Site icon ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

Поленов. Больная/ Polenov. A Sick Woman

English version below

Есть у Василия Поленова картина, которая вобрала в себя многие его переживания долгого периода жизни: трагизм потерь, бессилие перед смертью и неотвратимостью происходящего.

Это еще одно наше открытие после посещения выставки картин мастера в Третьяковской галерее на Крымском валу, приуроченной к 175-летию со дня рождения знаменитого русского художника.

В.Д. Поленов. Больная, эскиз одноименной картины. начало 1880-х/ A Sick Woman, scetch for a paining of the same name. early 1880s

Трагическое приближение печального исхода чувствуется в каждом мазке маслом. Сизая мгла, обволакивающая постель и лицо девочки, как будто дымом, клубящимся от стены, истонченная, безжизненно падающая рука, стёртое неясное лицо больной, угадывающиеся огромные ввалившиеся темные глаза…

Неожиданно было увидеть эту картину среди изображений просторов средней полосы России, уголков садов, речных пейзажей, стоячих заводей, лесных зарослей… Художник предпочитал писать на своих полотнах открытые пространства, использовать светлые краски.

Работа Поленова «Больная» рождалась долгие годы, как и полотно «Кто из вас без греха?». Картина писалась на протяжении тринадцати лет, ее создание было сопряжено с личными переживаниями мастера: начало работы и ее возобновление были связаны с утратами близких.

Уход из жизни часто является поводом к размышлению, но не каждый решится перенести горе на холст, лишний раз бередя незаживающую рану.

Тема угасающей молодой жизни неоднократно рождала сильные по воздействию живописные работы.

 

В том же 1886 году была написана картина  Эдварда Мунка «Больная девочка», помните?, в которой нашли воплощение воспоминания художника о последних днях жизни его старшей сестры Софи, умершей в 1877 году от туберкулеза.

Вот и Поленов окончательно завершает свою работу над картиной «Больная» после смерти своей любимой сестры-близнеца – Веры Дмитриевны Хрущовой (в девичестве Поленовой). Болезнь Веры развивалась медленно, иногда казалось, что она отступает. В конце декабря 1880 года художник писал в письме: «С тех пор, как ей <Вере> лучше стало, и у меня работа пошла гораздо успешнее, а то ужасно было тяжело». Однако состояние больной становилось все хуже и хуже. Все усилия спасти молодую женщину оказались тщетными – она умерла от плеврита в марте 1881 года, в возрасте 36 лет.

Её портрет также есть на выставке.

В.Д. Поленов. Портрет В.Д. Хрущовой. 1874/ V.D. Polenov. Portrait of Vera Khrushchova. 1874. Вера Дмитриевна Хрущова (1844-1881) — сестра-близнец Поленова. Брала уроки рисунка и живописи, занималась общественной деятеьностью, окончила медицинские курсы и работала в военном госпитале во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов вместе с сестрой, художницей Е.Д. Поленовой. Умерла в возрасте 36 лет от плеврита. Поленов тяжело переживал утрату, сестра была ему близким другом и незаменимым советчиком в вопросах искусства.

Тяжелые известия о ходе болезни Веры Дмитриевны как нельзя более соответствовали настроению Поленова, связанному с работой над «Больной». Весной он окончил картину.  Илья Семёнович Остроухов, русский художник-пейзажист, вспоминал, как осенью 1881 года поехал знакомиться к Поленовым: «Непосредственно за вестибюлем – обширная, высокая комната, приспособленная под мастерскую художника… В углу большая конченная картина «Больная», несколько этюдов.» По свидетельствам современников, работа была завершена в 1881 году.

Датировка 1886 годом объясняется тем, что, решив отправить холст на передвижную выставку, Поленов в последний раз вернулся к нему.

Очень печально, но в этот год Поленов пережил очередную утрату еще одного близкого и дорогого ему человека – своего первенца, старшего сына Феди…

 

… Первоначальный же замысел полотна возникает у молодого Поленова задолго до окончания работы над «Больной» – в 1873 году.

Это произошло в тот период его жизни, когда он долго не мог оправиться от горя, пережитого после смерти горячо любимой им Марии Оболенской, скончавшейся во время осложнения при заболевании корью.

Увлекшись вокалом, Мария приехала учиться пению в Рим, где периодически жили её мать и старшая сестра. Она была серьезной, сдержанной, самоуглубленной. Маруся вместе с сестрой Катей стали участниками русского художественного кружка, куда входили В.Д. Поленов, М.М. Антокольский, ГИ. Семирадский, С.И. и Е.Г Мамонтовы, А.В. и Э.Л. Праховы и другие. Молодежь весело проводила время: осматривали достопримечательности, музицировали, много говорили на самые разные животрепещущие темы. Сестры Оболенские были гостеприимными хозяйками. В этом узком кружке царила почти семейная атмосфера…

О чувстве Василия Дмитриевича к Марии мало кто подозревал, да и сам он пытался бороться с ним, не желая отвлекаться от своих художественных замыслов. Внезапная смерть Маруси глубоко потрясла его: в течение долгого времени молодой художник не мог вернуться к работе, находясь во власти чувств от невосполнимой утраты.

Как бы не было тяжело, Поленов, наконец, принялся за работу: он решил запечатлеть момент ухода из жизни любимой, задумав картину «Больная» и сделал первый карандашный набросок.

В.Д. Поленов. Больная, эскиз первого варианта картины. 1873/ V.D. Polenov. A Sick Woman, sketch of the first version of the picture. 1873

Второй работой, которую он выполнил после смерти девушки, стал её портрет. Поленов не сразу решился расстаться с картиной, она еще долго стояла в его мастерской. В конце 1875 года он отправил картину З.С. Оболенской, матери Марии, которая писала: «Когда я увидала портрет, то была поражена до глубины души, – мне представилось, что моя дорогая Маруся стоит передо мной во всем блеске своих восемнадцати лет, с чудным выражением ее ангельского лица!»

Последующие этапы возвращения к работе над «Больной» связаны у Поленова  с общением с Е.А. Богуславской, влюбленной в художника, очень привязавшейся к нему в результате их длительной переписки. Её горячее желание преобразования общества, мечта об университетском образовании, о равноправии находили отклик в душе художника. Елизавета нашла в его лице искреннего друга.

Постепенно в Лейпциге, где девушка училась, вокруг неё сложился кружок русской молодежи, оказавшейся на чужбине. Все они жили тяжело, бедно, но их объединяли высокие устремления: желание учиться, приносить пользу обществу. Елизавета близко к сердцу принимала их беды, но сама становилась все слабее.

Приступы лихорадки и кашля надолго укладывали больную в постель. Здоровье не улучшалось, врачи диагностировали чахотку, для переезда на родину нужны были средства. Василий Дмитриевич занял нужную девушке сумму, и уже серьезно больная Богуславская смогла вернуться в Россию.

Последнее письмо от девушки Поленов получил в августе 1874 года из Южного Тироля, куда родные отправили Лизу на лечение. Увы, ей не суждено было поправиться. Поленов понимал, что судьба девушки предрешена. В его душе боролись разные чувства.

Воспоминания художника об ушедшей Марии Оболенской переплетались с реалиями последних месяцев жизни любящей его Лизы Богуславской.

Что мог сделать Василий Дмитриевич?

Попытаться воплотить свои переживания на холсте. Он снова вернулся к сюжету «Больная». Работа над картиной возобновилась в конце 1870-х годов.

В.Д. Поленов. Первоначальный вариант картины «Больная». Конец 1870-х – начало 1880-х/ V.D. Polenov. The initial version of the painting «A Sick Woman». late 1870s — early 1880s

Перед нами бедно обставленная комната, на столе книги и лекарства, на постели в изнеможении откинулась девушка. Чемодан под кроватью напоминает о временности этого убогого жилища (чемодан лучше виден на эскизе; к сожалению, время не щадит полотна и краски темнеют — чемодан лишь угадывается на большой картине). Мягкий свет лампы слабо освещает лицо, полное страдания. На полотне оживают строки одного из последних писем Елизаветы Аркадьевны: «Если бы Вы могли только понять, какие мучительные ночи я провожу. С двенадцати начинается буквально непрерывный кашель… Затем до такой степени потею ночью, что к утру подушка и простыня влажные. Словом, ночь для меня – целый ряд мучений».

В.Д. Поленов. Больная. 1886/ V.D. Polenov. A Sick Woman. 1886

Такова и полная тревоги ночь на картине «Больная» – сколько еще таких ночей осталось?

Осенью 1878 года умер отец Василия Дмитриевича. В семье царило грустное настроение.

Постепенно Поленов всё больше склоняется к мысли закончить полностью связанную с печальными воспоминаниями картину…

Под воздействием болезни сестры Веры Дмитриевны и её кончины Поленов, наконец, завершает свое трагическое произведение.

 

У творцов была возможность таким способом прощаться с теми, кто был им дорог, превозмогая боль утраты и устремляясь к свету.

 

English version

Vasily Polenov has a picture that incorporates many of his experiences of a long period of his life: the tragedy of losses, powerlessness before death and the inevitability of what is happening.

This is another of our discoveries after visiting the exhibition of paintings by the master in the Tretyakov Gallery on Krymsky Val, dedicated to the 175th birthday of the famous Russian artist.

The tragic approach of a sad outcome is felt in every oil smear. The gray haze enveloping the bed and the girl’s face, as if smoke swirling from the wall, a thinned, lifelessly falling hand, wiped the unclear face of the sick, guessing huge dark eyes pored in …

It was unexpected to see this picture among images of open spaces of central Russia, corners of gardens, river landscapes, standing backwaters, forest thickets … The artist preferred to paint open spaces on his canvases, using light colors.

Polenov’s work “A Sick Woman” was born for many years, as well as the canvas   «Who among you is without sin?». The painting was painted over thirteen years, its creation was associated with the personal experiences of the master: the beginning of the work and its renewal were associated with the loss of loved ones.

Leaving life is often an occasion for reflection, but not everyone will dare to transfer grief to the canvas, once again covering the unhealed wound.

The theme of a fading young life has repeatedly given rise to paintings with strong effects.

In the same year, 1886, Edward Munch’s painting “The Sick Girl” was written, Remember ?, which embodied the artist’s memories of the last days of his older sister Sophie’s death, who died of tuberculosis in 1877.

So Polenov finally completes his work on the painting » A Sick Woman » after the death of his beloved twin sister — Vera Dmitrievna Khrushchova (nee Polenova). Vera’s disease developed slowly, sometimes it seemed that she was retreating. At the end of December 1880, the artist wrote in a letter: “Ever since it became better for Vera, and my work went much more successfully, and it was terribly hard.” However, the patient’s condition became worse and worse. All efforts to save the young woman were in vain — she died of pleurisy in March 1881, at the age of 36 years.

Her portrait is also on display.

The heavy news about the course of Vera Dmitrievna’s illness corresponded perfectly with Polenov’s mood associated with work on the “A Sick Woman”. In the spring he finished the picture. Ilya Semenovich Ostroukhov, a Russian landscape painter, recalled how he went to meet the Polenovs in the fall of 1881: “Immediately behind the lobby is a vast, high room, adapted to the artist’s workshop … In the corner there is a large finished painting “A Sick Woman”, several sketches.” According to evidence contemporaries, the work was completed in 1881.

The dating of 1886 is explained by the fact that, having decided to send the canvas to a traveling exhibition, Polenov returned to it for the last time.

It is very sad, but this year Polenov experienced another loss of another person close and dear to him — his firstborn, the eldest son of Fedi …

 

… The original idea of ​​the canvas arises from the young Polenov long before the end of work on the » A Sick Woman » — in 1873.

This happened during that period of his life, when he could not recover for a long time from the grief experienced after the death of his beloved Maria Obolenskaya, who died during a complication of measles.

Carried away by vocals, Maria came to study singing in Rome, where her mother and older sister lived periodically. She was serious, restrained, self-deepened. Maroussia, along with her sister Katya, became participants in the Russian art circle, which included V.D. Polenov, M.M. Antokolsky, GI. Semiradsky, S.I. and E.G. Mamontov, A.V. and E.L. Prahova and others. Young people had fun: sightseeing, playing music, talking a lot on a variety of burning topics. The Obolensky sisters were hospitable hostesses. An almost family atmosphere reigned in this narrow circle …

Few suspected Vasily Dmitrievich’s feelings for Maria, and he himself tried to fight him, not wanting to be distracted from his artistic plans. The sudden death of Maroussi deeply shocked him: for a long time the young artist could not return to work, being in the grip of feelings from irreparable loss.

No matter how hard it was, Polenov finally got to work: he decided to capture the moment of the death of his beloved, having conceived the painting “A Sick Woman” and made the first pencil sketch.

The second work that he performed after the death of the girl was her portrait. Polenov did not immediately decide to part with the painting; it stood still in his workshop for a long time. At the end of 1875, he sent a picture of Z.S. Obolenskaya, mother of Mary, who wrote: “When I saw the portrait, I was amazed to the core, — it seemed to me that my dear Maroussia was standing in front of me in all the splendor of her eighteen years old, with a wonderful expression of her angelic face!”

The subsequent stages of returning to work on the «A Sick Woman » are associated with Polenov communication with E.A. Boguslavskaya, in love with the artist, very attached to him as a result of their long correspondence. Her ardent desire to transform society, her dream of university education, of equality, resonated in the soul of the artist. Elizabeth found a sincere friend in his face.

Gradually, in Leipzig, where the girl was studying, a circle of Russian youth was formed around her, who found herself in a foreign land. They all lived hard, poor, but they were united by high aspirations: the desire to learn, to benefit society. Elizabeth took their troubles to heart, but she herself became weaker.

Attacks of fever and cough for a long time laid the patient in bed. Health did not improve, doctors diagnosed consumption, funds were needed to move to their homeland. Vasily Dmitrievich borrowed the amount the girl needed, and the seriously ill Boguslavskaya was able to return to Russia.

The last letter from the girl Polenov received in August 1874 from South Tyrol, where relatives sent Lisa for treatment. Alas, she was not destined to get better. Polenov understood that the fate of the girl was a foregone conclusion. Different feelings fought in his soul.

What could Vasily Dmitrievich do?

Try to embody your experiences on canvas. He again returned to the plot of » A Sick Woman.» Work on the painting resumed in the late 1870s.

Before us is a poorly furnished room, on the table are books and medicines, a girl sat back exhausted on the bed. The suitcase under the bed recalls the temporality of this wretched home. The soft light of the lamp dimly illuminates a face full of suffering. On the canvas come to life the lines of one of Elizabeth Arkadyevna’s last letters: “If you could only understand what painful nights I spend. A literally continuous cough begins at twelve … Then I sweat so much at night that by morning the pillow and sheet are wet. In a word, night is a whole series of torments for me. ”

Such is the night of anxiety in the painting “A Sick Woman”, which is full of anxiety — how many more nights remain?

In the fall of 1878, the father of Vasily Dmitrievich died. A sad mood reigned in the family.

Gradually Polenov more and more inclined to the idea of ​​completing a picture completely connected with sad memories …

Under the influence of the illness of the sister Vera Dmitrievna and her death, Polenov finally completes his tragic work.

In this way, the creators could say goodbye to those who were dear to them, overcoming the pain of loss and rushing to the light.

 

The creators had the opportunity in this way to say goodbye to those who were dear to them, overcoming the pain of loss and rushing to the light.

Exit mobile version