Site icon ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

Дом-музей Виллет-Хольтхайузен #2/ Museum Willet-Holthuysen # 2

English version below

Бельэтаж Дома-музея Виллет-Хольтхайузен  безусловно и откровенно показывает нам основное занятие для времяпрепровождения знати в ушедшие века – принимать гостей и наносить ответные визиты.

Конечно же, есть большая столовая, в которой можно было угощать гостей на званых вечерах. Вот куда доставлялись блюда, приготавливаемые на так понравившейся нам кухне.

Среди экспонатов столовой представлена часть уникального сервиза мейсенского фарфора, состоящего из 275 предметов.

По словам аудиогида званые обеды у супругов часто состояли из 12 смен блюд.

Наверно, по меркам Амстердама того времени это считалось изобилием.

Но россиянам, которые воспитаны на легендах и мифах о том, что на царских обедах подавалось до 200 смен блюд, а у Екатерины Великой, например, обед в обычный день содержал до 30 смен блюд, такое количество не связывается с особенным расточительством и чревоугодием.

Но блеск, создаваемый сияющим убранством и дорогой посудой, безусловно присутствует.

В 1865 году пара Виллет- Хольтхайузен продемонстрировала гостям самый большой и шикарный зал на первом этаже особняка – Танцевальный или Бальный. Здесь проходили музыкальные, литературные вечера и костюмированные балы.

Мебель и предметы интерьера являются последним писком французской моды в стиле Людовика VI. Только текстильная обивка обошлась хозяевам в 127000 гульденов – по тем, временам это огромнейшая сумма.

Бальный зал на картине того времени

Получилось, действительно, самое роскошное помещение дома – одна из самых светлых и просторных комнат, украшенная гобеленами и тесненными золотом обоями, позолоченными рамами и лепниной с изображением стрел амуров и цветочных гирлянд.

Мы пообсуждали с дочерью и мужем предназначение зала и сошлись на том, что было бы неплохо украсить свою жизнь хмурыми холодными осенними и зимними вечерами встречами с друзьями в праздничной обстановке, ведя дружеские беседы, танцуя и играя в веселые совместные игры. Особенно, если потом не придется самим наводить порядок в доме.

 

Также на этаже находятся женский и мужской салоны.

В одном из них, называемом «Дамским», проходили приемы Луизой посетителей и гостей. Комната обставлена мебелью в стиле Людовика VI, купленной в Париже. Желтые стены салона украшены картинами и зеркалами, зрительно увеличивающими пространство. Помещение составляет по стилю единое целое с Бальным залом.

Аудиогид удивил нас конкретизацией времени приема – порой на встречу и беседу с гостем уделялось не более 20 минут. Видимо, к богачам толпами валили всякие просители, часть из которых все-таки прорывалась к хозяйке дома. Поэтому время приема, конечно, было ограниченно. Возможно, этой массе гульденов можно было найти более гуманное применение. Но зато мы можем сейчас посмотреть настоящий богатый жилой дом того времени, что несет нам образный месседж из прошлого.

Напротив мужской салон – комната, оформленная как кабинет в темно-синих тонах, с обилием картин в золоченых рамах на стенах и мебелью темного дерева. Создает у посетителей довольно гнетущее впечатление, видимо, специально для придания атмосферы загадочности, таинственности, значимости, необходимой при показе гостям, размещающимся за столом в центре комнаты, новых приобретений в коллекцию хозяина.

Интересы Абрахама распространялись практически на все области декоративно-прикладного искусства. В его собрании есть керамика, изделия из стекла, серебра, мебель, дорогие безделушки, картины, гравюры, рисунки и фотографии. Вдобавок к этому он собрал изрядное количество очень ценных статуй и сформировал огромную библиотеку. Для своего времени Абрахам Виллет считался личностью экстраординарной, потому как большинство голландских коллекционеров в то время ограничивались сбором гораздо более узкого спектра произведений искусства.

На потолке мужского салона размещен плафон кисти Якоба де Виты, изображающий богиню утренней зари Аврору, своим факелом прогоняющую ночь. Этот плафон принадлежал одной из семей, жившей также на канале Херенграхт, и привезен в музей для размещения в коллекции убранства интерьера XIX века.

Парадная лестница, коридор бельэтажа, Бальный зал сохранены в том виде, как это было при супругах Виллет-Хольтхайузен.

На второй этаж ведет следующий пролет парадной лестницы, отделанный светлым мрамором и лепниной, которые в 1740 году сменили первоначальную отделку лестничных пролетов темным деревом. В крыше было сделано купольное окно, пропускающее дневной свет. Свет, проникающий сквозь окно в крыше, повышает настроение и создает ощущение радости. Лестница украшена скульптурной композицией «Суд Париса» по известному сюжету древнегреческой мифологии: на свадьбе богов три богини вступили в спор, кто из них прекраснее, – Парис, которому поручено рассудить богинь, выбирает Венеру.

На втором этаже можно увидеть спальню супругов. Она, как и синий салон на первом этаже, оформлена в духе XIX столетия. Стены в спальне, как и в части других комнат музея, украшены шелковыми обоями, являющимися точными копиями обоев того периода. Гарнитур, стоявший в этой комнате, не сохранился. Представлена кровать, датируемая тем же периодом. Хозяева традиционно принимали сидячую ванну, находящуюся здесь же, в спальне.

Аудиогид говорит нам о том, как тяжело приходилось прислуге, чтобы натаскать воды на самый верхний этаж. При этом за одной из дверец второго этажа мы видим очень старую раковину. Интересно – когда же она на самом деле появилась?

Рядом личный кабинет Абрахама,

помещение Хранилища коллекции,

а также кладовая, заполненная сейчас металлической посудой того времени, а в те времена, видимо, комната, служившая Луизе личным кабинетом для ведения хозяйственных дел по дому.

В отличие от других комнат музея Хранилище коллекции обставлено в стиле Голландского ренессанса. Хранилище коллекции имеет необычную восьмиугольную форму. Витражи и мебель из темного дерева задают тон. Здесь Абрахам хранил свои коллекции – монеты и миниатюры, скульптуры и картины. Сюда он приглашал своих друзей-знатоков посмотреть на небольшие экземпляры своей коллекции.

Вся обстановка второго этажа говорит о том, что хозяин дома вел определенную научно-исследовательскую работу, связанную с изучением коллекционируемых экспонатов, имел обширную переписку с искусствоведами прошлых времен, коллекционерами, торговцами произведений искусства.

Сейчас несколько комнат второго этажа музея оборудовано под выставочные помещения и содержат предметы интерьера XIX века, а также предназначены для выставок произведений искусства других направлений.

Можно бросить на прощание взгляд на канал сквозь старинное окно дома семьи Виллет-Хольтхайузен.

…И порадоваться, что после смерти мужа Луиза бережно относилась ко всему, что было так дорого Абрахаму.

В 1895 году по ее завещанию дом, мебель и произведения искусства были переданы городу. Единственное, о чем просила Луиза, это – открыть в ее доме музей и назвать его по имени ее семьи – Виллет-Хольтхайузен.

 

English version

The mezzanine floor of the Museum Willet-Holthuysen clearly shows us the main occupation for spending time with the nobility in past centuries — to receive guests and pay return visits.

Of course, there is a large dining room in which you could treat guests at dinner parties. This is where the dishes prepared in the kitchen we liked so much were delivered.

Among the exhibits of the dining room is part of the unique Meissen porcelain service, consisting of 275 items.

According to the audio guide, dinner parties at spouses often consisted of 12 shifts.

Probably, by the standards of Amsterdam of that time, this was considered an abundance.

But the Russians, who were brought up on the legends and myths that served up to 200 shifts at the tsar’s lunches, and Catherine the Great, for example, had lunch on a regular day with up to 30 shifts, this amount is not associated with special waste and gluttony.

But the shine created by the shining decoration and expensive dishes is certainly present.

In 1865, a couple of Willet-Holthuysen demonstrated to the guests the largest and most chic room on the ground floor of the mansion — Dance or Ballroom. Here were held musical, literary evenings and costume balls.

Furniture and furnishings are the latest in French fashion in the style of Louis VI. Only textile upholstery cost the owners 127,000 guilders — in those days, this is a huge amount.

It turned out, indeed, the most luxurious room of the house — one of the brightest and most spacious rooms, decorated with tapestries and gold-clad wallpaper, gilded frames and stucco molding with the image of arrows of cupids and flower garlands.

We discussed with the daughter and husband the purpose of the hall and agreed that it would be nice to decorate our lives with gloomy cold autumn and winter evenings by meeting with friends in a festive setting, having friendly conversations, dancing and playing fun joint games. Especially if then you don’t have to clean up the house yourself.

Also on the floor are female and male salons.

In one of them, called «Ladies'», Louise hosted receptions for visitors and guests. The room is furnished in the style of Louis VI, bought in Paris. The yellow walls of the interior are decorated with paintings and mirrors that visually enlarge the space. The room is in style a single whole with the Ballroom.

The audio guide surprised us with the concretization of the reception time — sometimes no more than 20 minutes were given to meet and talk with the guest. Apparently, all kinds of petitioners fell to the rich in crowds, some of which nevertheless broke through to the mistress of the house. Therefore, the reception time, of course, was limited. Perhaps this mass of guilders could have found a more humane use. But then we can now see the real rich residential building of the time that brings us a figurative message from the past.

Opposite the men’s salon is a room decorated as an office in dark blue tones, with an abundance of paintings in gilded frames on the walls and dark wood furniture. It makes the visitors a rather depressing impression, apparently especially to give an atmosphere of mystery, mystery, significance, necessary when showing guests, who are seated at a table in the center of the room, new acquisitions to the owner’s collection.

The interests of Abraham extended to almost all areas of arts and crafts. His collection includes ceramics, glass, silver, furniture, expensive trinkets, paintings, prints, drawings and photographs. In addition to this, he collected a fair amount of very valuable statues and formed a huge library. For its time, Abraham Willet was considered an extraordinary personality, because most Dutch collectors at that time limited themselves to collecting a much narrower range of works of art.

On the ceiling of the men’s salon there is a lampshade painted by Jacob de Vita, depicting the goddess of the morning dawn Aurora, who drives away the night with her torch. This ceiling lamp belonged to one of the families who also lived on the Herengracht canal and was brought to the museum for placement in the collection of interior decoration of the 19th century.

The main staircase, the mezzanine corridor, the Ballroom are preserved in the same way as it was with the spouses Willet-Holthuysen.

The second flight of the main staircase, finished with light marble and stucco molding, leads to the second floor, which in 1740 replaced the initial decoration of the stairwells with dark wood. A roof window was made in the roof, letting in daylight. Light penetrating through the skylight enhances mood and creates a feeling of joy. The staircase is decorated with the sculptural composition “The Court of Paris” according to the well-known plot of ancient Greek mythology: at the wedding of the gods, three goddesses entered into an argument, which of them is more beautiful — Paris, who is charged with judging the goddesses, chooses Venus.

On the second floor you can see the bedroom of the spouses. She, like the blue lounge on the ground floor, is decorated in the spirit of the XIX century. The walls in the bedroom, as well as in parts of other rooms of the museum, are decorated with silk wallpapers, which are exact copies of the wallpapers of that period. The headset in this room was not preserved. A bed dated to the same period is presented. The owners traditionally took a sitz bath, located here in the bedroom.

The audio guide tells us how hard it was for the servant to get the water to the top floor. At the same time, behind one of the doors of the second floor we see a very old sink. Interesting — when did she actually appear?

Next to Abraham’s private office, the collection Warehouse’s premises, as well as the pantry, now filled with metal utensils of the time, and in those days, apparently, the room that served as Louise’s personal office for housekeeping.

Unlike other rooms in the museum, the collection repository is furnished in the style of the Dutch Renaissance. The collection has an unusual octagonal shape. Stained glass and dark wood furniture set the tone. Here Abraham kept his collections — coins and miniatures, sculptures and paintings. Here he invited his expert friends to look at small copies of his collection. The whole situation on the second floor suggests that the owner of the house conducted a certain research work related to the study of collectible exhibits, had extensive correspondence with art historians of the past, collectors, and dealers of works of art.

Now several rooms on the second floor of the museum are equipped for exhibition rooms and contain interior items of the XIX century, and are also intended for exhibitions of works of art in other areas.

 

You can take a good-bye look at the canal through the old window of the Willet-Holthuysen family home.

… And be glad that after the death of her husband, Louise was careful about everything that was so dear to Abraham.

In 1895, according to her will, the house, furniture and works of art were transferred to the city. The only thing Louise asked for was to open a museum in her house and name it by the name of her family — Willet-Holthuysen.

Exit mobile version