Поленов. Кто из вас без греха?/ Polenov. Who among you is without sin?

English version below

«Кто из вас без греха, первый брось на нее камень». (Иоанн 8:4-7)

Сколько раз в разговоре употребляли мы эту ева́нгельскую фразу, несколько переделанную на современный манер, чтобы объяснить говорящему несообразность осуждения ближнего, несоответствия обрушиваемой на него кары совершенному проступку.

В конце 1860-х – начале 1870-х годов, еще обучаясь живописи в стенах Императорской Академии, Поленов задумал создать живописный образ гениального разрешения Христом ситуации обвинения грешницы в прелюбодеянии и неотвратимости жестокого наказания (описанной в Евангелии от Иоанна). Тогда же он делает и первые наброски будущей картины…

E422F9EB-9A50-470B-8AF3-DD58D2557880
В.Д. Поленов Московский дворик. 1878/ V.D. Polenov Moscow courtyard

У большинства россиян имя Поленова ассоциируется со знаменитым «Московским двориком», который, конечно, тоже представлен на выставке картин мастера в Третьяковской галерее на Крымском валу, приуроченной к 175-летию со дня рождения знаменитого русского художника.

E1274731-B986-48A7-8512-2C84ECFD941E
В.Д. Поленов Московский дворик. первоначальный вариант. 1877/ V.D. Polenov Moscow courtyard. first version of a painting of the same name

Есть, безусловно, и другие его широко известные пейзажи.

6D05FB6E-54D4-4690-B94B-4E83935135F2
В.Д. Поленов. Бабушкин сад. 1878/ V.D. Polenov. Grandmother’s Garden.
DF575A60-A5F8-444A-8497-B282BF2961A4
В.Д. Поленов. Заросший пруд. 1879/ V.D. Polenov. An Overgrown pond.
9367DE58-E445-489F-BE5D-A40583404DE1
В.Д. Поленов. Ранний снег. 1891/ V.D. Polenov. Early snow.
DF5E622A-5F3D-424F-A705-CEBB6C07CC7D
В.Д. Поленов. Река Клязьма. Жуковка. 1888/ V.D. Polenov. On the Klyazma river. Zhukovka.
36406CA1-312D-462F-885A-050368084ED7
В.Д. Поленов. Осень в Абрамцеве. 1890/ V.D. Polenov. Autumn in Abramtsevo.
1E9662E4-A9B2-4A62-A826-FFC0B0DAEB87
В.Д. Поленов. Старая мельница. 1880/ V.D. Polenov. Old mill.

Но программным произведением выставки является масштабное полотно «Христос и грешница».

Христос и грешница.изображение
В.Д. Поленов. Христос и грешница (Кто из вас без греха?). 1887/ V.D. Polenov. Christ and the Adulteress (Who Among You Is Without Sin?)

Энергетически сильное, наполненное огнём, бьющее зрителя в темя своим масштабом и выразительностью.

Вглядитесь в эти лица! Каждое из них индивидуально и своеобразно – в них читаются характеры и темпераменты.

Вся нижняя часть громадного полотна зримо разделена на две половины: добра и зла, покоя и хаоса, мудрости и страстей. Неистовая толпа с искаженными от гнева и злобы лицами только что схватила на месте преступления женщину, совершившую грех прелюбодеяния, и теперь тащит ее за городскую стену, чтобы там забить камнями.

…Пойдет ли новый Учитель против закона, который дал этим людям пророк Моисей?

Оказывается – Поленов бывает еще и таким.

Первоначально полотно, названное «Кто из вас без греха?», планировалось 
представить на 15-ой выставке передвижников, но цензурой картина была 
сочтена опасной. Президент Императорской академии великий князь 
Владимир Александровичем перед выставкой назвал полотно пусть и «интересным 
для образованных людей», но «для толпы весьма опасным», а обер-прокурор 
Константин Победоносцев вообще запретил к печати даже каталог выставки. 
Для Поленова это был удар.
Спас ситуацию император Александр III, который приехал на выставку до 
ее открытия. Он не только обсудил сюжет с автором и позволил демонстрировать 
полотно публике, но купил его у Поленова за огромную по тогдашним временам 
сумму – 30 000 рублей. Фактически это легализовало картину. А на вырученные 
деньги позволило купить Поленову землю на Оке и построить усадьбу по 
собственному проекту.

МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК В.Д. ПОЛЕНОВА – это до сих пор уникальный заповедник русского пейзажа, места которого так часто изображены мастером на его картинах.

Там же находится и первоначальный вариант полотна “Кто из вас без греха?” углем в полный шестиметровый размер будущего живописного шедевра. Кстати по силе воздействия не уступающий окончательному варианту.

7002AF28-DFBC-424E-AB2D-ED7625B068BB

В период подготовки к написанию «Христа и грешницы» для того чтобы проникнуться атмосферой Святой Земли, почувствовать ее воздух, увидеть архитектуру и лица людей, Поленов в начале 1880-х годов отправляется на Восток. Он посещает Александрию и Каир, Константинополь, Палестину, Сирию… Он наблюдает, впитывает в себя непривычный для него восточный колорит, делает бесчисленные пейзажные и архитектурные зарисовки. Но по окончанию поездки сразу не пишет задуманную картину.

8FA65FA9-C0AC-42B9-99EA-ED6B2CEE976B
В.Д. Поленов. Бейрут. 1882/ V.D. Polenov. Beirut.
Харам-эш-Шериф. Часть двора. 1882
В.Д. Поленов. Харам-эш-Шериф. Часть двора. 1882/ V.D. Polenov. Haramesh-Sherif. Part of the Courtyard.
3063BDBE-1DB2-4278-AE8C-D5BB30409710
В.Д. Поленов. Фасад храма Гроба Господня. 1882/ V.D. Polenov. Facade of the Church of the Holy Sepulcher.
CAD5A7B1-CE84-453C-9FF0-BC9C7E061812
В.Д. Поленов. Олива в Гефсиманском саду. 1882/ V.D. Polenov. Olive-tree in the Garden of Gethsemane.
197BCA41-E6A0-4CB7-83FD-BA7C907167D2
В.Д. Поленов. Тевириадское (Генисаретское) озеро. 1882/ V.D. Polenov. Lake Tebirias (Sea of Galilee).
41CE5092-C96F-42E7-92EA-D287DFB632DA
В.Д. Поленов. Мертвое море. 1882/ V.D. Polenov. The Dead Sea.
BCE88323-BBCA-4027-8C00-2F26102A55B1
В.Д. Поленов. Парфенон. Храм Афины Парсенос. 1882/ V.D. Polenov. The Parthenon. Temple of Athena Parsenos.

Затем осенью 1883 года, Василий Поленов вместе с молодой женой Натальей Васильевной (в девичестве Якунчиковой) отправляется в Италию, где ищет походящие для масштабного полотна лица. Побывав в Венеции и Флоренции, супруги добираются до Рима, и здесь Василий Поленов начинает много и упорно трудиться, каждый день рисуя лица римских евреев.

D936AEA8-67F5-4572-A62E-75BF2E0326F8
В.Д. Поленов. Голова еврея из гетто. этюд. 1884/ V.D. Polenov. The head of a Jew from the ghetto. study
62F9CE82-4D4A-4B84-A55F-120FCA326396
В.Д. Поленов. Голова еврея из гетто. этюд. 1884/ V.D. Polenov. The head of a Jew from the ghetto. study
5DD55AAF-E205-43DB-BBA6-D61803C82126
В.Д. Поленов. Христос и грешница. эскиз. 1885/ V.D. Polenov. V.D. Polenov. Christ and the Woman Taken in Adultery. study.

Известно, что, работая над темой «Христос и грешница», художник создал свыше 150 эскизов, рисунков и больших полноценных вариантов этой картины. Их можно увидеть в Третьяковской галерее и в Русском музее, в музее-усадьбе художника в Поленове, Харьковском, Омском и Иркутском художественных музеях.

AE1604DC-6543-4097-B5B2-089A36254553
В.Д. Поленов. Христос. этюд. 1886/ V.D. Polenov. Christ. study.

Создавая же образ Христа, Василий Поленов просил позировать своего ученика из Московского училища живописи, ваяния и зодчества будущего художника Исаака Левитана. Надо сказать, что даже, если бы Поленов не написал своих шедевров, ему всё равно необходимо было бы поставить памятник за обучение такого непревзойденного мастера одухотворенного русского пейзажа, как Исаак Левитан.

… Почти десять лет оригинал картины провисел в залах Зимнего дворца, позже, 
в 1897 году ее передали в коллекцию Русского музея. Но есть ещё вариант 
полотна, хранящийся в Иркутском художественном музее им. В.П. Сукачева, 
это уменьшенное повторение основной картины, купленной Александром III. 
Дело в том, что главное произведение художника император разрешил отвезти и 
выставить в Москве, а для экспозиции по провинции приказал сделать копию. 
Ее на пару выполнили сам Поленов и художник Сергей Коровин: Коровин рисовал 
фигуры людей и пейзаж, Поленов – лица. В Москве же работа Василия Поленова 
с того времени более не демонстрировалась – уже около 130 лет.

 

После той самой 15-й выставки «передвижников» Поленов с головой погрузится в создание знаменитого цикла картин «Из жизни Христа».

96CAC581-43C8-4BD1-BB86-C53D5F3E52CB
В.Д. Поленов. Мария пошла в нагорную страну. эскиз. 1900-е/ V.D. Polenov. Mary hurried to a town in a hill country. study
9320A8FC-5D7E-4E87-ACF4-900D3DAAFB70
V.D. Polenov. Крестились от него. 1890-1900-е/ V.D. Polenov. Baptized of him.
39244047-548B-4201-9798-9F06CEC53461
В.Д. Поленов. Гора Халкис. Конец XIX — начало XX века/ V.D. Polenov. Chalcis Mountain.
2596F593-DCD0-445B-ABF4-71850A665ED0
В.Д. Поленов. У Генисаретского озера. 1890 — 1900-е/ V.D. Polenov. Near the Sea of Galilee.
3BD66BFF-5373-4145-A4F2-E1DF3A352E85
В.Д. Поленов. Иаков и Иоанн. 1890 — 1900-е/ V.D. Polenov. James and John
A692845B-C4F3-4117-A121-39DDA7BC52D0
В.Д. Поленов. Тайная вечеря. 1890 — 1900-е/ V.D. Polenov. The last supper.
Среди учителей. 1896
В.Д. Поленов. Среди учителей. 1896/ V.D. Polenov. Among the teachers.
Поселился в Капернауме Приморском. 1907-1908
В.Д. Поленов. Поселился в Капернауме Приморском. 1907-1908/ V.D. Polenov. And lived in Capernaum, which is by the sea.
6F2CFDB3-B85D-4D6D-B16C-3CD197CEF9C7
В.Д. Поленов. Голгофа (Стояли вдали…). 1909/ V.D. Polenov. Calvary (They stood at distance …)

Грандиозную серию из 65 полотен, на которых художник шаг за шагом воспроизвел отдельные моменты ева́нгельской истории, сам Василий Дмитриевич считал «главным трудом всей своей жизни».

Любопытно: один из вариантов картины Поленова «Кто из вас без греха?» в 2011 году был продан на аукционе «Бонхамс» в Лондоне за 5,4 миллиона долларов!

 

English version

«Who among you is without sin, cast the first stone at her.» (John 8: 4-7)

How many times have we used this gospel phrase in a conversation to explain to the speaker the incongruity of his condemnation of his neighbor, the discrepancy of the punishment that is brought down upon him for a perfect misconduct.

In the late 1860s and early 1870s, while still studying painting within the walls of the Imperial Academy, Polenov decided to create a pictorial image of Christ’s ingenious solution to the situation of accusing the sinner of adultery and the inevitability of cruel punishment (described in the Gospel of John). Then he makes the first sketches of the future picture …

Most Russians associate the name Polenov with the famous “Moscow Courtyard”, which, of course, is also presented at the exhibition of paintings by the master in the Tretyakov Gallery on Krymsky Val, dedicated to the 175th anniversary of the famous Russian artist.

There are, of course, his other well-known landscapes.

But the programmatic work of the exhibition is a large-scale painting “Christ and the Adulteress” (“Who Among You Is Without Sin?”).

Energetically strong, filled with fire, beating the viewer into the crown with its scale and expressiveness.

Look at these faces! Each of them is individual and peculiar — characters and temperaments are read in them.

The entire lower part of the huge canvas is visibly divided into two halves: good and evil, peace and chaos, wisdom and passions. A frantic crowd with faces distorted from anger and anger just grabbed a woman who committed the sin of adultery at the crime scene and now drags her against the city wall to stone him.

… Will the new Teacher go against the law that the prophet Moses gave these people?

It turns out — Polenov is also so.

Initially, the painting, entitled “Who Among You Is Without Sin?”, was 
planned to be presented at the 15th exhibition of the Peredvizhniki, but by 
censorship the picture was considered dangerous. Before the exhibition, 
the President of the Imperial Academy, Grand Duke Vladimir Alexandrovich, 
called the canvas “interesting for educated people,” but “very dangerous 
for the crowd,” and Chief Prosecutor Konstantin Pobedonostsev even banned 
even the catalog of the exhibition from printing. For Polenov it was a blow.
The situation was saved by Emperor Alexander III, who arrived at the 
exhibition before its opening. He not only discussed the plot with the 
author and allowed the painting to be shown to the public, but bought it 
from Polenov for a huge sum at that time - 30,000 rubles. In fact, this 
legalized the picture. And with the proceeds, it allowed Polenov to buy 
land on the Oka River and build a estate on his own project.

Museum-Reserve V.D. Polenova is still a unique reserve of the Russian landscape, the places of which are so often depicted by the master in his paintings.

There is also the original version of the painting “Who among you is without sin?” With coal in the full six-meter size of the future pictorial masterpiece. By the way, the strength of the impact is not inferior to the final version.

In preparation for writing “Christ and the Adulteress” in order to penetrate the atmosphere of the Holy Land, to feel its air, to see the architecture and faces of people, Polenov went to the East in the early 1880s. He visits Alexandria and Cairo, Constantinople, Palestine, Syria … He observes, absorbs the unusual for him oriental flavor, makes countless landscape and architectural sketches. But at the end of the trip, he does not immediately write a conceived picture.

Then, in the autumn of 1883, Vasily Polenov, together with his young wife Natalya Vasilyevna (nee Yakunchikova), goes to Italy, where he is looking for faces suitable for a large-scale canvas. Having visited Venice and Florence, the couple get to Rome, and here Vasily Polenov begins to work hard and hard, painting the faces of Roman Jews every day.

It is known that, working on the theme » Christ and the Adulteress «, the artist created over 150 sketches, drawings and large, full-fledged versions of this picture. They can be seen in the Tretyakov Gallery and in the Russian Museum, in the museum-estate of the artist in Polenov, Kharkov, Omsk and Irkutsk art museums.

Creating the image of Christ, Vasily Polenov asked to pose for his student from the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture of the future artist Isaac Levitan. I must say that even if Polenov did not write his masterpieces, he would still need to erect a monument for the training of such an unsurpassed master of the inspired Russian landscape as Isaac Levitan.

... For almost ten years, the original painting hung in the halls of 
the Winter Palace, later, in 1897, it was transferred to the collection of 
the Russian Museum. But there is another version of the canvas, stored in 
the Irkutsk Art Museum. V.P. Sukachev, this is a reduced repetition of 
the main picture, purchased by Alexander III. The fact is that the emperor 
allowed the main work of the artist to be taken and exhibited in Moscow, 
and ordered a copy to be displayed in the province. It was made by a couple 
of Polenov himself and artist Sergey Korovin: Korovin painted figures of 
people and landscape, Polenov - faces. In Moscow, the work of Vasily 
Polenov since that time was no longer demonstrated - for about 130 years.

After the 15th exhibition of the Peredvizhniki, Polenov will plunge headlong into the creation of the famous cycle of paintings “From the Life of Christ”.

Vasily Dmitrievich himself considered the grandiose series of 65 canvases, on which the artist reproduced certain moments of evangelical history step by step, “the main work of his whole life”.

Interesting: one of the options of Polenov’s picture “Which of you is without sin?” Was sold at the Bonhams auction in London for $ 5.4 million in 2011!

70 thoughts on “Поленов. Кто из вас без греха?/ Polenov. Who among you is without sin?

Add yours

  1. Как раз на днях проходили мимо этой выставки, когда ходили в музеи пинбола и культовых автомобилей. 🙂

    1. Есть музей культовых автомобилей? Где же он там в центре разместился? Напишите.

      1. Там где стоянка автомобилей? Помню она раз не работала, потому что был фестиваль каких то машинок, типа картингов. Небось было что то с этим музеем связанное. 😊

      2. Спасибо. Точно со стоянки. Даже не догадывалась, что под мостом могут быть музеи. 🙂

      3. Вот и я не догадывался, пока случайно не наткнулся на инфу в инете. 🙂

      4. Кстати. А что там представлено в музее пинбола? варианты маршрутов шариков? история возникновения? Или пинбол это другое и шире? Будете делать публикацию?

      5. А я вчера писал об этом музее. В принципе, от музея там только название — в основном, это игровой зал, где можно поиграть на разных пинбольных автоматах

      6. Я, видимо, просмотрела. 🙂
        такой музей типа некоторых амстердамских .

      7. Да вордпресс иногда глючит и не показывает в ленте новые посты. У меня такое чуть ли не ежедневно случается. 🙂

      8. у меня и комменты не все показываются в переписке. тоже регулярно.
        Войдешь в публикацию, а там комментарии непрочитанные…

      9. Ага, такая фигня тоже постоянно случается в последнее время.

    1. Рада, что публикация была полезной. Третьяковка устраивает последнее время такие масштабные выставки русских художников. Я тоже узнала про Поленова много нового. Думала, что он только русские пейзажи писал, а оказывается у него была такая работа всей жизни про Христа.

      1. Будем смотреть на выставки вашими глазами 🙂

      2. Это серьезная ответственность. 🙂 Буду смотреть в тысячи глаз, чтобы увидеть с разных сторон. Спасибо.

  2. Интересно. Спасибо.
    Я вот подумала: сколько же картин в мире создано на религиозную тему! А сейчас? Насколько это актуально для творчества современных художников? Как вы думаете?

    1. Да… Океан картин на религиозную тему. И вот ведь настолько было актуально по отношению к тому современному миру, что цензура царская увидела в этой картине опасность для власти.
      Сейчас, конечно, это не такая актуальная тема. Но известные современные художники её тем или иным образом все равно касаются в своем творчестве. Такое у меня ощущение по тем знаниям, которые есть. Особенно в зрелом возрасте, когда появляется время для осмысления жизни.
      Это вопрос смысла жизни, веры, ценностей — религия квинтэссенция этих мыслей. Это сгусток таких мыслей всех людей, живших на земле до нас. А это такая глыба. Просто формы религиозные нам сейчас чужды. Они зверски отстают от времени. Разрыв так велик, что не верится будто его можно преодолеть.
      Поэтому серьезные полотна тем или иным образом несут именно религиозные идеи — формы только другие. И это правильно.

      1. Гуманные идеи были и до христианства. Религия их подхватила и записала как свои. Нужны ведь ориентиры сапиенсам неразумным)))

      2. Так я и говорю о человечестве за всю его историю — почти всё что накопили сейчас в религии сформулировано. Религия конечно же не на ровном месте выросла. 😊

      3. И не одна, а как грибы выросли и теперь договориться не могут, которая важнее)))

      4. Я, видимо, человек совершенно не религиозный. 😊религию воспринимаю как абстрактные философские идеи, нравственность… я совсем не приемлю обрядность, не идентифицирую себя ни с какой религией. А когда так абстрактно, то легче сюжеты религиозные воспринимаются — просто как история и литература, просто как мысли, облеченные в образы. Не задевают поэтому религиозные темы. Как любые другие. 😊

      5. Мы с дочерью были на выставке икон в Риге, много впечатлений, но в коментах не опишешь. Я не религиозна, но уважаю веру моей бабушки и дедушки — они были глубоко верующими людьми. Они не только верили, но и жили согласно своей веры.
        Эта их вера и праведность являются для меня основой нравственности. ☀️

      6. Это достойно уважения.
        Мне нравственность привили родители. Та которая сейчас есть. Основы, как вы правильно говорите. Но они атеисты. И моя вера не имеет ничего общего ни с какой религией. Что то благоприобретенное. Но я вижу что к определенным годам многие становятся именно выцерковленными. Пока это меня удивляет. Но не исключая, что такое и со мной возможно.

      7. Думаю, дело не в религиозности или атеизме.
        Дело в том, чтобы слово с делом не расходилось))
        это так, по-простому.

      8. А у вас, Вера, какие идеи по поводу религиозных тем в картинах?

      9. В Италии пресыщение наступило. Когда мы были в Больнье (там в универе училась моя дочь) мы посетили базилику Святого Петрония, что находится на Пьяцца Маджоре, там есть фреска Джованни из Модены (XV век), иллюстрирующая сцену из Дантова ада, где изображён Пророк Мухаммед, ввергнутый в преисподнюю (как мы знаем, согласно канонам другой религии, изображать пророка недозволенно). Но уступкам нет места, в итоге базилика выглядит как крепость, охраняемая от террористов карабинерами и полицейскими днем и ночью, Ни одна религия не уступает. Печально.

      10. Вот я и говорю. Для меня религия гораздо абстрактнее. Примерно как политика. Мне может нравится какой то сюжет — он для меня важен. И мне довольно неважно при этом как одна религия борется с другой даже по этому поводу.
        Хотя это печально, конечно.
        Если мне библейский сюжет помогает что то понять для себя — я буду рассматривать картины, фрески, скульптуру на эту тему.
        Недавно посмотрела некий фильм про Шанель. Так ее спросили бывает ли ей когда-нибудь стыдно, подразумевая связь с женатым мужчиной, она ответила, что нет — совершенно искренне.
        Мне тоже искренне не стыдно картины на любые сюжеты смотреть, если мне это нравится и помогает.
        И религиозные в том числе. И писать такие картины мне было бы не стыдно, несмотря на непримиримость религий. Уж очень я далека как от религии как таковой.
        Не знаю — понятно ли хоть что нибудь из моих объяснений — как будто полная чушь получилась.
        Возможно я неправильно поняла ваши мысли, Вера, простите некую черствость и тупость в этом вопросе.

      11. Да ну, очень даже понятно. Я ведь не отрицаю, это ж наше наследие, прошлое. Религиозные картины были важны для прихожан. Люди неграмотные были, посмотрят — и все понятно. Наглядно и доходчиво.

      12. Вот-вот. Я прямо ощущаю иной раз себя неграмотной женщиной, которой неплохо бы что то растолковать доходчивым путем. Когда чувствую, что мне растолковали на образном примере — прямо радость накатывает. Серьезно.
        А иконы, кстати, мы с дочерью очень любим смотреть. Особенно когда дочка помладше была. Именно эти строгие правила иконописи ее особенно привлекали. Видела в этом красоту. Красота безусловно есть. Но рамки меня лично придушивают.

      13. Ольга, вас в рамках не удержать. А вот некоторым без них никак. Себе не доверяют😉

      14. Если о рамках. Внешние рамки еще нужны людям которые сами себя не могут в них удержать. Такие упрощают жизнь. Я иной раз жалею, что не могу принимать какие то внешние ограничения. А вы?

      15. Не жалею, но порой приходится несладко)) мне рамки «жмут»))
        Да уж, некоторым рамки нравится, им в этих рамках не так страшно жить. Кажется, жили б себе и не тужили, так они и других всеми силами обратно в рамки пытаются запихнуть)
        Сложноват путь эволюции сознания)))

      16. Охо-хо… вот прочитала только сейчас о том, что человек не должен допускать ситуации возобладать над ним. А то и достоинство свое можно уронить ниже допустимого уровня.
        И опять задумалась — почему я все таки продолжаю работать в том месте, где работаю. Сложен путь познания…

      17. У меня когда-то была ситуация (надеюсь, не рассказывала ещё)))): я тогда работала на двух работах, одна — прибыльная, другая — по душе, но неадекватно оплачиваемая. Измоталась, но так и не могла сделать выбор в пользу какой-то одной.
        Сказала одному человеку: всё, больше так не могу! Он ответил: значит, можешь. Я возмутилась: говорю же, не могу. Он сказал: если не делаешь выбор значит можешь; придёт время — сделаешь этот выбор и легко.
        Раз вы там, Ольга, значит вы там должны быть почему-то, в первую очередь это важно для вас самой. Отработать что-то, понять, закончить, чтоб потом дальше идти и идти легко)))

      18. Вот умеете вы подсказать, Вера, спасибо. Понять бы только что отработать. 😊 надеюсь прояснится в ближайшее время. Потому что уже совсем заходит вся ситуация в тупик. До разрешения недалеко. 🌞

      1. Судя по всему, религиозные образы были реалиями того времени)))
        Все откуда-то знали как выглядели святые…)))
        Греческая мифология повеселее))

      2. Ну, выглядели обычно как соседи . Это как памятники Ленину в разных республиках. То на узбека похож, то на калмыка))

      3. Вот-вот. Это же для них и были реальными историями для большинства. А это и есть реализм. Эта картина, как раз является реалистичным изображением образа Христа и евангельской истории в живописи.
        Люди все как соседи — так и было.

      4. А это и есть реализм. Эта картина рассматривается как попытка реалистичной трактовки образа Христа и евангельской истории в живописи.
        Как если бы это было на самом деле, а люди настоящие. Это же не иконы.

      5. Реалистичны не люди, а живопись. Иконы пишутся по канонам а не реалистично. 😊

      6. Каноны — жесткие границы. У меня внутри все сопротивляется канонам.

    1. Приятно. что картины Поленова доставляют удовольствие. Некоторые такие узнаваемые, как будто знаешь их с рождения. 🙂

  3. Ого. Даже не представляля, что так серьезно к написанию картин тогда относились.
    Поленова знаю.
    Мама меня в его дом музей в дестсве возила.
    Я наверное сочинение потом написала про ето.

    1. Да. Нам дом-музей понравился. Сочинение, наверно, Нонна, у вас прекрасное получилось, думаю, зная ваш слог…
      Тогда художники так серьезно к подготовке своей относились. Все годами ездили по заграницам: учились, писали картины… Сейчас такого подхода нет, мне кажется. Хотя. может, серьезные художники также подходят к этому — просто мы об этом не знаем.🙂

      1. Вот кстати говорят про серьезных инстаграмщиков что они с горой нарядов и девайсов едут в путешествия и снимают снимают снимают. Тоже ведь искусство.

      2. Как раз на днях прочитала про поездку семьи в Исландию. Такие фото классные. И она пишет — вот беру аппаратуру, штатив…конечно, таких фото не сделаешь телефоном.
        Да все искусство, если делать творчески. Вот прочитала сегодня вашу публикацию, Нонна, про Тиндер. Тоже творческий подход. Я правда сама такие игры не пробовала, но поди пойми все правила и балансируй на грани удовольствия. Погружения требует. 👍
        Я такая поздняя, что думаю — до меня как до жирафа дойдет на пенсии 😉

      3. Ну, меня люди попросили мануал написать, я быстренько и сделала.
        Сама кстати поразилась — могу ведь на заказ писать, легко и весело))

      4. Я почему то не сомневалась, что сможете именно легко и весело. Это как любое другое дело — если хочешь сделать, то будешь его любить, хотеть и сделаешь легко и весело. Я и полы так мою (редко правда) — легко и весело, если сама то решила…

      5. Вот про полы точно! Редко, но весело))
        С музыкой. Дети и коты, прячетесь по углам!

      6. ух! мне прямо захотелось полы помыть! и весело стало!
        а то сидят, понимаешь, спокойно все…🤗 T

      7. А кот то как смотрит! Светопредставление, не иначе😅😱

      8. тем более наш, который опасается сам себя и своей тени. такой заяц прямо, а не кот…

      9. не выдерживают напора и энергии — домашние питомцы много векове😅

Добавить комментарий

Blog at WordPress.com.

Up ↑

Больше на ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading