Ночной дозор/ Night Watch

English version below

Как я заново взглянула на картину Рембрандта «Ночной дозор»?

В мае 2010 года скульптурная композиция «Ночной дозор 3D», выполненная по мотивам знаменитой картины Рембрандта, была установлена в сквере у Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.

489DC2D1-E662-4D47-BCB6-966658D9021789767A96-1364-4A68-8FEC-22497A5342C7

Мы с мужем пришли на выставку «От Рафаэля до Гойи. Шедевры из коллекции Музея изобразительных искусств. Будапешт», которая экспонировалась в Москве всё лето того года.

Самое большое впечатление, тем не менее, оставила именно скульптурная композиция Ночного  дозора…

В этих мушкетерах, бравых ребятах, так удачно выставленных в сквере, было столько энергии, силы, движения, что в какие-то моменты казалось, что скульптуры оживают…

В 2005 году, к отмечаемому в 2006 году Рембрандта в Амстердаме юбилею, 
в бронзе были отлиты 22 персонажа картины – "Ночной дозор 3D".  
Работу выполнили российские скульпторы Михаил Дронов и Александр Таратынов. 
Тщательно изучив исторические документы, они детально воспроизвели предметы 
одежды и вооружения. Они не стремились добиться полной фотографической 
точности персонажей и привнесли свое видение действия, происходящего 
на картине.

И вот тогда я заинтересовалась оригиналом – самой картиной. Что же это за многократно виденный на репродукциях «Ночной дозор» такой?

Ночной дозор

Название «Ночной дозор» придумали искусствоведы в XIX веке. Они достали полотно из запасников, увидели, как фигуры выступают на тёмном фоне, и подумали, что Рембрандт изобразил ночь. И только при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что за прошедшие годы картина успела покрыться слоем копоти, а лак потемнел. После расчистки выяснилось, что сцена на самом деле происходит днём: положение тени от левой руки капитана Кока показывает, что время действия — не более 14 часов.

Картина в оригинале называлась иначе, а именно «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга».

 

В 1639 году Стрелковое общество пожелало запечатлеть себя в веках. В XVII веке для этого без художника было не обойтись. Да и стоило это прилично: за свой труд Рембрандт получил 1600 гульденов — почти по 90 гульденов с каждого заказчика – почтенного дона, которые ожидали, что за эти деньги их изобразят достойными мужами на парадном, модном и красивом групповом портрете.

Как это делал Халс, ван дер Хейст , Флинк, да и другие художники того времени на своих полотнах.

D5ABD28F-7F1D-40D6-BDAA-7A3AE333054B
Милицейская рота округа XI под командованием капитана Рейнье Рила, известная как «скудная рота». Франс Халс (ок. 1582-1666) и Питер Кодде (1599-1678). Рейксмузеум. холст, масло, 1637 г. Художникам, не горожанам Амстердама, редко предоставляли заказы на портреты гражданской охраны. Тем не менее, Франсу Халсу — из Харлема — было предложено нарисовать этот групповой портрет. Однако вскоре он оказался в ссоре с гвардейцами, и амстердамскому художнику Питеру Кодде пришлось вмешаться, чтобы закончить семь фигур справа. Свои мелкие, очень прилежно и точно выполненные работы Кодде постарался как можно лучше имитировать под свободный стиль Халса.
Хейст
Милицейская рота округа VIII под командованием капитана Рулофа Биккера. Варфоломей ван дер Хейст (1613-1670). Рейксмузеум. масло на холсте 1643. Эта картина гражданской гвардии имеет значительную ширину, 7,5 метров, и почти заполняет всю стену в большом зале I. Ван дер Хейст не просто выстроил в ряд тридцать милиционеров в статичном ряду, но разместил тех, у кого была самая светлая цветная одежда спереди. Художник сначала и себя изобразил в группе людей, но затем передумал это делать.

Картина настолько длинная, что не удается ее в Рейксмузеуме сфотографировать целиком.

C62016C2-3F97-4CBB-9930-EEE73DA885D1C11BC599-3D14-47C7-B37A-E6D1316CABD4F538BC80-53D1-4014-AE34-F9ACCBF968D2

В этом зале музея собраны такие парадные групповые портреты милицейских рот.

9AC0CF08-62B9-4C50-99F4-D904C5A15B27
Милицейская рота округа XVIII под командованием капитана Альберта Баса. Говерт Флинк (1615-1660). Рейксмузеум. холст, масло, 1645 г. Вертикальный формат этого портрета гражданской стражи определялся местом, где он должен был висеть, а именно, справа от дымохода на коротком конце большого зала Кловенлерсдёлен. Таким образом, Говерт Флинк расположил двенадцать милиционеров в три ряда, один над другим. Все одинаково ярко освещены.
6FDC6D39-769C-4D85-995F-9644DDF11F9E
Торжество по поводу подписания Мюнстерского договора 18 июня 1648 года. Варфоломей ван дер Хейст (1613-1670). Рейксмузеум. масло на холсте. Война между Испанией и Голландской Республикой возобновилась в 1621 году, когда двенадцатилетнее перемирие между двумя народами подошло к концу. Однако это была уже не борьба за жизнь или смерть, как это было до перемирия. В республике был призыв к миру: особенно в голландских торговых городах, таких как Амстердам, продолжение войны считалось бессмысленным и дорогостоящим. В 1640-х годах испанцы начали искать политическое решение конфликта. Даже Стадхолдер Фредерик Генри, очень успешный военный командир в битве против испанцев, стал сторонником мира в это время. Эти факторы привели к ратификации Мюнстерского договора в 1648 году.

 

Но одно дело красиво — для военных, другое — для художника, такого, как Рембрандт.

В общем, когда заказчики увидели картину, они были вне себя. Это попрание всех канонов и ожиданий!

Новаторство в чистом виде.

kartiny-nochnoj-dozor-rembrandt

Рембрандт изобразил роту, идущей в сторону зрителя в некоем смятении. Это уже не те бравые господа, какими они себя представляли, а смешавшиеся в кучу взволнованные люди, внезапно поднятые по тревоге. Причем, кроме 18 оплативших работу заказчиков Рембрандт втиснул на холст еще 16 неизвестных!

Рембрандт изменил замысел: ввел случайных наблюдателей, которые ему ничего не платили; в результате портрет превратился в многоцветную сцену уличного сборища-толчеи с перепутанным движением и своеобразным освещением. Очевидна мастерская игра света и тени, характерная для стиля великого художника.

Ясно, что девочка, освещенная золотым светом, не может быть второстепенным персонажем, иначе она не стала бы световым центром картины. С ней соперничает по освещенности только фигура лейтенанта в светло-желтом костюме, но в то время как лейтенант всего лишь интенсивно освещен, девочка словно сама излучает свет!..

Девочка

Она кажется карлицей: ростом с ребенка, но с лицом молодой женщины, с лицом Саскии, жены художника… Рембрандт начал писать «Ночной дозор» счастливым семьянином, а закончил вдовцом.

В сюжете и деталях «Ночного дозора» многое не ясно (по подсчетам искусствоведов, число загадок превышает сотню!), но думается, что загадочность полотна не только в этом: картине свойственна тревожная недосказанность. Кажется, что в ней самой скрыто нечто таинственное, подобно тому, как почти полностью скрыты фигуры людей на заднем плане, в затененной глубине холста.

 

Каково же было наше разочарование, когда мы увидели в зале Рейксмузеума великое полотно мастера, заключенное в стеклянный павильон и загороженное от зрителей массивной техникой.

6C0CB2C2-FFC6-4E5E-8E16-9EE7BF0AA04F

Для восстановления картины Рембрандта «Ночной дозор» на рельсы была установлена специальная аппаратура, за работой которой можно было наблюдать в зале музея. Процесс займёт еще несколько лет…

 

Похожее, но несколько иное, впечатление мы испытали, когда увидели композицию «Ночной дозор 3D», установленную в Амстердаме на площади Рембрандта.

9340F648-3D85-4B3D-AC64-5C15EE3650951CA3AF43-8B48-44B8-9E6E-21D2AAAC8490

Убедились воочию – как же много значит место для восприятия художественного произведения!

Где же экспрессия, порыв, напор, мушкетерская романтика и просто мужество и сила, на фоне ироничности и бравурности выдвижения гвардейцев? Где же та красота, которая поразила в 2010 году?

Восприятию «Ночного дозора» как целостной скульптурной группы мешало всё:

и публика, беззастенчиво курсирующая между скульптур,

и памятник автора картины, возвышающийся над «измельчавшими» стрелками,

и даже свет, бьющий прямо в фигуры и заливающий их блеском, почти стирал выражения с воодушевленных лиц при взглядах на «незадачливых» стрелков…

CA781B11-E27F-4849-8CCC-CE4DBBBFA1F9CEEEE973-89C6-4D9D-BA8F-BE6A9873B803

По-моему, старик Рембрандт не был бы доволен…

Одно из неоправданных ожиданий от посещения Амстердама.

 

English version

How did I re-look at Rembrandt’s Night Watch?

In May 2010, the sculptural composition «Night Watch 3D», based on the famous painting by Rembrandt, was installed in the park near the Pushkin State Museum of Fine Arts.

My husband and I came to the exhibition “From Raphael to Goya. Masterpieces from the collection of the Museum of Fine Arts. Budapest ”, which was exhibited in Moscow all summer of that year.

The greatest impression, however, was left by the sculptural composition of the Night Watch …

In these musketeers, brave guys, so successfully displayed in the square, there was so much energy, strength, movement, that at some moments it seemed that the sculptures came to life …

In 2005, on the occasion of the anniversary celebrated in 2006 by Rembrandt 
in Amsterdam, 22 characters of the painting “Night Watch 3D” were cast 
in bronze. The work was performed by Russian sculptors Mikhail Dronov and 
Alexander Taratynov. Having carefully studied historical documents, 
they reproduced in detail clothing and weapons. They did not seek 
to achieve the full photographic accuracy of the characters and brought 
their vision of the action taking place in the picture.

And then I became interested in the original — the painting itself. What kind of «Night Watch» is this?

The name «Night Watch» was coined by art historians in the 19th century. They took out the canvas from the storerooms, saw the figures appear against a dark background, and thought that Rembrandt depicted the night. And only during the restoration carried out in 1947, it was discovered that over the past years the painting managed to become covered with a layer of soot, and the varnish darkened. After clearing it turned out that the scene actually happens during the day: the position of the shadow from the left hand of Captain Kok shows that the duration of the action is no more than 14 hours.

The original picture was called differently, namely, «The performance of the rifle company of Captain Frans Bunning Cock and Lieutenant Willem van Reitenburg.»

 

In 1639, the Shooting Society wanted to capture themselves for centuries. In the XVII century, this could not be done without an artist. And it was worth it decently: for his work, Rembrandt received 1,600 guilders — almost 90 guilders from each customer — the venerable Don, who expected that for the money they would be portrayed as worthy men in a smart, fashionable and beautiful group portrait.

How did Hals, van der Heist, Flink, and other artists of that time on their canvases.

 

But one thing is beautiful — for the military, another — for an artist such as Rembrandt.

In general, when customers saw the picture, they were beside themselves.

Rembrandt portrayed a company going towards the viewer in a kind of confusion. These are no longer the brave gentlemen as they represented themselves, but the agitated people mixed up in a heap, suddenly raised by alarm. Moreover, in addition to 18 customers who paid for the work, Rembrandt squeezed 16 more unknowns onto the canvas!

Rembrandt changed his mind: he introduced random observers who paid him nothing; as a result, the portrait turned into a multi-color scene of a street gathering-crush with confused movement and peculiar lighting. The masterful play of light and shadow, characteristic of the style of the great artist, is obvious.

It is clear that a girl illuminated by a golden light cannot be a secondary character, otherwise she would not become the light center of the picture. Only the figure of a lieutenant in a light yellow suit competes with her in illumination, but while the lieutenant is only intensely lit, the girl seems to radiate light! ..

She seems like a dwarf: growing from a child, but with the face of a young woman, with the face of Saskia, the artist’s wife … Rembrandt began to write Night Watch by a happy family man, and ended up as a widower.

In the plot and details of Night Watch, a lot is not clear (according to art historians, the number of riddles exceeds a hundred!), But it seems that the mystery of the canvas is not only in this: the painting is characterized by alarming understatement. It seems that something mysterious is hidden in it, just as the figures of people are almost completely hidden in the background, in the shaded depth of the canvas.

 

What was our disappointment when we saw in the Rijksmuseum hall the great canvas of the master, enclosed in a glass pavilion and fenced off from the audience with massive equipment.

To restore Rembrandt’s painting “Night Watch”, special equipment was installed on the rails, the operation of which could be observed in the museum hall. The process will take several more years …

 

A similar, but slightly different, impression we experienced when we saw the composition «Night Watch 3D», set in Amsterdam on Rembrandt Square.

We were convinced firsthand how much a place for the perception of a work of art means!

Where is the expression, impulse, pressure, musketeer romance and just courage and strength, against the background of the irony and bravura of the advance of the guards? Where is the beauty that struck in 2010?

Everything interfered with the perception of The Night Watch as an integral sculptural group:

and an audience shamelessly plying between the sculptures,

and a monument to the author of the picture, towering above the «crushed» arrows,

and even the light in the backs of the figures erased expressions from their faces when looking at the «unlucky» shooters …

 

One of the unjustified expectations from visiting Amsterdam.

31 thoughts on “Ночной дозор/ Night Watch

Add yours

  1. Думаю, Рембрандту все равно, он своё дело сделал. Не он первый, который на всякие поделки своим творением посредственность вдохновил)) Одни творят — другие любуются. Каждому своё. Вам вот -оригинал, кому-то — поделки. ☀️

    1. Не совсем поняла. Мне как раз очень понравилась скульптурная группа. Меня удивило, что голландцы поставили ее в такое неподходящее для нее место, где она так проигрывает. Вот это и не понравилось бы Рембрандту, с моей точки зрения. 😊

      1. Но это же вариация на тему. Бутафорная. Почему надо браться за Рембрандта, почему не создать новое своё?
        Это я так сегодня настроена😊

      2. А когда копнешь почти любое произведение искусства, то оказывается, что под ним лежит очень много источников вдохновения и очень конкретных. 😊 Я не против таких вторичных творений, если они сделаны талантливо. А эта скульптурная группа талантливо сделана. Она передает эмоции.

      3. Наверное, просто люблю оригиналы. Пусть даже несовершенные. Даже если кто-то затем этим вдохновился и сделал лучше. Ведь оригинал — источник вдохновения.
        В оригинале есть неведомый замысел автора. А все остальное — трактовки. Хочется трактовать для себя оригинал, не трактовку.
        Чегой-то)) меня сегодня такие раздумья одолевают)))

      4. У меня сейчас муж начал глубоко музыку изучать. С удивлением узнал — как все гениальные композиторы тырили один у другого. Даже возникла мысль, что, возможно, это нечаянные заимствования, так как раз услышанное остается в памяти.
        В музыке это наиболее очевидно.
        Наверно, и в литературе есть, но это гораздо легче замаскировать, если это, вообще, плагиат.
        Это я к чему. очень тонкая грань изначального творца от творца вторичного.

      5. Да, сейчас налево-направо тырят. Может, потому этому времени не хватает ярких творцов. Интересно, может и и Рембрандт не удержался и все-таки что- то у кого-то стырил😊

      6. Думаю, что раньше, наоборот, меньше этому внимания уделяли. Брали друг у друга и не считали это зазорным.
        Сейчас это можно проверить — есть всякие банки данных и электронные средства, а раньше в одной стране взял, в другую привез — уже никто не знает, будет как новенькое.😊

      7. Это так. Есть разные виды плагиата. Как там называют тех, кто литературное сырьё некоторым писателям поставляет — рабы, вроде как. И идеи поставляют за небольшую мзду для новых серий сериалов и сценарии для фильмов. Тех в титрах не указывают и благодарности в предисловиях им не пишут.
        Дюма таким «славился», а в наше время многие этим грешат и в почете ходят.

      8. Это уж и совсем бизнес😉 капитализм протянул свои лапы и в эту сферу жизни😟

      9. Спасибо за описание. Особенно понравилась девочка, излучающая свет.

      10. ☀️ В этом Рембрандт как раз очень силен — в игре света.
        Пока я не знала про Саскию — для меня девочка была уродливая. Я не могла понять — почему она такая. Да еще и самая светлая и светящаяся.

      11. Да и мы глаз набили этой современной красотой. Надо много изображений женщин той поры посмотреть, чтоб к той их красоте привыкнуть. 😊

      12. недавно как раз попалась на глаза лекция об истории красоты. Даже подумала — не сходить ли. Интересный вопрос. Что принято считать красотой в каждый период времени?

      13. Интересно — можно ли какую то стройную историю этого выстроить. Можно почитать попродробнее в сети.

      14. Вы сможете и с толком, и с расстановкой.
        Есть коллективное понятие красоты, а есть индивидуальное. Так что, есть где разгуляться. 😊

    1. Спасибо. Рада, что понравилось. Навеяно Рейксмузеем Амстердама. Думаю — еще про этот музей написать.

    1. С точки зрения пастуха и его паствы, конечно, отлично. таких литературных произведений много, где писатель, а вокруг герои его произведений. Это по аналогии. Так, наверно, и власти Амстердама решили, из этого исходили.
      А я смотрела с точки зрения художественного восприятия. На этом месте скульптурная группа много теряет в производимом ею впечатлении. На меня никакого не произвела, по сравнению с первым разом. Думаю, что и на других, которые рядом стояли и сидели, примерно также, судя по реакции.
      Много от места зависит.

    1. Рада, что было интересно. Мне тоже понравилось — как скульптурная композиция. Как раз пишу об этом вначале. Не понравилось место, в котором она располагается в Амстердаме. Много потеряла из за этого, по моему.

  2. А я вот даже не знаю, по поводу самой картины в сравнение с другими такого же типа. Он нарисовал их более живыми, но менее героичными, им это не понравилось + на картине появились неоплатившие проезд «зайцы». Хм… а что вам больше понравилось, если закрыть глаза на се загадки? Живые, шагающие товарищи или те, которые в парадно-возвышенных позах на других картинах?

    я просто не могу оторвать глаза от этого пана:
    http://prntscr.com/q0h0wf

    1. Да, да — выразительный!
      Эти групповые портреты очень хороши. Каждый персонаж — история.👍
      В ночном дозоре есть сюжет, в отличие от портретов. Это всегда привлекательно. Но больше всего я люблю Рембрандта за единство персонажей с окружающим их воздухом. Они одно целое. И это большой талант. Дает возможность воспринять все произведение целиком — вычление здесь мешает делу, по моему.
      Я не могу выбрать. Меня и те и другие завораживают. Только каждый по своему. 😉

Добавить комментарий

Blog at WordPress.com.

Up ↑

Больше на ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading