Природа у «малых голландцев» и не только. Рейксмузеум/ The nature in the paintings of the Dutch Baroque Era and not only. Rijksmuseum

English version below

Манят ли дали на пейзажах «малых голландцев»?

Чтобы начали манить эти голландские дали – мне надо очень долго взглядываться в то, что изображено на полотне, увидеть-таки в этих кропотливо выписанных, удаленных, однородно-темных видах природы мелкие детали, угадать деревья, листочки, кусты, травинки, русла рек…. чтобы изображенное не сливалось в сплошную массу.

Иначе невозможно представить себе пространство картины.

А вот моей дочери, наоборот, больше всего нравится именно эта тонкость письма, выразительность небольших деталей, красота световых и колористических, еле-еле улавливаемых нюансов этих сдержанно-сумрачных картин. Не зря её любимым цветом остается чёрный.

CF9F4540-A22C-4898-ADDD-A2E9952606AD
Пушечное литейное производство Хендрика Триппа в Юлитабруке, Швеция. Алларт ван Эвердинген (1621-1675). холст, масло, ок. 1650-1675. Семья Трипп — влиятельные международные торговцы оружием — владела этим пушечным заводом на юге Швеции. Это было отличное место: там добывали железную руду, и там было достаточно воды, дешевой рабочей силы и топлива (дрова). Семья построила так называемый Триппенхёйс (Trippenhuis) на берегу канала Кловенирсбургвал (Kloveniersburgwal) в Амстердаме. В 19 веке в этой великой резиденции была размещена коллекция произведений искусства, положившая начало обширной коллекции Рейксмузеума.

Именно на пейзажи «малых голландцев» в Рейксмузеуме она обращала больше всего внимания, дольше разглядывала, наслаждалась тенью лесов и пасмурностью полей с редкими вкраплениями ярких красок.

Пейзаж возникает в творчестве голландских мастеров в середине XVII века. Картины этих художников передают небольшие уголки сельского ландшафта при определенной погоде и освещении.

E8320354-5F54-40EF-8880-6C0714612191
Речной пейзаж с всадниками. Альберт Кейп (1620-1691). масло, холст, 1653 — 1657. Это панорамный, залитый солнцем речной пейзаж — немного туманный на расстоянии — с схематично нарисованными облаками. Два голландских офицера останавливаются у реки и поют своих лошадей рядом с пастухом и его отдыхающим скотом. Эта идиллическая сцена разворачивается не в Италии, а вдоль реки Ваал между Хеймегеном и Клеве, где Кейп делал пейзажные рисунки, которые он привез в свою мастерскую в Дордрехт.

Посмотрите – как умело, миниатюрными изменениями тона, создается впечатление воздушной перспективы, влажной атмосферы, рассеянного серебристого света и практически полного единства природы, рукотворных строений и человека, которые иногда присутствуют в пейзажном пространстве.

Наиболее характерными представителями раннего голландского пейзажа были такие мастера, как, например, Саломон ван Рейсдаль (ок. 1600—1670). Он – автор небольших пейзажей с изображениями широких голландских рек с городами и селениями на их низких берегах.

Художник избегает распространенного прежде «кулисного» построения картин с четкой разметкой планов: горизонт у него очень низкий, небо занимает две трети картины, дали теряются в тумане. Например, в «речном пейзаже с паромом» изображены река и берег, а почти три четверти поверхности автор отдал изображению неба — облачного, прохладного северного неба.

6F630A1F-5AC0-4BD8-8B8E-851F9077676F
Речной пейзаж с паромом. Саломон ван Рейсдал (ок. 1600-1670). масло на панели, 1649. Здесь художник применил испытанный прием: справа берег с высокими деревьями, слева вода, которая простирается до горизонта. С четырьмя лошадьми, пятью собаками, двумя коровами и одиннадцатью людьми на борту хрупкий паром кажется сильно загруженным. Лодки вдалеке также полны пассажиров. Саломон ван Рейсдал был идеальным интерпретатором плоского, богатого водой и воздухом голландского пейзажа.

В творчестве племянника Саломона ван Рейсдала – Якоба Исаакса ван Рейсдала – национальный голландский пейзаж достигает расцвета. Он отходит от сельской пасторали и взгляда «замри мгновение», пытаясь отобразить на своих пейзажах динамичность движения и драматизм явлений природы. Мощью и величественностью веет от лесных ландшафтов Я. И. ван Рейсдала, родоначальника этой разновидности пейзажа.

В картине «ветряной мельницы» художник использовал обычные для него композиционные приемы: ландшафт простирается на уровне глаз смотрящего, но взгляд, прежде всего, останавливается на высоком сооружении, находящемся вдали. Это ветряная мельница, на которую взираешь снизу вверх, отчего возникает ощущение головокружительного величия пейзажа. Она возвышается на фоне неба, бурного и облачного, на нем темными силуэтами вырисовываются ее огромные крылья. По небу бегут облака, бросая на землю гигантские тени, перемежаемые пятнами света, и все это означает, что день ветреный, но мельничные крылья неподвижны, как и паруса стоящего на воде корабля.

78EC529B-F21C-4CC1-953D-AFB8C6BC04CE
Ветряная мельница в Вейк-бей-Дюрстеде. Якоб Исаак ван Рейсдал (ок. 1628-1682). холст, масло, ок. 1668-1670. Ветряная мельница величественно поднимается, бросая вызов темным дождевым облакам и затмевая замок и церковь Вейк-бей-Дюрстеде. Река Лек течет на переднем плане. Эта картина всемирно известна, и это заслуженно. В гармоничной впечатляющей композиции ван Рейсдал объединил все типичные голландские элементы — низменную землю, воду и обширное небо – располагая их так, чтобы все они сходились на столь же характерной голландской водяной мельнице.

Самым талантливым продолжателем в этой области был, по мнению искусствоведов, Мейндерт Хоббема. Он пошел дальше своего учителя, открывая нам в своих работах более трезвый, менее романтичный взгляд на мир, чем у своих предшественников: в его картинах нет таинственных развалин, наводящих на философские мысли о бренности человеческой жизни, нет полных драматизма мрачных видов дикой природы, а льющийся изнутри серебристый свет развеивает печаль и вносит жизнеутверждающую ноту.

BA416CA4-3528-4451-9A88-0E9B1964C1ED
Водяная мельница. Мейндерт Хоббема (1638-1709). Масло на панели, ок. 1664. Хоббема учился рисовать пейзажи у Якоба ван Рейсдаля. Хотя их работы во многом схожи, картины Хоббемы производят более дружелюбное и светлое впечатление. Молодые вершины деревьев простираются высоко в небо, листва блестит на солнце. Предметом этой картины была водяная мельница в восточной части Нидерландов, нарисованная Хоббемой.

В этот период в голландской живописи появляются также виды чужеземной природы, причем, не только европейских стран, а и других континентов, в частности, Нового Света.

Франс Пост, сын художника по стеклу Яна Поста, – нидерландский художник эпохи барокко – это первый европейский художник, который рисовал пейзажи Нового Света. Известно, что он учился живописи, скорее всего, у своего старшего брата Питера – известного архитектора и градостроителя, в частности, проектировавшего дворец Маурицхёйс и здания в городе Маурицстад.

ADF583AB-7125-4177-AE99-0779E11EBB7A
Пейзаж в Бразилии. Франс Янс Пост (1612-1680). холст, масло, 1652. На переднем плане живописного пейзажа Франс Пост изобразил экзотические растения и животных. Вдалеке видна сахарная плантация. Пост провел в Бразилии семь лет в свите принца Нассау-Зигена Иоганна Морица, управляющего Вест-Индской компании. Иоганн Мориц попросил Поста отразить на своих полотнах страну и ее жителей.

Как видите, Ф. Пост сумел избежать в своем творчестве дешевых восторгов и издержек жанра южно-американского пейзажа, воплощающего буйство красок, экзотическую растительность и редких птиц этого континента (который он посетил по приглашению принца Иоганна Морица Нассау и Голландской Вест-Индской компании). Ценность его картин заключается не только в реалистичном, неприукрашенном изображении неизвестной доселе европейцам природы, но и в чисто художественном познании нового для нас – европейцев – мира.

Во многих картинах, особенно среди тех, которые были выполнены живописцем непосредственно на месте или вскоре после возвращения в Харлем, подкупают искренность, простота и наивность его видения буйной тропической растительности и мира животных.

2B812A37-E745-4185-8009-271D5842E942
Бразильский пейзаж. Франс Янс Пост (1612-1680). масло на панели, 1670-1680. Франс Пост отправился в Бразилию в 1637 году в составе окружения принца Нассау-Зигена Иоганна Морица. Оказавшись там, он делал картины и рисунки из экзотического пейзажа. По возвращении художника в Голландскую Республику в 1644 году он создал романтические «бразильские» пейзажи, подобные этой маленькой панели.
4BE04A57-D38D-457F-81DB-F97A461C916A
Здание церкви в Бразилии. Франс Янс Пост. масло на панели, 1675 — 1680. высота 16,5 см × 25 см. Эта картина еще известна как «Дом голландского колониста в Бразилии»; однако более вероятно, что он представляет собой францисканский монастырь или здание церкви. Среди шести фигур на территории голландская пара. Здание не имеет никаких голландских особенностей, построено в соответствии с португальско-бразильскими архитектурными традициями.

В качестве самостоятельной разновидности утверждается морской пейзаж, или марина, и это понятно – Нидерланды обязаны своим благополучием и успехами морю. Маринистов увлекает не только изображение исторических событий на море, но и передача самой водной стихии, игры света в облаках и на воде.

C56A956D-9567-4BFF-91A4-0A0577772A6D
Голландские корабли в спокойном море. Виллем ван де Вельде II (1633-1707). Масло на холсте г.1665. Несколько военных кораблей (эскадра) в спокойном море: их паруса подняты, якоря подняты, готовы к отъезду. Шлюп с высокопоставленными начальниками плывет мимо кораблей, под звуки труб и приветствий. Уже в 1778 году эта картина была описана в каталоге продаж как исключительная: «Одна из лучших жемчужин этого выдающегося морского художника».
FDB14CB2-B870-4578-90D9-23526925E8DA
Битва между голландскими и испанскими кораблями за Харлеммермер. Хендрик Корнелиус Врум (ок. 1566-1640). холст, масло, до или после 1629 года. Когда Харлем встал на сторону голландского восстания в 1572 году, испанцы осадили город. В мае 1573 г. повстанцы попытались вернуть Харлеммермер, который был основным каналом снабжения города. Они были побеждены флотом испанских и амстердамских кораблей (тогда Амстердам был еще верен Испании). Харлем был в конечном счете вынужден сдаться испанцам.

Как этот морской пейзаж невероятно похож на рисунки и гравюры, на которых изображен зарождающийся Санкт-Петербург! Зримо видно, что новая столица Российской Империи строилась по образу и подобию голландских земель.

Искусство маринистов достойно представляют сражения и «штили» отца и сына Виллема ван де Вельде I и II и других «малых голландцев».

Голландская Республика обязана своим процветанием морю: своему торговому флоту и рыболовству. Конфликты с конкурирующими силами противников также велись в море. Адмиралтейства Голландии, Зеландии и Фрисландии собрали военно-морской флот, часто нанимая и вооружая торговые корабли во время войны, чтобы укрепить и максимально развить свои военно-морские силы. Только после разрушительной войны с Англией (1652-1654 гг.) Республика создала профессиональный флот, который неоднократно вступал в бой с большим успехом.

Главная задача военно-морского флота была оборонительной: защита торгового флота, участие в боевых действиях для обеспечения свободных торговых путей в Азию и Балтийское море, а также и предотвращение вторжений противника. Под командованием адмиралов, таких как Корнелиус Тромп и Микель де Рюйтер, великие морские сражения велись против английского, французского и шведского флотов. Эти победы сделали их национальными героями и обеспечили морских художников богатым источником вдохновения.

9DF4233B-4305-4835-9166-1195923BAF27
Интерьер церкви Святого Бавона в Харлеме. Питер Янсзон Санредам (1597 – 1665). дерево, масло, 1636. Изображение интерьера в голландской живописи, художники которой часто и с удовольствием помещали жанровые сценки в тщательно выписанные помещения, вылилось в самостоятельный жанр – передачи внутреннего пространства храмов. Первым из тех, кто стал в нем работать, был Санредам – мастер из Харлема. Художник запечатлел лишь небольшую часть харлемского собора Святого Бавона, но передал высоту и величие здания. Сквозь колоннаду виден центральный неф с богато украшенным органом, красочность которого контрастирует с белыми стенами церкви. Ради того, чтобы подчеркнуть размеры сооружения, живописец заключил его фрагмент в рамку, роль которой играют колонны с аркой между ними, и изобразил центральный, более светлый неф увиденным из бокового, полутемного. Кроме того, в этом интерьере показаны люди, по сравнению с ними архитектура кажется гигантской. Рассматривающий красоты церкви мужчина или сидящая в тени колонны женщина с детьми оживляют картину. Дневной свет, заливающий собор и придающий огромному сооружению легкость, в христианской традиции ассоциируется с божественным светом.

Городской пейзаж, или ведута, зачинателем которой был Питер Янс Санредам, в середине и конце столетия с успехом развивается в творчестве и других художников.

D046C699-A97A-4D0F-85D9-D532583DAEEC
Интерьер готической церкви. Дирк ван Делен (1604-1671) и Антони Паламедес (1601-1673). масло на панели, 1641. Яркий свет проникает через окна этого воображаемого интерьера в несуществующей церкви. Дирк ван Делен включил подробности, найденные в разных церквях, такие как большой орган слева, кафедра и экран хора с «Таблетками Закона». Ван Делен жил и работал в Арнемуйдене, провинция Гердерланд. На этой картине были изображены группы художников, написанные художником из Дельфта Антонием Паламедесом.
94FD460A-48C5-4E64-915F-5A1F159FE107
Зимний пейзаж с фигуристами Хендрик Аверкамп (1585-1634). масло на панели, ок. 1608. Высокая точка зрения этой картины превращает ее в образец человеческой активности и жизнедеятельности животных в суровую зиму. Сотни людей находятся на льду, большинство из них для удовольствия, другие работают по крайней необходимости. Аверкамп не уклонялся от мрачных подробностей: на левом переднем плане вороны и собака пируют на трупе замерзшей до смерти лошади.

Брейгелей в Рейксмузеуме не экспонируется… Но как повеяло…

 

Живописные традиции «золотого» — XVII – века продолжают свое развитие и в дальнейшем творчестве голландских художников.

C9AD00C2-A5B3-4EB4-A8AC-6CFBA4C2CF9A
Лесная сцена. Баренд Корнеллс Куккук (1803-1862). масло на холсте, 1848. Из всех голландских художников-пейзажистов, Куккук, пожалуй, самый романтичный, он специализировался на великолепных панорамах долины Рейна и лесных сценах с величественными деревьями, которые в то время назывались «дубами Водана» (Wodan — это голландское название Odin , главный бог в скандинавской мифологии). В 1834 году Куккук поселился в Клеве в Германии, через границу близ Неймегена. Немецкий пейзаж казался ему более романтичным, чем голландский, с его Милсом и Рейном.
1C61615C-2434-47CE-AD25-AA74677AD0C3
Вход в парк Сен-Клу, Париж. Питер Рудольф Клейн (1785-1816). Париж, 1809. масло на холсте. Клейн провел два года в Париже на средства гранта от короля Луи-Наполеона. Во время своего пребывания в Париже он писал парк Шато-де-Сен-Клу, к западу от города. На картине низкое солнце отбрасывает длинные тени на песчаную почву. За деревьями находится река Сена, вдалеке – Пон-де-Севр. Прогуливающиеся фигуры затмеваются внушительными рядами деревьев.
AAA76F0B-D44C-4BA0-B6B4-8697E6474DFF
Вид на долину Монморанси недалеко от Сен-Ле-ла-Форе. Питер Рудольф Клейн (1785-1816). Париж, масло, холст, 1808. С 1807 по 1809 годы Клейн работал в Париже и его окрестностях. Два из его пейзажей этого периода показывают его благодарность Луи Наполеону. Король купил два замка в Сен-Ле-ла-Форе, в то время как его брат Наполеон владел Шато де Сен-Клу. Хотя эта картина получила высокую оценку, ее также раскритиковали за то, что она была слишком детальной и реалистичной. Клейн, действительно, придерживался более монументального подхода в изображении природы при отображении своего взгляда на Сен-Клу.
781FF720-0846-4ABE-8500-6C6DACA14C64
Соревнования по конькобежному спорту среди женщин на замершем водном канале в Леувардене, 21 января 1809 г. Николаас Баур (1767-1820). холст, масло, 1809. В 1809 году соревнования по скоростному бегу на коньках среди женщин прошли во Фрисландском Леувардене. 64 незамужних женщины боролись за главный приз — золотую брошь. Победителем стала Хоук Геррит Баума (Houkje Gerrits Bouma). Фигуристы сбросили свои пальто для большей свободы передвижения. Баур нарисовал финалистов с голыми руками: плащ лежит на льду. Оголенные части тела у женщин вызвали тогда много шума, в связи с этим этот конкурс был последним женским конкурсом в то время.
FCA01899-BDC2-48A0-9FC2-E93DA35E958A
Зимний пейзаж. Баренд Корнеллс Куккук (1803-1862). масло, холст, 1835 — 1838. Для этого зимнего пейзажа Куккук выбрал холмистую местность в провинции Гелдерланд (Gelderland) или в немецком регионе нижнего Рейна. В отличие от его внушительных лесных представлений, это — мирная сцена, с санями, загруженными хворостом и провизией. Панорама простирается сквозь туман, простирающийся вдаль. На картине показана природа в зимний спокойный день; пространство, покрытое слоем нетронутого снега.
F93C8388-B6FE-4536-AE91-DBC21E29A32F
Замерзшая река Маас. Андреас Схелфхаут (1787 – 1870). холст, масло, 1867. Этот зимний пейзаж показывает типичную голландскую картину: огромное спокойное снежно-ледовое пространство со сдержанной цветовой гаммой. Движение катающихся на коньках придает полотну веселое настроение. Схелфхаут был специалистом в этом жанре. Его ледовые сцены, изображающие пейзажи и бытовые сцены 17 века, были чрезвычайно популярны. Их называли » Схелфхаутки «.

4F95039D-8DA0-4A96-B192-BD1ECDAB0867

Их тонкое, сдержанное, может быть, несколько провинциальное искусство остается в это время почти незамеченным за пределами Нидерландов. В этой стране продолжают писать тихие интерьеры, умело построенные, тщательно исполненные пейзажи и городские виды. Голландцы не могут и не хотят отказываться от своего традиционного реализма — пусть более узкого, менее активного и разнообразного, чем в эпоху былого расцвета.

Но национальная традиция не мешает, а скорее помогает наиболее одаренным мастерам — раньше, чем это сделают в других странах —  передать в живописи еще только зарождающееся мировосприятие новой эпохи, что получило наиболее яркое воплощение в творчестве Винсента Ван Гога.

 

Историческая справка

В Голландии XVII века жили и работали около 2000 художников. Большинство из них принято обозначать условным термином «малые голландцы», который отражает как небольшой размер, так и камерный характер их произведений. Малые голландцы работали преимущественно в трёх жанрах — пейзаж, натюрморт и бытовой жанр — причём, для них была характерна узкая специализация.

Как вы уже, наверно, заметили – художники писали картины целыми партиями, деля с торговцами доходы, и часто налаживали настоящий конвейер по их производству. В среднем голландский живописец, специализирующийся в «малом жанре» пейзажа, натюрморта, исполнял от двух до пяти картин в неделю. В подавляющем большинстве случаев индивидуальные различия стиля и манеры живописцев были не столь существенны, и на первый план выступал жанр, сюжет и отработанная совместно стилистика школы. Ни в одной другой национальной школе, кроме голландской, так далеко не заходила специализация живописцев внутри каждого жанра. Арт фан дер Hep писал только вечерние и ночные пейзажи, Хендрик Аверкамп — зимние, Эгберт фан дер Пул — «ночные пожары». Корабли на рейде писали Я. Порселлис и С. де Флигер, виды равнин — Ф. Конинк, интерьеры церквей — П. Я. Санредам, А. де Лорм, натюрморты-завтраки П. Клас и В. К. Хеда, цветы — К. де Хем. Мастерами бытовых сцен в интерьерах были П. де Хох, Ф. Мирис, Г. Метсю, Г. Терборх. Обычным делом стала совместная работа различных художников над одной картиной — один писал небо, другой — зелень, третий — фигуры, а также изменение подписей художников с целью более выгодной продажи, бесчисленные повторения, тиражирование и варьирование наиболее удачных с коммерческой точки зрения картин, дописывания, подновления и переделки старых. На широкую ногу был поставлен конвейер по производству картин в мастерской М. фан Миревелта в Гааге. Но удивительно, несмотря на свои малые размеры и специализацию живописцев, вынужденных, как и все ремесленники, чутко реагировать на вкус публики и характер спроса, картины «малых голландцев» — подлинные жемчужины мировой живописи. Они отличаются отточенностью формы, ясностью композиции, цветовых решений и ювелирной техникой. Черные лакированные рамы придают им еще большую красоту. Благодаря мастерству художников, многие картины выглядят современней самой современной живописи.

Произведения «малых голландцев» зачастую совершенны. Видимо, так целостно и органично было их мироощущение!

 

English version

Do remote spaces attract in the landscapes of the Dutch Baroque?

To start beckoning these Dutch dalas, I need to look at what is shown on the canvas for a very long time, see small details in these painstakingly written, distant, uniformly dark forms of nature, guess trees, leaves, bushes, grass blades, river beds … . so that the image does not merge into a continuous mass.

Otherwise, it is impossible to imagine the space of the picture.

But my daughter, on the contrary, most of all likes precisely this subtlety of writing, the expressiveness of small details, the beauty of light and coloristic, barely perceptible nuances of these restrained-gloomy pictures. No wonder black remains her favorite color.

It was on the landscapes of the Dutch Baroque in Rijksmuseum that she paid the most attention, looked at it longer, enjoyed the shade of the forests and the cloudy fields with rare interspersed with bright colors.

The landscape appears in the work of Dutch masters in the middle of the XVII century. The paintings of these artists convey small corners of the rural landscape in certain weather and lighting.

Look — how skillfully, with miniature changes in tone, the impression of an airy perspective, a humid atmosphere, diffused silver light and almost complete unity of nature, man-made structures and man, which are sometimes present in the landscape space, is created.

The most characteristic representatives of the early Dutch landscape were such masters as, for example, Salomon van Reisdal (c. 1600-1670). He is the author of small landscapes depicting wide Dutch rivers with cities and villages on their low banks.

The artist avoids the previously widespread “backstage” construction of paintings with a clear layout of plans: his horizon is very low, the sky occupies two-thirds of the painting, and the distance is lost in the fog. For example, in the «river landscape with a ferry» the river and the coast are depicted, and the author gave almost three quarters of the surface to the image of the sky — a cloudy, cool northern sky.

In the work of the nephew of Salomon van Reisdal — Jacob Isaacs van Reisdal — the national Dutch landscape reaches its peak. He moves away from the rural pastoral and the look “freeze moment”, trying to display on his landscapes the dynamism of movement and the dramatic nature of natural phenomena. Power and majesty blows from the forest landscapes of J. I. van Reisdal, the ancestor of this variety of landscape.

In the painting of the “windmill,” the artist used the usual compositional techniques for him: the landscape extends at the level of the eye of the beholder, but his gaze, first of all, stops at a tall building located in the distance. This is a windmill that you look up to, which makes you feel dizzy with the grandeur of the landscape. It rises against the background of the sky, stormy and cloudy, on it its huge wings loom dark silhouettes. Clouds run across the sky, casting giant shadows to the earth, interspersed with spots of light, and all this means that the day is windy, but the mill wings are motionless, like the sails of a ship standing on the water.

The most talented successor in this area was, according to art historians, Meyndert Hobbema. He went further than his teacher, opening to us in his works a more sober, less romantic view of the world than his predecessors: in his paintings there are no mysterious ruins suggesting philosophical thoughts about the transience of human life, there are no dramatic dark species of wild nature, and the silvery light pouring from within dispels sadness and brings a life-affirming note.

During this period, types of foreign nature also appeared in Dutch painting, not only from European countries, but also from other continents, in particular, the New World.

France Post, the son of glass artist Jan Post, is a Dutch baroque artist, the first European artist to paint landscapes of the New World. It is known that he studied painting, most likely, from his older brother Peter — a famous architect and urban planner, in particular, who designed the Mauritshuis Palace and buildings in the city of Mauritsstad.

As you can see, F. Post managed to avoid the cheap delights and costs of the South American landscape genre in his work, embodying a riot of colors, exotic vegetation and rare birds of this continent (which he visited at the invitation of Prince Johann Moritz Nassau and the Dutch West Indies company). The value of his paintings lies not only in a realistic, unadorned image of nature hitherto unknown to Europeans, but also in a purely artistic knowledge of a new world for us Europeans.

In many paintings, especially among those that were made by the painter directly on the spot or shortly after returning to Haarlem, the sincerity, simplicity and naivety of his vision of lush tropical vegetation and the animal world are bribed.

The seascape, or marina, is affirmed as an independent variety, and this is understandable — the Netherlands owes its well-being and success to the sea. Marinistov is fascinated not only by the depiction of historical events at sea, but also by the transmission of the water element itself, the play of light in the clouds and on the water. The art of the marine painters worthily represents the battles and «calm» of the father and son of Willem van de Velde I and II and other artists of the Dutch Baroque.

The Dutch Republic owes its prosperity to the sea: its merchant fleet and fishing. Conflicts with competing adversary forces were also fought at sea. The admiralties of Holland, Zeeland and Friesland assembled a navy, often hiring and arming merchant ships during the war, in order to strengthen and maximize their naval forces. Only after the devastating war with England (1652-1654) did the Republic create a professional fleet that repeatedly entered the battle with great success.

The main task of the navy was defensive: protecting the merchant fleet, participating in hostilities to ensure free trade routes to Asia and the Baltic Sea, as well as preventing enemy invasions. Under the command of admirals such as Cornelius Tromp and Miquel de Ruyter, great naval battles were fought against the English, French, and Swedish fleets. These victories made them national heroes and provided marine artists with a rich source of inspiration.

The city landscape, or Veduta, the initiator of which was Peter Jans Sanredam, successfully develops in the work of other artists in the middle and end of the century.

The picturesque traditions of the «golden» — XVII — century continue to develop in the future work of Dutch artists.

Their subtle, restrained, perhaps, somewhat provincial art remained almost unnoticed at that time outside the Netherlands. Quiet interiors, skillfully constructed, carefully executed landscapes and city views continue to be painted there. The Dutch cannot and do not want to abandon their traditional realism — albeit narrower, less active and diverse than in the era of its former prosperity.

But the national tradition rather does not interfere, but helps the most gifted masters, before doing it in other countries, to convey in painting the only nascent worldview of the new era, which was most vividly embodied in the work of Vincent Van Gogh.

 

Historical reference

About 2,000 artists lived and worked in the 17th century Holland. Most of them are usually denoted by the conventional term “the Dutch Baroque Era”, which reflects both the small size and the chamber nature of their works. Small Dutch people worked mainly in three genres — landscape, still life and everyday genre — moreover, they were characterized by a narrow specialization.

As you probably already noticed, artists painted pictures in batches, sharing income with traders, and often set up a real conveyor for their production. On average, a Dutch painter specializing in the «small genre» of landscape, still life, performed from two to five paintings a week. In the overwhelming majority of cases, the individual differences in the style and manner of the painters were not so significant, and the genre, plot and jointly worked out school stylistics came to the fore. In no other national school, except the Dutch, did the painting specialization within each genre go so far. Art fan der Hep painted only evening and night landscapes, Hendrick Averkamp painted winter, Egbert fan der Poole wrote “night fires”. Ships on the roadstead were painted by J. Porsellis and S. de Fliger, views of the plains by F. Koninck, church interiors by P. Ya. Sanredam, A. de Lorm, breakfast still lifes by P. Klas and V.K. Kheda, flowers by K de Hem. Masters of everyday scenes in the interiors were P. de Hoh, F. Miris, G. Metsu, G. Terborch. The commonplace was the joint work of various artists on one painting — one painted the sky, the other — greenery, the third — figures, as well as changing the signatures of artists with a view to a more profitable sale, countless repetitions, duplication and variation of the most commercially successful paintings, appending, renovations and alterations of the old. A conveyor for the production of paintings was put on a grand scale in the workshop of M. fan Mirevelt in The Hague. But surprisingly, in spite of their small size and specialization of painters, who, like all artisans, are forced to react sensitively to the taste of the public and the nature of demand, paintings by “the Dutch Baroque Era” are genuine pearls of world painting. They are distinguished by their sharp form, clarity of composition, color schemes and jewelry technique. Black lacquered frames give them even greater beauty. Thanks to the skill of the artists, many of the paintings look contemporary to the most modern painting.

The paintings of « the Dutch Baroque Era » are often perfect. Apparently, their worldview was so holistic and organic!

36 thoughts on “Природа у «малых голландцев» и не только. Рейксмузеум/ The nature in the paintings of the Dutch Baroque Era and not only. Rijksmuseum

Add yours

    1. Да, некоторые неплохо. Но мне больше всего нравится вообще то из такого рода живописи Брейгели с их маленькими фигурками и невероятно сложными композициями!
      Из всех этих мне привлекательнее всего зимний пейзаж Аверкампа.

    1. Да. Когда приглядишься, то невероятная гармония. Немного мрачновато в общем и целом по цвету для меня. Нравится больше красок.

  1. ох, как всё вокруг меня в последнее время скупчилось вокруг голландских мастеров.
    В самом музее мне их живопись не приглянулась, но вот читать про неё было очень интересно и познавательно. И да, тоже те же корабли на море, зимние пейзажи и натюрморты. Простите, это я всё про свой музей, о котором писала.
    Тема голландцев пока так и осталась для меня не раскрытой, но вот их свершения на морях и эти интерьеры церквей — просто фантастика.

    1. Мне далеко не всё сразу нравится. Это как раз тот случай, когда требуется погрузиться в тему. Мы с вами уже это обсуждали.
      Своего собственного вкуса не хватает для правильной оценки. Поэтому и читаю про них, разглядываю, вникаю… и начинаю Понимать🌞

      1. Особенно мне понравилась картина «Битва между голландскими и испанскими кораблями за Харлеммермер. Хендрик Корнелиус Врум». Очень красивые цвета и невероятно точно прорисованные детали.

      2. И такие не очень обычные сочетания цветов. А красиво смотрится!😊

  2. Из голландцев Брейгель нравится, Босх, Рембрандт, Снейдер и др.. Да вообще голландская живопись — это интереснейшая тема. Хорошо, что пишете о таком искусстве.

    1. Я тоже очень люблю Брейгелей — их несколько, Босх. В Голландии, вообще, тогда была развита клановость художников: отцы, сыновья, братья, дяди… основам ремесла учили в семьях.
      Вообще, у голландцев своя живописная школа — очень нам интересно.

  3. 2-5 картин в неделю для живописца — действительно конвейер. Меня эти пейзажи не особо манят как на картинах, так и в жизни. Приглянулась картина — Соревнования по конькобежному спорту среди женщин на замершем водном канале в Леувардене, 21 января 1809 г. Жаль, что женщины (64) были только незамужние😊

    1. Почему жаль? Пусть бегают себе незамужние. Сейчас тоже, например, есть конкурсы исключительно на мисс красоты. Меня вот удивило то, что после того, как они от разгоряченности скидывали с себя верхнюю одежду, такие соревнования посчитали неприличными и отменили очеееень надолго. такие нравы были.
      Мы, видимо, видели в Нидерландах нетипичные пейзажи — все было летним и ярким. Поэтому таких пейзажей там не увидели — сравнить не с чем.

      1. Замужние дамы, пожалуй, ещё больше себя скомпрометировали и заодно своих мужей. Но ажиотаж бы какой во по тем временам!😊
        Я три раза была. Два из них в Амстердаме. А первый раз попутешествовали. Пейзажи слегка наскучили своим однообразием. плосковато😊

      2. Возможно. 😉
        В плоских землях есть своя прелесть. Когда это ярко зеленые луга как в Чувашии или выжженные степи как на Украине. Тут дело вкуса.

      3. Да. Меня последнее время радуют необъятные жизненные пространства — от горизонта до горизонта. Чтобы много воздуха.
        Мы и место для дома так выбирали в бескрайних полях…
        Видимо, устали от городских джунглей😊

      4. Понимаю.
        Мне просится простор и горизонт моря. Повезло, есть такая возможность.

      5. Да. от моря тоже не отказалась бы. Но море далеко от меня,а я — от него.😊 Поэтому просторы земли меня вполне впечатляют.

      6. Николай Александрович Бердяев говорил: «Есть соответствие между необъятностью, безгранностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физическою и географией душевной. В душе русского народа есть такая же необъятность, безгранность, устремленность в бесконечность, как и в русской равнине.»

      7. Сильные слова. Так и хочется поднять бокал: за бесконечность! Виртуально подымаю😊

      8. Чокаюсь и выпиваю — виртуально, конечно😊
        Вот заинтересовало — чокаться бокалами — это употребление глагола в прямом или иносказательном смысле?

      9. Т.е. чокунуться в смысле «сойти с ума» — это прямое значение?

      10. думаю, что не грозит😊 по крайнкй мере, пока — точно.
        так я тоже смотрю интересно неписала «чокунуться». получился симбиоз из чокнуться и окунуться 😊

      11. У меня вообще аппликация WP зависла, я сейчас через интернет пишу, неудобно, ошибок и оговорок тьма.
        Люблю людей чуток со странностями. Нормальные — скучнейшие люди. Я таких сторонюсь. 😊

      12. Меня обычные обычно сами не очень жалуют. Наверно, что-то чувствуют…

Добавить комментарий

Blog at WordPress.com.

Up ↑

Больше на ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading