Мысленный волк/ The mental wolf

English version below

Фильм «Мысленный волк» 2019 года, Россия, режиссер – Валерия Гай Германика, сценарист – Юрий Арабов, композитор – Игорь Вдовин, приз за лучшую музыку на «Кинотавре» 2019

Фильм не оставляет равнодушным. Видимо, тема «мысленного волка» близка российскому человеку.

Ох, много у нас в душе страхов и недобрых помыслов, падки мы на искушения…

 Словосочетание «мысленный волк» — 
богословское понятие 
из второй молитвы святого Иоанна Златоуста 
в Последовании ко Святому Причащению: 
 «да не на мнозе удаляяйся от общения Твоего, 
от мысленнаго волка звероуловлен буду». 
 «Мысленный волк» — это корень любого искушения, 
любого дурного помысла, любого зла, 
которые вторгаются в разум и сердце человека. 
В этой молитве — просьба защитить от «мысленного волка». 
 Поймать этого «зверя» — одна из задач христианина. 

На обсуждении фильма на его премьере в к/т «Октябрь» были практически только восторженные высказывания зрителей и связанные с ними вопросы.

Это нас несколько удивило.

Сама реализация неплохого сценария не создает ощущения цельной работы. Но, видимо, уж очень тема «зашла»…

Причем, «зашла» и создателям картины – но каждому по-своему…

Сценарий Арабов писал о своем, режиссер Германика снимала фильм о своем, актеры играли о своем…

Тем не менее, запущенный полуразвалившийся дом на хуторе под Питером с говорящим названием «Небылое», темный мрачный лес, странные мужички, не менее странные женщины – мать и дочь, такой же «особенный» экзистенциальный сыночек-младенец Васенька,  страхи, раздражение, плотские желания, непонимание происходящего цепляют зрителя за «живое».

Пытаешься понять – зачем весь этот ужас ночной прогулки по темному лесу матери-бабушки с взрослой дочерью, несущей малыша, и выдуманного между делом злого волка-людоеда? зачем последующая сцена оттягивающейся на всем белом свете бабушки-балерины, уехавшей из города в эту глухомань по собственной воле? зачем истерика дочери, заканчивающаяся встречей с существом, должным воплотить в себе все страхи и ужасы мира, но убого выполненным в компьютерной графике?…

После этого компьютерного надругательства над чувствами зрителя уже не пытаешься ничего понять.

В картине нет не только ответов – что неплохо, но и вопросов. Вопросы зритель пробует задавать себе сам.

Бабушка (в исполнении Юлии Высоцкой) хранит в доме остов телевизора. Она дает его Васеньке, который через пустой квадрат-экран может видеть пейзаж за окном. Это кульминация всего смешного в фильме и квинтэссенция одного из его посылов.

Иногда «русский мир» не надо анализировать, достаточно на него завороженно смотреть, и он сам порадует тебя разгадками тайн мироздания. Об этом, в основном, нам и пытается сказать режиссер картины.

А все её последующие объяснения про Апокалипсис, про «все мы будем гореть в аду», про «не оказаться бы мне похищенным мысленным волком» – это наверченные ею, правильные, но не осознанные слова.

В отличие от Арабова, который отлично знает, о чем он написал в сценарии. Зачем нужен этот пролог и этот эпилог…

Из его повествования понимаешь, что в некий момент своей жизни человек осознает, что он – живой, а в его внутреннем котле намешано в разных пропорциях столько всего – и доброго, и злого. У кого-то эта смесь клокочет, у кого-то тихо кипит, у кого-то остыла на морозе…

Человек приноравливается жить с этим знанием, не пытаясь вычленить из этой «адской» смеси ни одной из её составляющих.

Сколько бы он ни мечтал в течение своей жизни о райских безграничных полях, усеянных цветами, о свободе бесконечного пространства и времени, о красоте жизни, ему также не удастся и избавиться от темной чащобы, от мистических злых сил, от именно той единственной, узкой дорожки, которая позволит пройти свою жизнь, принимая все темные и светлые стороны своей сущности.

Жизнь прожить – не поле перейти.

При этом актриса Юлия Высоцкая, поддерживая мысль Германики о силе созерцания окружающего мира, играет женщину, которая чувствует себя как рыба в воде в любой среде и обстановке. Если вдруг что-то становится не очень понятно, приятно, удобно, комфортно, очень жутко и даже зловеще, то надо просто отойти в сторону и осмотреться – может, не так страшен чёрт… и, действительно, оказывается, что либо чёрта просто нет, либо он не так ужасен, либо это не чёрт…

А финал, сопровождаемый музыкой композитора Игоря Вдовина, где дочь с маленьким сынишкой без надежды на помощь матери уезжает в электричке, вокруг которой пылает адский огонь, каждый понимает по-своему. Это может быть и образ мадонны с младенцем, которые и спасут мир, и образ развеявшейся мечты о рае, после которого нас всех ждет Апокалипсис, и образ «огня, воды и медных труб», проходя через которые человек, наконец, становится взрослым, и…

Вот такая то ли притча, то ли сказка, то ли хоррор, то ли драма, то ли…


English version

The film «The Mental Wolf» 2019, Russia, director — Valeria Gai Germanika, screenwriter — Yuri Arabov, composer — Igor Vdovin, prize for best music at Kinotavr 2019

The film does not leave you indifferent. Apparently, the theme of the “mental wolf” is close to Russian people.

Oh, there are many fears and unkind thoughts in our hearts, we are tempted to temptations …

The phrase “mental wolf” is a theological concept from the second prayer of St. John Chrysostom in the Follow-up to Holy Communion:

“Let not you go away from Thy fellowship from the imagination, I will be hunted from the mental wolf.”

The “Mental Wolf” is the root of any temptation, any bad intention, any evil that invade the human mind and heart. In this prayer is a request to protect from the «mental wolf.»

Catching this “beast” is one of the tasks of a Christian.

At the discussion of the film at its premiere in the cinema “October” there were almost only enthusiastic statements of the audience and related issues.

This surprised us somewhat.

The actual implementation of a good scenario does not create the feeling of solid work. But, apparently, the topic has » really came » …

Moreover, the creators of the picture “came in” — but to each in his own way …

The script Arabs wrote about his own, the director Germanika made a film about her, the actors played about her …

Nevertheless, a dilapidated dilapidated house on a farm near St. Petersburg with the saying «Unknown», a dark gloomy forest, strange peasants, equally strange women — a mother and daughter, the same «special» existential baby son Vasenka, fears, irritation, carnal desires, misunderstanding of what is happening cling the viewer to the «living.»

Trying to understand — why all this horror of a night walk through the dark forest of mother-grandmother with an adult daughter carrying a baby, and an evil cannibal invented between the case? why the subsequent scene of the ballerina’s grandmother, dragging out all over the world, who left the city for this wilderness of her own free will? Why is the daughter’s hysteria ending with a meeting with a creature that must embody all the fears and horrors of the world, but poorly executed in computer graphics? …

After this computer abuse of the feelings of the viewer, you are no longer trying to understand anything.

There are not only answers in the picture — which is not bad, but also questions. The viewer tries to ask himself questions.

Grandmother (performed by Yulia Vysotskaya) stores the skeleton of the TV in the house. She gives it to Vasya, who, through an empty square screen, can see the landscape outside the window. This is the culmination of everything funny in the film and the quintessence of one of his messages.

Sometimes the “Russian world” does not need to be analyzed, it is enough to look at him fascinated, and he himself will delight you with the clues of the secrets of the universe. About this, basically, the director of the picture is trying to tell us.

And all her subsequent explanations about the Apocalypse, about “we all would burn in hell”, about “if I hadn’t turned out to be a kidnapped mental wolf” are the words that she had spelled, correct, but not conscious.

Unlike Arabov, who knows very well what he wrote in the script. Why do we need this prologue and this epilogue …

From his story you understand that at some point in his life a person realizes that he is alive, and so many things are mixed in different proportions in his inner cauldron — both good and evil. For some, this mixture is bubbling, for some it is quietly boiling, for some it has cooled in the cold …

A person is trying to live with this knowledge, not trying to isolate any of its components from this “hellish” mixture.

No matter how much he has dreamed throughout his life about the endless fields of paradise dotted with flowers, about the freedom of infinite space and time, about the beauty of life, he will also not be able to get rid of the dark thicket, from the mystical evil forces, from that one, narrow path , which will allow you to go through your life, taking all the dark and bright sides of your essence.

Life to live is not a field to go over.

At the same time, actress Julia Vysotskaya, supporting Germanika’s thought about the power of contemplating the world around her, plays a woman who feels like a fish in water in any environment and setting. If suddenly something becomes not very clear, pleasant, convenient, comfortable, very creepy and even ominous, then you just need to step aside and look around — maybe the devil is not so terrible … and, indeed, it turns out that there is simply no devil, either he is not so terrible, or it is not heck …

And the finale, accompanied by the music of the composer Igor Vdovin, where the daughter with her little son, without hope of mother’s help, leaves in an electric train, around which hellfire burns, everyone understands their own way. It can be different images: the image of Madonna and Child, which will save the world, and the image of a scattered dream of paradise, after which the Apocalypse awaits us all, and the image of “fire, water and copper pipes”, through which a person finally becomes an adult, and …

This is either a parable, or a fairy tale, or horror, or drama, or …

27 thoughts on “Мысленный волк/ The mental wolf

Add yours

    1. Хороший вопрос. Не могу для себя сформулировать.
      Фильм цепляет, но сделан не очень.
      Может, и фиг с ним, что не очень. Главное, что заставляет думать и чувствовать. 😊

      1. Тоже интересно. А на какую цепочку мыслей и чувст вас вывел филм?

      2. Да вот в принципе на ту которую в посте писала. Что много в нас всего и надо с этим спокойно жить, не мельтешить, не бороться с ветряными мельницами, принимать себя осознанно со всем плохим и хорошим, а там будь что будет. Главное, что против себя не идешь.
        Почаще отходить в сторону от своей дороги и смотреть на нее со стороны…

      1. Не знаю. Мне кажется, редактор поменялся несколько месяцев назад, а так я больше отличий не видела. А в чем отличия?

      2. Он довольно сильно поменялся. Там теперь с каждым блоком информации можно отдельно работать.
        Но при этом я не нашла самых простеньких функций: цвет шрифта, тег Далее, название ссылки и тп

      3. Чего то вообще для меня ето темный лес. Видно, не там смотрю)

      4. Видно Нонна не поменяли редактор. Надо новый выбрать. А если не выбирал, то по умолчанию старый используется.
        Или сразу понятно. Может на телефоне более понятно — что где

      5. Я когда вхожу что нибудь редактировать на телефоне то WP спрашивает какой редактор использовать классический или новый. Также на компе в момент реактирования записи можно поменять.

  1. Тот отзыв, который не дает понять, бежать смотреть или никогда не смотреть..)
    У меня из последних такой фильм был «мама!».

    1. Я сама не пойму — надо было это фильм смотреть или нет? думаю, что раз такой вопрос есть — значит, надо… Недоумение — это тайны и загадки, непонятое в жизни, отсутствие ответов на свои вопросы.
      Тут каждый сам для себя решает — надо или не надо идти…

  2. Если я верно поняла, фильм — абстрактные мысли, доведенные до абсурда? Поэтому я такие фильмы, инсталляции, картины просто не понимаю…

    1. Я бы не сказала, что до абсурда. Но уровень абстракции высокий.
      Но я не чужда и абсурду. В прошлом году смотрели с мужем абсурдистскую пьесу в Современнике с Нееловой — и надо сказать, что понравилась.
      Не так все очевидно.

    1. Думаю, что просмотр отдельно взятого человека, вообще, не влияет на киноискусство в целом😃

Добавить комментарий

Blog at WordPress.com.

Up ↑

Больше на ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading