Site icon ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

Садово-парковая скульптура сталинского периода

Находясь под впечатлением публикаций Галины Маламант о самобытной итальянской культуре, оказавшей огромное влияние на становление западной цивилизации, вспоминаем, что, приезжая в любой небольшой городок Италии, обязательно встречаешься с наследием их благородного прошлого. Причем, встречаешься на каждом шагу и между делом.

Уж не говоря о том, что при посещении центральных достопримечательностей Рима и его окрестностей глаз с удовольствием отдыхает на гармоничных скульптурных формах, украшающих площади, фонтаны, приусадебные парки: Rome. Piazza Navona,  Шедевры виллы д’Эсте в Тиволи …

К сожалению, России не удалось создать культурное наследие такого масштаба и сохранности, чтобы в каждом городке нас встречали произведения искусства, достойные называться мировыми шедеврами. Видимо, наша сила в другом.

Вот скоро поедем в Питер, в который раз, и будем густо впитывать нашу российскую гармонию…

Почему-то в нашей стране иной раз выживают и сохраняются надолго не слишком достойные образчики садово-парковой скульптуры, например, советского времени.

Недавно вспоминали свое посещение санатория «Виктория»  в Ессентуках.

Узнаваемое по образам старых фильмов встает перед нами в полный рост садово-парковое искусство сталинского периода – как будто мы перенеслись на машине времени в ту эпоху…

Парк санатория напичкан тоталитарным китчем – «детской сказкой для взрослых», созданной, с одной стороны, методами массового производства, а, с другой – «вторичной культурой» – подражанием и дешевкой.

Причем, вся скульптура парка поддерживается в отличном состоянии и «радует» отдыхающих на водах, дефилирующих к живительному источнику минерального чуда.

Орлы — символы Кавказа во всяких видах, а также орлицы… просто памятник «суровым» российским пациентам санатория, высеченный в граните — готовы для изваяния

При этом оздоровительная база санатория предлагает полный комплекс водолечения минеральными водами «Ессентуки-4», «Ессентуки-17», «Ессентуки–новая», «Буровая-1» (прием воды, души, ванны), массажи, ингаляции, радонотерапия, криотерапия, грязелечение…

… но находиться гостям санатория приходится словно в 30-х годах XX века, в обстановке визуализации мифа о новой «коммунистической» действительности, насаждающего повальную безвкусицу и всеядность.

Поселившись в санатории, мы как будто попали в мир грандиозной программы обучения утопии — основе тоталитаризма.

 «С точки зрения тоталитарной эстетики, искусство не только пассивно 
отражает жизнь, но и активно воздействует на сознание, являясь в конечном 
счете могучим орудием формирования новых людей. Последнее было целью, и на 
осуществление ее во всех тоталитарных странах бросались гигантские 
материальные и духовные ресурсы. <...> Пропаганда вещала, а искусство 
демонстрировало в конкретных образах, что новый человек с его 
исключительными качествами уже родился <...>» ( Голомшток И.Н. ).

Напрашивается аналогия со временем Петра I, в эпоху правления которого скульптура активно использовалась в парке, считавшемся «наиболее сильным воздействующим искусством». Правда, тоталитаризм того времени носил несколько иной характер, и парковая скульптура имела довольно высокую художественную ценность.  Этой же функцией парковые статуи напоминают нам о духе Эллады и об афинской агоре, которая решала, в том числе, идейно-воспитательную задачу: «скульптура и храмы, расположенные на агоре, служили социально-политическим целям полиса».

Не обошлось и без скульптурного изображения поильника для приема минеральной воды, причем, огромных размеров.

Живая пропаганда диспанцеризации…

Как же без бюстов наших писателей-классиков?

Если говорить о расцвете сталинского времени, то образцово-учительных парков в СССР было два: Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ, сейчас – ВДНХ) и Центральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО), с 26 сентября 1932 г. — имени М. Горького. Новый визуальный язык настойчиво внедряли, подавляя старый. Ведь «массу делает массой общение на языке власти» (Надточий Э.В.), а власть была озабочена вытеснением из сознания людей христианских мифологем, образов Креста и Христа, греха и спасения, искупления, которые подменяли  симулякрами античной скульптуры.

Качество изготовления массовых изваяний можно определить словом «халтура» даже на территории «образцово-учительных парков» − Центрального Парка культуры и отдыха имени A. M. Горького и Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Тем более, в пространстве других городов распространялись образцы, не отличавшиеся художественно-эстетическими достоинствами.

«Девушки с веслом» нет. Но как же без «Утра Наяды»?

Не обошлось в скульптуре парка санатория и без попыток генерации аффектов и сексуальной энергии, которая затем должна была расходоваться, по предположению власти, ради деторождения, а остатки полового возбуждения у советского человека должны были превращаться в энергию трудовую, социальную. В результате приподнятое настроение с эффектом восторженности становится управляемым и направляется в нужное партруководству русло.

Вот в рассадник такой «коммунистической» пропаганды попадаешь, приехав в санаторий «Виктория» — как будто совершив скачок назад во времени почти на столетие…

Изобретатели тоталитарного парка предполагали, что рабочие будут посещать парк каждый день после работы или после проведения оздоровительных процедур во время отпуска. В таком парке мир оказывался вдвойне правильным с учетом коллективизма и полной коммунальности, в том числе, за счет снижения до минимума эстетических требований народа к произведениям искусства.

Нам с Федором Михайловичем взгрустнулось…

…По вечерам на  стене Нескучного сада  пылали в свое время слова великого вождя народов тов. Сталина: «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее.», выписанные яркими гигантскими буквами.

Exit mobile version