English version below
«Кто из вас без греха, первый брось на нее камень». (Иоанн 8:4-7)
Сколько раз в разговоре употребляли мы эту ева́нгельскую фразу, несколько переделанную на современный манер, чтобы объяснить говорящему несообразность осуждения ближнего, несоответствия обрушиваемой на него кары совершенному проступку.
В конце 1860-х – начале 1870-х годов, еще обучаясь живописи в стенах Императорской Академии, Поленов задумал создать живописный образ гениального разрешения Христом ситуации обвинения грешницы в прелюбодеянии и неотвратимости жестокого наказания (описанной в Евангелии от Иоанна). Тогда же он делает и первые наброски будущей картины…
У большинства россиян имя Поленова ассоциируется со знаменитым «Московским двориком», который, конечно, тоже представлен на выставке картин мастера в Третьяковской галерее на Крымском валу, приуроченной к 175-летию со дня рождения знаменитого русского художника.
Есть, безусловно, и другие его широко известные пейзажи.
Но программным произведением выставки является масштабное полотно «Христос и грешница».
Энергетически сильное, наполненное огнём, бьющее зрителя в темя своим масштабом и выразительностью.
Вглядитесь в эти лица! Каждое из них индивидуально и своеобразно – в них читаются характеры и темпераменты.
Вся нижняя часть громадного полотна зримо разделена на две половины: добра и зла, покоя и хаоса, мудрости и страстей. Неистовая толпа с искаженными от гнева и злобы лицами только что схватила на месте преступления женщину, совершившую грех прелюбодеяния, и теперь тащит ее за городскую стену, чтобы там забить камнями.
…Пойдет ли новый Учитель против закона, который дал этим людям пророк Моисей?
Оказывается – Поленов бывает еще и таким.
Первоначально полотно, названное «Кто из вас без греха?», планировалось представить на 15-ой выставке передвижников, но цензурой картина была сочтена опасной. Президент Императорской академии великий князь Владимир Александровичем перед выставкой назвал полотно пусть и «интересным для образованных людей», но «для толпы весьма опасным», а обер-прокурор Константин Победоносцев вообще запретил к печати даже каталог выставки. Для Поленова это был удар. Спас ситуацию император Александр III, который приехал на выставку до ее открытия. Он не только обсудил сюжет с автором и позволил демонстрировать полотно публике, но купил его у Поленова за огромную по тогдашним временам сумму – 30 000 рублей. Фактически это легализовало картину. А на вырученные деньги позволило купить Поленову землю на Оке и построить усадьбу по собственному проекту.
МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК В.Д. ПОЛЕНОВА – это до сих пор уникальный заповедник русского пейзажа, места которого так часто изображены мастером на его картинах.
Там же находится и первоначальный вариант полотна “Кто из вас без греха?” углем в полный шестиметровый размер будущего живописного шедевра. Кстати по силе воздействия не уступающий окончательному варианту.
В период подготовки к написанию «Христа и грешницы» для того чтобы проникнуться атмосферой Святой Земли, почувствовать ее воздух, увидеть архитектуру и лица людей, Поленов в начале 1880-х годов отправляется на Восток. Он посещает Александрию и Каир, Константинополь, Палестину, Сирию… Он наблюдает, впитывает в себя непривычный для него восточный колорит, делает бесчисленные пейзажные и архитектурные зарисовки. Но по окончанию поездки сразу не пишет задуманную картину.
Затем осенью 1883 года, Василий Поленов вместе с молодой женой Натальей Васильевной (в девичестве Якунчиковой) отправляется в Италию, где ищет походящие для масштабного полотна лица. Побывав в Венеции и Флоренции, супруги добираются до Рима, и здесь Василий Поленов начинает много и упорно трудиться, каждый день рисуя лица римских евреев.
Известно, что, работая над темой «Христос и грешница», художник создал свыше 150 эскизов, рисунков и больших полноценных вариантов этой картины. Их можно увидеть в Третьяковской галерее и в Русском музее, в музее-усадьбе художника в Поленове, Харьковском, Омском и Иркутском художественных музеях.
Создавая же образ Христа, Василий Поленов просил позировать своего ученика из Московского училища живописи, ваяния и зодчества будущего художника Исаака Левитана. Надо сказать, что даже, если бы Поленов не написал своих шедевров, ему всё равно необходимо было бы поставить памятник за обучение такого непревзойденного мастера одухотворенного русского пейзажа, как Исаак Левитан.
… Почти десять лет оригинал картины провисел в залах Зимнего дворца, позже, в 1897 году ее передали в коллекцию Русского музея. Но есть ещё вариант полотна, хранящийся в Иркутском художественном музее им. В.П. Сукачева, это уменьшенное повторение основной картины, купленной Александром III. Дело в том, что главное произведение художника император разрешил отвезти и выставить в Москве, а для экспозиции по провинции приказал сделать копию. Ее на пару выполнили сам Поленов и художник Сергей Коровин: Коровин рисовал фигуры людей и пейзаж, Поленов – лица. В Москве же работа Василия Поленова с того времени более не демонстрировалась – уже около 130 лет.
После той самой 15-й выставки «передвижников» Поленов с головой погрузится в создание знаменитого цикла картин «Из жизни Христа».
Грандиозную серию из 65 полотен, на которых художник шаг за шагом воспроизвел отдельные моменты ева́нгельской истории, сам Василий Дмитриевич считал «главным трудом всей своей жизни».
Любопытно: один из вариантов картины Поленова «Кто из вас без греха?» в 2011 году был продан на аукционе «Бонхамс» в Лондоне за 5,4 миллиона долларов!
English version
«Who among you is without sin, cast the first stone at her.» (John 8: 4-7)
How many times have we used this gospel phrase in a conversation to explain to the speaker the incongruity of his condemnation of his neighbor, the discrepancy of the punishment that is brought down upon him for a perfect misconduct.
In the late 1860s and early 1870s, while still studying painting within the walls of the Imperial Academy, Polenov decided to create a pictorial image of Christ’s ingenious solution to the situation of accusing the sinner of adultery and the inevitability of cruel punishment (described in the Gospel of John). Then he makes the first sketches of the future picture …
Most Russians associate the name Polenov with the famous “Moscow Courtyard”, which, of course, is also presented at the exhibition of paintings by the master in the Tretyakov Gallery on Krymsky Val, dedicated to the 175th anniversary of the famous Russian artist.
There are, of course, his other well-known landscapes.
But the programmatic work of the exhibition is a large-scale painting “Christ and the Adulteress” (“Who Among You Is Without Sin?”).
Energetically strong, filled with fire, beating the viewer into the crown with its scale and expressiveness.
Look at these faces! Each of them is individual and peculiar — characters and temperaments are read in them.
The entire lower part of the huge canvas is visibly divided into two halves: good and evil, peace and chaos, wisdom and passions. A frantic crowd with faces distorted from anger and anger just grabbed a woman who committed the sin of adultery at the crime scene and now drags her against the city wall to stone him.
… Will the new Teacher go against the law that the prophet Moses gave these people?
It turns out — Polenov is also so.
Initially, the painting, entitled “Who Among You Is Without Sin?”, was planned to be presented at the 15th exhibition of the Peredvizhniki, but by censorship the picture was considered dangerous. Before the exhibition, the President of the Imperial Academy, Grand Duke Vladimir Alexandrovich, called the canvas “interesting for educated people,” but “very dangerous for the crowd,” and Chief Prosecutor Konstantin Pobedonostsev even banned even the catalog of the exhibition from printing. For Polenov it was a blow. The situation was saved by Emperor Alexander III, who arrived at the exhibition before its opening. He not only discussed the plot with the author and allowed the painting to be shown to the public, but bought it from Polenov for a huge sum at that time - 30,000 rubles. In fact, this legalized the picture. And with the proceeds, it allowed Polenov to buy land on the Oka River and build a estate on his own project.
Museum-Reserve V.D. Polenova is still a unique reserve of the Russian landscape, the places of which are so often depicted by the master in his paintings.
There is also the original version of the painting “Who among you is without sin?” With coal in the full six-meter size of the future pictorial masterpiece. By the way, the strength of the impact is not inferior to the final version.
In preparation for writing “Christ and the Adulteress” in order to penetrate the atmosphere of the Holy Land, to feel its air, to see the architecture and faces of people, Polenov went to the East in the early 1880s. He visits Alexandria and Cairo, Constantinople, Palestine, Syria … He observes, absorbs the unusual for him oriental flavor, makes countless landscape and architectural sketches. But at the end of the trip, he does not immediately write a conceived picture.
Then, in the autumn of 1883, Vasily Polenov, together with his young wife Natalya Vasilyevna (nee Yakunchikova), goes to Italy, where he is looking for faces suitable for a large-scale canvas. Having visited Venice and Florence, the couple get to Rome, and here Vasily Polenov begins to work hard and hard, painting the faces of Roman Jews every day.
It is known that, working on the theme » Christ and the Adulteress «, the artist created over 150 sketches, drawings and large, full-fledged versions of this picture. They can be seen in the Tretyakov Gallery and in the Russian Museum, in the museum-estate of the artist in Polenov, Kharkov, Omsk and Irkutsk art museums.
Creating the image of Christ, Vasily Polenov asked to pose for his student from the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture of the future artist Isaac Levitan. I must say that even if Polenov did not write his masterpieces, he would still need to erect a monument for the training of such an unsurpassed master of the inspired Russian landscape as Isaac Levitan.
... For almost ten years, the original painting hung in the halls of the Winter Palace, later, in 1897, it was transferred to the collection of the Russian Museum. But there is another version of the canvas, stored in the Irkutsk Art Museum. V.P. Sukachev, this is a reduced repetition of the main picture, purchased by Alexander III. The fact is that the emperor allowed the main work of the artist to be taken and exhibited in Moscow, and ordered a copy to be displayed in the province. It was made by a couple of Polenov himself and artist Sergey Korovin: Korovin painted figures of people and landscape, Polenov - faces. In Moscow, the work of Vasily Polenov since that time was no longer demonstrated - for about 130 years.
After the 15th exhibition of the Peredvizhniki, Polenov will plunge headlong into the creation of the famous cycle of paintings “From the Life of Christ”.
Vasily Dmitrievich himself considered the grandiose series of 65 canvases, on which the artist reproduced certain moments of evangelical history step by step, “the main work of his whole life”.