Дом-музей Виллет-Хольтхайузен #2/ Museum Willet-Holthuysen # 2

English version below

Бельэтаж Дома-музея Виллет-Хольтхайузен  безусловно и откровенно показывает нам основное занятие для времяпрепровождения знати в ушедшие века – принимать гостей и наносить ответные визиты.

06EB0EF6-B0EA-48EE-833E-9198007873380A91CCE5-30F6-4B21-8725-747D8CEA3F20

Конечно же, есть большая столовая, в которой можно было угощать гостей на званых вечерах. Вот куда доставлялись блюда, приготавливаемые на так понравившейся нам кухне.

Среди экспонатов столовой представлена часть уникального сервиза мейсенского фарфора, состоящего из 275 предметов.

По словам аудиогида званые обеды у супругов часто состояли из 12 смен блюд.

Наверно, по меркам Амстердама того времени это считалось изобилием.

Но россиянам, которые воспитаны на легендах и мифах о том, что на царских обедах подавалось до 200 смен блюд, а у Екатерины Великой, например, обед в обычный день содержал до 30 смен блюд, такое количество не связывается с особенным расточительством и чревоугодием.

Но блеск, создаваемый сияющим убранством и дорогой посудой, безусловно присутствует.

F3BF9CDA-1BD3-4FE4-88BF-1D6C258BD48A

В 1865 году пара Виллет- Хольтхайузен продемонстрировала гостям самый большой и шикарный зал на первом этаже особняка – Танцевальный или Бальный. Здесь проходили музыкальные, литературные вечера и костюмированные балы.

Мебель и предметы интерьера являются последним писком французской моды в стиле Людовика VI. Только текстильная обивка обошлась хозяевам в 127000 гульденов – по тем, временам это огромнейшая сумма.

FFB9B75E-C8FC-4498-BBAC-64C1DA58B832
Бальный зал на картине того времени

Получилось, действительно, самое роскошное помещение дома – одна из самых светлых и просторных комнат, украшенная гобеленами и тесненными золотом обоями, позолоченными рамами и лепниной с изображением стрел амуров и цветочных гирлянд.

Мы пообсуждали с дочерью и мужем предназначение зала и сошлись на том, что было бы неплохо украсить свою жизнь хмурыми холодными осенними и зимними вечерами встречами с друзьями в праздничной обстановке, ведя дружеские беседы, танцуя и играя в веселые совместные игры. Особенно, если потом не придется самим наводить порядок в доме.

 

Также на этаже находятся женский и мужской салоны.

В одном из них, называемом «Дамским», проходили приемы Луизой посетителей и гостей. Комната обставлена мебелью в стиле Людовика VI, купленной в Париже. Желтые стены салона украшены картинами и зеркалами, зрительно увеличивающими пространство. Помещение составляет по стилю единое целое с Бальным залом.

F8AC0598-BA74-462C-8825-27369AEF01B833062074-4585-4E82-BB14-4E37CF027C24329D6B60-5E98-454B-BADE-CC024E434E0AD7601F29-8623-4121-A0F2-C45056726657

Аудиогид удивил нас конкретизацией времени приема – порой на встречу и беседу с гостем уделялось не более 20 минут. Видимо, к богачам толпами валили всякие просители, часть из которых все-таки прорывалась к хозяйке дома. Поэтому время приема, конечно, было ограниченно. Возможно, этой массе гульденов можно было найти более гуманное применение. Но зато мы можем сейчас посмотреть настоящий богатый жилой дом того времени, что несет нам образный месседж из прошлого.

D8C596F1-9703-4995-8527-B2496527A025

Напротив мужской салон – комната, оформленная как кабинет в темно-синих тонах, с обилием картин в золоченых рамах на стенах и мебелью темного дерева. Создает у посетителей довольно гнетущее впечатление, видимо, специально для придания атмосферы загадочности, таинственности, значимости, необходимой при показе гостям, размещающимся за столом в центре комнаты, новых приобретений в коллекцию хозяина.

4622E542-F9BD-4974-AF68-697A928CAAA5090D80E6-D985-4DEE-95D5-E429AF1E524754594C64-4D51-4242-8A2F-03F78AA4F371D156BE41-2ABE-46A8-9D6B-73D584A60AC3

Интересы Абрахама распространялись практически на все области декоративно-прикладного искусства. В его собрании есть керамика, изделия из стекла, серебра, мебель, дорогие безделушки, картины, гравюры, рисунки и фотографии. Вдобавок к этому он собрал изрядное количество очень ценных статуй и сформировал огромную библиотеку. Для своего времени Абрахам Виллет считался личностью экстраординарной, потому как большинство голландских коллекционеров в то время ограничивались сбором гораздо более узкого спектра произведений искусства.

На потолке мужского салона размещен плафон кисти Якоба де Виты, изображающий богиню утренней зари Аврору, своим факелом прогоняющую ночь. Этот плафон принадлежал одной из семей, жившей также на канале Херенграхт, и привезен в музей для размещения в коллекции убранства интерьера XIX века.

0B953618-F83A-4CAF-ACFA-037CA2188F7C

Парадная лестница, коридор бельэтажа, Бальный зал сохранены в том виде, как это было при супругах Виллет-Хольтхайузен.

6AAF7A20-FD91-4AC1-B60A-3EF9B8593B14614A7D07-44A0-439F-AB10-A1277BBD079F

На второй этаж ведет следующий пролет парадной лестницы, отделанный светлым мрамором и лепниной, которые в 1740 году сменили первоначальную отделку лестничных пролетов темным деревом. В крыше было сделано купольное окно, пропускающее дневной свет. Свет, проникающий сквозь окно в крыше, повышает настроение и создает ощущение радости. Лестница украшена скульптурной композицией «Суд Париса» по известному сюжету древнегреческой мифологии: на свадьбе богов три богини вступили в спор, кто из них прекраснее, – Парис, которому поручено рассудить богинь, выбирает Венеру.

02042DA0-6998-4D9E-8584-E23E8B9009D0

На втором этаже можно увидеть спальню супругов. Она, как и синий салон на первом этаже, оформлена в духе XIX столетия. Стены в спальне, как и в части других комнат музея, украшены шелковыми обоями, являющимися точными копиями обоев того периода. Гарнитур, стоявший в этой комнате, не сохранился. Представлена кровать, датируемая тем же периодом. Хозяева традиционно принимали сидячую ванну, находящуюся здесь же, в спальне.

Аудиогид говорит нам о том, как тяжело приходилось прислуге, чтобы натаскать воды на самый верхний этаж. При этом за одной из дверец второго этажа мы видим очень старую раковину. Интересно – когда же она на самом деле появилась?

7591CCF2-9BB7-4818-84BF-8630439A3EA7

Рядом личный кабинет Абрахама,

B49935AF-0034-4272-B779-16FD9B704236543D6A1F-813F-452A-9DBA-78E3B7E6C62D

помещение Хранилища коллекции,

7510089A-8D04-42B6-B924-4C9F16C2961D

а также кладовая, заполненная сейчас металлической посудой того времени, а в те времена, видимо, комната, служившая Луизе личным кабинетом для ведения хозяйственных дел по дому.

05AC6138-3244-4B87-9543-9DC289E6FDD7B5FDF04B-6A37-41CE-B3AF-1EF94851453C

В отличие от других комнат музея Хранилище коллекции обставлено в стиле Голландского ренессанса. Хранилище коллекции имеет необычную восьмиугольную форму. Витражи и мебель из темного дерева задают тон. Здесь Абрахам хранил свои коллекции – монеты и миниатюры, скульптуры и картины. Сюда он приглашал своих друзей-знатоков посмотреть на небольшие экземпляры своей коллекции.

Вся обстановка второго этажа говорит о том, что хозяин дома вел определенную научно-исследовательскую работу, связанную с изучением коллекционируемых экспонатов, имел обширную переписку с искусствоведами прошлых времен, коллекционерами, торговцами произведений искусства.

1E6D305B-DE96-4A1B-A8CA-D34C7E0D7E71218F0958-AB57-42E6-A3F2-04CCB5A59849ED543A03-7F17-40DA-AA3C-854465C8AE45

Сейчас несколько комнат второго этажа музея оборудовано под выставочные помещения и содержат предметы интерьера XIX века, а также предназначены для выставок произведений искусства других направлений.

530F6096-2FD1-491F-AA4A-0ABAAE754AB3

Можно бросить на прощание взгляд на канал сквозь старинное окно дома семьи Виллет-Хольтхайузен.

820DD08B-C9EC-40E3-B889-878B86B84DD6A345B8E6-1D6F-4A54-9C81-4C0914100C5F

…И порадоваться, что после смерти мужа Луиза бережно относилась ко всему, что было так дорого Абрахаму.

В 1895 году по ее завещанию дом, мебель и произведения искусства были переданы городу. Единственное, о чем просила Луиза, это – открыть в ее доме музей и назвать его по имени ее семьи – Виллет-Хольтхайузен.

 

English version

The mezzanine floor of the Museum Willet-Holthuysen clearly shows us the main occupation for spending time with the nobility in past centuries — to receive guests and pay return visits.

Of course, there is a large dining room in which you could treat guests at dinner parties. This is where the dishes prepared in the kitchen we liked so much were delivered.

Among the exhibits of the dining room is part of the unique Meissen porcelain service, consisting of 275 items.

According to the audio guide, dinner parties at spouses often consisted of 12 shifts.

Probably, by the standards of Amsterdam of that time, this was considered an abundance.

But the Russians, who were brought up on the legends and myths that served up to 200 shifts at the tsar’s lunches, and Catherine the Great, for example, had lunch on a regular day with up to 30 shifts, this amount is not associated with special waste and gluttony.

But the shine created by the shining decoration and expensive dishes is certainly present.

In 1865, a couple of Willet-Holthuysen demonstrated to the guests the largest and most chic room on the ground floor of the mansion — Dance or Ballroom. Here were held musical, literary evenings and costume balls.

Furniture and furnishings are the latest in French fashion in the style of Louis VI. Only textile upholstery cost the owners 127,000 guilders — in those days, this is a huge amount.

It turned out, indeed, the most luxurious room of the house — one of the brightest and most spacious rooms, decorated with tapestries and gold-clad wallpaper, gilded frames and stucco molding with the image of arrows of cupids and flower garlands.

We discussed with the daughter and husband the purpose of the hall and agreed that it would be nice to decorate our lives with gloomy cold autumn and winter evenings by meeting with friends in a festive setting, having friendly conversations, dancing and playing fun joint games. Especially if then you don’t have to clean up the house yourself.

Also on the floor are female and male salons.

In one of them, called «Ladies'», Louise hosted receptions for visitors and guests. The room is furnished in the style of Louis VI, bought in Paris. The yellow walls of the interior are decorated with paintings and mirrors that visually enlarge the space. The room is in style a single whole with the Ballroom.

The audio guide surprised us with the concretization of the reception time — sometimes no more than 20 minutes were given to meet and talk with the guest. Apparently, all kinds of petitioners fell to the rich in crowds, some of which nevertheless broke through to the mistress of the house. Therefore, the reception time, of course, was limited. Perhaps this mass of guilders could have found a more humane use. But then we can now see the real rich residential building of the time that brings us a figurative message from the past.

Opposite the men’s salon is a room decorated as an office in dark blue tones, with an abundance of paintings in gilded frames on the walls and dark wood furniture. It makes the visitors a rather depressing impression, apparently especially to give an atmosphere of mystery, mystery, significance, necessary when showing guests, who are seated at a table in the center of the room, new acquisitions to the owner’s collection.

The interests of Abraham extended to almost all areas of arts and crafts. His collection includes ceramics, glass, silver, furniture, expensive trinkets, paintings, prints, drawings and photographs. In addition to this, he collected a fair amount of very valuable statues and formed a huge library. For its time, Abraham Willet was considered an extraordinary personality, because most Dutch collectors at that time limited themselves to collecting a much narrower range of works of art.

On the ceiling of the men’s salon there is a lampshade painted by Jacob de Vita, depicting the goddess of the morning dawn Aurora, who drives away the night with her torch. This ceiling lamp belonged to one of the families who also lived on the Herengracht canal and was brought to the museum for placement in the collection of interior decoration of the 19th century.

The main staircase, the mezzanine corridor, the Ballroom are preserved in the same way as it was with the spouses Willet-Holthuysen.

The second flight of the main staircase, finished with light marble and stucco molding, leads to the second floor, which in 1740 replaced the initial decoration of the stairwells with dark wood. A roof window was made in the roof, letting in daylight. Light penetrating through the skylight enhances mood and creates a feeling of joy. The staircase is decorated with the sculptural composition “The Court of Paris” according to the well-known plot of ancient Greek mythology: at the wedding of the gods, three goddesses entered into an argument, which of them is more beautiful — Paris, who is charged with judging the goddesses, chooses Venus.

On the second floor you can see the bedroom of the spouses. She, like the blue lounge on the ground floor, is decorated in the spirit of the XIX century. The walls in the bedroom, as well as in parts of other rooms of the museum, are decorated with silk wallpapers, which are exact copies of the wallpapers of that period. The headset in this room was not preserved. A bed dated to the same period is presented. The owners traditionally took a sitz bath, located here in the bedroom.

The audio guide tells us how hard it was for the servant to get the water to the top floor. At the same time, behind one of the doors of the second floor we see a very old sink. Interesting — when did she actually appear?

Next to Abraham’s private office, the collection Warehouse’s premises, as well as the pantry, now filled with metal utensils of the time, and in those days, apparently, the room that served as Louise’s personal office for housekeeping.

Unlike other rooms in the museum, the collection repository is furnished in the style of the Dutch Renaissance. The collection has an unusual octagonal shape. Stained glass and dark wood furniture set the tone. Here Abraham kept his collections — coins and miniatures, sculptures and paintings. Here he invited his expert friends to look at small copies of his collection. The whole situation on the second floor suggests that the owner of the house conducted a certain research work related to the study of collectible exhibits, had extensive correspondence with art historians of the past, collectors, and dealers of works of art.

Now several rooms on the second floor of the museum are equipped for exhibition rooms and contain interior items of the XIX century, and are also intended for exhibitions of works of art in other areas.

 

You can take a good-bye look at the canal through the old window of the Willet-Holthuysen family home.

… And be glad that after the death of her husband, Louise was careful about everything that was so dear to Abraham.

In 1895, according to her will, the house, furniture and works of art were transferred to the city. The only thing Louise asked for was to open a museum in her house and name it by the name of her family — Willet-Holthuysen.

Дом-музей Виллет-Хольтхайузен #2/ Museum Willet-Holthuysen # 2: 72 комментария

Добавьте свой

      1. Особенно, если 18 век смотреть. Мы такие еще прямо такие крестьяне-крестьяне: окошки узкие, потолки низкие, сундуки, скамьи, печи,… пусть и богатые

        Нравится 2 людей

    1. Умели жить европейцы! Мы тоже побывали там с удовольствием. Причем можно многие предметы трогать, сидеть на скамьях и стульях — вообще, такая атмосфера в доме свободная, позволяет ощутить и прикоснуться к красоте.

      Нравится 1 человек

    1. вот едали предки! 🙂
      А совсем недавно в России (лет 20 назад) на праздничный стол надо было блюд 20 выставлять, а то и больше, включая десерты…
      У меня родители удивляются этому. бывало сами едали…
      А вообще, я помню, меня первый раз поразило: было мне года 32, поехали мы в командировку с вице-президентом нашей компании. В Екатеринбург. Там есть фирменный ресторан — Пельмени. Пришли мы ужинать. Он несколько за мной приударял. И говорит — надо всяких пельменей взять, какие только есть в ресторане. Я удивилась и говорю, что нам столько не надо. А он отвечает — мы все попробуем, а иначе не узнаем — какие они на вкус. Для меня было чудно, что можно взять блюдо, не рассчитывая, что ты его будешь есть.🙂

      Нравится 1 человек

      1. Да, ничего себе был — вполне.
        А чего не сделаешь ради того, чтобы впечатление произвести на женщину. Главное что он меня все пичкал, а мне неудобно было постоянно отказываться — тоже переела я тогда пельменей — до сих пор помню😀. А вкусные были уральские пельмени

        Нравится 1 человек

      2. Завоевывать можно чем угодно. Суть была не в пельменях, а в размахе, на который он был готов. Купить все виды пельменей, чтобы я могла попробовать те, которые мне приглянуться, а остальное осталось несъеденным на столе. Так и ушли, оставив на столе три четверти заказанного…
        Такое купеческое гулянье, что-то рогожинское… такого случая у меня больше не было. 😀

        Нравится 1 человек

      3. Но такой купеческий размах — это даже пародийный характер носит. В моем менталитете спустить просто так, например, несколько сотен тысяч рублей — это уже не щедрость, а болезненное состояние психики.
        Именно на меня такие фокусы не очень впечатление производят. Но и прижимистость не люблю, тоже не мое.
        Мне нравится уравновешенность, а если богатство, то от гармонии человека, а не по случаю.
        И широкие жесты люблю, связанные с душевными затратами человека. Это гораздо сложнее, чем финансовые расходы.
        Но была такая красота в этом кутеже на двоих: фирменный ресторан Уральские пельмени, конструктивистское необычное здание, внутри высокие потолки и сложное устройство, стол персон на 12, уставленный блюдами с разными пельменями, полупустой зал середины 90-х…
        что то из Братьев Карамазовых, мятежного и пропащего духа Мити Карамазова…
        Либо пан, либо пропал..
        Но это была только видимость надрыва, а на самом деле все прозаично как всегда😉

        Нравится 1 человек

      4. Для меня важно, чтобы мужчина по своей сути был щедр, готов и хотел проявить эту щедрость.
        Я к этому не подстрекаю. Выпендроны не интересуют)))

        В кутеже романтика пропадает. Азарт и страсть, это да.

        Нравится 1 человек

      5. Да, до одури. Это не мое. Это игра, но очень прямолинейная, одноходовая — а я люблю многоходовки, чтобы мешок без дна…

        Нравится 1 человек

  1. О, у меня люстра такая! Империал. Даже свечки тоже для красоты поставила.
    12 блюд для меня тоже перебор.
    По работе у меня часто поездки, а там завтраки обеды в отелях. Шведский стол так называемый. Можно умереть от обжорства))) И все ведь вкусное такое))

    Нравится 1 человек

    1. Вот у кого оказывается шик Людовика VI дома! А к люстре тоже все остальное прилагается в аналогичном стиле?
      У меня совершенный минималистичный модерн.
      А что делать: шведский стол — это довольно некомфортный вид питания, как по мне. Я теперь, вообще, максимум беру в комплекте только завтрак, а все остальное люблю заказывать по собственному желанию.🙂

      Нравится 1 человек

      1. Нет, конечно. У меня еще стол круглый белый. А в остальном настоящий хипстерский дом. Без излишеств, но вещи по всему полу раскиданы))) И стулья с блошиного рынка)))

        Нравится 1 человек

      2. А я хотела всегда, чтобы лампа была на кухне именно над столом и опускалась. И сделала. И ничего не поменялось — вот смеху-то. Как после экзамена — думаешь, что тут начнется веселье — а ничего, жизнь продолжается

        Нравится 1 человек

    1. А нам и не понять. Я и писала в первой части о том, что нам милее всего была их кухня. Вот такие мы крестьяне…
      так сидели бы и пили на кухне чай, любуясь на сад.
      У нас свой путь😀

      Нравится

      1. Вот-вот… нашему человеку кухня завсегда ближе. Тем не менее было интересно посмотреть на буржуинов голландских — как они там пока наши цари свои пиры заправляли интеллектуально развлекались. 😉

        Нравится

  2. Какая роскошь! Умели люди жить. Да и сейчас есть роскошные особняки с роскошным убранством. Я только однажды побывала в таком доме — брала интервью у миллионера. Но дальше салона меня не пригласили. А там — картины, шелкография, настоящий камин со старинными часами…
    Потом я постоянно освещала его деятельность — он говорил, что из журналистов только мне доверяет (наверное, потому, что никогда ни о чем не просила). Хотя со стороны можно было подумать, что он отваливает мне большие гонорары, все было в точности до наоборот. Это я тратилась на поездки с его встречами. Был и жаден, и расчетлив.

    Нравится 1 человек

    1. Я который раз убеждаюсь, что богатые люди — это совершенно не расточительные люди, а наоборот. Поэтому они и богатые.
      А если готов кидаться деньгами и последнюю рубашку на себе рвать, то значит у тебя психология бедняка.
      А для этой семьи в этом и заключалась жизнь. Наследников не было — они занимались коллекционированием и изучением искусства. Оставили достойный след о себе в истории.

      Нравится 2 людей

      1. Почему грустно? Это не значит плохо. Каждый устраивает свою жизнь в соответствии с тем мироощущением, который имеет. Я бы, например, совсем не хотела бы высчитывать каждую трату до копейки и бороться за их уменьшение, несмотря на то, что это психология богача.
        Мне комфортно в моей психологии. Я как раз люблю делать подарки, что-то давать скорее, чем брать. Зачем же себе в этом отказывать?
        Самый крайний случай, когда молодые красивые девушки выходят замуж за богатых стареющих джентльменов, чтобы просто приобщиться к богатству. Обычно это не приносит им счастья…

        Нравится 2 людей

      2. Зато приносит им деньги)) Не один миллион долларов, между прочим, если правильно раскручивать.
        Но я с вами согласна. Деньги мы и сами заработаем)))

        Нравится 2 людей

      3. Каждый на что-то свое заточен. Меня соседка всё убеждала: не может же мужик и деньги зарабатывать и тебе внимание уделять.
        А я не согласна. И уж если выбирать, то выбираю внимание, а не деньги

        Нравится 2 людей

      4. Плоха та русалка, которая не хочет стать владычицей морскою.
        Я так раньше сотрудников на работу набирала. Спрашивала, какие видите перспективы своей карьеры через 5, потом 10 лет.
        И в зависимости от того, что отвечали — составляла себе мнение

        Нравится

      5. У меня молодые в основном шли, и времена были лет 20 назад — заготовок ни у кого тогда особо не было. Вот тут все и выяснялось. А вот у кого были, к тому можно было повнимательнее присмотреться

        Нравится

    1. Рада, что вам понравилось. Спасибо за отзыв.
      Жили они там, действительно, роскошно. В этом собирательстве и окружении себя красотой был смысл их жизни.
      В принципе неплохой смысл, так как они все это оставили для того, чтобы мы могли увидеть жизнь таких семей воочию. Считаю, что они сделали большое дело для истории

      Нравится 1 человек

      1. По крайней мере, однажды меня угощал на широкую ногу в ресторане один кавалер и он именно так и делал. А я тогда была еще неискушена в таких излишествах и не поняла — зачем он уставил весь стол явствами — а он сказал: чтобы попробовать. А у меня сердце кровью обливалось — зачем же столько продукта для этого переводить. 😟😭

        Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Ваш собственный блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: