонии, то мне не придет в голову взять и рассмотреть только женскую половину человечества.
Я не знаю как в Швеции, но думаю, что тоже вряд ли так четко мир делится на мужчин и женщин. И на мужчин, которые не дают женщинам реализоваться и жить спокойно. Все-таки в этом взгляде на мир, по моему, очень много личного.
Кстати эта Сюзанне Остин всю жизнь конфликтовала с Бергманом. а сейчас снимает фильм по его сценарию, который он не использовал при жизни. И там опять женская героиня: «В сценарии говорится о женщине, которая исследует свою сексуальность, она обнаруживает, завоевывает и использует. Это не ”мило”, это другая сторона романтической любви без всякой сложной, составной сексуальности, которую тогда как раз начали обсуждать. » Сценарий 1969 года — тогда это было особенно актуально. https://inosmi.ru/culture/20161029/238108222.html
Да, в Швеции говорят более откровенно на те темы, на которые не принято так открыто говорить, например, в России. Но это не значит, что мир именно такой, как его представляет Сюзанне Остин. Но она заставляет об этом задуматься.
«Все-таки в этом взгляде на мир, по моему, очень много личного.» — да!
«Но это не значит, что мир именно такой, как его представляет Сюзанне Остин. » — еще раз да!
Она вот ету сущность увидела и ее продавливает. Частный случай из миллиарда возможностей.
Цепляет откровенность, с которой эта история рассказывается…
Вы столько смотрите скандинавских фильмов. Пора и мне начинать))
Как то так само складывается. Такие менее эмоциональные внешне люди, мимика такая более сдержанная, мировоззрение своеобразное… Интересно.
Да, поэтому когда открываются, там таки ангелы и демоны🙈🙄😊
Этим и интересны💕
Глубины внутреннего мира… Этакие бездны. Побарахтаешься, выплывешь… и вроде что-то для себя уяснишь.
Точно! Красиво сказали, образно!
🏊🏻♀️🧗🏻♀️
«Сразу вспоминается Ролан Быков с его «Чучелом»» — вот и у меня с первых строк прочтения возникла такая ассоциация. Но это был реальный мир с реальными перекосами!
Мир, населенный демонами (мужчинами) — на мой взгляд, это слишком однобокий подход к жизни. Не приемлю махрового феминизма. И очень хочу верить, что прекрасная девочка вырастет безо всякой демонизации в своих представлениях
Четко и грамотно сформулировали. Именно так. Не хочется демонизации жизни. Все-таки действительность не такая страшная, как представляется создателям фильма.
Прочла аннотацию. Откликнулось: дети — самостоятельные личности. Да. Нет на первых планах мужчин. Задвинуты. Таково чьё-то проецирование своего видения реальности.
Полагаю, люди склонны искать своих внутренних демонов снаружи. Когда-то мужчины охотились за ведьмами, теперь эти ведьмы перевоплотились и квитаются с этими мужами. Все равно как, сражаясь или отрицая. Пока мы делим это своё видение на черное и белое и пытаемся одно от другого отделить — не видать нам целостно и до гармонии как до Луны. Или до Солнца))
Я также чувствую. Такая очень суровая, нетерпимая и непримиримая женщина — режиссер фильма. Борец за права женщин. И уже вроде бы и не с кем бороться… а она всё равно борется. И пытается этим посылом задавать общее направление жизни. Это печально.
А сама талантливая женщина. Фильм сделан очень неплохо. Ее бы энергию да в мирных целях.
Это да, хорошо бы в мирных целях. Но борец не может жить без борьбы, а при любой борьбе жертвы неизбежны.
Мирный Путь длинный, пока это сознание изменится…
Однако, надо признать, именно благодаря таким воительницам мы (женщины) имеем права, а не только обязанности))
Да, молодцы. Но борьба затягивает. Потом очень сложно, а иногда и невозможно остановиться. И ищут врагов там, где их нет.
Такое же чувство испытываю, когда смотрю определенного содержания послевоенные фильмы. Возникает полное ощущение, что борются с тенями прошлого, которого уже нет.
Как раз понятно, что трудно измениться. Это бывает на излете всех режимов и кампаний по борьбе с чем то или кем то.
Именно. Борьба тоже может стать наркоманией.
Перестроиться надо и получать адреналин не от опасности, а от радости. Поиски внешнего врага отдаляют от понимания себя.
Но если уж борьба — то мне близка по духу философия Махатмы Ганди — ненасильственное сопротивление.
У меня было в детстве определенное количество родительских установок про то, что будет трудно. И совсем не было про то, что это будет радостно. Поэтому я изнутри понимаю, что значит быть запрограммированной на борьбу. От этого очень трудно избавиться и перенастроиться.
Махатма Ганди — это целый мир. Помню когда то давно фильм о нем что то перевернул в душе. Сложно, но возможно.
Я когда-то выписала для себя родительские установки, поговорки, которые были в ходу. В основном все было ок. Но некоторые мне не подходили, я их заменила на свои.
А с этой борьбой не так уж сложно, достаточно понять, что места под солнцем хватает всем. Что для того, чтобы чего-то достигнуть или получить, не нужно у кого-то это отнимать или это место освобождать.
Некоторые люди на вопрос: как жизнь?, отвечают: борюсь. Это вредная установка. Много сил на эту борьбу уходит. Вместо созидания своей жизни.
🧘♂️😌