Какие неактуальные лица!/ What irrelevant faces!

English version below

Так написала про лица на  портретах Томаса Гейнсборо дорогая Вера, имя которой определяет её отношение к жизни и к людям («постоянное недоверие — слишком большая цена за возможность быть обманутым»).

Я задумалась: а что такое актуальные лица?

Никогда не рассматривала портреты людей с точки зрения именно их актуальности. Да и сами лица с этой позиции не рассматривала.

О портретах всегда думала, в первую очередь, как об отражении в них особенностей эпохи, о чем справедливо заметила Ирина, нашедшая направление своего пути в йоге («йога – это моё блаженство…»).

Что же такое актуальность, вообще?

Важность, значительность чего-либо для настоящего момента, современность, 
злободневность (https://ru.m.wiktionary.org/wiki/актуальность).

Да, действительно. С течением времени меняются представления о человеческой красоте, о том, как человеку предпочтительно вести себя в обществе, какие позы и движения допустимы, какие прически и наряды в тренде, какие черты характера и особенностей личности в данный момент наиболее популярны и востребованы. Всё так.

Но в моем понимании, это лишь внешняя оболочка, не очень сильно затрагивающая человеческую природу и её настоящие проявления. А людская сущность, на самом деле, выпирает из-под всех одежек, причесок, украшений…

Гейнсборо Портрет Джорджианы Кавендиш, герцогини Девонширской 1787
Томас Гейнсборо. Портрет Джорджианы, герцогини Девонширской. 1787. Обворожительная Джорджиана, герцогиня Девонширская, была, к слову сказать, двоюродной прапрабабушкой принцессы Дианы и дамочкой довольно свободных нравов. Ее красотой восхищались, ее боготворили, она была королевой моды Англии. Светская популярность и патологическая склонность к азартным играм роднила герцогиню с королевой Франции Марией-Антуанеттой. Правда, Джорджиане повезло больше: Марию-Антуанетту ее карточные долги привели на гильотину, а герцогиня Девонширская благополучно прожила в блеске и роскоши, играя едва ли не каждую ночь./ Thomas Gainsborough. Georgiana, Duchess of Devonshire. 1787. Charming Georgiana, Duchess of Devonshire, was, by the way, the cousin of the princess. She was the fashion queen of England. The bright popularity and pathological propensity for gambling is native to the Duchess with the Queen of France, Marie Antoinette. True, Georgians were more fortunate: Marie Antoinette brought her card debts to the Guillotine, and the Duchess lived happily in splendor and luxury, playing almost every night.
Интересная картина: герцогиня ожила - шляпа, платье из муслина, роза, ленты.
кружева!...
Смотрит Джорджиана грустно, словно бы чего-то ждет, написал портрет искусно 
Гейнсборо - модель цветет!
Отдавала дань интрижкам - и судачил долго свет! И романов было - слишком! - 
у нее в расцвете лет;
Сплетничали об изменах: из известнейших людей отмечали непременно, что в 
любовниках был Грэй!
А еще с большим азартом ежедневно обсуждал свет ее пристрастье к картам, 
герцогиню осуждал...
Не творим себе кумира - он глядит на нас сейчас - герцогиня Девоншира с 
тайным блеском карих глаз...
                                                         Иван Есаулков
Гейнсборо Портрет Джона Килмори 1768
Томас Гейнсборо. Портрет Джона Килмори. 1768. Нисколько не польстил художник своему заказчику виконту Килмори из Ирландского Пэрства. Его дородная фигура устойчиво и твердо выступает на первом плане. На фоне пейзажа мужчина среднего возраста, такой же, кажется, кряжистый, как и дерево за его спиной. Ярко-синий и ярко-красный цвета одежды, золотые позументы отделки особенно выделяются на фоне серебристой листвы. Впечатление напряженности позы смягчается легкой саркастической усмешкой, таящейся в уголках губ и взгляде умных глаз. Лицо простое, парик. Мужчина не выглядит образцом изящества и обаяния, однако вызывает чувство уверенности, основательности, видно, что человек знает себе цену и свое место в этой жизни./ Thomas Gainsborough. John Kilmory. 1768. The artist was not at all flattered by his customer, the Viscount Kilmory of Irish Peersty. His stout figure steadily and firmly stands in the foreground. Against the backdrop of the landscape, a middle-aged man, who seems to be as plump as a tree behind him. Bright blue and bright red colors of clothes, gold trim finishes stand out against the background of silver foliage. The impression of tension in the posture is softened by a slight sarcastic grin lurking in the corners of the lips and the look of smart eyes. The face is simple, a wig. A man does not look like a model of grace and charm, however, he evokes a feeling of confidence, thoroughness, it is clear that a person knows his own worth and his place in this life.

Например, напор и настойчивость в своих самых агрессивных и неприкрытых формах, порой так востребованных в наше время, нельзя всегда считать предпочтительнее гораздо более замаскированных черт характера, таких как воля и целеустремлённость, дающих больше преимуществ, по мнению наших предков, да и, на самом деле, являющихся неизмеримо более выигрышными на длинной дистанции.

Так же, как и суперактуальное на сегодня правило – открыто и честно, не скрывая и не умалчивая, заявлять о своих потребностях и желаниях окружающим – правило, которое должно очень жестко балансироваться в человеке чувством меры и сдержанностью. Иначе, при неограниченном использовании – не видя краёв, это правило начинает работать в прямо противоположном направлении, трансформируясь в сверхэгоизм и отсутствие эмпатии, чего, видимо, и опасались люди прошлых веков.

Существует великое множество примеров аналогичного, пограничного, соотношения в человеке разнообразных граней его личности, когда достоинства являются продолжением отрицательных черт характера и наоборот.

За истекшие века маятник представлений об идеальном человеке неоднократно то сильнее сдвигался в сторону одного набора граней характера человека, а то, через небольшое время, неожиданно качался в прямо противоположную сторону …

Гейнсборо Мальчик в голубом. Портрет Джонатана Баттла. 1770
Томас Гейнсборо. Мальчик в голубом. Портрет Джонатана Баттла. 1770. Этот портрет чаще называют «Голубой мальчик». Мальчик показан здесь в костюме «Van Dyck», причудливой версии кавалерской одежды – атласном голубом костюме. Он стоит на земле на фоне тревожного неба. В сумрачном воздухе вечера он является нам среди трав и камней, как озаренное странным светом видение, как голубое мерцающее сияние, как сама действительность на призрачном фоне. Он стоит твердо, уверенно, кажется, что он отлично знает, что ждет его впереди, но в любую минуту готов взмахнуть шляпой и побежать, или вскочить на коня и умчаться вдаль. Мальчик сосредоточен, но взгляд его устремлен как будто сквозь нас, дальше, за горизонт – в далекое и ясное будущее. При этом его образ полон мальчишеского озорства и грации. / Thomas Gainsborough. Boy in the blue. Jonathan Battle. 1770. This portrait is more often called the «Blue Boy». The boy is shown here in a Van Dyck costume, a fancy version of a cavalier’s clothing — a satin blue suit. He stands on the ground against a worrying sky. In the gloomy air of the evening, he appears to us among herbs and stones, like a vision illuminated by a strange light, like a blue flickering radiance, like reality itself against a ghostly background. He stands firmly, confidently, it seems that he knows perfectly well what awaits him ahead, but at any moment he is ready to wave his hat and run, or jump on his horse and rush off into the distance. The boy is concentrated, but his gaze seems to be directed through us, further, beyond the horizon — into the distant and clear future. At the same time, his image is full of boyish mischief and grace.

Именно эти углы и шероховатости человеческой природы, нечаянно высовывающиеся под давлением ли текущей моды или как самостоятельные проявления личности, будучи подсмотрены и талантливо отражены художником, оператором, писателем, фотографом в своем произведении, и бывают особенно интересны в творчестве мастера. Цепляют взгляд, эмоции, душу…

А причёска, макияж, костюм и иные внешние атрибуты, также довольно ярко характеризующие образ человека, добавляют ему ценности, скорее всё же с точки зрения, законов моды и узнавания по ним современника, чем в области глубинного познания людской сущности.

Гейнсборо Портрет Джона Хайеса Сент-Лего 1782
Томас Гейнсборо. Портрет Джона Хайеса Сент-Лего. 1782. Молодой человек скакал по лесу, остановился, соскочил с лошади и залюбовался природой. А может быть, он заслушался пением птиц? Или, возможно, он не один, и вдали он видит отставшую от него амазонку на прекрасной лошади и с легкой, едва заметной полуулыбкой ожидает прелестницу? В любом случае — это джентльмен, образованный, хорошо одетый, не бедный. Лицо симпатичное, одухотворенное, на нем нет следа надменности, напыщенности, зато видно, что он довольно доброжелательный и спокойный. Картина заставляет зрителя придумывать свой сюжет, но, возможно, в этом и есть интерес полотна?/ Thomas Gainsborough. John Hayes St. Lego. 1782. A young man galloped through the forest, stopped, jumped off his horse and admired nature. Or maybe he was heard by birdsong? Or, perhaps, he is not alone, and in the distance he sees the Amazon lagging behind him on a beautiful horse and with a light, barely noticeable half-smile awaits a pretty lady? In any case, this is a gentleman, educated, well-dressed, not poor. The face is pretty, spiritualized, there is no trace of arrogance, pompousness on it, but it can be seen that he is quite friendly and calm. The picture forces the viewer to come up with their own plot, but perhaps this is the interest of the canvas?
Гейнсборо Портрет миссис Кристофер Хортон 1766
Томас Гейнсборо. Портрет миссис Кристофер Хортон. 1766. Гейнсборо создал яркий индивидуальный образ миссис Хортон, позднее герцогини Кэмберленд. Современник так отозвался о миссис Хортон: «Это молодая вдова лет двадцати четырех (на самом деле ей было двадцать восемь), очень хорошенькая, хотя и некрасивая, прекрасно сложенная, с самыми обольстительными глазами на свете, с ресницами в ярд длиной. Кокетливая сверх всякой меры, изящная, как Клеопатра, она расчетливо управляет своими чувствами и намерениями». При этом Гейнсборо успешно справился со своей задачей. Он сумел передать не только ее прелестные черты, но и саму натуру очаровательной обольстительницы: в ее томном взоре чувствуются холод и жесткость./ Thomas Gainsborough. Mrs. Christopher Horton. 1766. Gainsborough created a vivid individual image of Mrs. Horton, later the Duchess of Cumberland. A contemporary spoke of Mrs. Horton: “This is a young widow of twenty-four years old (in fact, she was twenty-eight), very pretty, although ugly, beautifully built, with the most seductive eyes in the world, with eyelashes a yard long. Flirtatious beyond measure, elegant, like Cleopatra, she prudently controls her feelings and intentions. » At the same time, Gainsborough successfully coped with his task. He managed to convey not only her charming features, but also the very nature of a charming seductress: in her languid gaze, cold and hardness are felt.

 

Фотохудожник Екатерина Рождественская попыталась в своих проектах «Частная коллекция» и «Мужчина и женщина» выявить то, что нас объединяет с ранее живущими людьми, что у нас общего и что никак не удастся именно сейчас почувствовать нашим современникам в человеке прошлого. А также Рождественская дает нам возможность осознать, что не существует такой уж принципиальной разницы между мужскими и женскими лицами.

Вас не поражает невероятная схожесть лиц?

Е. Рождественская Игорь БобринЕ. Рождественская Ингеборга ДапкунайтеЕ. Рождественская Игорь НиколаевЕ. Рождественская Юлия КовальчукЕ. Рождественская Екатерина ВуличенкоЕ. Рождественская Леонид МлечинЕ. Рождественская Татьяна Лазарева

Прочитала недавно одно любопытное  доказательство красоты каждого человека, почти что методом математической индукции: «Если Создатель (Мать-природа, Господь Всемогущий, Вселенский разум, Абсолют, …– нужное подчеркнуть) потрудился над совершенством и красотой такой крошечной малости как снежинка, неужели целый человек может быть сделан абы как?! … Красота целого мира в уникальности и разнообразии совершенств».

Если признать, что мы такие уникальные и совершенные, то – как согласиться с неактуальностью каждого конкретного лица.

Оно неповторимо и этим необычайно ценно.

А уж сумел ли мастер отобразить в своем произведении эту уникальность и неповторимость или не смог, получилось ли у зрителя это увидеть  или нет – это следующий вопрос.

 

Среди прочего, про понятие «актуальность» наткнулась на цитату из философа и богослова С.Н. Булгакова: «Актуальность Бога в мире, делающая реальным время и установляющая времена и сроки мировых свершений, полагает основу истории».

И сломала голову при попытке это понять…

До актуальности ли лиц после этого? 😊 …

 

English version 

So wrote about the faces in the portraits of Thomas Gainsborough dear Vera, the name of which determines her attitude to life and to people («constant distrust is too high a price for the opportunity to be deceived»).

I thought: what are actual faces?

I have never considered portraits of people in terms of their relevance. And the people themselves from this position did not consider.
I always thought about portraits, first of all, as a reflection of the features of the era in them, which Irina rightly noted, who found the direction of her path in yoga («yoga is my bliss …»).

What is relevance in general?

The importance, significance of something for the present moment, modernity, 
topicality (https://ru.m.wiktionary.org/wiki/relevance).

Yes indeed. Over time, ideas about human beauty, about how it is preferable for a person to behave in society, what poses and movements are permissible, what hairstyles and outfits are in trend, what personality traits and personality traits are currently most popular and in demand, change. It’s like that.
But in my understanding, this is only the outer shell, not very much affecting human nature and its real manifestations. And the human essence, in fact, sticks out from under all the clothes, hairstyles, jewelry …

For example, pressure and perseverance in its most aggressive and blatant forms, sometimes so in demand in our time, cannot always be considered preferable to much more disguised character traits, such as will and determination, which give more advantages, according to our ancestors, and indeed, business, which are immeasurably more advantageous over a long distance.
Just like the super-relevant rule for today — openly and honestly, not hiding and not silent, declaring your needs and desires to others — a rule that must be very tightly balanced in a person with a sense of proportion and restraint. Otherwise, with unlimited use — without seeing the edges, this rule starts working in the exact opposite direction, transforming into superegoism and lack of empathy, which, apparently, people of past centuries were afraid of.

There are a great many examples of a similar, borderline, correlation in a person of the various facets of his personality, when virtues are a continuation of negative character traits and vice versa.
Over the past century, the pendulum of ideas about the ideal person has repeatedly shifted more strongly towards one set of facets of a person’s character, or, after a short time, unexpectedly swung in the opposite direction …

It is these angles and roughnesses of human nature that inadvertently protrude under the pressure of the current fashion or as independent manifestations of personality, being spied and talentedly reflected by the artist, cameraman, writer, photographer in his work, and are especially interesting in the work of the master. They catch the eye, emotions, soul …

And the hairstyle, make-up, costume and other external attributes, which also quite vividly characterize the image of a person, add to him values, most likely from the point of view of the laws of fashion and recognition of a contemporary by him than in the field of deep knowledge of human nature.
Photographer Catherine Rozhdestvenskaya in her projects “Private Collection” and “Man and Woman” tried to identify what unites us with previously living people, what we have in common and what our contemporaries cannot feel right now in a man of the past. And also Christmas gives us the opportunity to realize that there is no such fundamental difference between male and female faces.
Aren’t you struck by the incredible similarity of faces?

Recently I read one curious proof of the beauty of each person, almost by the method of mathematical induction: “If the Creator (Mother Nature, the Lord Almighty, the Universal Mind, the Absolute, … — emphasize the necessary) worked on the perfection and beauty of such a tiny smallness as a snowflake, can a whole person be made anyhow ?! … The beauty of the whole world in the uniqueness and diversity of perfection. »

If we admit that we are so unique and perfect, then — how to agree with the irrelevance of each individual person?
It is unique and extremely valuable.
And whether the master managed to reflect this uniqueness and uniqueness in his work, or could not, whether the viewer managed to see it or not, is the next question.

Among other things, about the concept of «relevance» stumbled upon a quote from the philosopher and theologian S.N. Bulgakova: “The relevance of God in the world, making time real and setting the times and deadlines for world achievements, laid the foundation of history.”
And she broke her head when trying to understand this …

Are persons up to date? 😊 …

 

 

24 thoughts on “Какие неактуальные лица!/ What irrelevant faces!

Add yours

  1. Мона Лиза — актуальное лицо? Валерий Комиссаров, есть такой телеведущий и режиссер, когда-то создал блестящий видеоклип (названия не помню). Он останавливал женщин, случайных прохожих, и просил их изобразить Мону Лизу. Старые, молодые, толстые, худые — всякие стали героями клипа. В своей одежде, без грима и прочих спец. эффектов — они просто улыбались. Как же преображались эти женщины! Они все мгновенно становились по-своему красивыми. Они становились неподражаемыми, подражая Моне Лизе. А еще в этом клипе была невероятно интересная музыка, которая была словно новой одеждой женщины, словно фоном нового лица. Всегда актуального лица! ( — хотя я таких определений прежде не использовала)

    1. Интересный опыт с Моной Лизой. Можно поискать это видео в интернете.
      Я согласна про «всегда актуальное лицо».
      Кстати женщину всегда можно сделать необыкновенно красивой — именно такую как она есть, но совершенно преображенной. При этом меняют её внешне, но с изменением внешности меняется и выражение ее лица, взгляд, походка, осанка. Как будто на неё надевают другую внешнюю оболочку, показывая ей — насколько она на самом деле хороша. Много и таких телевизионных шоу.

  2. Мы меняемся со временем. И внешнее сходство всего лишь сходство «Федот да не тот». Веками меняются наши лица, выражения глаз, голоса. Послушайте голоса из прошлого- это совершенно иные вибрации. Мы все время эволюционируем, хоть и медленно. Мы можем подражать, но наш взгляд из-под бровей будет иным. Мы знаем генетически больше, чем наши предки. В наших взглядах уже нечто иное.
    Это всего лишь мои мысли, не подтверждённые заключениями ученых. Мне ведь для своего взгляда не нужен учёный вердикт. Я по-прежнему не претендую на истину😊

    1. Так никто из нас не претендует на истину. Это дискутируемые точки зрения. Для этого и публикуются.
      Я об этом и пишу — что вычленяется то, что может быть понято в предках и то, что уже не может быть прочувствовано. Но меня продолжает волновать такое сходство — оно удивляет, несмотря ни на что.
      А тема же другая была с вашей подачи, Вера. Про неактуальность лиц. О применимости или неприменимости этого понятия к лицам. 😊
      Можем ли мы узнать что-то для себя новое, разглядывая лица старых времен.

      1. Во взглядах современников больше суеты и тревожности… во взглядах предков (не во всех, конечно) неторопливость и наивность… хитрость тоже, куда ж без неё)), Однако есть ещё кое что — считывается (мной))) наивная надежда и вера в будущее))) У наших современников этой наивности явно меньше))

      2. В массе наивности, возможно, меньше, но она есть на отдельных лицах. Надежда на лучшее — она в человеке не убиваема.
        В России еще у каждого просвечивает в той или иной степени надежда на авось — тоже не истребляемая.
        Поэтому, если смотреть статистически, то — да, а если отдельные лица, они настолько разные, что не могут охватиться едиными правилами.

      3. Правил вообще нет. Есть впечатления. «Рыбак рыбака видит издалека»😊 я тоже в наивных😂

      4. Я думаю, что наивность — это очень трогательное качество. Оно напрямую связано с оптимизмом. Как близнецы-брат с сестрой. Поэтому слезы лишние — наоборот, радость.

      5. Я того же мнения. Ценное качество. Утратить легко, вернуть невозможно)))

      6. 😊 поэтому хорошо бы не исчезало, несмотря на отщелкивающиеся поколения: то больше, то меньше, но не пропадало полностью.

      7. 😊 я думаю, что я передала детям по наследству…

      8. Думаю. Но уверенности нет. Это же одна из черт личности. Мне кажется, что это не благоприобретенное, потому что жизненный опыт мало на этом сказывается.

      9. Вот тема. Надо об этом поразмыслить. Вообще-то моя мать тоже наивная. Я даже когда-то подсмеивалась над этой ее чертой. А сама-то недалеко от неё ушла))))

      10. Причем, с возрастом все наши черты усиливаются. Поэтому у стариков становятся такие наивные представления о жизни. И кстати лица и взгляды сильно меняются. 😉

      11. Тоже тема. Про стариков. Вот, Ольга, нам ещё много о чем говорить и говорить😉

      12. Это точно. Удивляешься сколько всего есть еще не обдуманного. Я вот увлеклась упомянутым мною С.Н Булгаковым (философом и богословом). Первый раз столкнулась с вменяемой религиозной позицией. Интересно.

      13. Тоже правильно. Юнг еще никому не мешал😊

  3. я бы сказала: какие ЖИВЫЕ лица!! Настоящие, натуральные, эмоциональные и разные.

    1. Очень хорошее слово подобрали — ЖИВЫЕ. Со всеми нюансами чувств и эмоций, которые на них отражаются.
      И в этой живости очень привлекательные.
      😊

Добавить комментарий

Blog at WordPress.com.

Up ↑

Больше на ЛЮБИТЬ ПОДРОСТКА

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading