Site icon ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

Эрмитаж. Какой он сегодня?

Который раз посещаю главную зимнюю резиденцию русской царской семьи, а сейчас музей, коллекция которого включает огромное количество мировых шедевров живописи и скульптуры, фарфора и мебели, светильников и иных предметов интерьера, не говоря уже об архитектурных решениях помещений дворца, и который раз получаю об этом месте совершенно новое впечатление.

Бывала здесь в советские времена, школьницей и студенткой, – когда очередь на вход вилась вокруг здания затейливой змейкой, бывала с маленьким сыном, когда интерес населения страны в такой мере был сосредоточен на добывании материальный ценностей, что редкий посетитель забредал в Эрмитаж, особенно ближе к вечеру, а мы с сыном, проведя час в Египетском зале, встретили там только одного посетителя…
И вот мы посетили Эрмитаж с дочерью…

Стекла в окнах именно такие, со снятой по старорежимному фаской, с дефектами гладкости… Но виды из них всё такие же потрясающие.

Небольшое организационное замечание. 
Эрмитаж хуже всего посещать во вторник. 
Но так как почти все остальные значимые музеи и дворцы во вторник решили 
сделать выходной, то приходится при планировании знакомства с городом 
все-таки идти в Эрмитаж во вторник. 
Но именно в этот день в музее больше всего посетителей!

 

Залы западноевропейского искусства Нового Эрмитажа заполнены толпами посетителей, мимо которых трудно протиснуться, огромное количество групп, возглавляемых гидами с зонтиками или искусственными цветами на длинных ножках, разноязыкий Вавилон тщетно пытающихся не мешать друг другу людей, иной раз и не пытающихся не мешать…
Вдруг накатывает волна неприятия этих посетителей, пришедших сюда… зачем их так много здесь?..
И аналогичные вопросы к себе…

Прекрасные залы Нового, Старого и Малого «эрмитажей» (для обедов и вечеров в интимном кругу хозяев дворца, куда зачастую не допускались даже слуги) – это ах! – изящество и гармония неописуемые. Конечно.

Лоджии Рафаэля
Лоджии Рафаэля

Если Екатерина II, увидев изображения галереи из дворца Папы Римского в Ватикане, расписанной по эскизам Рафаэля учениками из его мастерской, заявила, что хочет у себя в зимней резиденции такие же и необходимо выписать из Италии самых лучших мастеров и сделать точную копию, а без этого ей не будет покоя… Она пишет в одном из писем барону Гримму: «Сегодня днем мне в руки попали плафоны Лож Рафаэля. Я прошу вас немедленно написать Рейфенштейну скопировать в натуральную величину эти своды, а также стены, и я даю обет Святому Рафаэлю, во что бы то ни стало выстроить эти ложи и поместить в них копии, так как непременно нужно, чтобы я видела, каковы они…».

Павильонный зал
Павильонный зал

Или торжественный, но и интимный одновременно, Павильонный зал, расположенный на 2-м этаже Малого Эрмитажа, из которого открывается вид на висячий сад Екатерины с кустами, деревьями и раньше даже животными, частично закрытый стеклянной крышей.

Висячий сад Екатерины
Висячий сад Екатерины
Вид на Висячий сад Екатерины через окно
Висячий сад Екатерины

Оформление Павильонного зала относится к уже более позднему, послеекатерининскому периоду и выполнено в эклектичном стиле: мрамор, хрусталь, золото, мозаика…

А дивной красоты павлин, центральное украшение зала, был выполнен модным в те времена английским мастером Джеймсом Коксом, приобретен князем Григорием Потемкиным-Таврическим в подарок Екатерине Великой, доставлен в Петербург в разобранном виде и уже на месте собран Иваном Кулибиным.

Столы на но ножках-грифонах
Ваза на опорах-грифонах

Движешься по залам музея и думаешь: «Не слишком ли много шедевров на 1 квадратный метр площади». Экспонаты, которые сделали бы коллекцию любой городской картинной галерее, стоят на проходных местах, между делом, а то и пылятся в запасниках…

Микельанджело. Скорчившийся мальчик
Микельанджело. Скорчившийся мальчик
Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. С какой любовью и лукавством смотрит мадонна на младенца, находясь на высоте не менее самого высокого сегодняшнего небоскреба мира
Тициан. Кающаяся Мария Магдолина
Тициан. Портрет папы Павла III
Паоло Веронезе. Диана
Караваджо. Юноша с лютней
Бартоломе Эстебан Мурильо. Мальчик с собакой

Все-таки не самое разумное использование мирового культурного наследия, с моей точки зрения.

 

Почему-то не нашлось достойного места для «Возвращения блудного сына» Рембрандта, которое невозможно увидеть целиком, так как картина висит так, что рассмотреть ее можно только издалека, из-за границ зала художника, при этом перед ней стеной стоят посетители, жаждущие лицезреть один из основных шедевров Эрмитажа.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Возвращение блудного сына

Полотен Рембрандта в музее много, все они известны с детских лет по репродукциям – возникает ощущение, что ты встретился со своими давно  знакомыми, родными по духу и мыслям, сопровождающими незаметно тебя всю жизнь наставниками – то ближе, то дальше, то становясь понятнее, то отдаляясь за горизонт, но полностью не покидающими тебя никогда…

Рембрандт Харменс ван Рейн. Молодая женщина, примеряющая серьги
Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет старика-еврея
Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет старушки
Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет Бартье Мартенс
Рембрандт Харменс ван Рейн. Прощание Давида с Ионафаном
Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет молодого человека с кружевным воротником
Рембрандт Харменс ван Рейн. Флора
Рембрандт Харменс ван Рейн. Снятие с креста

И, наконец, они не сливаются для тебя в единый хор ничего отдельно не говорящих тебе знакомцев, а у каждого явным образом слышится свой собственный голос, доносящий до тебя именно этот образ, дающий почувствовать именно эти эмоции и услышать свое откровение…

А вам, мои дорогие читатели, – о чем говорят эти картины?

Рембрандт Харменс ван Рейн. Даная. После повреждения кислотой и порезов посетителем картина реставрировалась 12 лет
Тициан. Даная. Интересно сравнить интерпретации одного сюжета разными художниками

Как считаете – кто раскрыл сюжет о Данае, заключенной отцом  в подземелье вместе со служанкой и оплодотворенной затем Зевсом, пришедшем к ней  в виде золотого дождя, – наиболее сильно?

 

Зал Рубенса велик, в середине стоят банкетки, и можно почти все картины рассмотреть сидя, что очень неплохо при длине маршрутов Эрмитажа.

Питер Пауль Рубенс. На переднем плане картина Союз Земли и Воды

При этом мы несколько раз прослушали разных гидов, пытающихся дать представление о работах великого фламандца, иногда очень неплохо доносящих новую для понимания информацию. И тогда перестает раздражать обилие голых тел, вызывающих ощущения, близкие к «мунковским», когда он старался в картинах изобразить обволакивающую, порабощающую, навязываемую ему близость женской силы и плоти.

И безобразный Вакх перестает восприниматься просто как отталкивающие зрелище, а, в том числе, как «дно бездны» падения человеческого, после которого либо наступает полная деградация, либо начинает брезжить выход из тупика.

Питер Пауль Рубенс. Вакх

А образ полнокровной жизни, бьющей через край в искусстве Рубенса, например, в «Союзе Земли и Воды» не подавляет восприятие действительности, а помогает сделать его полнее.

Питер Пауль Рубенс. Персей освобождает Андромеду
Питер Пауль Рубенс. Франс Снейдерс. Статуя Цереры
Питер Пауль Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы (дочери Рубенса Клары-Серены)
Питер Пауль Рубенс. Голова францисканского монаха

Гобелены, парадные залы, лестницы, переходы…

Иорданская (Посольская) лестница
Советская лестница (названа так в честь Государственного совета, собиравшегося в зале рядом на первом этаже)
Малахитовый зал

Вот, наконец, Гейнсборо, «Дама в голубом». А силы уже на исходе… Никакой жеманности и наигранности, утонченная красота, мягкие переходы полутонов, элегантность и грация… Одни из лучших черт эпохи Рококо. По историческим материалам считается, что и в жизни графиня Елизавета Босфор, с которой писался портрет, была такой мягкой и женственной.

Томас Гейнсборо. Дама в голубом

 

Напоследок знакомство с древним египетским искусством. Вечная загадка далекой культуры… Дочка заметила, что, наконец, понимает в этом брата – в Египетском зале можно застрять надолго, но уже надо уходить из музея и чем быстрее, тем лучше, чтобы остались впечатления, не стерлись из памяти, смытые нескончаемым потоком последующих…

Мумия жреца Па-ди-исета. Первая половина XXVI династии. Вторая половина VII века до н. э. Фивы
Внутренний саркофаг жреца Па-ди-исета. Дерево, роспись. Первая половина XXVI династии. Вторая половина VII века до н.э. Фивы
Саркофаг Нана, жреца бога Птаха. Гранит. XIX династия. VIII век до н.э. Мемфисский регион

 

Двор Зимнего дворца, свежий воздух, дождь только что закончился и дышится легко и свободно. Своды залов музея не ограничивают сверху – свобода!


А подсознание пусть не заканчивает свою бесконечную работу – укладывает впечатления в нужные ячейки на соответствующие полочки, соединяя их нейтронными связями, выделяя ключевые слова и соотнося с рубрикатором. А самое ценное – то, что не удается классифицировать и унифицировать – делает достоянием нашей души, ее главным богатством.

 

Памятка пытливым посетителям Эрмитажа. 
Не полагайтесь на хорошие способности в топологии и топографии. 
Составляйте свой маршрут посещения Эрмитажа заранее вплоть до четкого 
понимания – где и по каким лестницам надо будет переходить с этажа на этаж,
 так как в противном случае вам неминуемо придется нарезать дополнительные 
километры по залам музея, плутая в поисках нужной лестницы с первого на 
второй или со второго на первый этажи. 
Заблудиться в музее легко, несмотря на таланты в спортивном ориентировании 
на местности.

P.S. Электронные билеты работают. Вход в музей по ним, действительно, отдельный и на самом деле без очереди. 😁

Exit mobile version