Садово-парковая скульптура сталинского периода

Находясь под впечатлением публикаций Галины Маламант о самобытной итальянской культуре, оказавшей огромное влияние на становление западной цивилизации, вспоминаем, что, приезжая в любой небольшой городок Италии, обязательно встречаешься с наследием их благородного прошлого. Причем, встречаешься на каждом шагу и между делом.

Уж не говоря о том, что при посещении центральных достопримечательностей Рима и его окрестностей глаз с удовольствием отдыхает на гармоничных скульптурных формах, украшающих площади, фонтаны, приусадебные парки: Rome. Piazza Navona,  Шедевры виллы д’Эсте в Тиволи …

К сожалению, России не удалось создать культурное наследие такого масштаба и сохранности, чтобы в каждом городке нас встречали произведения искусства, достойные называться мировыми шедеврами. Видимо, наша сила в другом.

Вот скоро поедем в Питер, в который раз, и будем густо впитывать нашу российскую гармонию…

Почему-то в нашей стране иной раз выживают и сохраняются надолго не слишком достойные образчики садово-парковой скульптуры, например, советского времени.

Недавно вспоминали свое посещение санатория «Виктория»  в Ессентуках.

Узнаваемое по образам старых фильмов встает перед нами в полный рост садово-парковое искусство сталинского периода – как будто мы перенеслись на машине времени в ту эпоху…

Парк санатория напичкан тоталитарным китчем – «детской сказкой для взрослых», созданной, с одной стороны, методами массового производства, а, с другой – «вторичной культурой» – подражанием и дешевкой.

0DB8BD59-D487-4143-8EA1-2DF2616ECDA29824F690-D688-4416-AD43-C50FC12077777BBF5531-9AF1-4A67-9A49-5F0E5DAB2A46

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

33E765DF-2E31-4EE5-B340-3E1BDDFF3D7B

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Причем, вся скульптура парка поддерживается в отличном состоянии и «радует» отдыхающих на водах, дефилирующих к живительному источнику минерального чуда.

Санаторий Виктория2E44FB3C-3608-4544-990E-324E28ACD71A

Орлы — символы Кавказа во всяких видах, а также орлицы… просто памятник «суровым» российским пациентам санатория, высеченный в граните — готовы для изваяния

При этом оздоровительная база санатория предлагает полный комплекс водолечения минеральными водами «Ессентуки-4», «Ессентуки-17», «Ессентуки–новая», «Буровая-1» (прием воды, души, ванны), массажи, ингаляции, радонотерапия, криотерапия, грязелечение…

… но находиться гостям санатория приходится словно в 30-х годах XX века, в обстановке визуализации мифа о новой «коммунистической» действительности, насаждающего повальную безвкусицу и всеядность.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

AA65D510-ED26-48BF-9993-EC7B34171286E4924D9A-4B4C-4C7A-A785-16523F3D0EE47F5DE335-E9C4-4216-97EE-D2CAAE751DCD

Поселившись в санатории, мы как будто попали в мир грандиозной программы обучения утопии — основе тоталитаризма.

 «С точки зрения тоталитарной эстетики, искусство не только пассивно 
отражает жизнь, но и активно воздействует на сознание, являясь в конечном 
счете могучим орудием формирования новых людей. Последнее было целью, и на 
осуществление ее во всех тоталитарных странах бросались гигантские 
материальные и духовные ресурсы. <...> Пропаганда вещала, а искусство 
демонстрировало в конкретных образах, что новый человек с его 
исключительными качествами уже родился <...>» ( Голомшток И.Н. ).

Напрашивается аналогия со временем Петра I, в эпоху правления которого скульптура активно использовалась в парке, считавшемся «наиболее сильным воздействующим искусством». Правда, тоталитаризм того времени носил несколько иной характер, и парковая скульптура имела довольно высокую художественную ценность.  Этой же функцией парковые статуи напоминают нам о духе Эллады и об афинской агоре, которая решала, в том числе, идейно-воспитательную задачу: «скульптура и храмы, расположенные на агоре, служили социально-политическим целям полиса».

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Не обошлось и без скульптурного изображения поильника для приема минеральной воды, причем, огромных размеров.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

5CAF1BC4-5428-4527-8805-567F5A4C65B8BFF8C4C5-ECA2-4E4C-A164-6A8A6ADE3938D0416E5C-7DA0-4AB9-BD5A-9DA97CC5D9F3

Живая пропаганда диспанцеризации…

841D69F9-C51C-4DB1-AD5F-F6B6AC52E902

Как же без бюстов наших писателей-классиков?

Если говорить о расцвете сталинского времени, то образцово-учительных парков в СССР было два: Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ, сейчас – ВДНХ) и Центральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО), с 26 сентября 1932 г. — имени М. Горького. Новый визуальный язык настойчиво внедряли, подавляя старый. Ведь «массу делает массой общение на языке власти» (Надточий Э.В.), а власть была озабочена вытеснением из сознания людей христианских мифологем, образов Креста и Христа, греха и спасения, искупления, которые подменяли  симулякрами античной скульптуры.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

31D229D7-F757-4FD5-8284-0BF0E46DE277

Качество изготовления массовых изваяний можно определить словом «халтура» даже на территории «образцово-учительных парков» − Центрального Парка культуры и отдыха имени A. M. Горького и Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Тем более, в пространстве других городов распространялись образцы, не отличавшиеся художественно-эстетическими достоинствами.

8F07F8CE-198F-448E-9D2A-6133B8815855
«Девушки с веслом» нет. Но как же без «Утра Наяды»?

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Не обошлось в скульптуре парка санатория и без попыток генерации аффектов и сексуальной энергии, которая затем должна была расходоваться, по предположению власти, ради деторождения, а остатки полового возбуждения у советского человека должны были превращаться в энергию трудовую, социальную. В результате приподнятое настроение с эффектом восторженности становится управляемым и направляется в нужное партруководству русло.

Вот в рассадник такой «коммунистической» пропаганды попадаешь, приехав в санаторий «Виктория» — как будто совершив скачок назад во времени почти на столетие…

Санаторий Виктория2

Изобретатели тоталитарного парка предполагали, что рабочие будут посещать парк каждый день после работы или после проведения оздоровительных процедур во время отпуска. В таком парке мир оказывался вдвойне правильным с учетом коллективизма и полной коммунальности, в том числе, за счет снижения до минимума эстетических требований народа к произведениям искусства.

D8247AB9-C310-43D7-84CF-056B00E1D407
Нам с Федором Михайловичем взгрустнулось…

…По вечерам на  стене Нескучного сада  пылали в свое время слова великого вождя народов тов. Сталина: «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее.», выписанные яркими гигантскими буквами.

жить веселее

54 thoughts on “Садово-парковая скульптура сталинского периода

Add yours

      1. А мне приятно, когда с теплотой вспоминают что-то из прошлой жизни. Негатива и так хватает.

      2. Да, негатив прорывается местами. Перекосов было много. Но пока еще новая идеология не родилась… Столько фильмов, книг про те времена. Они уже становятся историей.

      3. У вас прекрасные посты! Порой, нет времени оставить комментарий… а хотелось бы.
        Думаю, предметы советского искусства будут очень ценны со временем. Ведь они были распространены на очень ограниченной территории бывшего СССР.

      4. спасибо за оценку. приятно слышать. По крайней мере, «Девушка с веслом» Шадра получила свою высокую оценку уже в то время.

      5. Я так понимаю, это уже советская классика.

      6. Да, в то время свои шедевры были. К сожалению, их немного. Но, например, в Хабаровске даже открыли музей советской парковой скульптуры.

      7. Вот интересно: ведь даже скульптуры того времени отражали мышление людей: всё чётко, правильно и без излишеств.
        Вообще, когда смотришь различные произведения других эпох лучше понимаешь чем жили люди того времени. Волшебная сила психологии и искусства)))
        Было бы интересно посмотреть на этот музей, но ведь ради этого в Хабаровск не поедешь…

      8. Да, Хабаровск далековато. Во многих городах сохранились такие скульптуры. Делались не на века, как в Италии, поэтому многие пришли в упадок. Но в Москве таких скульптур какое то количество осталось. Можно по ним понять настрой людей того времени.

  1. Где-то когда-то читал, что большинство скульптур в советских парках — это были типа дипломные работы выпускников всяких там художественных ВУЗов. Вот он это дело на защиту диплома сваял, а потом, чтобы не выбрасывать сие произведение, его пристраивали куда-нибудь. 🙂

    1. Не удивляюсь. В советское время еще были очень ограниченные темы, на которые можно было ваять, а также образов тоже было очень ограниченное количество. а так как чиновники не особенно вникали в художественные качества работ, то халтуры было очень много.

      1. В районе моих родителей остались сталинские дома, образующие внутри квадрат большой площади, в котором двор был украшен фонтаном и скульптурами. И это хозяйство работало еще во времена моего детства. Я помню — это было очень необычно — посещать эти дворы. Было подспудное ощущение, что тут какие-то элитарные люди, видимо, живут. Не то. что мы, где просто газон, обшарпанные качели и вертящаяся карусель

      2. Сейчас они пришли в упадок. Давно за этими дворами никто не следит. Но и фонтаны не сносит. И так они и стоят полуразрушенные. А нашим предкам из этих домов казалось, что коммунистическое счастье так близко… ❤️❤️

  2. Очень часто в состав «приемной комиссии» включали номенклатурные единицы, людей, далеких от искусства. Вполне возможно, что и здесь было то же. Но грустить (с Федором Михайловичем или без него) не стоит — это тоже история, так было.
    В Израиле на улицах и в парках инсталляции еще хуже смотрятся. Это — современность, и все равно ничего не поделаешь

    1. Конечно, поводов для грусти еще предостаточно, чтобы и по этому поводу грустить.
      Но неужели современность не может быть по настоящему красивой? Так этого хочется.

      1. Еще как хочется! Брала как-то интервью у двух удачливых скульпторов. Работы одного (по металлу) — вдоль всех дорог в Израиле, в парках. А смотреть не на что. Он «вошел в струю», и ему заранее делают заказы, не зная что получится. А раз уплачено — выставляют, чтобы мы грустили. Другой работает по дереву. И, как это у нас обычно, сначала был признан за рубежом (какие только галереи не закупили его работы!), и только потом стал признаваемым и в Израиле. То же — у художников. Мне искренне жаль наших творческих людей!

      2. В России тоже так. Надо всеми правдами и неправдами прославится в мире и тогда будут и свои признавать. Но уже все без разбора.
        Но есть и хорошие работы. например, памятник в Москве Бродскому https://yandex.ru/images/search?pos=1&img_url=https%3A%2F%2Fi.pinimg.com%2Foriginals%2Fbf%2Fc6%2F1d%2Fbfc61d8889b0913449bb14bf7fca625b.jpg&text=%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%BF%D0%BE%D1%8D%D1%82%D1%83%20%D0%B2%20%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B5%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BC%20%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%86%D0%B5&rpt=simage&lr=213&source=wiz&stype=image

      3. Замечательный памятник! Не поняла, правда, почему одинаково безлики две группы — друзья и завистники. То есть почему меж ними нет различия — как понять, кто есть кто?

      4. Есть версия, что эти группы не делятся на сторонников и завистников. Что он в принципе был не признан у себя в стране. Объемная часть изображения Бродского обращена в сторону американского посольства. В подобном изображении можно увидеть намек на то, что соотечественники в массе своей не признали поэта, а в других странах он получил признание, популярность и почитание его таланта. И группы людей вокруг силуэта Бродского плоские и безликие, словно скульптор выражает свою боль за судьбу поэта, что современники-соотечественники были слепы и жестоки в своей расправе над Бродским.
        Что якобы сторонники не очень то отличались от гонителей.
        Например, ссылки об этом, https://otdyhpress.ru/pamjatniki/pamjatnik-brodskomu-v-moskve.html
        http://fb.ru/article/326684/pamyatnik-brodskomu-v-moskve—pamyatnik-epohe

  3. Да уж, точно как назад в будущее))
    Мне кажется, уж что есть то есть. И ухоженные хорошо, и неухоженные. У нас в Волгограде есть стадион «монолит», вот уж реально римские развалины. Вообще, этот сталинский разваливающийся ампир смотрится, что называется, очень готичненько, жаль, на стадионе фотосессию сделать не успела.
    И вот эти дети, водящие хорощод — ето символ горящего Сталинграда. В общем, эпоха. Уж какая есть.

    А на фото с орлом вы как орлицы))

    1. Спасибо за орлиц. Просто смешно вышли на фото — как изваяния советских времен😀
      Уже, конечно, слова из песни не выкинешь.
      Вот думаю — почему у одних такая песня, а у нас вот такая получилась?! 😀
      А что за дети, водящие хоровод?

      1. Это талантливая скульптура. Как например Девушка с веслом. В ту эпоху были и удачи. Причем, лучше, с моей точки зрения, вариант — Реплика у мельницы Гергардта.
        Жаль. что уничтожают что-то, иногда с политической точки зрения, невзирая на художественную ценность.
        Я, например, считаю, что памятник Дзержинскому на Лубянке был хорошо и очень на месте стоял. И это все равно история. А сейчас снесли и композицию испортили, а ничего гармоничного не соорудили. А помпы было…

      2. Да я тоже не вижу ничего хорошего в игрищах ети памятники сносить. Сами развалятся))
        Вон, цари стоят. А ведь не меньше Ленина поубивали.

      3. В натуре у мельницы етот памятник так себе. Специально сходила сфотографировала в етот раз. Какая то искусственность чувствуется. Или так мне просто кажется…
        А так да, несомненно были и шедевры, и безвкусица.

      4. Мне там показались скульптуры четкие в интересных позах. не просто отлиты как попало. но надо, конечно, вживую смотреть. возможно, просто из-за цвета лучше смотрятся…

      5. Да, они как то воткунулись как новодел. Сейчал попробую найти.

      6. внешнее окружение неподходящее совсем. нелогично было его. А это панорама Сталинградской битвы справа?

      7. знаю. что осталось нетронутым как памятник битве, знаю, что ее и дом Павлова долго удерживали. К сожалению, деталей других не знаю. В Волгоград бы съездить. Интересно.

      8. Жаль, мне уже вас пригласить некуда))
        А то бы пригласила))

      9. жаль. конечно. но можно и самим — главное, время найти. мы последний период любим много по России путешествовать. Бог даст — выберемся.😊

  4. Не моё это, не моё😊 И родители мои в радостное коммунистическое будущее не верили. Бутафория.
    Но ваши фото радуют — отлично получились!☀️

    1. Так и не надо, чтобы было чье то. Это верх безвкусицы, интересно своей историей — как в историческом музее.
      Вера, дорогая, а что публикация выглядит как хвалебная? Смотрю, что некоторые так воспринимают.
      Наоборот, переживаю, что в Италии такое выросло, а у нас вот такое…

      1. Ольга, дорогая, все я поняла, не выглядит хвалебной. Просто эти скульптуры своей безвкусицей навеяли образы прошлого😊 Словно призраки прошлого…

      2. Это так и есть. Они — призраки прошлого. Которые сейчас продолжают нести свою правду в наш мир.
        Так любые виды самовыражения оказываются призраками прошлого.
        В Италии, например, такие, а у нас — такие.
        И что же тогда было на самом деле в стране, если она могла наводнить свою действительность такими призраками, их поддерживать и воспроизводить потом столько лет.
        А коллекцию Щукина, например, убрать в запасники музеев на полвека без права показа. 😨

      3. В стране была конкретная идеология и общая цель — построение коммунизма. КПСС цементировала эту общность во всех сферах жизни.
        Усреднение масс и торжество посредственностей. А творческие и свободные личности задвигались. Калечились судьбы людей. Не разделяю ностальгии некоторых по тому времени. Хотя…может, их родные не пострадали и им было неплохо существовать в этой утопической бутафории. 😊

      4. Да, торжество посредственности… однако в России ничего пока трогающего именно душу, цепляющего нутро руководство страны не придумало — миссия России не сформулирована. Миссия нужна человеку, организации, семье, стране…
        Поэтому в СМИ типа ТВ и массовом кино России пришлось по большому счету вернуться к идеалам советского времени. Не создано другого, нового…

      5. В масс-медиа заметна романтизация прошлого-советского времени и ностальгирование 😊
        Жаль. Талантов всегда хватает, надо бы ИХ поддержать.

      6. Идеи для подтягивания талантов нет никакой. Поэтому властям проще старое эксплуатировать, чем думать о чем то новом. жизнь их пока не вынуждает.

      7. Я не сторонник революций. Убеждена, что эволюция на порядки эффективнее. Но в принципе — да.

      8. Я тоже за мирный путь. Эволюция.
        Стагнация не способствует развитию. ☀️

  5. Отличный пост. Побольше вдохновения для написания таких постов.

    1. Спасибо, что читаете мой блог. И за высокую оценку. Рада, что вам понравилось. ☀️

Добавить комментарий

Blog at WordPress.com.

Up ↑

Больше на ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading