English version below
Манят ли дали на пейзажах «малых голландцев»?
Чтобы начали манить эти голландские дали – мне надо очень долго взглядываться в то, что изображено на полотне, увидеть-таки в этих кропотливо выписанных, удаленных, однородно-темных видах природы мелкие детали, угадать деревья, листочки, кусты, травинки, русла рек…. чтобы изображенное не сливалось в сплошную массу.
Иначе невозможно представить себе пространство картины.
А вот моей дочери, наоборот, больше всего нравится именно эта тонкость письма, выразительность небольших деталей, красота световых и колористических, еле-еле улавливаемых нюансов этих сдержанно-сумрачных картин. Не зря её любимым цветом остается чёрный.
Именно на пейзажи «малых голландцев» в Рейксмузеуме она обращала больше всего внимания, дольше разглядывала, наслаждалась тенью лесов и пасмурностью полей с редкими вкраплениями ярких красок.
Пейзаж возникает в творчестве голландских мастеров в середине XVII века. Картины этих художников передают небольшие уголки сельского ландшафта при определенной погоде и освещении.
Посмотрите – как умело, миниатюрными изменениями тона, создается впечатление воздушной перспективы, влажной атмосферы, рассеянного серебристого света и практически полного единства природы, рукотворных строений и человека, которые иногда присутствуют в пейзажном пространстве.
Наиболее характерными представителями раннего голландского пейзажа были такие мастера, как, например, Саломон ван Рейсдаль (ок. 1600—1670). Он – автор небольших пейзажей с изображениями широких голландских рек с городами и селениями на их низких берегах.
Художник избегает распространенного прежде «кулисного» построения картин с четкой разметкой планов: горизонт у него очень низкий, небо занимает две трети картины, дали теряются в тумане. Например, в «речном пейзаже с паромом» изображены река и берег, а почти три четверти поверхности автор отдал изображению неба — облачного, прохладного северного неба.
В творчестве племянника Саломона ван Рейсдала – Якоба Исаакса ван Рейсдала – национальный голландский пейзаж достигает расцвета. Он отходит от сельской пасторали и взгляда «замри мгновение», пытаясь отобразить на своих пейзажах динамичность движения и драматизм явлений природы. Мощью и величественностью веет от лесных ландшафтов Я. И. ван Рейсдала, родоначальника этой разновидности пейзажа.
В картине «ветряной мельницы» художник использовал обычные для него композиционные приемы: ландшафт простирается на уровне глаз смотрящего, но взгляд, прежде всего, останавливается на высоком сооружении, находящемся вдали. Это ветряная мельница, на которую взираешь снизу вверх, отчего возникает ощущение головокружительного величия пейзажа. Она возвышается на фоне неба, бурного и облачного, на нем темными силуэтами вырисовываются ее огромные крылья. По небу бегут облака, бросая на землю гигантские тени, перемежаемые пятнами света, и все это означает, что день ветреный, но мельничные крылья неподвижны, как и паруса стоящего на воде корабля.
Самым талантливым продолжателем в этой области был, по мнению искусствоведов, Мейндерт Хоббема. Он пошел дальше своего учителя, открывая нам в своих работах более трезвый, менее романтичный взгляд на мир, чем у своих предшественников: в его картинах нет таинственных развалин, наводящих на философские мысли о бренности человеческой жизни, нет полных драматизма мрачных видов дикой природы, а льющийся изнутри серебристый свет развеивает печаль и вносит жизнеутверждающую ноту.
В этот период в голландской живописи появляются также виды чужеземной природы, причем, не только европейских стран, а и других континентов, в частности, Нового Света.
Франс Пост, сын художника по стеклу Яна Поста, – нидерландский художник эпохи барокко – это первый европейский художник, который рисовал пейзажи Нового Света. Известно, что он учился живописи, скорее всего, у своего старшего брата Питера – известного архитектора и градостроителя, в частности, проектировавшего дворец Маурицхёйс и здания в городе Маурицстад.
Как видите, Ф. Пост сумел избежать в своем творчестве дешевых восторгов и издержек жанра южно-американского пейзажа, воплощающего буйство красок, экзотическую растительность и редких птиц этого континента (который он посетил по приглашению принца Иоганна Морица Нассау и Голландской Вест-Индской компании). Ценность его картин заключается не только в реалистичном, неприукрашенном изображении неизвестной доселе европейцам природы, но и в чисто художественном познании нового для нас – европейцев – мира.
Во многих картинах, особенно среди тех, которые были выполнены живописцем непосредственно на месте или вскоре после возвращения в Харлем, подкупают искренность, простота и наивность его видения буйной тропической растительности и мира животных.
В качестве самостоятельной разновидности утверждается морской пейзаж, или марина, и это понятно – Нидерланды обязаны своим благополучием и успехами морю. Маринистов увлекает не только изображение исторических событий на море, но и передача самой водной стихии, игры света в облаках и на воде.
Как этот морской пейзаж невероятно похож на рисунки и гравюры, на которых изображен зарождающийся Санкт-Петербург! Зримо видно, что новая столица Российской Империи строилась по образу и подобию голландских земель.
Искусство маринистов достойно представляют сражения и «штили» отца и сына Виллема ван де Вельде I и II и других «малых голландцев».
Голландская Республика обязана своим процветанием морю: своему торговому флоту и рыболовству. Конфликты с конкурирующими силами противников также велись в море. Адмиралтейства Голландии, Зеландии и Фрисландии собрали военно-морской флот, часто нанимая и вооружая торговые корабли во время войны, чтобы укрепить и максимально развить свои военно-морские силы. Только после разрушительной войны с Англией (1652-1654 гг.) Республика создала профессиональный флот, который неоднократно вступал в бой с большим успехом.
Главная задача военно-морского флота была оборонительной: защита торгового флота, участие в боевых действиях для обеспечения свободных торговых путей в Азию и Балтийское море, а также и предотвращение вторжений противника. Под командованием адмиралов, таких как Корнелиус Тромп и Микель де Рюйтер, великие морские сражения велись против английского, французского и шведского флотов. Эти победы сделали их национальными героями и обеспечили морских художников богатым источником вдохновения.
Городской пейзаж, или ведута, зачинателем которой был Питер Янс Санредам, в середине и конце столетия с успехом развивается в творчестве и других художников.
Брейгелей в Рейксмузеуме не экспонируется… Но как повеяло…
Живописные традиции «золотого» — XVII – века продолжают свое развитие и в дальнейшем творчестве голландских художников.
Их тонкое, сдержанное, может быть, несколько провинциальное искусство остается в это время почти незамеченным за пределами Нидерландов. В этой стране продолжают писать тихие интерьеры, умело построенные, тщательно исполненные пейзажи и городские виды. Голландцы не могут и не хотят отказываться от своего традиционного реализма — пусть более узкого, менее активного и разнообразного, чем в эпоху былого расцвета.
Но национальная традиция не мешает, а скорее помогает наиболее одаренным мастерам — раньше, чем это сделают в других странах — передать в живописи еще только зарождающееся мировосприятие новой эпохи, что получило наиболее яркое воплощение в творчестве Винсента Ван Гога.
Историческая справка
В Голландии XVII века жили и работали около 2000 художников. Большинство из них принято обозначать условным термином «малые голландцы», который отражает как небольшой размер, так и камерный характер их произведений. Малые голландцы работали преимущественно в трёх жанрах — пейзаж, натюрморт и бытовой жанр — причём, для них была характерна узкая специализация.
Как вы уже, наверно, заметили – художники писали картины целыми партиями, деля с торговцами доходы, и часто налаживали настоящий конвейер по их производству. В среднем голландский живописец, специализирующийся в «малом жанре» пейзажа, натюрморта, исполнял от двух до пяти картин в неделю. В подавляющем большинстве случаев индивидуальные различия стиля и манеры живописцев были не столь существенны, и на первый план выступал жанр, сюжет и отработанная совместно стилистика школы. Ни в одной другой национальной школе, кроме голландской, так далеко не заходила специализация живописцев внутри каждого жанра. Арт фан дер Hep писал только вечерние и ночные пейзажи, Хендрик Аверкамп — зимние, Эгберт фан дер Пул — «ночные пожары». Корабли на рейде писали Я. Порселлис и С. де Флигер, виды равнин — Ф. Конинк, интерьеры церквей — П. Я. Санредам, А. де Лорм, натюрморты-завтраки П. Клас и В. К. Хеда, цветы — К. де Хем. Мастерами бытовых сцен в интерьерах были П. де Хох, Ф. Мирис, Г. Метсю, Г. Терборх. Обычным делом стала совместная работа различных художников над одной картиной — один писал небо, другой — зелень, третий — фигуры, а также изменение подписей художников с целью более выгодной продажи, бесчисленные повторения, тиражирование и варьирование наиболее удачных с коммерческой точки зрения картин, дописывания, подновления и переделки старых. На широкую ногу был поставлен конвейер по производству картин в мастерской М. фан Миревелта в Гааге. Но удивительно, несмотря на свои малые размеры и специализацию живописцев, вынужденных, как и все ремесленники, чутко реагировать на вкус публики и характер спроса, картины «малых голландцев» — подлинные жемчужины мировой живописи. Они отличаются отточенностью формы, ясностью композиции, цветовых решений и ювелирной техникой. Черные лакированные рамы придают им еще большую красоту. Благодаря мастерству художников, многие картины выглядят современней самой современной живописи.
Произведения «малых голландцев» зачастую совершенны. Видимо, так целостно и органично было их мироощущение!
English version
Do remote spaces attract in the landscapes of the Dutch Baroque?
To start beckoning these Dutch dalas, I need to look at what is shown on the canvas for a very long time, see small details in these painstakingly written, distant, uniformly dark forms of nature, guess trees, leaves, bushes, grass blades, river beds … . so that the image does not merge into a continuous mass.
Otherwise, it is impossible to imagine the space of the picture.
But my daughter, on the contrary, most of all likes precisely this subtlety of writing, the expressiveness of small details, the beauty of light and coloristic, barely perceptible nuances of these restrained-gloomy pictures. No wonder black remains her favorite color.
It was on the landscapes of the Dutch Baroque in Rijksmuseum that she paid the most attention, looked at it longer, enjoyed the shade of the forests and the cloudy fields with rare interspersed with bright colors.
The landscape appears in the work of Dutch masters in the middle of the XVII century. The paintings of these artists convey small corners of the rural landscape in certain weather and lighting.
Look — how skillfully, with miniature changes in tone, the impression of an airy perspective, a humid atmosphere, diffused silver light and almost complete unity of nature, man-made structures and man, which are sometimes present in the landscape space, is created.
The most characteristic representatives of the early Dutch landscape were such masters as, for example, Salomon van Reisdal (c. 1600-1670). He is the author of small landscapes depicting wide Dutch rivers with cities and villages on their low banks.
The artist avoids the previously widespread “backstage” construction of paintings with a clear layout of plans: his horizon is very low, the sky occupies two-thirds of the painting, and the distance is lost in the fog. For example, in the «river landscape with a ferry» the river and the coast are depicted, and the author gave almost three quarters of the surface to the image of the sky — a cloudy, cool northern sky.
In the work of the nephew of Salomon van Reisdal — Jacob Isaacs van Reisdal — the national Dutch landscape reaches its peak. He moves away from the rural pastoral and the look “freeze moment”, trying to display on his landscapes the dynamism of movement and the dramatic nature of natural phenomena. Power and majesty blows from the forest landscapes of J. I. van Reisdal, the ancestor of this variety of landscape.
In the painting of the “windmill,” the artist used the usual compositional techniques for him: the landscape extends at the level of the eye of the beholder, but his gaze, first of all, stops at a tall building located in the distance. This is a windmill that you look up to, which makes you feel dizzy with the grandeur of the landscape. It rises against the background of the sky, stormy and cloudy, on it its huge wings loom dark silhouettes. Clouds run across the sky, casting giant shadows to the earth, interspersed with spots of light, and all this means that the day is windy, but the mill wings are motionless, like the sails of a ship standing on the water.
The most talented successor in this area was, according to art historians, Meyndert Hobbema. He went further than his teacher, opening to us in his works a more sober, less romantic view of the world than his predecessors: in his paintings there are no mysterious ruins suggesting philosophical thoughts about the transience of human life, there are no dramatic dark species of wild nature, and the silvery light pouring from within dispels sadness and brings a life-affirming note.
During this period, types of foreign nature also appeared in Dutch painting, not only from European countries, but also from other continents, in particular, the New World.
France Post, the son of glass artist Jan Post, is a Dutch baroque artist, the first European artist to paint landscapes of the New World. It is known that he studied painting, most likely, from his older brother Peter — a famous architect and urban planner, in particular, who designed the Mauritshuis Palace and buildings in the city of Mauritsstad.
As you can see, F. Post managed to avoid the cheap delights and costs of the South American landscape genre in his work, embodying a riot of colors, exotic vegetation and rare birds of this continent (which he visited at the invitation of Prince Johann Moritz Nassau and the Dutch West Indies company). The value of his paintings lies not only in a realistic, unadorned image of nature hitherto unknown to Europeans, but also in a purely artistic knowledge of a new world for us Europeans.
In many paintings, especially among those that were made by the painter directly on the spot or shortly after returning to Haarlem, the sincerity, simplicity and naivety of his vision of lush tropical vegetation and the animal world are bribed.
The seascape, or marina, is affirmed as an independent variety, and this is understandable — the Netherlands owes its well-being and success to the sea. Marinistov is fascinated not only by the depiction of historical events at sea, but also by the transmission of the water element itself, the play of light in the clouds and on the water. The art of the marine painters worthily represents the battles and «calm» of the father and son of Willem van de Velde I and II and other artists of the Dutch Baroque.
The Dutch Republic owes its prosperity to the sea: its merchant fleet and fishing. Conflicts with competing adversary forces were also fought at sea. The admiralties of Holland, Zeeland and Friesland assembled a navy, often hiring and arming merchant ships during the war, in order to strengthen and maximize their naval forces. Only after the devastating war with England (1652-1654) did the Republic create a professional fleet that repeatedly entered the battle with great success.
The main task of the navy was defensive: protecting the merchant fleet, participating in hostilities to ensure free trade routes to Asia and the Baltic Sea, as well as preventing enemy invasions. Under the command of admirals such as Cornelius Tromp and Miquel de Ruyter, great naval battles were fought against the English, French, and Swedish fleets. These victories made them national heroes and provided marine artists with a rich source of inspiration.
The city landscape, or Veduta, the initiator of which was Peter Jans Sanredam, successfully develops in the work of other artists in the middle and end of the century.
The picturesque traditions of the «golden» — XVII — century continue to develop in the future work of Dutch artists.
Their subtle, restrained, perhaps, somewhat provincial art remained almost unnoticed at that time outside the Netherlands. Quiet interiors, skillfully constructed, carefully executed landscapes and city views continue to be painted there. The Dutch cannot and do not want to abandon their traditional realism — albeit narrower, less active and diverse than in the era of its former prosperity.
But the national tradition rather does not interfere, but helps the most gifted masters, before doing it in other countries, to convey in painting the only nascent worldview of the new era, which was most vividly embodied in the work of Vincent Van Gogh.
Historical reference
About 2,000 artists lived and worked in the 17th century Holland. Most of them are usually denoted by the conventional term “the Dutch Baroque Era”, which reflects both the small size and the chamber nature of their works. Small Dutch people worked mainly in three genres — landscape, still life and everyday genre — moreover, they were characterized by a narrow specialization.
As you probably already noticed, artists painted pictures in batches, sharing income with traders, and often set up a real conveyor for their production. On average, a Dutch painter specializing in the «small genre» of landscape, still life, performed from two to five paintings a week. In the overwhelming majority of cases, the individual differences in the style and manner of the painters were not so significant, and the genre, plot and jointly worked out school stylistics came to the fore. In no other national school, except the Dutch, did the painting specialization within each genre go so far. Art fan der Hep painted only evening and night landscapes, Hendrick Averkamp painted winter, Egbert fan der Poole wrote “night fires”. Ships on the roadstead were painted by J. Porsellis and S. de Fliger, views of the plains by F. Koninck, church interiors by P. Ya. Sanredam, A. de Lorm, breakfast still lifes by P. Klas and V.K. Kheda, flowers by K de Hem. Masters of everyday scenes in the interiors were P. de Hoh, F. Miris, G. Metsu, G. Terborch. The commonplace was the joint work of various artists on one painting — one painted the sky, the other — greenery, the third — figures, as well as changing the signatures of artists with a view to a more profitable sale, countless repetitions, duplication and variation of the most commercially successful paintings, appending, renovations and alterations of the old. A conveyor for the production of paintings was put on a grand scale in the workshop of M. fan Mirevelt in The Hague. But surprisingly, in spite of their small size and specialization of painters, who, like all artisans, are forced to react sensitively to the taste of the public and the nature of demand, paintings by “the Dutch Baroque Era” are genuine pearls of world painting. They are distinguished by their sharp form, clarity of composition, color schemes and jewelry technique. Black lacquered frames give them even greater beauty. Thanks to the skill of the artists, many of the paintings look contemporary to the most modern painting.
The paintings of « the Dutch Baroque Era » are often perfect. Apparently, their worldview was so holistic and organic!
Вообще симпатично, хоть мне пейзажи и не очень нравятся. Пейзажи на картинах. В живую — совсем другое дело.
Да, некоторые неплохо. Но мне больше всего нравится вообще то из такого рода живописи Брейгели с их маленькими фигурками и невероятно сложными композициями!
Из всех этих мне привлекательнее всего зимний пейзаж Аверкампа.
«Произведения «малых голландцев» зачастую совершенны», — абсолютно согласна!
Да. Когда приглядишься, то невероятная гармония. Немного мрачновато в общем и целом по цвету для меня. Нравится больше красок.
ох, как всё вокруг меня в последнее время скупчилось вокруг голландских мастеров.
В самом музее мне их живопись не приглянулась, но вот читать про неё было очень интересно и познавательно. И да, тоже те же корабли на море, зимние пейзажи и натюрморты. Простите, это я всё про свой музей, о котором писала.
Тема голландцев пока так и осталась для меня не раскрытой, но вот их свершения на морях и эти интерьеры церквей — просто фантастика.
Мне далеко не всё сразу нравится. Это как раз тот случай, когда требуется погрузиться в тему. Мы с вами уже это обсуждали.
Своего собственного вкуса не хватает для правильной оценки. Поэтому и читаю про них, разглядываю, вникаю… и начинаю Понимать🌞
Очень красивые работы! Заставляют всматриваться и размышлять 🙂
Да. Такие тонкие выписанные детали!😊
Особенно мне понравилась картина «Битва между голландскими и испанскими кораблями за Харлеммермер. Хендрик Корнелиус Врум». Очень красивые цвета и невероятно точно прорисованные детали.
И такие не очень обычные сочетания цветов. А красиво смотрится!😊
Из голландцев Брейгель нравится, Босх, Рембрандт, Снейдер и др.. Да вообще голландская живопись — это интереснейшая тема. Хорошо, что пишете о таком искусстве.
Я тоже очень люблю Брейгелей — их несколько, Босх. В Голландии, вообще, тогда была развита клановость художников: отцы, сыновья, братья, дяди… основам ремесла учили в семьях.
Вообще, у голландцев своя живописная школа — очень нам интересно.
2-5 картин в неделю для живописца — действительно конвейер. Меня эти пейзажи не особо манят как на картинах, так и в жизни. Приглянулась картина — Соревнования по конькобежному спорту среди женщин на замершем водном канале в Леувардене, 21 января 1809 г. Жаль, что женщины (64) были только незамужние😊
Почему жаль? Пусть бегают себе незамужние. Сейчас тоже, например, есть конкурсы исключительно на мисс красоты. Меня вот удивило то, что после того, как они от разгоряченности скидывали с себя верхнюю одежду, такие соревнования посчитали неприличными и отменили очеееень надолго. такие нравы были.
Мы, видимо, видели в Нидерландах нетипичные пейзажи — все было летним и ярким. Поэтому таких пейзажей там не увидели — сравнить не с чем.
Замужние дамы, пожалуй, ещё больше себя скомпрометировали и заодно своих мужей. Но ажиотаж бы какой во по тем временам!😊
Я три раза была. Два из них в Амстердаме. А первый раз попутешествовали. Пейзажи слегка наскучили своим однообразием. плосковато😊
Возможно. 😉
В плоских землях есть своя прелесть. Когда это ярко зеленые луга как в Чувашии или выжженные степи как на Украине. Тут дело вкуса.
Да, или жизненного периода и восприятия. ☀️
Да. Меня последнее время радуют необъятные жизненные пространства — от горизонта до горизонта. Чтобы много воздуха.
Мы и место для дома так выбирали в бескрайних полях…
Видимо, устали от городских джунглей😊
Понимаю.
Мне просится простор и горизонт моря. Повезло, есть такая возможность.
Да. от моря тоже не отказалась бы. Но море далеко от меня,а я — от него.😊 Поэтому просторы земли меня вполне впечатляют.
Мы такие люди, просторные. 😊
Николай Александрович Бердяев говорил: «Есть соответствие между необъятностью, безгранностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физическою и географией душевной. В душе русского народа есть такая же необъятность, безгранность, устремленность в бесконечность, как и в русской равнине.»
Сильные слова. Так и хочется поднять бокал: за бесконечность! Виртуально подымаю😊
Чокаюсь и выпиваю — виртуально, конечно😊
Вот заинтересовало — чокаться бокалами — это употребление глагола в прямом или иносказательном смысле?
👍
В иносказательном???
Т.е. чокунуться в смысле «сойти с ума» — это прямое значение?
А, Что-то я тормознула. хорошо, что не. Чокнулась😄
думаю, что не грозит😊 по крайнкй мере, пока — точно.
так я тоже смотрю интересно неписала «чокунуться». получился симбиоз из чокнуться и окунуться 😊
У меня вообще аппликация WP зависла, я сейчас через интернет пишу, неудобно, ошибок и оговорок тьма.
Люблю людей чуток со странностями. Нормальные — скучнейшие люди. Я таких сторонюсь. 😊
Меня обычные обычно сами не очень жалуют. Наверно, что-то чувствуют…
Должно быть в природе равновесие))
😊
…в конкретный момент. 😊
🌞