Щукин. Биография коллекции

Жил в Москве в XIX веке Павел Михайлович Третьяков  – российский предприниматель, меценат, коллекционер произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи. Мало найдется в России людей, которые не знают о том, что был такой замечательный человек.

Примерно в это же время, но несколько позже, в Москве жил  Сергей Иванович Щукин – московский купец и благотворитель, коллекционер искусства, собрание которого положило начало коллекциям французской модернистской живописи в Эрмитаже  и  Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина . И очень мало людей в России до настоящего времени знали об этом выдающемся человеке.

Знаменательно и чудесно, что, наконец, вспомнили об этой яркой личности, собрали выставку картин, приобретенных Сергеем Ивановичем, и экспонируют в   ГМИИ им. А.С. Пушкина .

B2BD7D8A-144C-415F-8B78-C5BF9E1428E4

Необходимо отметить, что, безусловно, между этими московскими меценатами есть некоторое существенное отличие: П.М. Третьяков изначально создавал свою коллекцию для того, чтобы передать ее городу, а С.И. Щукин развесил картины в своем доме для возможности быть самому и своей семье окруженными величайшими произведениями искусства. Правда, он не отказывал в посещении галереи посетителям по предварительной записи и даже иногда сам выступал сопровождающим экскурсии по дому. И ведь-таки приобретенные Щукиным работы остались в России и составили основу живописных коллекций конца XIX – начала XX веков самых крупных музеев страны.

После революции собрание Сергея Щукина национализировали, а сам он эмигрировал в Париж. Ему советовали отсудить свои картины, но Щукин отказался: «Я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Что бы на нашей земле ни было, мои коллекции должны оставаться там».

 

Но такое похвальное начинание – знакомство с коллекцией Сергея Ивановича Щукина, к сожалению, реализовано со всеми возможными при экспонировании ошибками и недочетами.

Поэтому сразу оговорюсь – рекомендовать посетить эту выставку не могу – впечатление осталось далекое от позитивного… А вот познакомиться с историей семьи купцов-старообрядцев Щукиных , конечно, рекомендую – заслуживает того.

Дом Щукина 1913-1929
Дом С.И. Щукина, Москва, Знаменский переулок, 1913 — 1929. Сейчас в ведении Министерства обороны России.
Сергей Иванович Щукин
Сергей Иванович Щукин

Интерьеры особняка С.И. Щукина в Знаменском переулке (прижизненные)

Разгадку — откуда взялся этот странный русский «европеец», скупающий работы художников, которые впоследствии будут стоить десятки миллионов долларов, — эксперты предлагают искать в истории рода Щукиных.

Семейство Щукиных на даче в Кунцево
Семейство Щукиных на даче в Кунцево
8
Щукины — династия московских купцов-старообрядцев

Отец Сергея Ивановича Щукина был крупным текстильным магнатом и всех шестерых своих сыновей готовил к тому, чтобы перенять управление ткацкими фабриками — отправлял на обучение в Германию, где было хорошо развито текстильное производство.

Однако страстью братьев Щукиных было коллекционирование — четверо из них стали коллекционерами.

114392B4-1FC6-4608-9CE1-E04D68BFC91E
1. Екатерина Петровна Щукина (урожденная Боткина), 1850-1860. 2. Иван Васильевич Щукин, 1860. 3. Опись старинных вещей П.И. Щукина. Ч.1. 4. Петр Иванович Щукин, 1902 — 1912. 5. Музей Российских древностей П.И. Щукина. Новое здание, общий вид со стороны двора, 1845. 6. Карп Андреевич Фишер «Фотография и художественная фототипия». 7. Петр Иванович Щукин, 1880 — 1890. 8. Щукин П.И. «Краткое описание Щукинского музея в Москве», 1895.

Считается, что художественный нюх передался Щукиным по материнской линии — Екатерина Петровна Боткина, жена Щукина-старшего, происходила из старой семьи интеллектуалов. Дети росли в творческой среде: мать Екатерина Щукина увлекалась живописью, а ее брат Михаил Боткин служил в Академии художеств. В доме часто бывали художники, меценаты, известные писатели и ученые, ее брат принимал у себя дома Тургенева, Герцена и молодого Толстого.

 

Основная беда выставки – попытка выполнить невыполнимую задачу (обозначенную на сайте музея): показать одно из крупнейших мировых собраний максимально полно.

Поэтому в экспозиции представлены  не только произведения искусства, которые находились в коллекции у Сергея Щукина, но и те, что собирались и другими братьями Щукиными и  которые удалось в настоящий момент доставить на выставку.

Т.е. в экспозиции представлены исторические реликвии, ювелирные украшения, предметы декоративно-прикладного искусства и быта, а также картины из собраний всех братьев Щукиных, занимающихся в то время коллекционированием.

При этом известно, что, например, коллекция Петра Щукина была эклектична и настолько разнопланова, что нередко вызывала скептическое отношение современников.

 

Тем не менее, необходимо признать, что заслуги Петра Щукина перед Россией в части собрания исторического наследия страны огромны. И, видимо, он заслуживает отдельной выставки своей коллекции.

В конце XIX века Петр построил для своей коллекции особняк в стиле старинных русских палат на Малой Грузинской улице.

Петр Иванович Щукин 1906

В 1895 году музей Петра Щукина принял первых посетителей. Коллекционер сам водил гостей по залам и рассказывал об экспонатах. В это время здесь хранилось 22 тысячи предметов, и Щукин выпустил несколько каталогов, среди них — «Персидские вещи Щукинского собрания», «Опись старинных вещей собрания П.И. Щукина», «Опись старинных славянских и русских рукописей собрания П.И. Щукина», «Бумаги, относящиеся до Отечественной войны 1812 г.».

В 1905 году Петр Щукин подарил свою коллекцию вместе со зданиями Российскому историческому музею. Но до конца жизни содержал и сам Щукинский музей, и сотрудников, которые в нем работали.

Но все-таки собранные в одном месте, значимые для истории артефакты так разношерстны и разномастны,  что не дают посетителю возможности выстроить свое посещение художественной выставки, подчинив его какой-то осмысленной цели, кроме той, чтобы просто пробираться между щитами с экспонатами и глазеть на окружающее, не понимая, как увязать увиденное в единое целое в своей голове.

2261D97F-1F43-4C52-9E93-66112D89C39F
Николай Иванович Подключников. «Усадьба Кусково. Вид из-за пруда»
4410A544-C6B4-4707-A3A5-F37B7D1C2775
Павел Петрович Веденецкий. «Панорамный вид Нижнетагильского завода Демидовых», 1836.
D6D43AAC-9A71-4301-AF0E-6412B7435913
Мэри Кэссет. «Мать и дитя».
8E367536-432B-4D5C-874E-952D0DB4D80E
Золотный бархат (фрагмент). Китай, XVI век.
2DE6FC4A-6639-4044-A3FA-5385742360CE
Казула (орнат). Россия, конец XVIII века.

 

Но организаторы выставки всё равно не поленились заставить наспех срубленными фанерными щитами экспонаты основной коллекции музея и выставить на ней экспозицию, похожую скорее на собрание предметов провинциального краеведческого музея, где среди изделий, представляющих живой интерес для местного населения, изредка встречается вдруг настоящий шедевр мирового уровня. Именно так выглядит в зале, посвященном коллекции Петра Щукина, картина Пьера Огюста Ренуара «Обнаженная».

2A14800C-021A-489D-AA6F-69818F8E93FF
Пьер Огюст Ренуар. «Обнаженная», 1876.

 

Таким же образом приходится выискивать, действительно, серьезные работы в последующих залах, посвященных собраниям живописных работ других братьев Сергея Ивановича.

C7F2862E-99AF-4442-B2CD-5411342585B3
Лукас Кранах Старший. «Плоды ревности», 1530.
6B7F6274-513C-469C-BEC7-79F5B1C30CBF
Виллем Калф. «Натюрморт с кубком из перламутровой раковины», 1660.
Эль Греко Кающаяся Мария Магдалина
Эль Греко. «Кающаяся Мария Магдолина».

Если к этому еще приложить странную реализацию подписей представленных работ, то становится совсем тоскливо.

Почему-то картины пронумерованы снизу грифелем на фанерных щитах. Эта нумерация сведена в одну, иногда несколько табличек, находящихся совершенно в другом конце зала от просматриваемой в данной момент картины. Чтобы понять – что же за произведение искусства посетитель в данный момент лицезреет, необходимо обойти весь зал и найти – на какой же из табличек указан номер и расшифровка интересующей зрителя картины.

0A0692FE-3986-45D1-A67E-151DD8F74CA5

Пройдя таким образом половину экспозиции, выжатый, как лимон, посетитель, наконец, добирается до основной оси выставки (по меткому выражению на сайте музея).

В этот момент, совершенно оглушенный разноплановостью и разномасштабностью работ (с точки зрения мастерства) посетитель уже хочет поскорее отключиться от созерцания каких бы то ни было картин, но тут-то он и попадает на «основную ось»…, где и начинаются настоящие перлы коллекции…

Сказать, что дочка была оглушена этим художественным хаосом, – это ничего не сказать. Да и мы с мужем с трудом «переваривали» навалившееся месиво.

И самое время в таком случае – пойти в буфет и выпить что-нибудь по-настоящему взбадривающего…

Но не таковский наш посетитель выставки. Он, отдохнув немного на скамейке, продолжает с натугой пытаться впитывать в себя уже более достойные его взгляда и внимания картины.

При этом обращаю внимание, что если наш упорный гость музея уже бывал когда-нибудь на втором этаже ГМИИ им. А.С. Пушкина, то большую часть представленных на выставке работ из коллекции Сергея Ивановича Щукина он ранее видел в основной экспозиции картин в залах импрессионистов, постимпрессионистов и модернистов.

Но наш гость стойко продолжает знакомство с работами выставки…

…в то время как блистательным Сергеем Щукиным двигала совершенно невероятная страсть к коллекционированию.

«Сумасшедший писал, сумасшедший купил», — говорил он сам.

Щукин считал, что покупать надо работу, которая вызывает шок, колкую, характерную. Не то, что нравится сразу, а то, что, возможно, со временем ты начнешь понимать и принимать. Когда он сам водил экскурсии по своему дому, то говорил про Матисса:

«Так глаза и рвет, как по битому стеклу босиком гуляешь, но зато 
после битого стекла все кажется мармеладом».

Его коллекция началась с двух северных пейзажей норвежского живописца Фрица Таулова.

Вскоре в коллекцию Щукина попали работы импрессионистов Камиля Писсарро, Клода Моне, Альфреда Сислея и других художников.

Поль Синьяк Сосна 1909
Поль Синьяк. «Сосна. Сен-Тропе (Сосна Берто)»
Писарро площадь1
Камиль Писсаро. «Площадь Французского театра в Париже», 1898.
Собор
Клод Моне. «Руанский собор в полдень (Портал и башня Д`Альбана)», 1894.
Кувшинки
Клод Моне. «Белые кувшинки», 1899.
Сислей Городок Вильнёв
Альфред Сислей. «Городок Вильнёв-ла-Гаренн», 1872.

Затем Щукин стал сотрудничать с Анри Матиссом: его декоративное панно «Танец» стало главным акцентом настоящей выставки как собирательского мировоззрения Щукина. Эту работу Анри Матисс выполнил по заказу коллекционера. Но осмеянную, непринятую публикой картину, Сергей Иванович сначала отказался забирать. Но веря в правоту Матисса, Щукин в очередной раз преодолел себя и пошел против вкусов публики. Он вернулся к своему первоначальному замыслу и разместил панно в своем особняке на самом видном месте – на парадной лестнице.

2EE47B9F-CEC1-44AA-B31B-3A0C764E5903
Анри Матисс. «Танец».

31021114-4FDA-4335-9A8D-0142127332FF

Щукин сделал «Танец» Матисса символом своей коллекции, предвидя значимость одного из ярчайших произведений ХХ столетия.

В живопись Матисса Щукин влюбился всем сердцем, раз и навсегда. По натуре и темпераменту Сергей Щукин, как верно отметил художник и критик Игорь Грабарь, был «собирателем искусства живого, активного, действенного, искусства сегодняшнего, вернее завтрашнего, а не вчерашнего дня».

«Будут кричать, смеяться, но, поскольку, по моему убеждению, Ваш путь верен,
 может быть, время сделается моим союзником и в конце концов я одержу 
победу», — написал Щукин Матиссу. «Требовалась смелость написать панно, но 
требовалась и отвага купить их», — скажет художник.

Для щукинской столовой Матисс написал «Гармонию в красном».

Гармония в красном
Анри Матисс. «Гармония в красном».

В 1911 году художник гостил у коллекционера в Москве — все полотна были развешаны в залах именно так, как пожелал автор.

Рыбки
Анри Матисс. «Красные рыбы (золотые рыбки)», 1912.
Мастерская художника
Анри Матисс. «Мастерская художника (Розовая мастерская)», 1911.
Девушка с тюльпанами
Анри Матисс. «Девушка с тюльпанами», 1910.
8CF29AFA-16CB-453F-8ECF-C0DB4893AEF8
Анри Матисс. «Булонский лес», 1902.

За короткое время Щукин приобрел картины Огюста Ренуара и Эдгара Дега, Поля Сезанна и Винсента Ван Гога. Однако в отличие от своих братьев и других русских коллекционеров Щукин покупал произведения искусства на свой вкус, не опираясь на мнение экспертов.

Он говорил: «Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок — 
покупай ее».
Трубка
Поль Сезанн. «Мужчина, курящий трубку», 1902.
Эдгар Дега Голубые танцовщицы 1898
Эдгар Дега. «Голубые танцовщицы», 1898.
275FB250-2641-4A3D-9AD2-36534FAA3535
Поль Гоген. «А ты ревнуешь?», 1892.
7BC93533-0A0E-44D1-BDB8-5F45B9FD4F5F
Поль Гоген. «О, Таити, чудесный край. Сбор плодов», 1899.
275DD212-B74E-436C-BB4C-7ECBCB9228EB
Сверху: Поль Гоген. «Королева (Жена короля)», 1896.
E7B6397C-8886-4B86-83BD-221478F993AA
Сверху: Винсент ван Гог. «Портрет доктора Рея», 1889. Снизу: Поль Гоген. «Таитяне в комнате (Не работай)», 1896.
46607E0B-6FDC-46E6-A956-348F6A8769D9
Сверху: Поль Гоген. «Натюрморт с фруктами», 1888. Снизу: Поль Гоген. «Пейзаж. Лошадь на дороге», 1899; Поль Гоген. «Женщины на берегу моря (материнство)», 1899.
0B7C393E-C707-4850-A40D-8C8FFFEA146C
Слева сверху-вниз: Поль Гоген. «Брод (Бегство)», 1901; Поль Гоген. «Автопортрет», 1888.

6C06D52D-2501-4064-B487-6C280140979AB9D5885B-2687-43B4-9DC0-AB86C28E1E6F

Со временем в особняке Щукина появилась крупная коллекция «дикаря от живописи» — Поля Гогена. Коллекционер разместил полотна с экзотическими пейзажами плотно друг к другу в несколько ярусов, за что критики прозвали композицию «иконостасом».

В ГМИИ решили воссоздать «иконостас» Гогена таким, каким он был в особняке Щукина: шпалерная развеска создает ощущение, что перед вами — одно гигантское яркое полотно. В центре — «Сбор плодов» как символ грехопадения, рая, круговорота жизни и смерти. Золотой фон — это солнечный свет Таити или основа икон, а белая собака в правом нижнем углу — таитянский тотем.

Также Щукин купил 51 картину Пабло Пикассо — в то время это была крупнейшая в мире коллекция работ этого художника. Среди них была и «Любительница абсента»,  и кубистическая «Дама с веером».

Пикассо Мальчик с собакой
Пабло Пикассо. «Мальчик с собакой», 1905.
Пикассо Комедианты
Пабло Пикассо. «Комедианты. Эскиз картины», 1905.
Абсент
Пабло Пикассо. «Любительница абсента», 1901.
с Веером
Пабло Пикассо. «Женщина с веером», 1908.
Пикассо Кирпичный завод в Тортосе
Пабло Пикассо. «Кирпичный завод в Тортосе», 1909.
81D6D4AF-73F6-47CB-B890-C490AEBF73AE
Пабло Пикассо. «Фермерша (в рост)», 1908.
Пикассо Дама с веером 1909
Пабло Пикассо. «Дама с веером», 1909.
Жорж Брак Замок Ла Рош Гюйон
Жорж Брак. «Замок Ла Рош Гюйон», 1909.

Однако Щукин не остановился на Пикассо и привозил в свою коллекцию всё новые работы других художников. Так он привез в Москву, например, полотна наивного искусства Руссо или коричнево-серо-черные картины Андре Дерена, так не похожие на сочную, жизнерадостную живопись Матисса.

Суббота
Андре Дерен. «Суббота», 1912-1913.
A064F2E8-321A-40C6-BE53-81DB66F7B96C
Андре Дерен. «Роща», 1912.

Коллекция, которую Рокфеллеры собирали более ста лет, в 2018 году продана на торгах Сhristie’s за $830 млн., а коллекция, созданная Сергеем Щукиным за 20 лет, сегодня оценивается, по самым приблизительным подсчетам, от $5 млрд.

 

Удивительный факт: в начале ХХ века не кто-нибудь, а русские купцы увозили в Москву полотна Гогена, Сезанна, Матисса и Пикассо, в то время как во Франции эта живопись в лучшем случае вызывала равнодушие, а чаще — едкие насмешки и издевательства.

История того, что происходило с коллекцией (а это 275 шедевров, включая восемь Сезаннов, 13 Моне, 16 Гогенов, 41 Матисс и 50 Пикассо) и ее собирателями, скорее всего, интереснее того, что есть на выставке. Но это уже отдельная история.

Если вкратце, то было так.

После революции в 1923 году, де-факто, а в 1928 году, де-юро, национализированное щукинское собрание (Первый музей новой западной живописи) объединили с картинами Ивана Морозова, его друга и соперника, и выставили в Государственном музее нового западного искусства. В 1948 году его расформировали, а коллекцию разделили между Государственным Эрмитажем и Пушкинским музеем без права показа. Во второй половине XX века часть картин все же выставили в постоянной экспозиции.

И, наверно, собранная в одном месте коллекция Сергея Щукина заслуживает отдельного музея, как и было задумано изначально.

Но посмотреть за один раз такое великое собрание картин (не говоря уже о коллекциях других братьев Щукиных) это удар по мозгу и чувствам, аналогичный тому, который можно получить, возжелав подробно изучить, например, десятую часть экспонируемой коллекции Лувра…

 

Интересно, есть ли сейчас в России примеры подобного собирательства художественных произведений искусства, которые могли бы составить основу экспозиции музея?..

 

А вот накануне Первой мировой войны, благодаря поразительной интуиции и художественному чутью, богатый русский купец собрал  в своем московском особняке уникальную коллекцию французской живописи конца XIX — начала XX века, став величайшим коллекционером столетия.

25 thoughts on “Щукин. Биография коллекции

Add yours

  1. И имена, и полотна — какая же прозорливость, превосходный вкус у истинных ценителей искусства!
    Автору поста: мы уже сто лет как будто знакомы, а я не знаю вашего имени…
    В вашем представлении получилась отличная галерея, большое удовольствие рассматривать работы

    1. Зовут Ольга. Спасибо. Проблема в том, что я внесла свои фильтры и выложила те произведения искусства, которые сама, наверно, если была бы организатором выставки экспонировала в залах музея.
      Но кроме них еще столько всего «сорного» с точки зрения посетителя такого уровня выставки, что прямо руки опускаются от наших чиновников от искусства, которым только бы отрапортовать о количестве выставленных экспонатов .
      При этом были же купцы в России, которые могли собирать такие коллекции. Вот поистине патриоты отечества.
      Хотелось бы помнить и больше знать таких представителей русского меценатства.

  2. Что то у меня висит ВП(((
    Фоток почти не вижу.
    Знаете, о чем я думала, когда читала? О пирамиде Маслова. Отец заработал денег, а а дети стали искусство коллекционировать. Здорово ж?
    И Матисс, какой Матисс😍😍😍
    Я была два года назад в его музее в Ницце, ух!!!

    1. Да, Матисс так много нарисовал в своей жизни. Мы тоже были в том музее. Шикарная вилла. Сногсшибательные орнаменты. Синебелые рыбки…
      Остались воспоминания о том, что в музее совершенно нет посетителей. Правда, мы были летом. Тащились с сыном пешком в гору от музея Шагала — было жарко. а коллекция чем-то перекликалась с Дали.
      Денег у них было — куры не клюют. И могли позволить думать себе о том, чтобы след оставить о себе на земле.
      Но вот сейчас есть много богачей в России. И что-то я не слышала ни об одной коллекции типа Третьякова или Щукина, да чтобы еще хотели в дар городу оставить.
      Так что деньги не все решают.
      А он кстати, когда эмигрировал в 1918, то увез с собой свои богатства в виде драгоценностей, а денег в иностранных банках у него итак было много. И жил себе безбедно в Париже.
      Но что-то коллекционировать уже не хотел и так ничего и не купил больше…

      1. Я еще про Щукина случайно прочитала неделю назад в аэрофлотовском журнале. Так что теперь хорошо знакома с темой))
        Я думаю, наши современные русские бизнесмены не получили еще тот уровень стабильности, который нужен для меценатства. И слишком турбулентно в России все.
        Я была в июле в музее Матисса. Точно, на горе. И да, пешком в гору, конечно))
        Люди, кстати, были там.
        А Шагал тогда вообще нереальное впечатление на меня произвёл…

      2. Возможно, и поэтому. Стараются все память о себе оставить за счет средств бюджета…🙂
        А нам повезло — мы там одни прогуливались практически.
        Шагала, вообще, люблю. отдельная история. Но вот музе его помню не очень четко. Наверно, потому, что было офигенное количество народа.

      3. Мне друг мой детства, который живет в Гренобле, сказал, что в Ницце надо идти в музей Шагала. И это было невероятно! Наверное, потому что настрой такой был.
        Репродукцию картины Свадьба привезла еще))

      4. Да. Картины там невероятные. Не помню названия, но долго стояла перед картиной с открытым окном и с религиозной серией.
        Но помню что народ мешал, не давали отрешиться…

      5. Значит, да , народу много. А мне поснимать даже удалось))

      6. Видимо, день на день не приходится. Но мы все равно довольны своими посещениями. 😀

    1. Да. Конечно. Может, сейчас тоже есть такие люди — просто мы о них ничего не знаем. Пока не знаем. 😉

      1. Да. Возможно, по прошествии времени мы об этом узнаем. 😉

  3. Я прошу прощения, что может показаться, будто это не по теме, но хочу сказать огромное спасибо. Вы подсказали мне идею для блога люди, которые поддерживали искусство. Вот Щукин, Гуэль, к примеру и т.д. Спасибо большое, что вдохновляете.

    1. Спасибо вам, что читаете блог и вдохновляетесь. Тема, действительно, интересная. Люди это творческие, по большей части подвижники, имеющие хороший вкус и невероятную страсть к искусству.

      1. Точно. есть люди, готовые к такой деятельности, но не имеющие средств. Но также много богачей, которые совершенно далеки от желания поддерживать искусства.
        Пусть такие гармоничные люди, совмещающие в себе все требуемые свойства, будут.

Добавить комментарий

Blog at WordPress.com.

Up ↑

Больше на ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading