Site icon ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

Летний дворец Петра I #1/ Summer Palace of Peter I # 1

English version below
Современники находили Летний дворец Петра I в тогдашней новой столице неподходящим для царской резиденции, один из послов назвал его «жалким домом, нисколько не соразмерным со всем остальным». По его словам, Летний дворец был «до того тесный, что зажиточный дворянин, наверное, не захотел бы поместиться в нем».

Да, дворец несоизмерим с загородными и городскими резиденциями потомков Петра. Вот где роскошь, бьющая через край, огромные площади жилых помещений, сверхбогатая отделка интерьеров…

Удачно мы съездили после Санкт-Петербурга в Амстердам. Отсюда тянутся корни административных и технологических новаций, а также архитектурных пристрастий Питера.

И мы увидели это своими глазами, почувствовали в ветре, могущим быть ураганным, услышали это в грохоте механизмов ветряных мельниц…

Серьезные государственные амбиции, бурное развитие производства, активный образ жизни, витающие в воздухе свободы, открытость окружающему миру, безудержность в человеческих проявлениях…

всё это, подсмотренное государем русским в тогдашней Голландии, легло на подготовленную изначально почву:

страстных и неудержимых стремлений к переменам,

неистовых и яростных попыток избавиться в способах ведения дел государственных от руководства интересами исключительно властных боярских кланов в пользу целей укрепления и усиления государства российского с точки зрения создания, как военных мощностей, так и основ для внутриэкономической деятельности…

Хотелось бы, как лучше,.. а получилось, как всегда?..

 

Поэтому, скорее всего, Летний дворец и вышел таким похожим на голландский дом. Видимо, архитектор  Трезини (автор проекта дворца) почувствовал, что может понравиться Петру: строгость, минимализм, надежность, функциональность.

Подлинные элементы стен дворца/ Genuine elements of the walls of the palace
Подлинные элементы стен дворца/ Genuine elements of the walls of the palace
Подлинные остатки предметов утвари, найденные при раскопках/ Original remains of utensils found during excavations

Пожалуй, из всех ранних петровских построек, которые мы видели, только еще Монплезир (павильон в Петергофе) так определенно рассказывает о личных вкусах государя.

Но живее всего ощущаешь его характер и пристрастия в Летнем дворце. Всё особенное, петровское, всё хорошее и дурное, всё, что так глубоко повлияло на жизнь страны, оставило здесь неизгладимый след.

В Летнем дворце понимаешь, с одной стороны, прозападную прогрессивность, рациональность и технологичность, а, с другой стороны, русский дух, масштаб, широту, вседержавность и необузданность нашего прорубателя окна в Европу.

Это – знатный плотник, охотник потокарничать, мастер корабельного дела, завороженный Голландией – шумом работы на верфях, четкостью и строгостью Амстердама, ритмом многочисленных каналов, парусами, морем.

Но это и – император российский, побывавший не только в Амстердаме, но и в Лондоне, Вене, в прусском Кенигсберге, всевластный и неистовый, презирающий роскошь и не могущий без нее обойтись, любитель щей да каши, издевавшийся прилюдно над провинившимися слугами и боярами, например, заставляя знатных подданных встать в шеренгу, снять штаны и нагнуться, и с разбегу швыряя в этот ряд тяжелым мячом – уж, в кого попадет…

Возле дворца была небольшая гавань (гаванец), позволяющая подплывать ко входу во дворец прямо на лодке;

Крюки петровских времен для причала лодок/ Hooks of Peter’s times for a boat mooring

во дворце дубовые темные панели, как в зажиточных голландских домах, и расчерченные квадратами окна;

голландские изразцы и декоративные керамические тарелки – кобальт на белом;

Столовая. В углу дверка для передачи готовых блюд из кухни/ Canteen. In the corner is a door for transferring ready-made dishes from the kitchen
Столовая/ Canteen

обтянутые парусиной стены небольшого кабинета;

голландские картины, большинство в темных матовых рамах – бытовые сцены, зачастую серое небо, облака, море, корабли;

Сило, Адам (1670-1760). Маневры флота, устроенные в заливе Эй в честь пребывания Петра I в Амстердаме 1698/1699 гг., хранится в Государственном Эрмитаже/ Silo, Adam (1670-1760). Fleet maneuvers arranged in Hey Bay in honor of Peter I’s stay in Amsterdam 1698/1699 are kept in the State Hermitage
А.Сторк. Посещение Петром I Голландии (Показательный бой на реке Эй в честь Петра I. 1 сентября 1697 года)/ A. Stork. Visit by Peter I of Holland (Demonstration battle on the Hey River in honor of Peter I. September 1, 1697)

сосновый крашеный шкаф для содержания одежды и других хозяйственных вещей, впервые появившийся в России – до этого вещи хранили в сундуках;

Подлинный шкаф времен Петра/ An authentic wardrobe from the time of Peter
Подлинные костюмы Петра/ Authentic Peter’s Costumes

кухня с очагом и водопроводом на амстердамский манер;

Подлинная плитка петровского времени/ Genuine tile of Peter’s time

Плита плитой, а в верхней поварне на 2-ом этаже (которая была сделана в связи с частыми затоплениями кухни на 1-ом этаже) была выложена русская печка — оно надежнее…/ A stove with a stove, and the top cook on the 2nd floor (which was made in connection with the frequent flooding of the kitchen on the 1st floor) was laid out with a Russian stove — it is more reliable …

книги на столе и в дубовом, гамбургской работы шкафу;

«ветровой прибор» из Дрездена, и сегодня показывающий время, направление, скорость ветра…

В резную раму, резьба которой выполнена на тему морской символики, заключены три диска со шкалой: верхний – часы со стрелками (часовой, минутной и секундной), нижние диски – «ветровые указы», соединенные с медным флюгером в виде Георгия Победоносца, поражающего змея, расположенного на крыше дворца. Флюгер приводит в движение механизм ветрового прибора, расположенного внутри дома. На специальном табло прибора указывается направление и сила ветра./ The carved frame, the carving of which is made on the theme of maritime symbols, contains three dials with a scale: the upper dial is a clock with hands (hour, minute and second), the lower dials are “wind decrees” connected to a copper weather vane in the form of St. George the Victorious, striking a snake located on the roof of the palace. The weather vane drives the mechanism of the wind device located inside the house. The direction and strength of the wind are indicated on a special panel of the device.

Ранее в кабинете Петра I размещались еще и его токарные станки, ныне хранящиеся в Государственном Эрмитаже .

На филенке двери, ведущей в спальню – изображение Голгофы (предположительно работы Петра I).

Летний дворец, действительно, – это как дом бывалого голландского шкипера, где хозяин деятельный, состоятельный, предприимчивый, но увлекающийся и «со странностями»…

Об элементах пышности, от которой Петр не желал отказаться, о последних технических новинках, применяемых во дворце задолго до начала их эксплуатации в России, о тогдашнем устройстве столичной жизни в следующей публикации: Летний дворец Петра I #2/ Summer Palace of Peter I # 2

Использованы собственные впечатления, фотографии и интернет-статьи:

https://www.liveinternet.ru/users/3874862/post212295524

https://www.culture.ru/materials/120675/epokha-petrovskogo-barokko-pervye-zdaniya-sankt-peterburga-i-okrestnostei

http://townevolution.ru/books/item/f00/s00/z0000020/st003.shtml

http://gorod-sankt.blogspot.com/2013/02/i_21.html

https://dvorspb.ru/sights/architecture/palaces/summer-palace-peter/

 

English version

Contemporaries found the Summer Palace of Peter I in the then new capital unsuitable for the royal residence, one of the ambassadors called it «a miserable house, not at all proportionate to everything else.» According to him, the Summer Palace was «so cramped that a wealthy nobleman would probably not want to fit in it.»

Yes, the palace is incommensurable with the suburban and city residences of the descendants of Peter. That’s where the luxury that strikes over the edge, the huge areas of living quarters, the super-rich interior decoration …

Successfully we traveled after St. Petersburg to Amsterdam. The roots of administrative and technological innovations, as well as architectural preferences of St. Petersburg, stretch from here. And we saw it with our own eyes, felt it in a wind that could be hurricane, heard it in the roar of the mechanisms of windmills …

Serious state ambitions, rapid development of production, an active lifestyle, floating in the air of freedom, openness to the outside world, unrestrained human manifestations …

All this, peeped by the Russian sovereign in the then Holland, lay on the ground prepared initially:

passionate and irresistible desire for change,

frantic and furious attempts to get rid of the ways of conducting state affairs from managing the interests of exclusively powerful boyar clans in favor of strengthening and strengthening the Russian state in terms of creating both military capacities and the foundations for domestic economic activity …

I would like it better, .. but it turned out, as always?..

 

Therefore, most likely, the Summer Palace came out partly similar to a Dutch house. Apparently, the architect Trezzini (the author of the palace project) knew what Peter might like.

Perhaps, of all the early Peter’s buildings that we saw, only Monplaisir (the pavilion at Peterhof) speaks so definitely about Peter’s personal tastes.

But most of all you feel his character and preferences in the Summer Palace. Everything special, Petrovsky, everything good and bad, everything that so deeply influenced the life of the country, left an indelible mark here.

In the Summer Palace, you understand, on the one hand, pro-Western progressiveness, rationality and technological effectiveness, and, on the other hand, the Russian spirit, scale, breadth, omnipresence and rampantness of our window-cutter to Europe.

This is a noble carpenter, a hunter to prank, a master of shipbuilding, fascinated by Holland — the noise of work in shipyards, the clarity and rigor of Amsterdam, the rhythm of numerous channels, sails, the sea.

But this is the Russian emperor, who visited not only Amsterdam, but also in London, Vienna, the Prussian Koenigsberg, omnipotent and frantic, despising luxury and unable to do without it, a lover of porridge and mocking in public at the guilty servants and boyars, for example, forcing noble nationals to stand in a line, take off his pants and bend down, and throwing a heavy ball at that row — whoever gets into …

Near the palace there was a small harbor (Havanese), allowing you to swim to the palace entrance directly on the boat;

in the palace there are dark oak panels, as in wealthy Dutch houses, and square-shaped windows;

Dutch tiles and decorative ceramic plates — cobalt on white;

canvas-covered walls of a small office;

Dutch paintings in dark matte frames — everyday scenes, gray sky, clouds, sea, ships;

pine painted cabinet for clothes and other household items, first appeared in Russia — before that things were stored in chests;

a kitchen with a hearth and running water in the Amsterdam manner;

books on the table and in the oak, hamburg work cabinet;

«wind device» from Dresden, and today showing the time, direction, wind speed …

Earlier, Peter I’s office also housed his lathes, now stored in the State Hermitage.

On the panel of the door leading to the bedroom is the image of Calvary (presumably the work of Peter I).

The Summer Palace, indeed, is like the house of a seasoned Dutch skipper, where the owner is active, wealthy, enterprising, but carried away and «with oddities» …

 

About the elements of pomp that Peter did not want to give up, about the latest technical innovations used in the palace long before their operation in Russia, about the then arrangement of the capital’s life in the following publication: Летний дворец Петра I #2/ Summer Palace of Peter I # 2

Used own impressions, photos and online articles:

https://www.liveinternet.ru/users/3874862/post212295524

https://www.culture.ru/materials/120675/epokha-petrovskogo-barokko-pervye-zdaniya-sankt-peterburga-i-okrestnostei

http://townevolution.ru/books/item/f00/s00/z0000020/st003.shtml

http://gorod-sankt.blogspot.com/2013/02/i_21.html

https://dvorspb.ru/sights/architecture/palaces/summer-palace-peter/

 

Exit mobile version