Зеркало. Тарковский

Про фильм Андрея Тарковского  «Зеркало» (1974)  написано невероятное количество рецензий. И каждая в своем роде любопытно трактует картину с разных точек зрения, учитывая как общие места, так и особенные впечатления.

76D62DD8-F479-40E5-A8C9-2DED6F4E92BC

Я смотрела фильм не один раз. И сейчас привела на его показ свою пятнадцатилетнюю дочь.

К своему удивлению, могу сказать, что были кадры, о которых я в фильме совершенно не помнила. В частности, первая сцена фильма.

Она, действительно, сразу оглушает: неужели возможно с помощью гипноза за один краткий сеанс вылечить человека от тяжелой формы заикания? Молодой человек, только что нещадно заикавшийся, на наших глазах начинает говорить четко и ясно.

Первая сцена5Первая сцена1Первая сцена

Почему мне раньше эта сцена представлялась до такой степени неважной, что я её не запомнила? И так ли просто она трактуется: человек, наконец, может чётко и ясно говорить о сложных, переживаемых им событиях, чувствах, мыслях? А наступает ли в жизни человека такой момент, когда он осознает четкость и ясность своих представлений о происходящем?

Наверно, в 35 лет человек может так думать. Но с течением времени становится ясно, что он может всю жизнь размышлять о непростых жизненных коллизиях и стечениях обстоятельств, но так и не осознать, насколько он близок или далек от их понимания.

Интерьеры детстваУ окна

Об этом для меня фильм «Зеркало»…

О попытке увязать воедино – в одно творческое поэтическое высказывание – цепочку своих воспоминаний, взаимоотношений, прозрений…

С книгойКнига

Отразить это понимание в зеркале жизни и почувствовать, как же это всё-таки далеко от природы и её глубинного смысла. Человечество видит себя в этом зеркале таким, каким ему хочется казаться. С помощью искусства человек познаёт мир и самого себя, пытается говорить языком образов, языком предметов и явлений природы.

Вторая сцена 1Вторая сцена 2

Это отчётливо видно уже во второй сцене фильма. Мгновенность бытия подчёркивается за счет налетающего ветра, волна которого внезапно накатывает и исчезает. Точно также неизвестный прохожий пришёл, сказал что-то и сейчас уйдёт – и больше никогда уже не возвратится…

С прохожим

А с другой стороны, эти кадры говорят нам ещё и о бесконечности всего сущего. Природа спокойна. Ей некуда торопиться. Она – вечна. И оказывается можно и нам всего лишь остановиться и вглядеться. Попробовать жить в едином с ней ритме – так, как будто ты сам тоже вечен. Можно попробовать вернуться к себе и поверить в себя, как в часть общего.

Наталья перед зеркалом2+

Для меня, в том числе, об этом автобиографичный во многом фильм Андрея Тарковского «Зеркало», затронувший разные исторические периоды нашей страны и отразивший их в семейных историях героев.

Я век себе по росту подбирал.
Мы шли на юг, держали пыль над степью;
Бурьян чадил; кузнечик баловал,
Подковы трогал усом, и пророчил,
И гибелью грозил мне, как монах.
Судьбу свою к седлу я приторочил;
Я и сейчас в грядущих временах,
Как мальчик, привстаю на стременах.
Мне моего бессмертия довольно,
Чтоб кровь моя из века в век текла.
За верный угол ровного тепла
Я жизнью заплатил бы своевольно,
Когда б ее летучая игла
Меня, как нить, по свету не вела.

Арсений Тарковский

Ведь все мы еще и отражения наших родителей, их ошибок и их жизненного пути. И именно это отражение делает человека вечным и контрастирует с той идеей о мимолетности жизни, которая вызывает у главного героя щемящую тоску по давно ушедшему детству, где осталось чудо родительской любви, так до конца им и не прочувствованное.

Интерьеры детства7Мальчик с птичкойС Брейгелем

Для дочери фильм «Зеркало» в основном об этом. Об этой дивной поре детства, когда ты сам еще слабо фиксируешь происходящее с тобой, но ярко помнишь краткие мгновения ощущения счастья: близости мамы, силы отца, надежности взрослых, безопасности дома, красоты окружающего мира, познания его чудес…

Дом+колодецИнтерьеры детства1

Почему моя дочь так любит, особенно сейчас, в подростковом возрасте, чтобы в общение были вовлечены вместе и мама, и папа? Вспоминаю, что я сама ощущала себя наиболее комфортно в обществе обоих родителей. Да, и сейчас мне гораздо спокойнее разговаривать или что-то делать вместе и с матерью, и с отцом.

Отчего же?

С отцом

При удалении мужчины и женщины друг от друга происходит нечто похожее на отрыв формы и содержания. И наши подросшие дети остро это чувствуют. Мать или отец могут попытаться на время вместить в себе одном и форму, и содержание, но это всегда личная человеческая трагедия.

Сам вопрос о том, что важнее – форма или содержание, мужчина или женщина – содержит в себе возможность какого-то положительного ответа, выпячивающего ту или иную сторону жизни. Но искажение важности гармоничного соотношения мужского и женского является губительным для верного понимания жизни человеком, особенно подрастающим человеком.

Подросток перед зеркалом2Подросток перед зеркаломПодросток перед зеркалом1

Такое искажение обычно приводит к отдалению от жизненной правды и излишне глубокому погружению в дебри своего собственного тёмного леса, из которых мир видится в искаженном свете.

Вместе

Когда, в начале повествования кинокартины, было воспоминание и надежда на дальнейшую гармонию формы и содержания, рутины и огня, мужского и женского, была и жизнь на границе тёмного леса и просторов поля.

КолодецКолодец+пожар+МытьеРазрушениеВ типографиюПосле курицы

 

А затем, с каждым последующим кадром мы всё пронзительнее чувствуем нарушающийся баланс необходимых составляющих счастливого равновесия, наполненности, источников и стимулов жизни главного героя.

Наталья перед зеркалом1Наталья перед зеркалом

И в конце фильма, когда явно обозначился диссонанс происходящего, умудренная опытом мать уводит детей в жизнь, подальше от аномалии рассыпавшейся гармонии…

Мать уводит детей

2 женщины

 

Любопытно, что российский журналист, кинокритик Антон Долин  попросил перед показом фильма поднять руки тех, кто будет смотреть фильм первый раз.

Руки подняли около трех четвертей большого зала кинотеатра «Октябрь», где билеты были проданы полностью, включая балкон. На что Долин метко заметил, что вот, наконец, выросло поколение людей, которые не слышали о том, что Тарковский – скучный режиссер, готовы теперь и могут понять его вневременное и наднациональное искусство.

И это снилось мне, и это снится мне,
И это мне еще когда-нибудь приснится,
И повторится все, и все довоплотится,
И вам приснится все, что видел я во сне.
Там, в стороне от нас, от мира в стороне
Волна идет вослед волне о берег биться,
А на волне звезда, и человек, и птица,
И явь, и сны, и смерть — волна вослед волне.
Не надо мне числа: я был, и есмь, и буду,
Жизнь — чудо из чудес, и на колени чуду
Один как сирота, я сам себя кладу,
Один, среди зеркал — в ограде отражений
Морей и городов, лучащихся в чаду.
И мать в слезах берет ребенка на колени.

Арсений Тарковский

1+

Интересные рецензии на фильм Тарковского «Зеркало» можно почитать по ссылкам:

http://www.world-art.ru/cinema/cinema.php?id=4738

https://raasta.livejournal.com/642230.html

https://www.proza.ru/2008/08/31/431

https://kinanet.livejournal.com/1290694.html

https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/2483/annot/

 

24 thoughts on “Зеркало. Тарковский

Add yours

  1. Как проникновенно написано! Как здорово, что стихи Арсения Тарковского напомнили — они гармонично вписались в канву ваших размышлений

    1. Спасибо, что поддерживаете. В фильме много стихотворений Арсения Тарковского. Они все вписаны очень органично в канву фильма. Вообще, это поэтическое кино. В нем поднято огромное количество тем. Написала о том, что сейчас взволновало особенно.

  2. «Не надо мне числа: я был, и есмь, и буду» — это по мне.
    Этот фильм смотрела много лет назад. Спасибо, что напомнили. Пересмотрю свежим взглядом.

    1. Хорошего, если соберетесь.
      Удивительно мастерски сделана картина. Сложные темы затрагиваются, Тарковский проходит вдоль них, не проваливаясь ни в одну, задавая вопросы и не замахиваясь на ответы…

      Там много стихов его отца. Получился такой поэтический фильм. Поэзия помогает парить…

      1. Заценю разницу восприятия. Обсудим с дочерью.
        Моя дочь вернулась домой на летние каникулы)) ☀️Мы с ней наметили курс этого лета — литературные и кино вечера и ритриты. И, конечно, путешествия, маленькие и побольше)))

      2. Молодцы! А литературные вечера что из себя представляют?

      3. Чтение вслух кусков прозы или стиха, дискуссии, обсуждение в кругу друзей произведений. Это может быть обсуждением какой-то конкретной темы, отражение той в изобр. искусстве, кинематографе, литературе и тд. Как-то так.

      4. Какие вы молодцы! мы тоже литературу обсуждаем, но как-то не целенаправленно, как получится, хаотично. А можно было бы так организоваться планово. Отличная идея.

      5. Хаотично тоже здорово. А планово… — сами организовываем себе праздник)))

      6. Надо нам тоже попробовать организовывать такие вечера приятные. С участием друзей.

  3. Ольга, какой глубокий, прочувствованный анализ!
    Я помню, что я смотрела в свои 15 «Зеркало» с удовольствием, мне он был как то понятнее, чем другие фильмы. Хотя о чем он — не помню вообще. Наверное, на бессознательном уровне зашел.

    И вы сейчас сняли у меня с языка то, о чем я уже думала, но еще не сформулировала:
    «Ведь все мы еще и отражения наших родителей, их ошибок и их жизненного пути. И именно это отражение делает человека вечным и контрастирует с идеей о мимолетности жизни…»

    теперь «Зеркало» обязательно пересмотрю! Спасибо за обзор и анализ — ето для меня просто статья дня, а то и месяца.

    1. Приятно слышать, дорогая Нонна. Это такой фильм, который оставляет впечатления и много вопросов, но не дает четкого содержания. Это вы точно заметили. Именно так. сколько бы не смотрела фильм — каждый раз вдруг вижу для себя новое.
      Если посмотрите — напишите. будет интересно, что вы там увидите для себя.
      А про родителей как раз начинаешь с возрастом глубже задумываться. И понимаешь, насколько они в тебе проросли, на самом деле, как это ни удивительно.

      1. Мне сейчас хошешь не хочешь задумываться пришлось.
        С одной стороны, обстоятельства.
        С другой стороны, ето как нерешенные долги. Не идешь дальше пока не разберешься.

      2. Да, эти вопросы иногда припирают к стенке. невозможно дальше идти, когда нет ясности — как мы соотносимся с нашими родителями.
        Глубокий вопрос. А ведь вроде бы что такого непонятного — 50% от папы и 50% от мамы. А вот поди же ты — никак не поймешь — почему с папой всегда на одном языке разговариваешь и понимаешь — о чем он, а с мамой не хочется даже погружаться в обсуждения — это я о себе. или почему мне муж все время говорит, что я ужасно похожа с возрастом на маму — хотя мне кажется, что я на нее совершенно не похожа….

      3. Вот меня и припёрло. Всю жизнь перевернуть пришлось, по косточкам разнести, чтобы разобраться.
        Про маму, конечно, это тема. Я себя на этом ловить одно время начала и стала говорить семье «берегитесь, я кажется превращаюсь в бабушку»))
        На что они мне сказали «только не это» — знали, о чем говорили.
        Так что тут еще та тема: какие качества нам у родителей стоит перенять, а с какими бороться.

      4. У меня племянница психолог. Она мне по научному объясняла. Если по простому, то человек в 20 лет только потенциально несет в себе черты своих родителей — они ярко и однозначно еще не проявляются. К 40 годам человек становится очень похож на родителей — причем, в основных своих проявлениях.Самых характерных. Например, если у матери есть фобии замкнутого пространства, то и у ребенка скорее всего к 40 годам это проявится. Оно было и раньше, но в непроявленном виде. А к 40 проявляется.
        а про борьбу. Я поняла, что бороться практически бесполезно. на это можно все свои силы угрохать. А воз и ныне будет там. я пришла к тому, что главное их увидеть, пощупать в себе, понять — как с ними можно жить. И просто это держать в голове и всегда учитывать.

      5. Ну да, я примерно это и имела в виду. Как с этим жить. Так, чтобы не в пустыне остаться))

      6. правильные слова. про пустыню.
        это одиночество, которое пока не осознаешь, — оно все таки есть в нас.
        и сколько бы не было вокруг людей — человек все таки одинок и по сути в пустыне.
        но один оставляет себе возможность взаимодействовать с близкими и не погружается в одиночество, а у другого не получается, хотя, я думаю, многие хотят находить с окружающими общее.

      7. Как правильно!!
        Да, решаем мы сами.
        Всегда в этом мире есть люди, которым ты нужен. Надо просто оглянуться. И быть добрее к ним

      8. «Всегда в этом мире есть люди, которым ты нужен. » как не сразу это понимаешь. смотрю на подростков и вижу — как им трудно понять, что есть те, кто в них нуждается. и надо просто быть добрее…

    1. Конечно, посмотрите. Это такое поэтическое произведение, которое дает много впечатлений. Похоже на импрессионистов в живописи. Много разных мазков, из которых складывается целое.

Добавить комментарий

Blog at WordPress.com.

Up ↑

Больше на ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading