Site icon ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

Диалог художников. Репин и Файбисович

Ретроспектива Файбисовича проходит одновременно с масштабной выставкой Ильи Репина. На вопрос: «Как вы себя чувствуете по этому поводу?» –  Файбисович признаётся, что первая реакция у него была панической.

«…перекличка художников через 100 лет: Ларионов — Кабаков, Репин — Файбисович… На словах звучит интригующе и лестно, просто у нас несопоставимые весовые категории. Репин — это ведь как Чайковский, как Пушкин. Номер один в русской культуре. А с номером один стрёмно на одной доске оказаться», – откровенно высказывается Семен Натанович, выступающий отчасти преемником русского критического реализма.

 

При этом, Илью Репина интересовала жизнь во всех ее проявлениях: личность человека, драма жизни, дух истории. Внимание художника Семёна Файбисовича обращено к обычным людям, нашим современникам. Для него важным является поиск ответа на вопрос: что и как мы видим в окружающем мире?

Илья Репин. Портрет баронессы В.И. Икскуль фон Гильденбандт. 1889
Семён Файбисович. Пассажирка, из цикла «Рейсовый автобус». 1984

 

Репин заодно с моделями своих картин, он находится с ними в одном пространстве, он пропускает через свое сердце их радости и печали, их достоинства и недостатки, их красоту и неприглядность и выносит на суд зрителя целостное изображение, освещенное любовью. И ecли Репин стал родным и важнейшим художником многомиллионного зрителя, то именно потому, что его живопись была осердечена. Емy нужно было увлечься сюжетом  — тем, что он пишет, и тогда приходило к нему вдохновенное — «кaк».

Именно тогда, когда его любовь художника-реалиста к формам и краскам зримого мира сочеталась у него с живым, душевным восприятием человека или с социально насыщенной темой, именно тогда удавалось ему создать свои величайшие произведения искусства.

Репин творил из точки принятия реальности в России.

Илья Репин. Л.Н. Толстой босой. 1901
Илья Репин. Портрет А.Г. Рубинштейна. 1887
Илья Репин. Портрет В.И. Репиной. 1886
Илья Репин. Украинка. 1875
Илья Репин. Богомолки-странницы, этюд. 1878

Файбисович, напротив, творил из точки непринятия советской действительности, ощущая в себе все растущее недовольство окружающей (социальной) реальностью и нежелание участвовать в ее созидании. Он хотел передать свои ощущения от окружающего мира — и попутно прояснить свои с ним все более напряженные и неоднозначные отношения: понять, кто он, где он и что вокруг него.

Это был взгляд на происходящее со стороны, взгляд человека, дистанцировавшегося от существующих реалий, взирающих на них с высоты своего неприятия и потому могущий увидеть то, что не смог бы понять ангажированный художник.

Реалии в стране менялись, а взгляд Файбисовича, как стороннего непредвзятого наблюдателя, оставался. Это и есть особенность его творчества – смотреть на жизнь и изображать ее извне, критично вглядываясь в лица, позы, дома, улицы, поезда, машины, свет и сумерки…, исследуя особенности нашего зрения, непрерывно экспериментируя и наблюдая людей и явления природы в их естественном состоянии, не искажая, но и не приукрашивая.

Семён Файбисович. Безысходность, из цикла «Казанский В». 2013
Семён Файбисович. Любопытные, из цикла «Собачья жизнь». 2011
Семен Файбисович. Россиянин. 1991. Холст, масло
Семен Файбисович. Станция «Сокол». 1985. Из цикла «Московский метрополитен им. Ленина». Холст, масло

 

При этом оба, как талантливые мастера и настоящие художники создали в своем творчестве портрет своего времени.

У Репина это портрет России, воплощенный в изображениях выдающихся личностей государства. С одной стороны, это портреты знаменитых писателей, композиторов, царедворцев, государственных деятелей, просветителей и людей искусства. С другой стороны, это обобщенные образы человека того времени, вобравшие в себя наиболее типические черты лиц той эпохи, выписанные на знаменитых жанровых и исторических полотнах художника, в портретах которых подмечены как глубины русской души и возможности всеобъемлющей любви, так и отражения всяческих пороков и изъянов общества. У Репина эти качества людей чаще всего выявляются в сложных и острых сюжетах его работ, в минуты особенного напряжения момента и яркого проявления человеческих характеров, либо на портретах, где художнику удается отразить бездны внутреннего мира человека, проникая в самую его суть.

Илья Репин. Портрет М.П. Мусоргского. 1881
Илья Репин. Портрет П.М. Третьякова. 1883
Илья Репин. Портрет Л.Н. Толстого. 1887

Файбисович же предпочитает изображать случайно увиденных людей, обывателей, спешащих на работу, ожидающих транспорта, сидящих во дворе у подъезда, едущих в автобусе – таких обычных и не поставленных в ситуации выбора, принятия решения, активных действий. Вот они тут, рядом с нами, просто живут в нашем городе или в нашем доме, идут рядом по улице, едут в метро, сидят на скамейке или моются в ванной. Это попытки понять время в его обыденности, негероичности, обыкновенности, близости к зрителю. Эти люди просто созерцают современную им жизнь, а художник наблюдает за этим созерцанием и изображает на своих полотнах возникающие у людей эмоции, чувства, мысли. И таким образом тоже получается портрет эпохи, только со стороны текущих жизненных ситуаций, лишенных стрессовых эмоций и чувств, но интересных своей приближенностью к повседневной жизни населения страны.

Семён Файбисович. Листопад, из цикла «Мой двор». 2012
Семён Файбисович. Поиски ключа, из цикла «Мой двор». 2012
Семён Файбисович. Тапочки. 1993

 

Эта разница ощущается и в картинах художников, назначенных в этих ретроспективах главными, «Торжественное заседание Государственного совета» Репина (400 х 877 см, коллективный портрет с 81 фигурой) и «Последняя демонстрация» (1991–1992) – 24 метра в длину, будто коллаж из выцветших, наплывающих друг на друга слайдов с шествием колонн трудящихся, разогнанный на холсте до циклопических размеров.

На «Торжественном заседании Государственного совета» представлен момент окончания Николаем II чтения юбилейной грамоты и начала награждения членов совета памятными медалями.

Илья Репин. Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения. 1901 — 1903

Все члены учрежденного Александром I Государственного Совета присутствуют в Круглом зале Мариинского дворца. На центральном месте – Николай II и представители императорского дома, занимающие важнейшие посты в государстве. Справа от царя – его младший брат, в то время наследник престола цесаревич Михаил, слева – великий князь Михаил Николаевич (брат Александра II). Поблизости от царской семьи – председатель Комитета министров И.Н. Дурново, министр иностранных дел В.Н. Ламздорф, оберпрокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев и другие: всего на картине 81 человек – члены императорской семьи и высокопоставленные государственные сановники. Впечатляющий коллективный портрет элиты России.

Будучи крупнейшим художественным произведением эпохи, картина стала и её историческим документом. Репину удалось убедительно построить большое живописное изображение и добиться гармоничного цветового решения полотна, отразив мощь и величие Российской Империи.

Илья Репин. Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения. 1901 — 1903

 

На «Последней демонстрации» передана Файбисовичем (с помощью приема «двойной экспозиции») сразу и непрерывность, «текучесть» самой процессии праздничной советской демонстрации, на которой обычные люди являются объектами ритуального действа, и процесс постепенного распада породившей ее жизни за счет прозрачности и наложения фигур участников движения, а еще и расставание с собственным прошлым. Такое художнику привиделось шествие в небытие: по мере собственного движения оно расслаивается и постепенно испаряется:  живопись начинает местами пропадать, обнажая подготовительный рисунок, потом изобразительный ряд вовсе обрывается, появляется фрагмент засвеченного конца пленки, а под конец обрывается и сам холст…

Масштабная живописная инсталляция в виде непрерывного изображения на 10 подрамниках, родившаяся в перестройку, когда советские демонстрации еще шли, но уже возникло ощущение, что их дни сочтены…

Семен Файбисович. Последняя демонстрация. 1991 — 1992. Холст, масло. Живописная инсталляция в виде непрерывного изображения на 10 подрамниках (170х240 – 4 шт., 170х250 – 6 шт.). Общий размер 170х2460 см

На этой композиции изображены не государственные деятели на трибуне Мавзолея Ленина, не Президиум N-го съезда КПСС, а простые жители города, которые участвуют в этом действии с непонятными для себя и несформулированными целями, двигаясь по инерции, запущенной спусковым механизмом Октябрьской революции… Но в недрах этой массы людей уже зарождается новое, неосознанное чувство – они делают что-то не то? и предчувствие перемен, отражающееся в их неуверенных взглядах…

И каким это ни покажется парадоксальным, но эта композиция отражает как слабость и отсутствие ясной воли народа, так силу и дух России, которые пока дремлют в этих расплывающихся изображениях, не сконцентрированных еще для осуществления изменений… но ведь конец старого – это всегда начало нового…

Семен Файбисович. Последняя демонстрация. 1991 — 1992. Холст, масло. Живописная инсталляция в виде непрерывного изображения на 10 подрамниках (170х240 – 4 шт., 170х250 – 6 шт.). Общий размер 170х2460 см

 

А так видел Репин выступление русского народа против власти…

Илья Репин. Манифестация 17 октября 1905 года. 1906

Во многих картинах Репина есть внутренние вихри. Чем сложнее устроены композиции картин, тем быстрее и отчётливее заводятся в них свои вихри, своя особая жизнь вне реализма. Возможно, именно это позволяет многим называть Репина «русским импрессионистом». Как будто, постепенно развивая скорость, Илья Ефимович переходит от точного воспроизведения натуры к живописной дрожи, зарождению живописной непрерывности, активно работающей на движение внутри картин. Особенно ощутимы такие вихри в многофигурных холстах, в изображении природы.

Илья Репин. Летний пейзаж (В.А. Репина на мостике в Абрамцево). 1879
Илья Репин. Летний пейзаж в Курской губернии, этюд. 1876

Важно и то, что Репин прошёлся через направления живописи, присущие разным временам, с легкой походкой и «естественным дыханием» человека, принимающего всё новое как единственно возможный исход и продолжение развития.

Он достигал точности правильным перераспределением общеизвестных истин и множества незначительных деталей, делая их исключительно своими индивидуальными средствами производства. Изменчивый, при этом, он не терял того, что можно обозначить как «стержень», то есть, «стоял на своём», индивидуальности не терял, приспосабливался, а не перерождался.

«Фотофиксация» реальности Файбисовича также зачастую пленяет и обволакивает, привлекая внимание зрителя. Вот как художник сам говорит об этом: «…Ездил, ездил (по городу), и вдруг в этой тотальной унылости и тоске, в вечных давках и сварах в салоне что-то почудилось — что-то «такое». В общем, возбудился и взял в руки старенький  «Зенит В», чтобы собрать фактуры: не наброски же было делать в тряске и толчее, где все к тому же непрерывно меняется.» Важно то, что мастер не просто изображает фотографию, а пишет то, что она сама изображает. Его заводит энергия, побуждающая вглядываться в окружающую жизнь — как кролик неотрывно смотрит в глаза удава. Привычка напряженно вглядываться — в то, на что и как мы смотрим — осталась с Семеном Натановичем на всю жизнь.

Семён Файбисович. Русский спорт, из цикла «Разгуляй». 2008
Семён Файбисович. Друзья спешат на помощь, из цикла «Опять метро». 2010
Семён Файбисович. Белорусская 2, из цикла «Опять метро». 2010

В отличие от множества слоев погружения Репина в сюжет и модель своей работы, позволяющего вытащить на всеобщее обозрение «глубины проникновения» в психологию действительности,  Файбисович безошибочно выхватывает цепким взглядом вновь возникающие и характерные черты времени, людей, фактур, отображая на этих мгновенных «снимках» реальности злободневные архетипы времени.

 

Творчество Семена Файбисовича не укладывается в рамки ни одного из направлений отечественного искусства последней четверти XX – начала XXI века. Его нельзя назвать представителем концептуализма, соц-арта и даже фотореализма. Очень индивидуальный живописный стиль вне жанра – главная особенность его творческого метода. Как любой творец Семен Натанович решает в своих работах волнующие его вопросы, прибегая к тем приемам и способам, которые ему для этого необходимы.

Семён Файбисович. Кровельщики, из цикла «Мой двор». 2012
Семён Файбисович. По первому снегу, из цикла «Собачья жизнь». 2012
Семён Файбисович. Длинные тени, из цикла «Собачья жизнь». 2012
Семён Файбисович. Закат над лодочной станцией, триптих. 1993
Семён Файбисович. Коша и кактус, композиция из четырёх частей. 1993

Достоевский, обозревая в «Дневнике писателя» картины русских художников, отправляющихся на Всемирную выставку в Вене, писал: «Что такое в сущности жанр? Жанр есть искусство изображения современной, текущей действительности, которую перечувствовал художник сам лично и видел собственными глазами, в противоположность исторической, например, действительности, которую нельзя видеть собственными глазами и которая изображается не в текущем, а уже в законченном виде…».

Репин, демонстрируя нам российское многоукладное и неповторимо разнообразное общественное пространство, также иной раз бросается из крайности в крайность, от натурализма к фольклору, от передвижников к оголтелому декадентству. С одной стороны, у него – официоз, с другой – стачка и заседание подпольной ячейки, предчувствия войны и революции, но и, почти тут же, галерея высочайших сановников, вплоть до Николая II.

Илья Репин. Портрет А.И. Дельвига. 1882
Илья Репин. Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве. 1886
Илья Репин. Садко. 1876
Илья Репин. Какой простор! 1903

Кажется, что художнику гораздо важнее развить свое внутреннее пространство внутри очередного холста – с переходами от реализма к полуабстрактной (а где-то – к совсем уже абстрактно-экспрессионистической) картине с клубком мелькающих эмоций.

Вот эта подвижная репинская пластика, постоянно изменчивая и текучая, могла бы привести Илью Ефимовича и к полной абстракции, проживи он на пару десятилетий подольше, а то и к рождению своего уникального стиля, как случилось на пути Файбисовича, но, безусловно, по-иному – по-своему.

Илья Репин. Гопак. Танец запорожских казаков. 1927

 

Ретроспектива Репина – историко-художественное свидетельство о стране, которой не стало на рубеже XIX и XX веков.

С его картин на нас смотрят народные типы и аристократические семейства, народовольцы и артистическая богема, промышленники и высшее чиновничество, меценаты и нацмены – социальные отношения по горизонтали (жанровые картины) и по вертикали (парадные портреты в полный рост).

Илья Репин. Крестный ход в Курской губернии. 1880–1883
Илья Репин. Портрет Николая II. 1896
Илья Репин. Монахиня. 1878
Илья Репин. Девочка с букетом (Вера Репина в саду Абрамцево). 1878

Ретроспектива Файбисовича – притча про государство, которого не стало на рубеже XX и XXI веков, передающая зрителю непреходящее, чувственно волнующее ощущение автора: все самое главное происходит там, где практически ничего не происходит; нет ничего красноречивей, богаче, эпичней пустого «периферийного» – неказистого, проходного, случайного, мимолетного…

Семён Файбисович. Однажды на закате. Композиция из десяти частей. 2011
3 / 7
Семён Файбисович. Однажды на закате. Композиция из десяти частей. 2011
Семен Файбисович. Поэт Лев Рубинштейн. 1987. Из цикла «Московский метрополитен им. Ленина». Холст, масло
Семен Файбисович. В тамбуре. 1987. Из цикла «Подмосковная электричка». Холст, масло

Семён Файбисович. Люк, голубь и два бомжа, из цикла «Казанский В», 2014

Семён Файбисович. Капсель, триптих. 1995

Exit mobile version