Site icon ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

Екатерининский парк/ Тне Catherine Park

Екатерининский парк. Панорама

English version below

Где же эти низкое питерское свинцовое небо и неприятные моросящие дожди?

Посещение Екатерининского парка связано в моей памяти с замечательной погодой.

Каждый раз в этот день, как по заказу, яркое солнце, пронзительно голубое небо, ласковый теплый воздух…

Екатерининский парк/ Тне Catherine Park
Екатерининский дворец/ The Catherine Palace

Пройдя мимо более чем километровой очереди в Екатерининский дворец, заграждений, оцеплений полиции и поднявшейся пыли, можно проникнуть в парк.

Он красив.

В регулярности французского парка есть своя прелесть. Правда, мне все-таки больше по душе пейзажные английские парки. Я расскажу о великолепном образце английского парка в  публикации о Павловске.

Теперь же о прогулке по регулярному Старому саду, по аллеям которого каждый раз по прибытии в Царское село только и удается пройти. На пейзажную часть смотришь издалека, понимая, что сил обойти вокруг Большое озеро парка уже не остается.

Старый (Голландский) сад основал, по преданию, сам Петр I. Эту легенду приводит в своем сочинении «Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей» П. П. Свиньин, и подкрепляют документы, в том числе экспликация, хранящаяся  в архивных делах Кабинета Петра I.

Старейшая, регулярная часть Екатерининского парка создавалась в первой половине XVIII века в голландском вкусе, для отдохновения и развлечения августейших хозяев от тягот государственной службы. Основание сада (названого после Старым по разведению Нового и Английского) на 100 саженях ширины и 303 саженях длины на восточную сторону от основных деревянных построек.

На территории парка, кроме самого дворца, расположилось множество павильонов, мостов и памятников, сооруженных в разное время и в разных архитектурных стилях.

Камеронова галерея/ Cameron’s Gallery

В непосредственной близости прямо по дороге от входа в парк расположилась Камеронова галерея. Она называется так в честь архитектора Чарльза Камерона, который и построил этот павильон по заказу Екатерины Великой. Верхний ярус украшен бюстами кумиров Императрицы, а сам павильон предназначался для философских прогулок и бесед.

Зубовский флигель и павильон «Холодная баня»/ The Zubovsky outbuilding and the Cold Bath pavilion
Павильон «Холодная баня»/ The Cold Bath pavilion

Южный флигель дворца или как его правильно называют Зубовский — назван так в честь последнего фаворита Екатерины II, Платона Зубова, для которого он и был возведен. Здесь же находится павильон «Холодная баня». Архитектор возвел это двухэтажное здание, следуя античным образцам, таким образом, что в нижнем этаже располагались купальный зал, теплая ванная и русская парная, а в верхнем – шесть богато отделанных помещений для отдыха, названных «Агатовыми комнатами».

Вид на Фрейлинский садик/ View of The Maid of honor garden
Копия памятника Екатерине II , установленного на площади Островского в Санкт-Петербурге в 1873 году. Екатерина ΙΙ держит в руках скипетр и лавровый венок, с плеч ниспадает складками горностаевая мантия, у ног возлежит корона Российской империи. Вокруг пьедестала расположены девять фигур видных деятелей екатерининской эпохи: фельдмаршал Пётр Румянцев-Задунайский, государственный деятель Григорий Потемкин, полководец Александр Суворов, поэт Гавриил Державин, президент Российской академии Екатерина Дашкова, князь Александр Безбородко, президент Российской Академии художеств Иван Бецкой , полярный исследователь, флотоводец Василий Чичагов, государственный деятель Алексей Орлов-Чесменский./ Copy of the monument to Catherine II, installed on Ostrovsky Square in St. Petersburg in 1873. Catherine ΙΙ holds a scepter and a laurel wreath in her hands, an ermine mantle falls from the shoulders in folds, the crown of the Russian Empire rests at her feet. Around the pedestal are nine figures of prominent figures of the Catherine’s era: Field Marshal Pyotr Rumyantsev-Zadunaisky, statesman Grigory Potemkin, commander Alexander Suvorov, poet Gavriil Derzhavin, President of the Russian Academy Yekaterina Dashkova, Prince Alexander Bezborodko, President of the Russian Academy of Arts Ivan Fetsky Polotsev Betsborotko, Vasily Chichagov, statesman Alexey Orlov-Chesmensky.
Лестница на Камеронову галерею/ Stairs to the Cameron Gallery

С Камероновой галереи открываются красивейшие виды на разные части парка.

Вид на Фрейлинский садик/ View of The Maid of honor garden
Вид на Адмиралтейство с Большого озера/ View of the Admiralty from the Big Lake
Зеркальный пруд рядом с павильоном «Верхняя мыльня»/ Mirror Pond near the Upper Soap Pavilion
Вид на Адмиралтейсво с Большого озера/ View of the Admiralty from the Big Lake

Напротив Большого Екатерининского расположены два Зеркальных пруда. На одном из них расположен павильон «Верхняя ванна», называвшийся в XVIII веке «Мыльня их высочеств».

Зеркальный пруд рядом с Камероновой галереей/ Mirror Pond next to the Cameron Gallery
Зеркальный пруд рядом с павильоном «Верхняя мыльня»/ Mirror Pond near the Upper Soap Pavilion
Павильон «Верхняя мыльня»/ Pavilion «Upper Soap»
Верхняя мыльня внутри/ Upper soap inside
Верхняя мыльня внутри/ Upper soap inside

Недалеко от Верхней ванны, находится павильон «Нижняя ванна» называвшийся в XVIII веке «Кавалерская мыльня». Он предназначался для придворных. Внутри распложен центральный зал с бассейном и примыкающие к нему десять помещений с экспозицией, воссоздающей баню для придворных особ.

Павильон «Кавалерская мыльня»/ Pavilion «Cavalry soap»

Внутри павильона «Кавалерская мыльня»/ Inside the pavilion «Cavalier soap»

Павильон «Грот», построенный самим Растрелли, был декорирован в соответствии со своим названием. Покровители морей, дельфины и раковины создают настроение моря. Внутреннее убранство Грота много раз менялось, так со стен исчез туф, еще больше придававший похожесть помещения с гротом. Множество скульптур и картин из Грота в настоящее время находятся в Санкт-Петербургском Эрмитаже.

Павильон «Грот»/ Grotto Pavilion
Ворота павильона «Грот»/ Gates of the Grotto Pavilion

Внутри павильона «Грот»/ Inside the Grotto Pavilion

Старый сад отделен от Эрмитажной (Дикой) рощи Рыбным каналом, через который переброшены несколько каменных мостков. Мостики очень красочно вписываются в созданный ландшафт.

Рыбный канал/ Fish channel

Эрмитаж один из классических образцов русского барокко. Проект был разработан архитектором Земцовым, а Растрелли только исполнил его, дополнив некоторыми деталями, такими как колонны. Внутренняя отделка тоже характерна для архитектурного стиля барокко, в чем с легкостью можно убедиться купив билет в павильон Эрмитаж. Заплатив чуть больше и придя к определенному времени, вы сможете стать участником экскурсии по внутренним залам Эрмитажа с демонстрацией механизма подъемного стола. Подъемный механизм позволял трапезничавшим царствующим особам получать сменные блюда не видя прислугу. Механизм опускал стол в кухню, расположенную на первом этаже и уже накрытый стол поднимался в трапезный зал.

Павильон «Эрмитаж»/Hermitage Pavilion
Павильон «Эрмитаж»/Hermitage Pavilion
Павильон «Эрмитаж»/Hermitage Pavilion
Фрагмент аутентичной плитки площадки вокруг павильона «Эрмитаж»/ Fragment of an authentic tile site around the Hermitage pavilion
Помещения павильона «Эрмитаж»/ The premises of the pavilion «Hermitage»

Центральная аллея Старого сада — главная композиционная ось всего дворцово-паркового ансамбля — соединяет дворец с павильоном «Эрмитаж» и поэтому называется. Эрмитажной аллеей (называемая еще Генеральской). Генеральская аллея, соединявшая различные террасы, была вовсе не такой широкой и не предназначалась для того, чтобы открывать вид на дворец, как сейчас. Она соединяла между собой только различные террасы, асимметричные по своему устройству.

Эрмитажная (Генеральская) аллея/Hermitage (General) Alley

В 1773 г. прямолинейные берега ранее большого пруда получили новые очертания, придавшие ему характер естественного озера – Большого озера, при выходе на который открываются необычайно красивые виды.

Вид на Камеронову галерею с Большого озера/ View of the Cameron Gallery from the Big Lake
Вид на Адмиралтейство с Большого озера/ View of the Admiralty from the Big Lake
Вид на Адмиралтейство с Большого озера/ View of the Admiralty from the Big Lake

В западной части озера появились два искусственных островка — Дикий и Каменный, а в восточной, близ дамбы, отделяющей Большой пруд от системы Нижних прудов, — Малый остров.

Здесь на берегу Большого озера уже в конце XVIII века было построено три кирпичных здания, под единым названием Адмиралтейство. Эти здания выстроены уже не в стиле русского барокко, а ближе к готике.

На противоположном от павильона Грот берегу Большого озера, расположена Турецкая баня. Павильон задуманный Александром I воплотил в жизнь архитектор Монигетти. Турецкая баня была построена в память о русско-турецкой войне.

Павильон «Турецкая баня» на противоположной стороне Большого озера/View of the Cameron Gallery from the Big Lake

 

В Царском селе еще много парковых угодий, по которым можно с удовольствием прогуливаться: пейзажный Английский парк и значительный по площади Александровский парк.

А мы покидаем Царское село, посетив Императорский Царскосельский лицей и Старый сад Екатерининского парка и получив много положительных эмоций и  впечатлений, создав почву для раздумий и с чувством легкого неудовлетворения от суеты, создаваемой обилием желающих посетить Екатерининский дворец, особенно настойчивых китайских гостей.

Организационное замечание. Если очень хочется попасть в Екатерининский 
дворец, то самый простой и надежный способ сделать это – заплатить за 
экскурсию в Царское село из Санкт-Петербурга с посещением дворца. 
Тогда придется стоять в другой очереди на вход во дворец для 
экскурсионных групп, которая значительно короче. По словам отстоявших 
очередь одиночных посетителей дворца, длительность стояния составляет 
4-5 часов.

 

Историческая справка

Первоначально царскосельскими землями владели шведы. На том месте, где в будущем выросли царские резиденции, находилась Саарская мыза, которую Петр I в 1710 году подарил своей жене Екатерине Алексеевне. После окончательного изгнания шведов с завоеванной территории, Саарскую мызу переименовали в Сарское Село. Финское название было заменено на более привычное для уха русское в 1717 году, когда началось строительство каменного дворца. Через некоторое время на месте скромной мызы выросла загородная резиденция русской царской семьи – первого каменного царского дома, характерного для русских дворцовых построек начала XVIII века и вошедшего в историю под названием «каменных палат» Екатерины I, в котором было лишь 16 комнат.

В августе 1724 года, когда строительство было уже завершено, во дворце устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовали царь и все крупные государственные деятели.

Именно с этого момента Сарское село начало называться Царским.

Следующей владелицей Царского Села стала дочь Петра I, Елизавета Петровна, славящаяся своим веселым и жизнерадостным нравом. Вступив на престол, Елизавета Петровна принялась тратить огромные деньги на обустройство своей резиденции, чтобы посоперничать с самим Версалем.

При ней к строительным работам в Царском Селе был привлечен архитектор Михаил Земцов, которому было поручено составить проект увеличения и перестройки Екатерининского дворца. Над дворцом работали и многие другие выдающиеся архитекторы, например: Трезини и Растрелли.

Именно благодаря Растрелли появилось здание в стиле русского барокко, украшенное лепниной и колоннами, выкрашенное в лазоревый цвет. Елизавета Петровна не скупилась — больше 100 килограммов золота ушло на отделку фасада и бесчисленных статуй.

Благодаря их усилиям Екатерининский дворец (в ту пору зазывавшийся Большим) стал одним из наиболее значительных памятников дворцово-парковой архитектуры Петербурга.

Следующей хозяйкой Царского Села стала Екатерина II, предпочитавшая его всем другим загородным резиденциям. Новоиспеченная императрица считала этот барочный «взбитый крем» старомодным, и приказала снять лепные украшения и заменить позолоту простой покраской.

В ее царствование был построен Александровский дворец, а к Екатерининскому дворцу были пристроены Агатовые комнаты, Камеронова галерея и Великокняжеский корпус, расширены парки, на территории которых возникли новые павильоны и памятники.

Парки Царского села создавались в процессе работ по возведению дворцового ансамбля – пейзажный и в регулярном стиле. Дворец стал композиционным центром огромной царской усадьбы. Кроме Старого сада (позднее названного Екатерининским парком) между парадным двором и Зверинцем в это время был разбит Новый сад (на территории нынешнего Александровского парка). Над их планировкой трудились садовники Я. Розин и И. Фохт, и несомненно, что в решении крупных паркостроительных задач не могли не участвовать ведущие архитекторы Царского Села — Растрелли и Чевакинский.

Используя склон естественного холма, сад распланировали уступами, так возник Верхний сад, примыкающий к дворцу с востока, и Нижний сад, расположенный за Верхним. По другую сторону дворца (к западу) был устроен Зверинец. Впоследствии Верхний и Нижний сады вошли в состав Екатерининского, а территория Зверинца преобразовалась в Александровский парк.

Известное нам название «Екатерининский» дворец получил лишь в 1910 году. До этого резиденцию императриц называли Большим дворцом, а позже, после постройки Александровского, стали величать Старым.

 

 

English version

Where are these low Petersburg lead skies and unpleasant drizzle?

A visit to the Catherine Park is connected in my memory with wonderful weather.

Every time on this day, as ordered, the bright sun, piercing blue sky, gentle warm air …

Passing by more than a kilometer line to the Catherine Palace, barriers, cordons of the police and the rising dust, you can enter the park.

He is handsome.

The regularity of the French park has its own charm. True, I still prefer English landscape parks. I will talk about a magnificent example of an English park in a publication about Pavlovsk.

Now about a walk through the regular Old Garden, through the alleys of which every time you arrive in Tsarskoye Selo you only manage to pass. You look at the landscape part from afar, realizing that you no longer have the strength to go around the Big Lake of the park.

The old (Dutch) garden was founded, according to legend, by Peter I. Himself. P. Svinyin cites this legend in his work “Memorials of St. Petersburg and its environs” and reinforces documents, including the explication stored in the archives of the Cabinet of Peter I.

The oldest, regular part of the Catherine Park was created in the first half of the 18th century in Dutch style, to relax and entertain the august owners from the hardships of public service. The base of the garden (named after Old for breeding New and English) on 100 fathoms of width and 303 fathoms of length to the east side of the main wooden buildings.

In the park, in addition to the palace itself, there are many pavilions, bridges and monuments built at different times and in different architectural styles.

In the immediate vicinity, right on the road from the entrance to the park, the Cameron Gallery is located. It is named after the architect Charles Cameron, who built this pavilion by order of Catherine the Great. The upper tier is decorated with busts of the Empress’s idols, and the pavilion itself was intended for philosophical walks and conversations.

The southern outbuilding of the palace, or as it is correctly called Zubovsky, is named after the last favorite of Catherine II, Plato Zubov, for whom he was erected. There is also the Cold Bath pavilion. The architect erected this two-story building, following antique patterns, so that the lower floor housed a bathing room, a warm bathroom and a Russian steam room, and the upper floor had six richly decorated lounges called “Agate Rooms”.

The Cameron Gallery offers beautiful views of different parts of the park.

Opposite the Great Catherine’s are two Mirror Ponds. On one of them is the “Upper Bath” pavilion, called in the 18th century “Soap of their Highnesses”.

Not far from the Upper Bath, there is the “Lower Bath” pavilion called the “Cavalier Soap” in the 18th century. It was intended for the courtiers. Inside there is a central hall with a swimming pool and ten adjoining rooms with an exposition that recreates the bathhouse for courtiers.

The Grotto Pavilion, built by Rastrelli himself, was decorated in accordance with its name. Patrons of the seas, dolphins and shells create the mood of the sea. The interior of the Grotto changed many times, so the tufa disappeared from the walls, making the room more similar to the grotto. Many sculptures and paintings from the Grotto are currently in the St. Petersburg Hermitage.

The old garden is separated from the Hermitage (Wild) Grove by the Fish Channel, through which several stone bridges are thrown. Bridges very colorfully fit into the created landscape.

The Hermitage is one of the classic examples of Russian Baroque. The project was developed by architect Zemtsov, and Rastrelli only completed it, adding some details, such as columns. The interior decoration is also characteristic of the Baroque architectural style, as you can easily see by buying a ticket to the Hermitage pavilion. Having paid a little more and having come to a certain time, you will be given a tour of the internal halls of the Hermitage with a demonstration of the mechanism of the lifting table. The lifting mechanism allowed the reigning reigning persons to receive replaceable dishes without seeing the maids. The mechanism lowered the table into the kitchen located on the ground floor and the already laid table rose into the refectory.

The central avenue of the Old Garden — the main compositional axis of the entire palace and park ensemble — connects the palace with the Hermitage pavilion and is therefore called. Hermitage Alley (also called General’s). The general’s alley, connecting various terraces, was not at all so wide and was not intended to open a view of the palace, as it is now. She connected only various terraces, asymmetric in their arrangement.

In 1773, the rectilinear shores of the previously large pond received new outlines, giving it the character of a natural lake — the Big Lake, upon access to which unusually beautiful views open up. Two artificial islands appeared in the western part of the lake — Wild and Kamenny, and in the eastern, near the dam separating the Big Pond from the Lower Pond system, the Small Island.

Here, on the shore of the Big Lake, already at the end of the 18th century, three brick buildings were built under the single name Admiralty. These buildings were no longer built in the Russian Baroque style, but closer to the Gothic.

On the opposite shore of the Grotto pavilion the shore of the Big Lake, there is a Turkish bath. The pavilion conceived by Alexander I was brought to life by the architect Monighetti. The Turkish bath was built in memory of the Russian-Turkish war.

In Tsarskoye Selo there are still many parklands that you can enjoy walking along: the landscape English park and the Alexander Park, which is significant in area.

And we leave Tsarskoye Selo, visiting the Imperial Tsarskoye Selo Lyceum and the Old Garden of Catherine Park and receiving many positive emotions and impressions, creating the basis for reflection and with a feeling of slight dissatisfaction from the bustle created by the abundance of those who want to visit the Catherine Palace, especially the persistent Chinese guests.

Organizational remark. If you really want to get to the Catherine Palace, 
then the easiest and most reliable way to do this is to pay for an excursion
 to Tsarskoye Selo from St. Petersburg with a visit to the palace. Then you 
have to stand in a different line at the entrance to the palace for tour 
groups, which is much shorter. According to the defended line of single 
visitors to the palace, the duration of the stand is 4-5 hours.

 

History reference

Initially, the Swedes owned the Tsarskoye Selo lands. At the place where the royal residences grew in the future, there was the Saar manor, which Peter I in 1710 gave to his wife Ekaterina Alekseevna. After the final expulsion of the Swedes from the conquered territory, the Saar manor was renamed the Sarskoye Selo. The Finnish name was replaced by a more familiar Russian ear in 1717, when the construction of the stone palace began. After some time, on the site of a modest manor, a suburban residence of the Russian royal family grew up — the first stone royal house, characteristic of Russian palace buildings of the beginning of the 18th century and which went down in history under the name of “stone chambers” of Catherine I, in which there were only 16 rooms.

In August 1724, when the construction was already completed, a festival was held in the palace, during which «they fired from 13 cannons three times.» The king and all the major statesmen attended the celebration.

From that moment, the Sarskoye village began to be called the Tsarskoye.

The next owner of Tsarskoye Selo was the daughter of Peter I, Elizaveta Petrovna, famous for her cheerful and cheerful disposition. Having ascended the throne, Elizaveta Petrovna began to spend a lot of money on arranging her residence in order to compete with Versailles itself.

Under her, the architect Mikhail Zemtsov was involved in construction work in Tsarskoye Selo, who was entrusted with drawing up a project for the increase and reconstruction of the Catherine Palace. Many other outstanding architects worked on the palace, for example: Trezzini and Rastrelli.

It was thanks to Rastrelli that a building in the Russian Baroque style appeared, decorated with stucco and columns, painted in azure color. Elizaveta Petrovna was not stingy — more than 100 kilograms of gold went to the decoration of the facade and countless statues.

Thanks to their efforts, the Catherine Palace (at that time called the Bolshoi) became one of the most significant monuments of the palace and park architecture of St. Petersburg.

The next mistress of Tsarskoye Selo was Catherine II, who preferred him to all other suburban residences. The newly-made empress considered this baroque “whipped cream” to be old-fashioned, and ordered the moldings to be removed and the gilding replaced with simple painting.

In her reign, the Alexander Palace was built, and the Agate Rooms, the Cameron Gallery and the Grand Ducal Corps were added to the Catherine Palace, the parks were expanded, on the territory of which new pavilions and monuments arose.

Parks of Tsarskoye Selo were created during the construction of the palace ensemble — landscape and in a regular style. The palace became the compositional center of a huge royal estate. In addition to the Old Garden (later called the Catherine Park) between the front yard and the Menagerie at that time, the New Garden (in the territory of the present Alexander Park) was broken. Gardeners Y. Rozin and I. Fokht worked on their planning, and it is certain that the leading architects of Tsarskoye Selo, Rastrelli and Chevakinsky, could not help but participate in solving major park-building tasks.

Using the slope of a natural hill, the garden was planned with ledges, so the Upper Garden appeared, adjacent to the palace from the east, and the Lower Garden, located behind the Upper. On the other side of the palace (to the west) a menagerie was arranged. Subsequently, the Upper and Lower Gardens became part of the Catherine, and the territory of the Menagerie was transformed into the Alexander Park.

The name Catherine’s Palace, known to us, was received only in 1910. Prior to this, the residence of the empresses was called the Grand Palace, and later, after the construction of Alexander, they began to call the Old.

Exit mobile version