Эрмитаж. Какой он сегодня?

Который раз посещаю главную зимнюю резиденцию русской царской семьи, а сейчас музей, коллекция которого включает огромное количество мировых шедевров живописи и скульптуры, фарфора и мебели, светильников и иных предметов интерьера, не говоря уже об архитектурных решениях помещений дворца, и который раз получаю об этом месте совершенно новое впечатление.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Бывала здесь в советские времена, школьницей и студенткой, – когда очередь на вход вилась вокруг здания затейливой змейкой, бывала с маленьким сыном, когда интерес населения страны в такой мере был сосредоточен на добывании материальный ценностей, что редкий посетитель забредал в Эрмитаж, особенно ближе к вечеру, а мы с сыном, проведя час в Египетском зале, встретили там только одного посетителя…
И вот мы посетили Эрмитаж с дочерью…

0A59B866-1937-4238-A9F9-22499D2EDD0F

Стекла в окнах именно такие, со снятой по старорежимному фаской, с дефектами гладкости… Но виды из них всё такие же потрясающие.

5DC14482-59D1-4974-B87E-620AC8587779617BC60F-B58A-484C-9B84-93D3FBF3B743

Небольшое организационное замечание. 
Эрмитаж хуже всего посещать во вторник. 
Но так как почти все остальные значимые музеи и дворцы во вторник решили 
сделать выходной, то приходится при планировании знакомства с городом 
все-таки идти в Эрмитаж во вторник. 
Но именно в этот день в музее больше всего посетителей!

 

Залы западноевропейского искусства Нового Эрмитажа заполнены толпами посетителей, мимо которых трудно протиснуться, огромное количество групп, возглавляемых гидами с зонтиками или искусственными цветами на длинных ножках, разноязыкий Вавилон тщетно пытающихся не мешать друг другу людей, иной раз и не пытающихся не мешать…
Вдруг накатывает волна неприятия этих посетителей, пришедших сюда… зачем их так много здесь?..
И аналогичные вопросы к себе…

334BA31B-4CAA-4FDE-8B66-D33353B64F34

Прекрасные залы Нового, Старого и Малого «эрмитажей» (для обедов и вечеров в интимном кругу хозяев дворца, куда зачастую не допускались даже слуги) – это ах! – изящество и гармония неописуемые. Конечно.

311266B0-73C4-4725-BC43-F0F16BC411CD
Лоджии Рафаэля
3C17E874-A484-4D31-A732-31F3F073612F
Лоджии Рафаэля

Если Екатерина II, увидев изображения галереи из дворца Папы Римского в Ватикане, расписанной по эскизам Рафаэля учениками из его мастерской, заявила, что хочет у себя в зимней резиденции такие же и необходимо выписать из Италии самых лучших мастеров и сделать точную копию, а без этого ей не будет покоя… Она пишет в одном из писем барону Гримму: «Сегодня днем мне в руки попали плафоны Лож Рафаэля. Я прошу вас немедленно написать Рейфенштейну скопировать в натуральную величину эти своды, а также стены, и я даю обет Святому Рафаэлю, во что бы то ни стало выстроить эти ложи и поместить в них копии, так как непременно нужно, чтобы я видела, каковы они…».

F5D0A48E-D2AB-4778-8D1D-3AA9BDBE6C42
Павильонный зал
00110C3F-D334-403F-887F-59C3CDB311C3
Павильонный зал

Или торжественный, но и интимный одновременно, Павильонный зал, расположенный на 2-м этаже Малого Эрмитажа, из которого открывается вид на висячий сад Екатерины с кустами, деревьями и раньше даже животными, частично закрытый стеклянной крышей.

2E169046-1E81-4993-9FF3-3287A536F236
Висячий сад Екатерины
40999459-8AFE-4B35-84EB-C5012672A755
Висячий сад Екатерины
2BCBE3C6-0551-4ACE-A1B3-ACF026F656D8
Вид на Висячий сад Екатерины через окно
8FF560EB-E47E-48FF-AB68-768433F238AD
Висячий сад Екатерины

Оформление Павильонного зала относится к уже более позднему, послеекатерининскому периоду и выполнено в эклектичном стиле: мрамор, хрусталь, золото, мозаика…

B8E94CA0-57D6-4ACA-A26C-65646208C163

67C5E5BD-D43D-430F-A4B1-36B2B5AF32BD

А дивной красоты павлин, центральное украшение зала, был выполнен модным в те времена английским мастером Джеймсом Коксом, приобретен князем Григорием Потемкиным-Таврическим в подарок Екатерине Великой, доставлен в Петербург в разобранном виде и уже на месте собран Иваном Кулибиным.

B707EEBD-9796-4F09-A1EB-54F9D346CFBA
Столы на но ножках-грифонах
7847CDF0-D7C9-4002-B24E-7CC2F0526757
Ваза на опорах-грифонах

Движешься по залам музея и думаешь: «Не слишком ли много шедевров на 1 квадратный метр площади». Экспонаты, которые сделали бы коллекцию любой городской картинной галерее, стоят на проходных местах, между делом, а то и пылятся в запасниках…

5B5E0DD8-6035-4B2D-BC08-AC9B2E91AD0B
Микельанджело. Скорчившийся мальчик
BD5332D7-6BA9-4D55-92F9-50A691638188
Микельанджело. Скорчившийся мальчик
C7BBD132-FA65-430F-AA77-A6F02ACD8D77
Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. С какой любовью и лукавством смотрит мадонна на младенца, находясь на высоте не менее самого высокого сегодняшнего небоскреба мира
A922ACA6-FDBD-45EB-8705-85DC5F295299
Тициан. Кающаяся Мария Магдолина
E9D3FB7D-AF12-40A9-8D5E-030E3F627D8F
Тициан. Портрет папы Павла III
7603B41D-0063-42D2-B12B-90762DE64BDB
Паоло Веронезе. Диана
D3C2802C-4B02-412E-835D-7DFF2BDC2339
Караваджо. Юноша с лютней
3CF77C1B-4EAB-4F53-9A47-24E41FC56207
Бартоломе Эстебан Мурильо. Мальчик с собакой

Все-таки не самое разумное использование мирового культурного наследия, с моей точки зрения.

 

Почему-то не нашлось достойного места для «Возвращения блудного сына» Рембрандта, которое невозможно увидеть целиком, так как картина висит так, что рассмотреть ее можно только издалека, из-за границ зала художника, при этом перед ней стеной стоят посетители, жаждущие лицезреть один из основных шедевров Эрмитажа.

47006BE6-3C54-43AD-A834-34AA554D79A7
Рембрандт Харменс ван Рейн. Возвращение блудного сына

Полотен Рембрандта в музее много, все они известны с детских лет по репродукциям – возникает ощущение, что ты встретился со своими давно  знакомыми, родными по духу и мыслям, сопровождающими незаметно тебя всю жизнь наставниками – то ближе, то дальше, то становясь понятнее, то отдаляясь за горизонт, но полностью не покидающими тебя никогда…

7DFC05D0-5E96-4B14-BAF8-2C355C216204
Рембрандт Харменс ван Рейн. Молодая женщина, примеряющая серьги
12933180-716E-4E01-8A59-12BA97795F27
Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет старика-еврея
5A5B6C66-265F-4C6E-B763-117A0565799D
Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет старушки
F33013FF-65F8-4CF2-BDC2-7CA6C0C55E56
Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет Бартье Мартенс
7A4489AE-DCF5-4691-BD09-160A8BE91D9B
Рембрандт Харменс ван Рейн. Прощание Давида с Ионафаном
D1C4C3A8-E2C6-4363-B730-5907F120FF13
Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет молодого человека с кружевным воротником
19D61830-0976-4EBB-8A3D-EC878A71B393
Рембрандт Харменс ван Рейн. Флора
F1D6FB91-CF16-4318-9B3E-D1B8F32D1415
Рембрандт Харменс ван Рейн. Снятие с креста

И, наконец, они не сливаются для тебя в единый хор ничего отдельно не говорящих тебе знакомцев, а у каждого явным образом слышится свой собственный голос, доносящий до тебя именно этот образ, дающий почувствовать именно эти эмоции и услышать свое откровение…

А вам, мои дорогие читатели, – о чем говорят эти картины?

735A9E59-8E63-4990-97F4-DA1AFEBA3479
Рембрандт Харменс ван Рейн. Даная. После повреждения кислотой и порезов посетителем картина реставрировалась 12 лет
8856023B-6F87-4B7F-80D8-F35AA766B7CC
Тициан. Даная. Интересно сравнить интерпретации одного сюжета разными художниками

Как считаете – кто раскрыл сюжет о Данае, заключенной отцом  в подземелье вместе со служанкой и оплодотворенной затем Зевсом, пришедшем к ней  в виде золотого дождя, – наиболее сильно?

 

Зал Рубенса велик, в середине стоят банкетки, и можно почти все картины рассмотреть сидя, что очень неплохо при длине маршрутов Эрмитажа.

98ABC4E2-32E4-419A-B6F7-12CD7D868C30
Питер Пауль Рубенс. На переднем плане картина Союз Земли и Воды

При этом мы несколько раз прослушали разных гидов, пытающихся дать представление о работах великого фламандца, иногда очень неплохо доносящих новую для понимания информацию. И тогда перестает раздражать обилие голых тел, вызывающих ощущения, близкие к «мунковским», когда он старался в картинах изобразить обволакивающую, порабощающую, навязываемую ему близость женской силы и плоти.

И безобразный Вакх перестает восприниматься просто как отталкивающие зрелище, а, в том числе, как «дно бездны» падения человеческого, после которого либо наступает полная деградация, либо начинает брезжить выход из тупика.

s1200
Питер Пауль Рубенс. Вакх

А образ полнокровной жизни, бьющей через край в искусстве Рубенса, например, в «Союзе Земли и Воды» не подавляет восприятие действительности, а помогает сделать его полнее.

7FACFE63-3FEB-47E7-B8AB-A3C03E151A08
Питер Пауль Рубенс. Персей освобождает Андромеду
F7044100-61F8-4BD5-9349-630384E87F42
Питер Пауль Рубенс. Франс Снейдерс. Статуя Цереры
1C3C5CD9-F746-4063-BCB8-243BFFECCB3E
Питер Пауль Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы (дочери Рубенса Клары-Серены)
9BE5E46E-63F2-4128-B979-C44843F5C647
Питер Пауль Рубенс. Голова францисканского монаха

Гобелены, парадные залы, лестницы, переходы…

4CADAFAB-2BE2-43FF-A542-EF26761EE384

2780CF8D-EB3E-43E5-ABF4-A5C2C164FC97
Иорданская (Посольская) лестница
751BBCF3-0329-4012-8ACA-AA1A6CB3D45A
Советская лестница (названа так в честь Государственного совета, собиравшегося в зале рядом на первом этаже)
152FD9B6-5B9F-4B9A-A0F6-650C02327DCA
Малахитовый зал

Вот, наконец, Гейнсборо, «Дама в голубом». А силы уже на исходе… Никакой жеманности и наигранности, утонченная красота, мягкие переходы полутонов, элегантность и грация… Одни из лучших черт эпохи Рококо. По историческим материалам считается, что и в жизни графиня Елизавета Босфор, с которой писался портрет, была такой мягкой и женственной.

044D3949-86AC-4605-904C-9AF8A4376D0B
Томас Гейнсборо. Дама в голубом

 

Напоследок знакомство с древним египетским искусством. Вечная загадка далекой культуры… Дочка заметила, что, наконец, понимает в этом брата – в Египетском зале можно застрять надолго, но уже надо уходить из музея и чем быстрее, тем лучше, чтобы остались впечатления, не стерлись из памяти, смытые нескончаемым потоком последующих…

CED908AA-DA8E-446B-9619-6F7D5DDE16F7
Мумия жреца Па-ди-исета. Первая половина XXVI династии. Вторая половина VII века до н. э. Фивы
EB4D6917-3474-4CD8-9CCD-61F9DF92746F
Внутренний саркофаг жреца Па-ди-исета. Дерево, роспись. Первая половина XXVI династии. Вторая половина VII века до н.э. Фивы
F1A22FB1-2D6A-4DC8-ADCD-A597FA4D1E27
Саркофаг Нана, жреца бога Птаха. Гранит. XIX династия. VIII век до н.э. Мемфисский регион

 

Двор Зимнего дворца, свежий воздух, дождь только что закончился и дышится легко и свободно. Своды залов музея не ограничивают сверху – свобода!

E06ABDFD-E657-4EB8-A463-B6020E46A569
А подсознание пусть не заканчивает свою бесконечную работу – укладывает впечатления в нужные ячейки на соответствующие полочки, соединяя их нейтронными связями, выделяя ключевые слова и соотнося с рубрикатором. А самое ценное – то, что не удается классифицировать и унифицировать – делает достоянием нашей души, ее главным богатством.

 

Памятка пытливым посетителям Эрмитажа. 
Не полагайтесь на хорошие способности в топологии и топографии. 
Составляйте свой маршрут посещения Эрмитажа заранее вплоть до четкого 
понимания – где и по каким лестницам надо будет переходить с этажа на этаж,
 так как в противном случае вам неминуемо придется нарезать дополнительные 
километры по залам музея, плутая в поисках нужной лестницы с первого на 
второй или со второго на первый этажи. 
Заблудиться в музее легко, несмотря на таланты в спортивном ориентировании 
на местности.

P.S. Электронные билеты работают. Вход в музей по ним, действительно, отдельный и на самом деле без очереди. 😁

17 thoughts on “Эрмитаж. Какой он сегодня?

Add yours

  1. Зто моя мечта — побывать в Эрмитаже. Пока её не суждено было сбыться… Надеюсь на ближайшее время))) Вы раззадорили мой «культурный» аппетит)))

    1. Да. Эрмитаж — очень богатый музей. Если соберетесь, то получите большое удовольствие. Желаю, чтобы это получилось.

  2. Была в Эрмитаже очень-очень давно. Сложно даже сказать, что помню, а что просто знаю.
    А вот что помню — большой календарь со снимками известных полотен. И это была настоящая учеба — запоминались и авторы, и названия работ. И сейчас я словно встретилась с тем календарем. Спасибо за прекрасный пост!

    1. Рада, что вам навеяло приятные воспоминания. Мне в этот раз картины были как родственники или хорошие друзья. Первый раз такое чувство испытала. ☀️

  3. Вот ети группы с экскурсиями иногда просто выбешивают, да.
    А в Эрмитаже была много много раз. Когда жила в Питере и не работала в выходные, куда ж идти в дождливую погоду — в Эрмитаж)) Я даже как то там в мастерских сидела, с реставраторами выпивала)))

    1. А я все время попадаю в него с разных сторон и поэтому, наверно, он мне открывается каждый раз разными гранями.
      Но вот у реставраторов не приходилось бывать 😀
      Я бывала в части Архива Минобороны, который сейчас не знаю где, а раньше был в здании Генштаба. Такие помещения величественные помню, меня поразили объемы, высота потолков, своды…

      1. Мне кажетйса, такие сокровищницы, как Эрмитаж, можно открывать бесконечно….

      2. Глубина и мощь! Это точно.
        Вот хотела скульптуры посмотреть. А теперь зал Родена в части музея, который в здании Генштаба расположен — пришлось любоваться другой скульптурой.

      3. Я даже и не помню, что и где. Да и все перемешалось в моей голове, что в какой части света и в каком музее.
        «Когда на сердце тяжесть и холодно в груди,
        К ступеням Эрмитажа ты в сумерках приди…»

  4. У меня в Эрмитаже осуществились сразу две мечты: первая — туда попасть, вторая — оттуда выбраться😊
    А если серьезно, то туда можно ходить и ходить, смотреть и смотреть. А ворвавшись с «голодухи» быстро наступает пресыщение, египетский зал я так и не осилила. И не только. Рубенсовские формы набили оскому . ))
    Тоже пришлось уповать на подсознание: пусть само по полкам раскладывает😊
    Вот в вашем посте можно как следует все разглядеть и ноги не болят. Спасибо. Ольга — вы молодец. И ваши близкие тоже. ☀️

    1. Спасибо вам, что читаете. А мы, действительно, пару раз в панике искали лестницу, которая вот вроде тут должна быть по схеме, а ее нет.😊
      Рембрандта особенно было интересно посмотреть в преддверии поездки в Амстердам. И оказалось, что я так хорошо знаю его картины из Эрмитажа просто по репродукциям, как родные.
      У меня сложилось ощущение, что я первый раз сходила в Эрмитаж осознанно. А раньше — как будто не приходя в сознание…

Добавить комментарий для 1ubitОтменить ответ

Blog at WordPress.com.

Up ↑

Больше на ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading