Дом-музей Виллет-Хольтхайузен #1/ Museum Willet-Holthuysen # 1

English version below

Возвращаюсь к воспоминаниям о прогулках в Амстердаме.

Помню – думали – какой музей посетить: Дом-музей Рембрандта или Дом-музей Виллет-Хольтхайузен .

Выбор был между тем – посмотреть ли довольно сдержанную, но интересную историческую обстановку дома семьи Рембрандта его времени или посмотреть, как жили в XIX веке зажиточные семьи Амстердама на «золотом ожерелье каналов».

…И нам все-таки захотелось посмотреть на богатство.

 

XVII век стал «золотым» для Амстердама, он не только обогатил купцов и сделал Голландию передовой колониальной страной, но и подарил городу ожерелье из трех каналов – Херенграхт (канал господ – Herengracht), Кайзерграхт (канал императора) и Принсеграхт (канал Принцев).

Музей находится по адресу Herengracht 605, рядом с площадью Рембрандта.

013BC0D6-B7C4-4058-9E95-6D28B9A18964F05AE5EB-7B26-43ED-8E0F-4107405AC6F9

 

На канале Херенграхт в 1685 году на двойном участке был построен очень большой дом, шириной в два обычных фасада дома в Амстердаме того времени – первоначально дом был построен для одного из мэров Амстердама. Небезызвестно, что налоги за дом платили, исходя из ширины фасада. Возможно, именно потому, что содержать этот дом было дорогим удовольствием, он непрерывно менял хозяев – до 1858 года в доме сменилось около 20 семей, пока, наконец, его не унаследовала Луиза Хольтхайузен – дочь богатого торговца каменным углем.

Вскоре после этого Луиза в возрасте 37 лет, вышла замуж за Абрахама Виллета, небедного амстердамского доктора. Хотя семья Виллета отнюдь не бедствовала, и собирать свою коллекцию муж Луизы начал еще до женитьбы, но благодаря браку на богатой наследнице страсть  Абрахама к коллекционированию произведений искусства развернулась в полную силу.

Его собрание составляет главную экспозицию музея. Старинные интерьеры музея воспроизведены с большой точностью – от чудесных изразцов и медной посуды на кухне до бальной залы с тисненными золотом обоями и французского шпалерного сада.

Если сравнивать музей по масштабу и наполненности с аналогичными в России, то на ум сразу приходят, например, Палаты бояр Романовых рядом с Московским Кремлем или Дворец Юсуповых на Мойке, но, пожалуй, дворец все-таки пороскошней этого музея будет.

Нам было интересно посмотреть – как же жили зажиточные граждане Амстердама в период расцвета города и отчасти сравнить с условиями жизни в России того времени.

Снаружи дом ничем особенным не выделяется из ряда плотно прижатых друг к другу домов на канале господ, кроме двойной ширины его фасада.

Вход в музей организован через цокольный этаж.

E3C6A339-82D0-4363-9FF1-1C124A8351B0EC82D2B5-B6C2-4624-92E9-BD011A95388E

Господа пользовались в старые времена двусторонней парадной лестницей, ведущей на первый этаж.

3F3F0237-7E64-4DB0-8E28-A378FE2CEE8D

 

Во дворе дома находится сад (реконструкция начала XVIII века, выполненная в 1973 году), оформленный в распространенном в те времена французском классическом стиле: симметричное расположение зеленых насаждений, лабиринт с вкраплениями декоративных узоров из красного и белого гравия.

14BA2C2D-F8CA-4D5B-9689-E5A4B616215054B3E3EB-368A-4A51-9CB4-7E1A29151B4F0BA90984-8A65-4BF5-B505-E68F66C9C92E

Украшают сад пять статуй, сохранившиеся из XVIII и XIX веков: есть скульптура Флоры — богини цветов, скульптура Меркурия — бога торговли, статуи богини Помоны.

0329F224-4938-402F-AA95-83EB19E5F229BE6F92FC-BB52-4377-8D1C-6747ACB9FC31FCCEA297-A316-4DFE-B8DD-2100C8DD5974ADCB2B10-42E1-4E49-B787-372545918779

Одно из центральных мест занимают затейливые солнечные часы.

5C533BD1-1A34-429F-B962-2FCB3D48BE892FA9F76C-5A41-42B1-8515-D777FA0C419C1D1B0F9C-62C2-4C0C-B7D2-9DC18C996E8A

Вплоть до начала XX века в задней части сада находился каретный дворик и конюшня. Эти здания сгорели в 1929 году.

Надо понимать, что размеры этого сада примерно в четыре раза больше, чем размеры стандартного садика амстердамских домов на каналах. До сих пор за каждым фасадом дома есть свой маленький клочок земли, защищенный от окружающего мира со всех сторон: крепостью хозяйского дома спереди и прилегающих к нему домов как сбоку, так и сзади.

78BF85B0-FF09-4E7A-B45A-376EFD0BF3A982EEC4D9-E4D4-456F-A741-743AC22E4587E91399AF-2064-475F-B931-F785E7EDC5A7

Сад при доме в столице Нидерландов – это частичка воздуха свободы, где можно быть полностью самим собою и выражать свои любые предпочтения, ощущая, что тебя надежно хранят возведенные вокруг стены.

Сад открыт для посетителей музея круглый год.

 

Цокольный этаж дома был отдан прислуге, там же располагалась кухня. И сейчас мы можем посмотреть в музее подлинную кухню (реставрация конца XVIII – начала XIX века), где готовились блюда для ежедневных трапез и званых приемов. Блюда готовил личный повар супругов.

AEFAF8E8-EABC-431D-A398-877097F138542F6661FF-269B-486F-9894-7DC82D61C069

Кухня заполнена начищенными кастрюлями и сковородками. В буфете посуда с овощными и фруктовыми орнаментами того времени.

C0A44579-1D1C-4B9D-9B90-7A776D59B0CE

Такие трогательные – мельничка, подвешенный над очагом чайник, кованые совочки, скалки разных конструкций, своеобразный нидерладский самовар, кран над аутентичной мойкой, на который можно вешать ковшик для набора воды…

02C130A1-0EAE-4975-B319-4DA3264D02C318C95651-3FE8-491B-9FE2-0C077DB940831A8323B8-61E8-4782-9C52-2479F27B825F54A2731E-37E7-49BC-9EF7-E4BBB85BCADFA098AAD5-F35F-44E4-9E32-66E22B2A5E3D

Есть кладовка для овощей со своей мойкой, где, видимо, также разделывали мясо и рыбу, отмывали загрязненную кухонную утварь и другие предметы быта.

88BB0651-4D87-4448-A0C7-DE98A21A0971

Эти детали немного приближают нас к тем людям, которые жили здесь когда-то. Опять же, дают возможность прикоснуться к их ушедшей жизни. Причем, многие предметы в музее можно трогать, садиться на стулья и скамьи, ощущать их тепло или прохладу…

Я всегда хотела, чтобы в моей кухне разделочный стол и мойка располагались бы вдоль длинного светлого окна с видом на сад… Пока не сбывшаяся мечта.

Что приятно – за 1 евро можно самим приготовить для себя кофе или чай и попить напиток за кухонным столом , правда, воспользовавшись уже современным электрическим чайником и чашками.

И мы, конечно, попили… и попили… и попили…

Честно говоря, уютно и по-домашнему.

Все-таки современному человеку, наверно, ближе кухня, чем бальный зал.

BECC91C0-2FBD-416F-9C25-5695A1B69F3F

Тем не менее, поднимаясь на первый этаж по великолепной парадной лестнице, приближаешься к господской роскоши и блеску.

 

Несмотря на перестройку главного входа и лестницы (приблизительно 1750 год) главная планировка комнат и общих помещений дома осталась изначальная и была хорошо сохранена все эти годы. В 1996 году музей был полностью отреставрирован.

D1197006-7BE8-4526-8DE3-E1014A8AF6AC

Воспроизведенные интерьеры максимально приближены к своим эпохам.

После свадьбы супругов Виллет-Хольтхайузен первый этаж дома был перестроен в стиле Людовика XVI.

F5249CDE-39E9-4839-9454-25267C4CA01E

Стены вестибюля и главного большого коридора бельэтажа декорированы работами французского мастера Поля Колена – прелестными пейзажами и овощными натюрмортами.

В фойе господского этажа гостей у парадной двери встречал камердинер супругов.

F08915F1-3046-455C-BEA7-1B40B74BE423

На деревянных скамьях при входе изображены гербы Виллетов (со львами) и Хольтхайузенов (с тремя домами и плугом).

135109bigC911AA67-3D2B-41A9-93B7-537FB11AD3D8

В конце коридора расположена Садовая комната, пристроенная к дому в XVIII веке. Именно в то время стали модными Садовые и Чайные павильоны. В этой комнате Луиза любила выпить чашечку чая или кофе, глядя в окна , где, как и на стенах павильона, смотрели на рукотворную красоту сада богини Помона и Флора.

A97720B6-F16A-44A4-82BE-268138AAD753E18BA6FD-D890-452B-8DFF-22E09E4C6CDE4A404876-17E8-4ED1-B1B3-890C930C0DC7

 

В следующей публикации Дом-музей Виллет-Хольтхайузен #2/ Museum Willet-Holthuysen # 2 мы пройдемся по парадным покоям семьи Виллет-Хольтхайузен, которые блистают великолепием элегантного стиля Людовика XVI, отлично обрамляющим собранные в нем произведения искусства и предметы роскоши, а также увидим более приватные комнаты второго этажа.

 

English version

I return to the memories of walks in Amsterdam.

I remember — they thought — which museum to visit: the Rembrandt House-Museum or the Willet-Holthuysen Museum.

The choice was between whether to look at the rather mean, but interesting historical situation of the Rembrandt family home of his time or to see how the wealthy families of Amsterdam lived in the “golden canal necklace” in the 19th century.

… And yet we wanted to look at wealth.

 

The 17th century became the “golden” one for Amsterdam; it not only enriched the merchants and made Holland an advanced colonial country, but also presented the city with a necklace of three channels — Herengracht (channel of the masters — Herengracht), Kaisergracht (channel of the emperor) and Princesagracht (channel of the Princes).

The museum is located at Herengracht 605, next to Rembrandt Square.

 

A very large house was built on the Herengracht canal in 1685 on a double plot, two ordinary facades wide at the time in Amsterdam — the house was originally built for one of the mayors of Amsterdam. It is well known that taxes for the house were paid based on the width of the facade. Perhaps it was precisely because it was expensive to maintain this house that he constantly changed owners — until 1858 about 20 families were replaced in the house, until, finally, he was inherited by Louise Holthuysen, the daughter of a wealthy coal merchant.

Soon after, Louise, at the age of 37, married Abraham Willett, a non-poor Amsterdam doctor. Although the Willet family was by no means destitute, and Louise’s husband began to collect his collection even before marriage, but thanks to marriage to a wealthy heiress, Abraham’s passion for collecting works of art unfolded in full force.

His collection is the main exhibition of the museum. The ancient interiors of the museum are reproduced with great accuracy — from the wonderful tiles and copper utensils in the kitchen to the ballroom with gold-embossed wallpaper and the French trellis garden.

If we compare the museum in scale and fullness with similar ones in Russia, then immediately come to mind, for example, the House of Romanov Boyars near the Moscow Kremlin or the Yusupov Palace on the Moika, but, perhaps, the palace will still be an overgrown museum.

We were interested to see how the prosperous citizens of Amsterdam lived during the heyday of the city and partially compared with the living conditions in Russia at that time.

Outside, the house does not stand out from the row of houses tightly pressed against each other on the gentlemen’s canal, except for the double width of its facade.

The entrance to the museum is organized through the basement.

In the old days, gentlemen used the two-way front staircase leading to the first floor.

 

In the courtyard of the house there is a garden (reconstruction of the beginning of the XVIII century, made in 1973), decorated in the French classical style common at that time: a symmetrical arrangement of green spaces, a labyrinth interspersed with decorative patterns of red and white gravel.

The garden is decorated with five statues preserved from the 18th and 19th centuries: there is a sculpture of Flora, the goddess of flowers, a sculpture of Mercury, the god of commerce, and statues of the goddess Pomona. Intricate sundials occupy one of the central places.

Until the beginning of the 20th century, a backyard and a stable were located in the back of the garden. These buildings burned down in 1929.

It should be understood that the size of this garden is about four times larger than the size of a standard kindergarten in Amsterdam. Until now, each facade of the house has its own small piece of land, sheltered from the outside world from all sides: the fortress of the master’s house in front and adjacent houses both from the side and from the back.

The garden at the house in the capital of the Netherlands is a piece of air of freedom, where you can be completely yourself and express your preferences, feeling that you are safely kept erected around the wall.

The garden is open to visitors to the museum year-round.

 

The ground floor of the house was given to the servants, there was also a kitchen. And now we can look at the museum’s authentic cuisine (restoration of the late XVIII — early XIX centuries), where dishes were prepared for daily meals and dinner receptions. Dishes were prepared by the personal chef of the spouses.

The kitchen is filled with polished pots and pans. In the buffet there are dishes with vegetable and fruit ornaments of the time.

Such touching ones are a mill, a teapot suspended over the hearth, forged scoops, a kind of Dutch samovar, a faucet over an authentic sink, on which you can hang a ladle for water collection …

There is a pantry for vegetables with its own sink, where, apparently, they also cut meat and fish, washed dirty kitchen utensils and other household items.

These details bring us a little closer to those people who once lived here. Again, they give the opportunity to touch their bygone life. Moreover, many items in the museum can be touched, sit on chairs and benches, feel their warmth or coolness …

I always wanted the cutting table and sink in my kitchen to be along a long bright window overlooking the garden … A dream that has not come true.

What is nice — for 1 euro you can cook for yourself and drink coffee or tea at the kitchen table, however, using an already modern electric kettle and cups.

And we, of course, drank … and drank … and drank …

Honestly, comfortable and homely.

Still, the modern person is probably closer to the kitchen than the ballroom.

 

Nevertheless, going up to the first floor along the magnificent main staircase, you come closer to master’s luxury and splendor.

Despite the reconstruction of the main entrance and stairs (approximately 1750), the main layout of the rooms and common areas of the house remained the original and has been well preserved for all these years. In 1996, the museum was completely renovated.

The reproduced interiors are as close as possible to their eras.

After the wedding of the spouses Willet-Holthuysen, the first floor of the house was rebuilt in the style of Louis XVI.

The walls of the lobby and the main large mezzanine corridor are decorated with the works of the French master Paul Kolen — lovely landscapes and vegetable still lifes.

In the lobby of the master floor, guests at the front door were met by the valet of the spouses.

On the wooden benches at the entrance there are coats of arms of Willet (with lions) and Holthuysen (with three houses and a plow).

At the end of the corridor is the Garden Room, attached to the house in the 18th century. It was at that time that Garden and Tea Pavilions became fashionable. In this room, Louise loved to have a cup of tea or coffee, looking out the windows at her garden, where, like on the walls of the pavilion, they looked at the natural beauty of the goddess Pomona and Flora.

 

In the next publication, we will walk through the ceremonial chambers of the Willet-Holthuysen family, which shine with the splendor of the elegant style of Louis XVI, perfectly framing the works of art and luxury items collected in it, and also see more private rooms on the second floor.

Дом-музей Виллет-Хольтхайузен #1/ Museum Willet-Holthuysen # 1: 15 комментариев

Добавьте свой

    1. Там, действительно, не особенно много скамеек. Наверно, парочка. Хотя зря. Но в более теплую погоду выставляют рядом с кухней столики и можно пить кофе в саду.
      На фотографии после слов: «…и прилегающих к нему домов как сбоку, так и сзади.» можно, приглядевшись, увидеть одну скамейку слева за жидким кустиком.
      Как раз в этом доме сад — это оазис между нависающими домами — один из которых Букинг.

      Нравится 1 человек

    1. А мы тоже колебались — идти или нет? но пошли и не жалеем.
      Приятно, что впечатление не отягощается еще и творчеством писателей или художников, так как получается чистое ощущение жизни образованных, продвинутых, но обычных обеспеченных людей.

      Нравится 1 человек

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Ваш собственный блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: